Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник





Скачать 417.34 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник
страница1/2
Дата публикации09.08.2014
Размер417.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3»

городского округа Прохладный

г. Прохладный, ул. Ленина, 19, Телефон: (886631) 45032

Эл. почта: licey3Kbr@mail.ru


Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО ______________________ ___________________

протокол № 1 Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Лицей №3»

от «__» __________201_ г. /Севастьянова И.В./ /Чернышова С.С./

________________ от «__» __________201_ г. от «__» __________201_ г.

Руководитель ШМО

Салова О.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»

для 6 класса

на 2013-2014 учебный год

(3 часа в неделю)
Количество часов на 1 полугодие- 48 часов.

Всего часов- 102.

В неделю- 3 часов.

Плановых уроков развития речи - 5 часов.






Составитель:

учитель русского языка

Ткалич Татьяна Владимировна



Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник: Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия «Год после детства». В 2-х частях, /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, М.: «Баласс», 2012 г.

г. Прохладный

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

• Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год;

• Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

• Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

• Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Программа по литературе, 5-11 классы». - В сб.: «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». - М.: Баласс, 2010

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы по авторской программе Бунеева Р.Н и Бунеевой Е.В..

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

 освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В целом изучение литературы в 6-м классе ориентировано на «Концепцию модернизации российского образования», принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника. Главная отличительная особенность литературы в 6-м классе в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Отсюда цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

В 6-м классе выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет избежать перегрузки учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса. Как основа структурирования курса выделяется следующее базовое теоретико-литературное понятие: жанр.

В 6-м классе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебник предлагают достаточный объём произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся; уделяется достаточное внимание развитию речи учащихся с целью обучения восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме.

Таким образом, курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Прогнозируемые результаты обучения в 6 классе

Изучение литературы в 6 классе призвано обеспечить:

 приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

 формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

 развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отражённых в них явлений жизни;

 воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

 воспитание культуры речи учащихся.

Устно:

 Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

 Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

 Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

 Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

 Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

 Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имён и т. д.), каталогов.

Письменно:

 Письменный развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с изученным.

 Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

 Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

 Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

 Создание письменного оригинального произведения (сказки, детектива, приключенческого рассказа, стихотворения).

 Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» школьники должны:

чтение и восприятие

 прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

 воспроизвести их конкретное содержание,

 дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

 анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

 особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

 род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

 выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

 обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

 объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

 пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

 давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

 писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

 писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

 писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

 выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

• обращённость любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

• ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

• оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

• ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

• начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

• глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

• уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

• качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе. (Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)

Программа адресована учащимся 6-го класса. Литература как учебный предмет входит в образовательную область «филология». Сроки реализации данной программы - 1 год. Программа 6 класса по литературе рассчитана на 3 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса 6-й класс

Введение

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.

Раздел 1. Пролетая над снами...

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Герои мистической литературы. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе.

П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении). Философский смысл новеллы и повести.

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный приём. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.

Раздел 2. Сказки для взрослых

Вечные темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её недетские вопросы. Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

П.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

Теория литературы. Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная сказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».

Раздел 3. Следы во времени

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.

Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин). Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы. Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приёмы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.

Раздел 4. Открывая мир вокруг

Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.

Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...»,

М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О' Генри «Последний лист». Герои О' Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.

Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы...

Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Для текстуального изучения.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.

Эзоп. Басни.

Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

Р. Бёрнс. Эпиграммы и эпитафии.

Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).

Теория литературы. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.

Раздел 6. Стихи из заветной тетради

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

Для текстуального и обзорного изучения.

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.

Теория литературы. Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Обобщение

Мир твоей литературы.

Развитие речи.

1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение-размышление о книге.

3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

4) Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).
Список произведений для заучивания наизусть

Жуковский В.А. «Светлана» (отрывок)

Крылов И.А. «Петух и Жемчужное зерно» и одна по выбору

Лермонтов М.Ю. «Русалка», «Сон» (по выбору)

Лонгфелло Г. «Песнь о Гайавате» в переводе И.А. Бунина (отрывок из вступления)

Пушкин А.С. «Бесы», «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь») (по выбору)

Поэты о войне: Гудзенко С. «Перед атакой», Окуджава Б. «До свидания, мальчики...», Петровых М. «Апрель 1942», Симонов К. «Жди меня», Слуцкий Б. «Лошади в океане» (по выбору)

Ахматова А. «Цветов и неживых вещей...», Бродский И. «Ветер оставил лес...», Бунин И. «Первый утренник, серебряный мороз...», Есенин С. «Где ты, где ты, отчий дом...», Пастернак Б. «Никого не будет в доме...», Цветаева М. «Домики старой Москвы» (по выбору)
Список литературы для самостоятельного чтения учащихся

Раздел 1

А.С. Пушкин «Гробовщик», «Русалка»

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

А. Стругацкий, Б. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу»

А.К. Толстой «Упырь»

Ги де Мопассан «Орля»

Раздел 2

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золо¬том петушке»

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Н.П. Вагнер «Сказки Кота-мурлыки»

А.Н. Толстой «Русалочьи сказки»

А.Н. Островский «Снегурочка»

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей»

В. Гауф «Калиф-аист», «Холодное сердце», «Карлик Нос»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Соловей», «Дикие лебеди», «Оле-Лукойе»

О' Уайльд «Мальчик-звезда»

П. Трэверс «Мэри Поппинс»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

X. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Я. Корчак «Король Матиуш I»

Раздел 3

Русские былины

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

НА. Кун «Мифы Древней Греции»

Гомер «Одиссея»

Раздел 4

АС. Пушкин «Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»

Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество»

ИД. Василенко «Артёмка»

М.Горький «Детство», «В людях»

Л. Чарская «Записки институтки»

А.Я. Бруштейн «Дорога уходит вдаль»

В А. Осеева «Динка»

Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

А.Г. Алексин «А тем временем где-то», «Мой брат играет на кларнете», «В тылу как в тылу», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества»

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Ч.Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

М.-М.Додж «Серебряные коньки»

Раздел 5

И А. Крылов. Басни

Джером К.Джером. «Трое в одной лодке, не считая собаки»

А.П. Чехов «Злоумышленник», «Хамелеон»
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

 историко-культурный контекст изучаемых произведений;

 основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

 работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 сопоставлять литературные произведения;

 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

 писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Введение. Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!

1




Раздел I. Пролетая над снами…

23

1

Баллада как литературный жанр. В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе.

4




Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

3




А.С. Пушкин «Бесы», «Утопленник». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

1




А. П. Чехов «Страшная ночь»

1




Истоки мистического в литературе. П. Мериме и «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь») А.С. Пушкина.

1




П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

2




Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении). Философский смысл новеллы и повести.

3




М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

7




Обобщение по разделу

1




Раздел 2. Сказки для взрослых.

18

1

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её недетские вопросы. Построение сказки («рассказ в рассказе»).

3




П.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

2




Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

4




Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

3




А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви. М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

2




В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

1




Обобщение по разделу

1




Раздел 3. Следы во времени

18

1

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

5




Эпос разных народов.Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

1




Из абхазских сказаний о нартах. Из киргизского эпоса «Манас».

2




Из якутского эпоса «Олонхо». Из карело-финского эпоса «Калевала».

1




Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

2




Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

3




Гомер «Одиссей у циклопов».

3




Раздел 4. Открывая мир вокруг

25

1

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк»

6




Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

2




М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.

2




А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

2




О' Генри «Последний лист». Герои О' Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

2




А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

8




К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете». Обобщение по разделу

1




Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы...

15




Басни. Эзоп. И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

4




М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

2




А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

2




Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

2




И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

1




Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).

1




Р. Бёрнс. Эпиграммы и эпитафии. Обобщение по разделу







Раздел 6. Стихи из заветной тетради.

1

1

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.

1




Подведение итогов года

1



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconБунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык: Учебник для 6 класса основной...
Рабочая программа по русскому языку для VI класса создана на основе программы по русскому языку для основной школы Р. Н. Бунеева,...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconРабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconУчебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconРабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой...
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconМеркин Г. С. Литература. Учебник для 5 класса. 1,2 части
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В., Комиссаровой Л. Ю., Текучёвой И. В. Русский язык. – М.: Баласс, 2005
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconУчебник : «Дом без стен». Учебник литературы для учащихся 8-ых классов...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (Баласс, 2006). Рабочая программа учебной дисциплины разработана...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconРабочая программа «русский язык» 5-9 классы
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconРабочая программа по литературе (предмет, название курса) для 6«А», 6 «Б», 6 «М»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Образовательной системы «Школа 2100», авторской...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconРабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования...
Рабочая программа по литературе для VI класса создана на основе программы по литературе для основной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой и И. В. Текучёвой. Программа ориентирована на учебник iconРабочая программа по литературе за курс основной школы составлена...
Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск