Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.01.2014
Размер80.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Н.В.Агеева Воспитание интереса к чтению

на уроках литературы

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ



МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Ядрин Ядринского района ЧР


Н.В.Агеева Воспитание интереса к чтению

на уроках литературы

г.Ядрин, 2004

Агеева Н.В. Воспитание интереса к чтению на уроках литературы.
Автор—учитель литературы. В пособии на основе опыта освещается актуальная проблема преподавания литературы в школе и раскрываются различные формы работы по воспитанию интереса к чтению
Воспитание интереса к чтению—одна из трудных задач учителя-словесника в деле литературного образования учащихся.

Общеизвестно, что в наше время дети мало читают, 20-30% учащихся старших классов знакомятся с произведением выборочно, в период его изучения в классе. Эти ученики плохо знают содержание, не имеют целостного представления о произведении, личного мнения о героях и проблемах, поставленных автором.

Поднимая эту проблему, следует также сказать о жестокой конкуренции, в которую сегодня вступили с книгой телевидение, компьютер, видеотеки. Работать в таких условиях, конечно, тяжело. Поэтому приходится прилагать все усилия, чтобы общение с книгой стало для ученика наслаждением, обретением нового друга. Для этого необходимо заинтересовать всех или, по крайней мере, большинство учеников в чтении книги.

Прививание любви к чтению начинается с детсадовского возраста. Чтение на занятиях в детском саду, семейное чтение во многом помогают формированию у ребенка представления о книге.

Следующий этап—начальная школа. Именно в младших классах дети начинают сами читать, знакомятся с писателями и поэтами. Еще с малых лет учатся высказывать свое мнение по поводу прочитанного. Учителя начальных классов стараются поощрять и поддерживать любое проявление интереса к чтению. Поэтому, когда я беру пятый класс, продолжаю дальше работу учителей младшего звена, учитывая преемственность.

Формировании читательской самостоятельности должно происходить в младших и средних классах. Для этого в V-VIII классах применяю различные активные формы, приемы и методы обучения: инсценирование, чтение по ролям, литературные игры, составление сценариев, конкурсы выразительного чтения и т.д. Может, эти формы работы покажутся банальными, но все зависит от того, как организована деятельность учащихся на уроке.

Дети всегда голосуют «за» уроки, на которых они имеют возможность действовать: читать и рассказывать, рисовать рисунки к прочитанным произведениям (для такой работы у каждого имеются специальные альбомы по литературе), выступать в роли героев.

В моей работе с учащимися имеет место также составление различных дневников, куда дети записывают небольшие интересные рассказы, понравившиеся им, свои собственные произведения.

Инсценирование. Воспитывая внимательного читателя, чуткого к авторскому слову, мы должны одновременно учить школьника передавать слушателям свои впечатления от прочитанного. С этой целью обращаюсь к инсценированию. Эту форму работы использую при проведении творческих зачетов. Ребята делятся на группы, составляют сценарий, распределяют роли. Например, дети с удовольствием готовятся к постановкам по басням Крылова, по эпизодам произведений Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», А.П.Чехова «Хамелеон» и т.д.

Чтение по ролям помогает «вживанию» в произведение. Часто применяю такую форму работы во время изучения драматических произведений. А также можно использовать такое чтение и при изучении прозы. Например, рассказов М.Зощенко «Золотые слова», А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» и другие. Учащимся это очень нравится, они оживленно следят за ходом событий. Почти все поднимают руки, чтобы читать.

Провожу различные литературные викторины, конкурсы, КВНы. Их основная задача—пробудить интерес к чтению, помочь открыть новые книги. Сейчас издается очень много методических пособий для учителя-словесника, из которых можно взять материалы для этих целей.

Литературные игры повышают интерес к художественному тексту, дают возможность лучше запомнить название произведений, их авторов, имена героев, что ведет к повышению общей культуры учащихся. Например, используя набор открыток по поэме «Руслан и Людмила» в V классе, предлагаю рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации. Часто на уроках литературы мы играем такие игры, как «Узнай героя», «Откуда эти строки», «Литературный бой» (игра строится на состязании двух групп-участников, они задают друг другу вопросы) «Цитаты на слово» (выбирается какое-нибудь слово, например, солнце, а играющие пишут различные стихотворные строчки на это слово, указав автора и название произведения).

Не секрет, что фрагменты описания природы, встречающееся в произведениях, дети пропускают, поэтому для игры «Узнай автора» я выбираю фрагменты из художественных текстов с описанием природы.

Воспитывать интерес к чтению помогают такие виды работы, как устное рисование, рисунки к прочитанному, разгадывание и составление кроссвордов. Также эффективен способ, особенно в 5-7 классах, который называется «читать до самого интересного места».

Экспресс-опросы и текстовые проверки дисциплинируют учащихся, приобщают их более внимательному чтению произведения.

Хочется сказать несколько слов о книге для чтения «Вокруг тебя мир» (5 класс). Работать по этому учебнику одно удовольствие, потому что она воспитывает не только интерес к чтению, но развивает творческие способности детей.

В старших классах основу урока литературы, я считаю, активная деятельность самих учащихся. Одна из форм обучения литературы в старших классах—самостоятельное чтение, так как на уроках невозможно прочитать крупные произведения. Для увеличения самостоятельности, ответственности, активности провожу после изучения художественного текста зачеты, контрольные работы, уроки-семинары, проверку знаний по дидактическим карточкам.

Вступительные уроки-лекции по творчеству писателя или поэта проводятся мною с одной основной целью—вызвать интерес к чтению произведений. А приступая к анализу художественного произведения, не требую от учащегося шаблонных ответов по учебнику, стараюсь выявить личное мнение ученика, собственной оценки прочитанного. Не следует бояться того, что школьники высказывают неверные мнения о произведении, о его героях, но и нельзя требовать однозначного отношения к искусству.

Во время обсуждения книги А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» в 11 классе разговор зашел о чеченцах, выселенных из своих домов и отправленных в неизвестность по приказу Сталина. Мальчики поддержали мнение солдата: «…Все, их надо к стенке! Товарищ Сталин знал, за что стрелял! Не добили мы их тогда, вот теперь хлебаем». Дети обвиняли чеченцев в смерти одного из братьев Кузьменышей-Сашки, не видя истинного убийцу. Возникла небольшая дискуссия. Пришлось приложить немало усилий, чтобы ребята разобрались в авторском замысле, в идейном содержании произведения.

В диспутах, на семинарах есть возможность использовать групповые формы работы, конкурсное соревнование между группами, стимулируя общую ответственность, активность. Важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии.

Обсуждение произведений современной литературы, задевающее самые заветные струны сердца юного читателя, представляют весьма удачное «поле» для применения такого активного средства коллективного анализа самостоятельно прочитанных произведений, как диспут. Например, урок-диспут по произведению Лии Симоновой «Лабиринт».

К сожалению, подготовка учащихся к самостоятельному чтению современной литературы сопряжено с большими трудностями. Основная из них—отсутствие доступных школьникам текстов для чтения. Обеспечить всех учащихся нужными книгами невозможно.

Уроки-беседы по прочитанным произведениям оказываются одним из действующих средств воспитания интереса к чтению. На таких уроках выясняется освоение, понимание, оценка учащихся произведения. И если даже не все ученики прочитали книгу, то после урока к ней обращаются те, кто до той поры не читал. Это я могу утверждать на опыте своей работы. Так произошло после уроков по произведениям И.С.Тургенева «Рудин», А.И.Куприна «Олеся», А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и т.д.

Уроки литературы призваны воспитывать интерес к чтению классики. Ни для кого не секрет, что многие учащиеся считают произведения классики скучными. Считаю, что подвести учащихся к пониманию общечеловеческого значения классического произведения, можно лишь сопоставляя его проблемы современностью. Произведения классики—это книги о вечных проблемах жизни. Опираясь на это, я строю будущие уроки литературы.

Воспитание интереса к чтению становится проблемой в квадрате, когда речь идет о самостоятельном чтении лирики.

Главная особенность лирики—передача впечатлений, раздумий, переживаний, настроений, мыслей и чувств, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни. Стараюсь приобщить учащихся к чтению лирики, применяя на уроках различные формы работы. На первом месте у меня всегда находится творчество детей. Важно, чтобы они на себе попробовали тяжелый труд поэта и прониклись уважение к этому ремеслу. Наставляю их, чтобы они учились передавать, выражать свои мысли стихами. Многие начали писать стихи.

Иногда после изучения художественного текста предлагаю детям выразить свои чувства, вызванные книгой, стихами. Например, после изучения произведения Л.Андреева «Кусака» Козлова О. (7кл) написала:

Отверженный и одинокий,

Он ищет ласки и тепла,

Он ищет где-то свет далекий,

Он ищет где-то кончик зла.
Любви не видя и страдая,

Он ошибется много раз.

Его надежда, пропадая,

Не вспыхнет больше Нина час!
Он—человек лиь зверь? Едино!

Он—птица в клетке? Все равно!

Он тот, кому не видно,

Что солнце всем одно дано!

Рассказывая о поэте, связываю его творчество с современностью, чтобы вызвать у детей интерес к изучению лирического текста. На этих уроках немалую роль играет выразительное чтение учителя (желательно наизусть). Это очень важно, так как только так можно добиться внимания каждого ученика. Во время изучения лирического произведения не следует выдавать детям готовые ответы, надо, чтобы они сами разобрались в прочитанном.

Применяю различные формы уроков: урок-композиция, урок-путешествие в мир поэта, урок-«я пародирую» (учащиеся пишут собственные стихотворения, пародируя стиль поэта).

Воспитание интереса к чтению продолжается и на уроках русского языка. По-моему, постигая красоту русского языка, дети должны понять его смысловое богатство. Поэтому использую фрагменты из художественных текстов как образцы мастерства художника слова.

Причина многих трудностей, с которыми столкнулась наша страна в последние годы, состоит в заметном падении нравственного уровня общества. Мы утратили многие понятия о добре и милосердии, о терпимости к чужому мнению. Во многом, по-моему, это происходит из-за того, что мы утратили интерес к чтению, к художественным ценностям литературы, вышли из моды и ушли в прошлое семейные чтения.

Какой вырастит наша смена, с каким запасом нравственных убеждений и эстетических ценностей уйдет из школы и начнет самостоятельный путь, зависит и от словесников. Поэтому воспитание интереса к чтению должно продолжаться и на уроках истории, географии, биологии и др. школьных предметов, районных и школьных мероприятиях, на страницах газет и журналов.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск