Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26»





Скачать 88.19 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26»
Дата публикации11.08.2014
Размер88.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 5 классе.

Учитель русского языка и литературы

Беседина Татьяна Петровна

МКОУ «СОШ№26»
Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Основные цели:

  1. Сформировать представление о способе выбора написания гласных Е – И в корнях, умение определять написание гласных Е – И в корнях, комментировать условия написания;

  2. Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;

  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности( слайд 1-2)

− Здравствуйте, садитесь. Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок? (Ответ детей).

-У вас на столе есть смайлики, поднимите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

- А почему так важно прийти на урок с хорошим настроением? (Ответ детей). Давайте улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение и пожелаем друг другу успехов в работе.

− Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Глагол»).

− Как вы усвоили эту тему? (Хорошо).

− Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знаниями. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ).

− С чего начинаем? (С повторения необходимого материала).

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в Страну Орфографию. Для этого нам понадобится багаж. Перечислите что нужно взять с собой в страну Орфографию. Как вы думаете, а в этом рюкзаке что находится? ( Ответы ребят…., знания)

Правильно. Отправляемся в наше путешествие. ( Оформление рабочего листа урока)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (слайд1-2)

2.1. – Какой раздел науки о языке вы изучаете? (Морфологию).

− Чем занимается морфология? (Морфология изучает части речи).

− А вы знаете, ребята, что морфология тесно связана с орфографией? (Да).

− Что такое орфография? (Орфография – это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов).

− Какие орфограммы в корне вы знаете? (Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением, гласные о – е после шипящих, гласные и – ы после ц, чередующиеся гласные в корне).

− Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить нужный материал).

− Почему вам необходимо повторение? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг).

− Посмотрите на доску.
На доске: ( слайд 3)

Безударные в корнях А с О чередую.

Знает вся моя родня, пару дай любую, правило я расскажу, букву в корне подскажу.

В словах: слагаемое, предполагаемое, безотлагательное -за корнем суффикс –А-

Когда нет ударенья, пишу -ЛАГ- без сомненья ,и есть предположенье : "А" перед " Г " всегда.

Поросль, заросли, росла, но не повзрослела - корень -РОС- во всех словах, мне до них нет дела...

Перед СТ и перед ЩА пишу я... и вообще...

Я наврала тут лишку, едва закрою книжку, и сразу корни с корнем из головы долой.

Сижу после уроков, но только что в том проку, я бойкая, но с двойкой боюсь идти домой.

Объяснительный диктант ( слайд 4 ) Учащиеся работают на рабочем листе.

( Приложение 1)

- Кто хочет поработать у доски?

Ученики по очереди выходят к доске объясняют написание слов с пропущенными буквами.
Слайд 5 – Проверь себя
Слайд 6 – Вставить пропущенные буквы ( Вариант 1, Вариант 2)

( Приложение 2)
2.2. – В чем вы сейчас упражнялись? (В умении применять правила выбора написания гласных в корне на практике, а также в объяснении условия своего выбора).

− Следующее задание – на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель).
Слайд 7- Проверь себя.

Слайд 8 – В Тридевятом царстве.

Наше путешествие в Страну Орфографию продолжается. Следующее задание вам предлагает Баба Яга. Она любит загадки загадывать, козни разные строить.
Слайд 9 – Задание Бабы Яги

Слайд 10 - Подумайте

При записи задания последних у учащихся мнения делятся: одни считают, что написать нужно е, другие − и.

− Кто не выполнил задание? В чем ваше затруднение?

− Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. ( Пытаются обосновать).


3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− Почему же вы не смогли выполнить это задание – ведь в предыдущих похожих случаях вы с таким заданием справлялись? (Здесь корень с чередованием).

− Значит, в чем причина вашего затруднения? (Мы не знаем правила написания гласной в корне с чередованием).
Слайд 11-12 Проверим свои выводы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель нашей работы на уроке? (Выявить условия написания гласных еи в корнях с чередованием).

− Сформулируйте тему урока. (Буквы Еи И в корнях с чередованием),

− Тему урока записываем в рабочие тетради.

Название темы записывается на доске и в рабочих картах учеников.

− Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умение выделять корень, определять безударную и чередующуюся гласные в корне и комментировать условия выбора гласной).

− Для определения условий выбора написания чередующихся гласных е и я предлагаю вам поработать в группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма Д−1:

Сделать вывод

Определить какая буква после корня

буква суффикс после корня

Выделить корень

Слайд 13 ( Справка)
5. Реализация построенного проекта
Слайд 14- Вставить пропущенные буквы( Приложение 3)

− Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласных Е и И в корнях с чередованием? (Да, написание чередующихся гласных Е и И зависит от наличия суффикса А после корня).

− Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных Е и И.

Ученики формулируют правило, а учитель оформляет на доске условия выбора гласных Е, И в корнях с чередованием.

− Как нам оформить это правило, чтобы легче было его запомнить. (Составим алгоритм).

Каким будет первый шаг нашего алгоритма? (Выделить корень).

Дети проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его на доске.(Можно в виде презентации)


Если суффикс А, то чередующаяся И


Определить, какая буква после корня

буква помле корня

буква суффикс после корня

Сделать вывод о выборе чередующейся гласной

Выделить корень

Если другой суффикс, то чередующаяся Е

Слайд 15 – Проверь себя
− Что вы будете делать дальше? (Проверим, правильный ли алгоритм у нас получился).

− Откроем учебник, прочитаем внимательно правило и проанализируем алгоритм.

− Вернемся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать корни с чередованием? (Да). Можем обосновать выбор букв Е и И? (Да).

Ученики вставляют чередующиеся гласные Е и И в корень –ПЕР-/ -ПИР- и комментируют условия выбора гласной.

Слайд 16-17 Рефлексия:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.
Слайд 18 - Выборочный диктант ( Приложение 4)

Слайд 19 – Итак, что же мы узнали нового? Чему научились?

6. Включение в систему знаний и повторение

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? (Ответы детей).

  • А представьте себе, что вы получили вот такое смс: (Текст либо выдается каждому, либо проецируется на доску)

Привет! Ты собераешься к Даше на день рождения?

  • Да. Но чуть позже, мне ещё нужно вытиреть пыль и застилить кровать. (Ученики находят ощибки, исправляют,делают вывод о необходимости правильно писать смс).


7. Итоги учебной деятельности

− Заканчивается урок. Значит, что надо сделать? (Подвести итог).

− Какую цель мы ставили на уроке? (Мы поставили цель выявить условия написания чередующихся гласных Е и И).

− Достигли её?

− Докажите.(Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания чередующихся гласных Е и И в корнях).

− В чем вы испытали затруднения?

− Что вам помогло их преодолеть? (Групповая работа и работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действий, учитель).

− Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

− Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома. (Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий написания корней с чередованием, выполнить упражнение из учебника, составить самодиктант, … и т.д.).

В завершение учитель предлагает дома изучить теоретический материал учебника по данной теме, сделать одно упражнение из учебника. А тем, кто уверен в своих знаниях, − выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием глаголов с чередующимися гласными Е и И в корне.

-А сейчас бы я хотела, чтобы вы оценили настроение, с которым вы заканчиваете урок.

  • До свидания, смайлики хорошего настроения возьмите себе. Пусть хорошее настроение не покидает вас весь день.

Слайд 20 – Домашнее задание.

Слайд 21- Спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconСочинение : «…Мужчины умирают, если нужно, и потому живут в веках...
«Три жизни А. В. Колчака» Рук. Свиридова Анжелла Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconМ. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу...
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока русского языка в 7 классе. (Учитель русского языка и литературы моу «сош №5» г. Саратова Жукова М. Ф.)
Урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна мкоу «сош№26» iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск