О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы





Скачать 76.05 Kb.
НазваниеО подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы
Дата публикации13.08.2014
Размер76.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Е.Л.Райхлина

г.Тула, ФГБОУ ВПО “Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого”

tat@tula.net

О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы

В статье изложен опыт проведения курса по выбору “Система патриотического воспитания старшеклассников на уроках литературы”, который автор читает для пятикурсников факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им.Л.Н.Толстого. Е.Л.Райхлина описывает достоинства лекционной и практической частей дисциплины, представляет примеры педагогических технологий, применяемых в процессе занятий.
На сегодняшний день как никогда остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности обладающей качествами гражданина-патриота. Чувство патриотизма – одно из определяющих в жизни человека. Патриотизм является:

1)социально-политическим и нравственным принципом, выражающим чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к защите от врагов;

2) важнейшим духовным достоянием личности, характеризующим высший уровень ее развития и проявляющимся в ее активной деятельной самореализации на благо Отечества.

Следовательно, под патриотическим воспитанием мы понимаем целенаправленную деятельность, призванную формировать у человека любовь к Родине, заботу об ее интересах и готовность к защите от врагов, осуществляемую через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых.

Уровень же сформированности личности патриота определяется следующими критериями:

- общественной направленностью личности;

- сформированностью нравственных ценностей;

- высокой социальной активностью;

- стремлением своими действиями служить Родине;

- ответственностью за свои действия и поступки.

Не следует забывать, что сложный механизм патриотического воспитания подрастающего поколения действует только тогда, когда он тщательно отрегулирован, когда осуществляется умелое, квалифицированное и компетентное руководство.

Цели и задачи патриотического воспитания школьников определяются на основе учета многих факторов и обстоятельств: это внутренняя и международная обстановка, социальный заказ и сложившееся общественное мнение, морально-психологическое состояние и другие социально-политические и нравственные факторы. Важно, чтобы цели и задачи были реальными. Их правильной постановке способствует прогнозирование результатов: важно своевременно предвидеть последствия воспитательного воздействия на сознание, чувства, волю и поведение школьников и всегда быть готовым к работе в новых ситуациях.

Важнейшим средством патриотического воспитания всегда являлась русская литература. Изучение произведений отечественных писателей закладывает в учениках основы наглядных представлений о Родине, в образной форме знакомит их с жизнью народа, его историей, одновременно способствуя пробуждению национального самосознания. Литература призвана вызвать у человека тот же эмоциональный отклик, что и сами явления жизни, изображенные в произведениях. Тем самым читатель, в данном случае школьник, способен с помощью книги пережить те события, которые в обычной жизни ему еще не доступны.

В процессе исследования проблемы патриотического воспитания будущих педагогов мы разработали и вот уже в течение десяти лет реализуем курс по выбору “Система патриотического воспитания старшеклассников на уроках литературы” для студентов-выпускников факультета русской филологии и документоведения Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого.

Названный курс читается в 10-м семестре и основные его цели — формирование у студентов понятия о педагогической системе патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы; формирование умения организовывать работу по патриотическому воспитанию на уроках литературы с учащимися старших классов общеобразовательных школ. Мы ориентируемся на старшеклассников, поскольку именно эта возрастная категория — период активного становления личности, ее мировоззрения, идеалов и убеждений, социального опыта.

Программа данного курса включает систему тем, в анализе которых предполагается сочетание двух основных форм организации обучения в вузе – лекций и практических занятий. Лекционная часть построена с учетом современных тенденций патриотического воспитания молодежи. Здесь представлена трактовка ключевых понятий курса. Их усвоение является теоретической базой для формирования основных навыков патриотического воспитания старшеклассников на уроках литературы. Логика этой части курса обусловлена необходимостью представить студентам общий контекст проблемы патриотического воспитания школьников, охарактеризовать ее историю и современное состояние.

В процессе лекционных занятий, осознавая необходимость создания педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников, студенты живо реагируют на представленный материал, что создает необходимый фундамент для практической части курса.

Основная идея практикума заключается в обогащении теоретических понятий, рассмотренных в ходе лекционных занятий, и формировании практической готовности будущих учителей-словесников к патриотическому воспитанию на уроках и во внеклассной работе по литературе.

Представим выдержки наиболее важных, практических занятий.

Занятие по теме “Проблема патриотического воспитания школьников в России в 90-х годах XX века и на современном этапе” включает следующие задания:

1) Проанализируйте основные государственные документы, определяющие задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.

2) Подготовьте индивидуальные сообщения с целью анализа патриотической тематики стихотворений А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина, К. Симонова, М. Исаковского, Д. Самойлова, Б. Слуцкого, Б. Окуджавы, В. Высоцкого (на выбор студента).

3) Напишите эссе на темы:

«Нравственные ценности, определяющие развитие России на современном этапе»,

«Моя роль в современной России».

На практическом занятии по изучению работ, посвященных проблеме патриотического воспитания молодежи в новой российской реальности, студенты знакомятся с содержанием понятий “нравственно-патриотический идеал”, “гражданская позиция личности”, конспектируя и обсуждая монографические работы ряда ученых по данной тематике. Пятикурсникам предлагается ответить на вопрос: “Можно ли и как посредством школьного предмета “Литература” снять социальную и нравственную проблему депатриотизации молодежи?”

Замыкает практическую часть курса занятие, в котором эмоционально заразительное содержание сочетается с практическим опытом студентов в проектировании уроков и внеклассных занятий по литературе. Тема этого занятия “Война в бардовской песне”.

В первой части занятия студенты защищают проекты уроков и внеклассных мероприятий по творчеству В. Высоцкого и Б. Окуджавы. Во второй части занятия студенты представляют и обсуждают самостоятельно снятый видеофильм о военной теме в творчестве бардов. Подобное завершение курса представляется нам органичным, поскольку здесь интегрируются и знания студентов, и их ценностные ориентиры, и, наконец, опыт реализации сформированных на занятиях профессиональных умений.

В процессе практических занятий для студентов факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого мы используем активные формы обучения, например, такие как групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, моделирующие профессионально-педагогическую деятельность школьных учителей по патриотическому воспитанию старшеклассников, а также социально-психологический тренинг, служащий для перестройки установок личности.

Предметным содержанием игр является моделирование двух реальностей: процесса педагогического производства и одного из его компонентов — деятельности учителя литературы в процессе патриотического воспитания старшеклассников.

Так, студенты готовили уроки в сопровождении компьютерных презентаций по творчеству Константина Симонова (6 класс), обзорный урок в старших классах по поэзии военных лет, внеклассные мероприятие, посвященное творчеству Булата Окуджавы, тема войны в творчестве В.Высоцкого, литературная гостиная “Судьба и творчество Ольги Берггольц”. В рамках регионального компонента, мы акцентируем внимание на подвиге Тулы в годы войны и предлагаем студентам подготовить внеклассное занятие по теме “След войны в истории моего города”.

Мы полагаем, что конечной целью патриотического воспитания молодежи является патриотическое самосознание. Поэтому, мы стараемся, чтобы на наших занятиях студенты проводили рефлексию собственного самосознания, стимулируем его.

Анализ результатов проведения данного курса показывает, что его цели, реализуемые посредством активных методов обучения, современных образовательных технологий, в целом, достигаются, о чем свидетельствует и изменение гражданской позиции студентов-участников курса. Приведем в подтверждение фрагменты эссе, написанных студентами факультета русской филологии и документоведения:

“Каждый человек хотя бы раз в жизни задается вопросом: чем для него является Родина. Когда я задала себе этот вопрос, то в сознании возникла цепочка образов: страна (Россия) – область (Тульская) – двор – дом (очаг). Однако, это – не градация от общего к частному. Это образы, которые, сменяя друг друга, образуют единое целое. Только в совокупности этих понятий можно раскрыть понятие “Родина”. Для меня Родина – это, прежде всего, страна с богатой природой, многонациональным населением, многовековой историей. В то же время, Родина – это другая Россия, Россия в миниатюре: дом, домашний очаг”.

“На мой взгляд, патриотизм – это глубоко личностное отношение человека к своему Отечеству, Родине. Большинство людей испытывают непосредственную привязанность к своей стране, но это еще не является основанием для того, чтобы назвать таких людей истинными патриотами своей страны. Ведь проявление патриотизма – это не только естественное чувство любви, но и нравственная обязанность. Патриот милосерден, культурен…”

“Человек, готовый к действиям, направленным на благо Родины – это тот человек, который может и хочет что-то изменить в лучшую сторону в своем городе. Не обязательно совершать каких-либо глобальных действий, главное делать это от чистого сердца.”

“Идеал патриота для каждого свой. Для меня это люди, прошедшие войну, а особенно ветераны Великой Отечественной войны. Кому, как не им, знать, что такое слово «Родина» и что значит защищать ее, уважать, чтить? Каждый из этих людей проникся любовью к Отчизне настолько, что не жалея жизни, шел на жестокую схватку, на борьбу один на один с беспощадным врагом. Именно эти люди, испытавшие всю горечь военных действий, смогли и смогут посадить зерно патриотизма в каждом из молодого поколения. Всматриваясь в поступки ветеранов, в их неустрашимую и несгибаемую волю к победе, веря в ту жестокость рассказов о войне, молодежь сможет полюбить свою родину, поблагодарив старшее поколение за предоставленную ей возможность мирно и счастливо жить.”

“Став старше, я осознала, что совершение одних лишь героических поступков для служения Родине недостаточно. Каждодневный, упорный труд любого человека не менее важен, необходим в служении Родине, чем разовые проявления геройства. Героем может стать лишь сильная личность. Каждый день служить Родине может и должен каждый. Сейчас мое отношение к Родине проецируется на мою работу в школе, обучение и воспитание нового поколения”.

В результате изучения курса, как показывают наши наблюдения, позитивно изменяется не только гражданская позиция будущих учителей, но и уровень их готовности к решению задач патриотического воспитания школьников на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Я иду на урок…» проводится с целью обобщения и распространения опыта будущих учителей по подготовке, организации и проведения уроков...
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconУрок литературы в 8-м классе по теме
Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconАнализ работы моу «сош п. Голубой Факел» по гражданско патриотическому...
В моу «сош п. Голубой Факел» работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется системно
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconСергиев Посад – русский город: история и современность. Работа школы,...
Сегодня мне хотелось бы рассказать, как изучение истории родного края превратилось в увлекательную творческую работу на уроках и...
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках английского языка в условиях реализации фгос второго поколения на примере...
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью проекта являются совершенствование работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке её к служению...
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconВ сероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию...
Всероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим...
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconАналитическая справка о состоянии работы по патриотическому воспитанию...
Аналитическая справка о состоянии работы по патриотическому воспитанию в филиале мбоу волчковской сош в с. Яблоновец
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор—учитель литературы. В пособии на основе опыта освещается актуальная проблема преподавания литературы в школе и раскрываются...
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconI. Пояснительная записка Обоснование для разработки Программы
Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную...
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconБудущих учителей
П18 Повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей: Сб науч ст. – Саратов: иц «Наука», 2010. 296 с
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconПрограмма патриотического воспитания учащихся «Я патриот Родины»
Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по...
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconАнализ работы по патриотическому воспитанию в филиале мбоу ржаксинской сош №2 в п. Пахарь

О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconДуховно-нравственное воспитание в народных школах Владимирской губернии в пореформенный период
В школах активно вводится в практику преподавание предмета «Основы православной культуры». Ежегодно проводятся разного уровня конкурсы,...
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconЛитература
Формы внеурочной работы с учащимися в Музее по гражданскому и героико-патриотическому воспитанию
О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию школьников: из опыта работы iconОрганизация работы в образовательной организации среднего профессионального...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск