Пояснительная записка основание для разработки программы





НазваниеПояснительная записка основание для разработки программы
страница1/7
Дата публикации05.10.2014
Размер0.77 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основание для разработки программы:

- Приказ Минобразования РФ от 5.03.2004 № 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

- Приказ Минобразования РФ № 69 от 31 января 2012 года "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 5.03.2004 № 1089".

- Примерная программа основного общего образования по географии 5 класс. Автор Н.П. Петрушина.

- Закон РФ "Об образовании" глава II, статья 9.

- Учебный план НОУ Лингвистической школы- лицея при Московском институте иностранных языков.

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебник:

- Баринова И.И., Плеша­ков А.А., Сонин Н.И.. География. 5 класс с электронным приложением. //М.: Дрофа, 2012.

- Сонин Н.И., Курчина С.В. Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плеша­кова, Н.И. Сонина. География. 5 класс. //М.: Дрофа, 2012.

Главная цель изучения предметной области «Общественно-научные предметы»:

  • Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • понимание основных принципов жизни об­щества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

  • владение экологическим мышлением, обес­печивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономически­ми и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окру­жающей его среды;

  • осознание своей роли в целостном, многооб­разном и быстро изменяющемся глобальном мире;

  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отноше­ний.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающих­ся является приоритетной.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» — первый систе­матический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическо­му языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают уме­ния использовать источники географической ин­формации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, ис­следованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Цели обучения

  • формирование у учащихся целостных пред­ставлений о природе Земли как планеты, о не­однородности различных территорий на при­мере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;

  • знакомство с географической картой;

  • пробуждение интереса к естественным на­укам;

  • формирование умений безопасного и эколо­гически целесообразного поведения в окру­жающей среде.

Задачи обучения

  • Знакомство с географией, формирование ин­тереса к предмету;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.


Содержание программы

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Биология. Геогра­фия. Химия. Физика. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и соци­ально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географи­ческое описание. Картографический метод. Срав­нительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Географические открытия древности и Средневе­ковья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневеко­вья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Откры­тие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хо­ждение за три моря». Освоение Сибири.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних наро­дов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представле­ния о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Все­ленной Галилео Галилеем. Современные представ­ления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Мер­курий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Асте­роиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвез­дия.

Уникальная планета — Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отече­ственных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизон­та. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориенти­рование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изобра­жение земной поверхности в древности. План мест­ности. Географическая карта.

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмид­та. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли вну­три? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вул­каны. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав и значение ат­мосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в ат­мосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на признакам.

План местности и географическая карта. Изобра­жение земной поверхности в древности. План мест­ности. Географическая карта.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на при­роду. Как сберечь природу?

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение географии в основной школе дает воз­можность обучающимся достичь следующих резуль­татов.

Личностным результатом изучения предмета яв­ляется формирование следующих умений и качеств:

  • воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, уважения к Отече­ству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального наро­да России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и че­ловечества; усвоение гуманистических, де­мократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю­щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней­шей индивидуальной траектории образова­ния на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю­щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней­шей индивидуальной траектории образова­ния на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания; освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, детьми старшего и младшего возра­ста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследова- тельской, творческой и других видах деятель­ности;

  • формирование ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил ин­дивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угро­жающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культу­ры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексив- но-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметным результатом изучения курса яв­ляется формирование универсальных учебных дейст­вий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошиб­ки самостоятельно (в том числе и корректиро­вать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явле­ний;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для ука­занных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

  • определять возможные источники необходи­мых сведений, производить поиск информа­ции, анализировать и оценивать ее достовер­ность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • объяснять, для чего изучают географию;

  • использовать различные источники геогра­фической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, ком­пьютерные базы данных) для поиска и извле­чения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе ин­струментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • составлять описание географических объек­тов, процессов и явлений с использованием разных источников географической инфор­мации;

  • строить простые планы местности;

  • моделировать географические объекты и яв­ления при помощи компьютерных программ;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географиче­ские объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • создавать письменные тексты и устные сооб­щения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопро­вождать выступление презентацией;

  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

  • называть отличия в изучении Земли с помо­щью географии по сравнению с другими на­уками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических от­крытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • описывать представления древних людей о Вселенной;

  • называть и показывать планеты Солнечной системы;

  • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • работать с компасом;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

  • называть и показывать по карте основные гео­графические объекты;

  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

  • объяснять особенности строения рельефа суши;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять значение ключевых понятий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • сохранения здоровья и соблюдения норм эко­логического поведения;

  • сохранения окружающей среды и социально­ ответственного поведения в ней;

  • адаптации к условиям проживания на опреде­ленной территории;

  • самостоятельному оцениванию уровня безо­пасности окружающей среды как сферы жиз­недеятельности .

Технологии

Планируется использование следующих педаго­гических технологий в преподавании предмета: здо­ровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развиваю­щего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения зада­ния, развития навыков самопроверки и самоконтро­ля, конструирования (моделирования).

Формы контроля

Стартовый, промежуточный (2 раза в год), ито­говый контроль в формате тестов, контрольных ра­бот. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с кон­турными картами.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

  • печатные пособия (демонстрационные печат­ные пособия для оформления кабинета и др.);

  • информационно-коммуникативные средства (справочные информационные ресурсы, DVD диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учи­теля к уроку);

  • экранно-звуковые пособия (обеспечение для традиционных ТСО);

  • технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии);

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демон­страций учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудо­вание для организации практической работы в малых группах учащихся);

  • натуральные объекты (необходимые коллек­ции и гербарии).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка основание для разработки программы
Приказ Минобразования РФ от 03. 2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего,...
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка к 1-й редакции стандарта национального объединения...
Основание для разработки стандарта: Программа стандартизации Национального объединения строителей на 2010-2011 годы, пункт 40
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка рабочая программа предназначена для преподавания...
Основой для разработки рабочей программы является программа «Обществознание», 10-11 классы. Базовый уровень(140 часов), авторы: Л....
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки...
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка. Основанием для разработки рабочей программы
Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 09. 03....
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка Общее назначение, отражение специфики оу
Основание Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПрограмма информатизации мбоу нош №7 на 2013-2016гг. Разработчик...

Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка Основными документами для разработки рабочей программы являются
Буп рт -2012 для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным...
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки...
Основанием для разработки рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа:...
Пояснительная записка основание для разработки программы iconI. Пояснительная записка Обоснование для разработки Программы
Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную...
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан...
П. Н. Зырянов, М. «Просвещение»2008г., «Россия и мир», авторы О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарёв, В. А. Рогожкин, М. «Дрофа»...
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка к курсовой работе на тему Гитарный симулятор...
Объектом исследования является популярная мобильная платформа Android, и ее использование для разработки игр
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка. Статус рабочей программы
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г)
Пояснительная записка основание для разработки программы iconПояснительная записка Статус рабочей программы
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск