Скачать 31.55 Kb.
|
Тема урока: «Имена существительные общего рода» 5 класс (по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Комиссаровой Л.Ю., Текучёвой И.В. Русский язык. – М.: Баласс, 2005) Тип урока: усвоение новых знаний. Цели: * познакомить учащихся с существительными общего рода с оценочной и стилистической окраской; * научить учащихся определять род, коммуникативную роль и сферу употребления существительных общего рода. Ход урока ------------------------------------
Мы продолжаем изучение темы «Имя существитель- ное». А новую тему сегодняшнего урока определим, выполнив задание.
Шли от деревн_, стоял на алле_, выступала на лекци_, букет из сирен_, о внимани_ на уроке, время от времен_, добежал до рощ_, говорил об иллюстраци_, занимался в библиотек_.
Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов (депо). Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло). Спортивная игра в мяч на воде (поло). Низкорослая шотландская лошадь (пони). Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей (филе). Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (тире). Человек, который любит затевать драки, ссоры (забияка). -Род какого слова вы не определили? (Забияка.) Почему? А можно сказать о Васе, что он забияка? А о Маше? Какого рода это слово? Мужского или женского? Учебная задача. Мы должны решить с вами, что это за существительные, к какой группе слов они относятся; какая форма рода им свойственна.
Задание. Чтобы определить, какого рода – мужского, женского, среднего – подобные существительные, выполним задание. Прочитайте, определите род выделенных слов (на доске). «Умница»,- сказала мама Вере. «Что же ты за непоседа!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку. «Ну и копуша же ты, Варя»,- не выдержал отец. Назовите род выделенных слов. Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.) - Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими. С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде. Как определить их род? Как вы считаете: можно ли их род назвать общим? Вывод. Итак, мы определили тему нашего урока- «Существительные общего рода». Прочитайте правило на стр. 27и убедитесь, что в результате наблюдения и рассуждения мы с вами правильно определили признаки существительных общего рода.
Выпишите существительные общего рода, определите их род, где это можно. Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался, и метался. «Ах ты обжора! Ах, злодей!»- тут Ваську повар укоряет. «Как расшумелся здесь! Какой невежа!»- про дождик говорит на ниве камень лежа. Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк. - Скажите: вам трудно было определить род существительных общего рода? (Нет.) Почему? (Помог контекст.) Уточните значение слов: невежа, невежда (учитель предлагает учащимся поработать со словарем). Вывод. Как мы видели, существительные общего рода встречаются в баснях И.А. Крылова. С какой целью они употребляются? (Дать характеристику герою точно, лаконично, метко.) А в разговорной речи употребляются такие существительные? (Да.) -Значит, сфера употребления этих существительных – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека), в быту, в разговорной речи (это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику). 4.Формирование умений и навыков. 1) Лексическая работа. |