Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета





Скачать 496.67 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета
страница1/3
Дата публикации11.08.2014
Размер496.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

I. Пояснительная записка


  1. Основа содержания обучения предмета.

Программа по литературному чтению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по литературному чтению, для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования, предложенного Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В., с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014 уч.год, утверждённого приказом директора по школе № 243 от 30.08.2013г.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
2. Цели и задачи обучения в 4 классе.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами;

  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  1. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

  2. овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

  3. воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной* литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходство и различия исполь­зуемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

  4. формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни5.


3. Краткая характеристика предмета.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

  2. овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  2. приобщение к литературе как искусству слова;

  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В 4 классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» - это курс русской детской литературы ХУП-ХХ1 вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческо­го. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1-4 классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1 классе дети читают стихи С. Я. Маршака для малышей, во 2 классе - его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3 классе - пьесу, в 4 классе - статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Бла­гининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошков- ской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста.

В 4 классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4 класса форма подачи текстов - диалоги постоянно действующих героев - профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С по­мощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

4. Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный план МБОУ СОШ №5 составлен на основании Федерального учебного плана, утверждён Приказом директора по школе № 243 от 30.08.2013 года. На основании учебного плана в 4 классе предусмотрено 3 часа в неделю.
5.Особенности преподавания литературного чтения.

В рабочей программе предусматривается внедрение НРК и выделение 10-15% от времени на региональный компонент. НРК проводится на уроках в следующих темах:

  1. «Любимые книги».

  2. «У истоков русской детской литературы».

  3. «19 век. Путешествие продолжается».

  4. «Век 20. Новые встречи со старыми друзьями».

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

  1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

  2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

  3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.


Работа с текстом во время чтения.

  • Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

  • Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.
Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).
Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую по­зицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писа­теле с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематиза­цией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля ис­следовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.

Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе

В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения:

  1. по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;

  2. знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:

  • рассматривание книги, знакомство с писателем;

  • чтение учителем фрагмента из любого текста;

  • самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;

  • самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;

  1. урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку.


6. Особенности класса.

В классе 28 учащихся.

Мотивация: Класс характеризуется высоким уровнем мотивации к обучению чтения. По итогам 3 класса- на 4 и5 закончили 19 учащихся

Низкая мотивация к учению у Гетман Инги, Доброго Владислава, Сафонова Влада, Чабиной Екатерины.

Интеллектуальный уровень: Интеллектуальный уровень класса высокий. Ребята активно участвуют в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах разного уровня, где часто занимают призовые места. Самостоятельно повышают свой интеллект, посещая дополнительные занятия в других учреждениях города. (Лингвистических центрах).

Ответственность за учебную деятельность:

Ребята не пропускают занятия без уважительной причины, систематически готовят домашнее задание, активно работают на уроке и стараются выполнять все требования учителя.

Стремятся управлять своими эмоциями и эмоциями других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия); чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей; развивают этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Уровень воспитанности учащихся

Коллектив характеризуется высоким уровнем воспитанности, сформированы такие качества как вежливость, тактичность, нравственная дисциплина, взаимоотношения с учителями уважительные. Ребята принимают активное участие в жизни класса и школы, добросовестно выполняют общественные поручения.

7. УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. В океане света : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Буне- ев, Е. В. Бунеева. - М.: Баласс : Школьный дом, 2012.

  2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014 уч.г. рассмотрен на заседании экспертно - методического совета (Протокол № 5 от 28.03.2013 г.) и утверждён приказом директора по школе № 109 от 28.03.2013г.

Перечень учебников соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 уч.год (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1067 от 19.12. 2012г.)

2. Основное содержание программы

4 класс – 102 часа

«Любимые книги» - 6ч. Стихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, фантастическая повесть Е.Велтистова.

«У истоков русской детской литературы» - 18 ч. Стихи А.Пушкина, Н.Кончаловской, детские стихи А.Шишкова. стихи Савватия, «Поучения» Владимира Мономаха, светские рассказы, «Повести временных лет», стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, статьи Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и ума».

«XIX век. Путешествие продолжается» - 28 ч. Басни И.Крылова, литературные сказки А.Погорельского, В.Жуковского, В.Даля; стихи и сказки А.Пушкина, стихи А.Майкова, А.Толстого, Ф.Тютчева, А.Плещеева о природе, Н.Некрасова, учебные книги Л.Толстого, К.Ушинского; рассказы А.Куприна, Д.Мамина-Сибиряка, А.П.Чехова.
«Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - 50 ч. Стихи Ю.Владимирова, А.Введенского, Д Хармса; К. Чуковского, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской, Э.Успенского, стихи Н.Матвеевой, А.Барто, Ю.Коринца; смешные рассказы В.Драгунского, Н.Носова; литературные сказки В.Маяковского, Ю.Олеша, Б.Галанова; повести А.Гайдара, Л.Кассиля, пьеса-сказка С.Козлова, интервью с Тимом Собакиным.
Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

3. Обязательный минимум диагностического инструментария


№ п/п

Тема

Вид работы

Сроки проведения

1.

«У истоков русской детской литературы»

Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

октябрь

2.

«У истоков русской детской литературы»

Сочинение «Моё путешествие в историю детской литературы»

ноябрь

3.

«XIX век. Путешествие продолжается»

Сочинение-обработка сказки. Подражание В.И.Далю

декабрь

4.

«XIX век. Путешествие продолжается»

Сочинение-подражание Ушинскому

февраль
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс I. Пояснительная записка...
Мо и н рф, тематического планирования, предложенного Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., с учётом учебного плана мбоу сош №5 на 2013-2014...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconБунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconРабочая программа по литературному чтению (указать предмет, курс,...
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению составлена на основе
Рабочая программа ориентирована на использование учебно методического комплекта
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Литературное чтение и слушание
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconРабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Учебная программа строиться на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического к литературоведческого
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета по литературному...
Гбоу сош №2032, и авторской программы курса литературного чтения для учащихся 2 класса общеобразовательных школ авторов Л. Ф. Климановой,...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconРабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования
Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения чтению ( краткий историко-критический обзор методов обучения чтению). Основные методы обучения литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Основа содержания обучения предмета iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению разработана...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск