Скачать 268.37 Kb.
|
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено: Директор школы: Зам. директора по ВР: на заседании ШМО ________И.В. Злобина ____________ Н.А. Цубера классных руководителей Приказ №__ от Протокол №____ от ___________________ __________________ Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания «Я - гражданин России» на 2013-2016 г.г. Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека. Томас Манн I. Пояснительная записка 1. Обоснование для разработки Программы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ , уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ "Знаменская СОШ" на период с 2013 по 2016 годы. Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 2. Цели и задачи Программы. Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников. Целью программы является: - поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и города, возрождения традиционных нравственных ценностей; - создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; - сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности. В качестве основных задач выступают: - создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина; - снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания; - разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий; - обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию; - разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся; - реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности. 3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью информационного подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный , нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет: - повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры; - раскрыть понимание истинного значения интернационализма; - повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников. Основными направлениями дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются: 1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе. 2. Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников. 3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников. 4. Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания школьников. 4. Ресурсное обеспечение Программы Кадровое обеспечение
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи. 5. Контроль за реализацией Программы. Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации. В состав совета входят: 1. Ответственный за контроль и руководство ВП. 2. Руководитель МО классных руководителей. 3. Учителя истории ,географии 4. Библиотекарь. 5. Старшая вожатая, руководитель добровольческого отряда 6. Оценка эффективности реализации Программы: В результате осуществления Программы ожидается: - повышение эффективности патриотической работы; - повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; - формирование гражданской грамотности учащихся; - внедрение новых форм и методов работы по данному направлению; - развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края. - сформированность идеала жизни и идеала человека. Количественными результатами реализации Программы должны стать: - доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%; - создание элективных курсов и кружков патриотической направленности; - привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа школьников, совершивших правонарушения; - повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся; - разработка исследовательско - поисковых работ обучающихся. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: 1. В школе как в образовательной системе: - создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: - в познавательной сфере: развитие творческих способностей; - в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. 7. Содержание Программы Программа включает в себя следующие направления:
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические классные часы , уроки мужества , устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Развивать ученическое самоуправление. 3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические классные часы , коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Задачи: 1. Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России». 3. Формировать экологическое поведение. Формы: экологическое движение , выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Задачи: 1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. Формы: беседы, родительские собрания , родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения. 8. Этапы реализации Программы Реализация Программы рассчитана на 3 года |
Пояснительная записка Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада | Пояснительная записка рабочая программа предназначена для преподавания... Основой для разработки рабочей программы является программа «Обществознание», 10-11 классы. Базовый уровень(140 часов), авторы: Л.... | ||
Пояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки... Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо | Пояснительная записка 33 Аналитическое обоснование программы 35 Раздел... Целевое назначение общеобразовательной программы начального общего образования: 42 | ||
Пояснительная записка. Основанием для разработки рабочей программы Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 09. 03.... | Пояснительная записка Основными документами для разработки рабочей программы являются Буп рт -2012 для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным... | ||
Назначение программы. Цель ее разработки 3 Информационная справка... Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы... | Пояснительная записка основание для разработки программы Приказ Минобразования РФ от 03. 2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего,... | ||
Пояснительная записка основание для разработки программы Приказ Минобразования РФ от 03. 2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего,... | Пояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки... Основанием для разработки рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа:... | ||
Рабочая программа Элективный курс «Истории Бурятии» Обоснование разработки рабочей программы и характеристика предмета, связь со смежными | «Утверждено» на заседании педагогического совета от Пояснительная записка( обоснование, нормативно-правовая база, цели, принципы, планируемые результаты) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аналитико-прогностическое обоснование разработки Программы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс | ||
I. Пояснительная записка Теоретическое обоснование Дополнительная общеобразовательная программа «Бисероплетение» по направлению художественно-эстетическое искусство разработана по... | Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан... П. Н. Зырянов, М. «Просвещение»2008г., «Россия и мир», авторы О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарёв, В. А. Рогожкин, М. «Дрофа»... |