Скачать 1.75 Mb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 806
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _____литературному чтению_____________ (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) _____4 «Б» (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов ______102ч__ Уровень ________________базовый_____________________________ (базовый, углубленный, профильный) Учитель _____________Тарасова Н.В.____________________________________________ Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой (Москва, «Просвещение», 2010)Оглавление стр Пояснительная записка…………………………………………………………… 3 Содержание программы учебного курса……………………………………4 Требования к уровню подготовки учащихся……………………………..7 Перечень учебно-методических средств обучения……………………..10 Календарно-тематическое планирование…………………………………..11 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Общая характеристика учебного предмета Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Содержание программы учебного курса В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии. Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература». Цели обучения: Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы; • воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России; Место предмета в базисном учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 102 часа. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение». Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо». Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: ♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста; ♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта; ♦ описывать и сопоставлять различные объекты; ♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника; ♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя; ♦ совершенствовать звуковую культуру речи; ♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; ♦ обучать чтению художественных произведений по ролям; ♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания; ♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; ♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; ♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного; ♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка; ♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя; ♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений; ♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям; ♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора; ♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок; ♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах. Требования к уровню подготовки учащихся В конце 4 класса обучающиеся должны знать: • наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; • названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей; • не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их). Обучающиеся должны уметь: • осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту; • понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано; • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение; • использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы); • составлять план к прочитанному; • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст; • определять тему и главную мысль произведения; • озаглавливать иллюстрации и тексты; • вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; • ставить вопросы к прочитанному; • самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему; • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания. Учащиеся должны • освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые); • принимать участие в конкурсах чтецов; • владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту; • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу: Знать/ понимать: ♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Уметь: ♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); ♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); ♦ определять тему и главную мысль произведения; ♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.); ♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план; ♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; ♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); ♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему; ♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки); ♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; ♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ♦ самостоятельного чтения книг; ♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; ♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; ♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Перечень учебно-методических средств обучения 1.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Родная речь» Учебник для 4 класса начальной школы. В четырёх частях.- М., 2006г. 2.Васильева Л.С. литературное чтение.4 класс: В 2ч.- Саратов: Лицей, 2007. –Ч.1,2. 3. С.В.Савинова. Чтение. 4 класс: поурочные планы.1,2полугодие (по учебнику М.В.Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь» для начальной школы. – Волгоград: Учитель,2011. 4.Нестандартные уроки в начальной школе. М.-2009г. 5.Интегрированные уроки в начальной школе. Окружающий мир, литературное чтение, математика, русский язык.М. - 2011г. 6.Путешествие в страну сказок. Савицкий М.Н., Маняхина К.Т.,М.- 2010. 7.Измайлова Л.В., Кучмеева О.Г. Время, лица, судьбы… Учебно-методическое пособие.2011г. 8.О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.М.:2009. 9.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс.Сост. С.В.Кутявина. – М: ВАКО,2011. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 806
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературному чтению (указать предмет, курс, модуль) Класс ____________________4 «Б»__________________________________________Учитель ________________________Тарасова Н.В._____________________________ Количество часов: всего _____102______ часа; в неделю __3часа; |
Рабочая программа по технологии. (указать предмет, курс, модуль) Уровень образования (класс) Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район | Рабочая учебная программа по литературному чтению I ступень образования Данная программа разработана на основании авторской программы по литературному чтению В. Ю. Свиридовой (см. Программы начального... | ||
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | Рабочая программа по литературному чтению Ступень обучения (класс) начальное общее Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный... | ||
Рабочая программа по литературному чтению,3 класс предмет, класс и т п Рабочаяпрограммаразработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Рабочая программа по русскому языку указать предмет, курс, модуль С. И. Львовой «Программа по русскому языку 5-11 классы. Основной курс» Издательство «Мнемозина», Москва 2008 г | ||
Рабочая программа по литературному чтению 3-а класс Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов | ||
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс. Изд. 2-е, испр Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е.... | Рабочая программа по «Окружающий мир, обж» (интегративно) (указать предмет, курс, модуль) Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль) Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной... | Рабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль) Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной... | ||
Рабочая программа I вида По кубановедению Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы обучения чтению ( краткий историко-критический обзор методов обучения чтению). Основные методы обучения литературному чтению... | Рабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся... Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России» |