Скачать 496.67 Kb.
|
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по литературному чтению, для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования, предложенного Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В., с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014 уч.год, утверждённого приказом директора по школе № 243 от 30.08.2013г. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка. 2. Цели и задачи обучения в 4 классе. Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
3. Краткая характеристика предмета. В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка:
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
В 4 классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» - это курс русской детской литературы ХУП-ХХ1 вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1-4 классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1 классе дети читают стихи С. Я. Маршака для малышей, во 2 классе - его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3 классе - пьесу, в 4 классе - статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошков- ской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4 классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4 класса форма подачи текстов - диалоги постоянно действующих героев - профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников. 4. Место учебного предмета в учебном плане. Учебный план МБОУ СОШ №5 составлен на основании Федерального учебного плана, утверждён Приказом директора по школе № 243 от 30.08.2013 года. На основании учебного плана в 4 классе предусмотрено 3 часа в неделю. 5.Особенности преподавания литературного чтения. В рабочей программе предусматривается внедрение НРК и выделение 10-15% от времени на региональный компонент. НРК проводится на уроках в следующих темах:
Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы. Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности. В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы. Работа с текстом до чтения. В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста. Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения. В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:
Работа с текстом во время чтения.
Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.
В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся. Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов). Работа с текстом после чтения. Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя. В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света». Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста. Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения:
6. Особенности класса. В классе 28 учащихся. Мотивация: Класс характеризуется высоким уровнем мотивации к обучению чтения. По итогам 3 класса- на 4 и5 закончили 19 учащихся Низкая мотивация к учению у Гетман Инги, Доброго Владислава, Сафонова Влада, Чабиной Екатерины. Интеллектуальный уровень: Интеллектуальный уровень класса высокий. Ребята активно участвуют в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах разного уровня, где часто занимают призовые места. Самостоятельно повышают свой интеллект, посещая дополнительные занятия в других учреждениях города. (Лингвистических центрах). Ответственность за учебную деятельность: Ребята не пропускают занятия без уважительной причины, систематически готовят домашнее задание, активно работают на уроке и стараются выполнять все требования учителя. Стремятся управлять своими эмоциями и эмоциями других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия); чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей; развивают этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Уровень воспитанности учащихся Коллектив характеризуется высоким уровнем воспитанности, сформированы такие качества как вежливость, тактичность, нравственная дисциплина, взаимоотношения с учителями уважительные. Ребята принимают активное участие в жизни класса и школы, добросовестно выполняют общественные поручения. 7. УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014 уч.г. рассмотрен на заседании экспертно - методического совета (Протокол № 5 от 28.03.2013 г.) и утверждён приказом директора по школе № 109 от 28.03.2013г. Перечень учебников соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 уч.год (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1067 от 19.12. 2012г.) 2. Основное содержание программы 4 класс – 102 часа «Любимые книги» - 6ч. Стихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, фантастическая повесть Е.Велтистова. «У истоков русской детской литературы» - 18 ч. Стихи А.Пушкина, Н.Кончаловской, детские стихи А.Шишкова. стихи Савватия, «Поучения» Владимира Мономаха, светские рассказы, «Повести временных лет», стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, статьи Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и ума». «XIX век. Путешествие продолжается» - 28 ч. Басни И.Крылова, литературные сказки А.Погорельского, В.Жуковского, В.Даля; стихи и сказки А.Пушкина, стихи А.Майкова, А.Толстого, Ф.Тютчева, А.Плещеева о природе, Н.Некрасова, учебные книги Л.Толстого, К.Ушинского; рассказы А.Куприна, Д.Мамина-Сибиряка, А.П.Чехова. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - 50 ч. Стихи Ю.Владимирова, А.Введенского, Д Хармса; К. Чуковского, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской, Э.Успенского, стихи Н.Матвеевой, А.Барто, Ю.Коринца; смешные рассказы В.Драгунского, Н.Носова; литературные сказки В.Маяковского, Ю.Олеша, Б.Галанова; повести А.Гайдара, Л.Кассиля, пьеса-сказка С.Козлова, интервью с Тимом Собакиным. Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя. 3. Обязательный минимум диагностического инструментария
|
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс I. Пояснительная записка... Мо и н рф, тематического планирования, предложенного Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., с учётом учебного плана мбоу сош №5 на 2013-2014... | Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | ||
Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по литературному чтению 3-а класс Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е.... | Рабочая программа по литературному чтению (указать предмет, курс,... Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Рабочая программа ориентирована на использование учебно методического комплекта | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных... Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Литературное чтение и слушание | ||
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка Учебная программа строиться на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического к литературоведческого | Пояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета по литературному... Гбоу сош №2032, и авторской программы курса литературного чтения для учащихся 2 класса общеобразовательных школ авторов Л. Ф. Климановой,... | Программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного... | ||
Рабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального... | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы обучения чтению ( краткий историко-критический обзор методов обучения чтению). Основные методы обучения литературному чтению... | Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению разработана... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России |