Скачать 0.87 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К 1-й РЕДАКЦИИ СТАНДАРТА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ «ЗЕЛЕНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО». ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ» Основание для разработки стандарта:Программа стандартизации Национального объединения строителей на 2010-2011 годы, пункт 40.Руководитель темы: Президент НП «АВОК», доктор технических наук, профессор Ю.А. Табунщиков Москва – 2011 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1. Анализ развития стандартизации в области «зеленого строительства» . . 10 2. Концепция национального стандарта «Зеленое строительство». Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
РЕФЕРАТ Пояснительная записка листа, в том числе таблиц, 13 источников использованной литературы. Ключевые слова: ЗЕЛЕНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, ЗЕЛЕНЫЕ СТАНДАРТЫ, ЭКОЛОГИЯ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, СВЕТОВОЙ КОМФОРТ, АКУСТИЧЕСКИЙ КОМФОРТ. Пояснительная записка содержит анализ мировой практики добровольной стандартизации и рейтинговой оценки зданий по критериям энергетической и экологической эффективности – «зеленые стандарты».
Можно считать, что к настоящему времени основы науки о «зеленых зданиях» уже созданы. И здесь нет ничего удивительного: «зеленые здания» являются системным продолжением развития энергоэффективных зданий, интеллектуальных зданий, зданий биоархитектуры, здоровых зданий и т. п. Начиная с 1974 года после мирового энергетического кризиса в мировой строительной практике появилось направление, получившее название «строительство энергоэффективных зданий», и довольно интенсивно начали создаваться научные основы проектирования таких зданий, которые не только не утратили актуальности до настоящего времени, но востребованность в которых постоянно возрастает, – смещаются только акценты. Начиная с 1980-х годов особое внимание уделяется экологической безопасности жилища и качеству внутреннего воздуха. Формулируется следующая закономерность: среди энергоэффективных технологий приоритет имеют те, которые способствуют повышению качества внутреннего воздуха и улучшают экологическую безопасность жилища. С конца 1990-х годов к требованиям по энергоэффективности и экологичности добавляются требования, которые обеспечивают защиту окружающей среды от разрушения. Самой главной идеей для строительства XXI века является положение о том, что природа не является пассивным фоном нашей деятельности: в результате профессионального подхода может быть создана новая природная среда, обладающая более высокими комфортными показателями для градостроительства и являющаяся в то же время энергетическим источником для климатизации здания. Логика развития современного строительства во многом есть результат стремления к гармонии окружающей здание природной среды и микроклимата в помещениях. Термин «здание как среда обитания человека» относится не только к самому строительному объекту, но и ко всему другому, что включает в себя понятие «среда обитания», а именно: наличие вблизи здания парковой зоны, спортивных и детских площадок, мест для автомобильных и велосипедных стоянок, расстояние от остановок общественного транспорта и т. д. Возникает теперь вопрос: «Нужны ли архитектору и инженеру новые знания, чтобы запроектировать здание, соответствующее требованиям стандартов по «зеленым зданиям»?» Постараемся кратко ответить на этот вопрос, рассмотрев требования рейтинговой системы оценки «зеленых зданий» в части повышения их энергоэффективности. Справочники по «зеленым зданиям» содержат следующие разделы, относящиеся к повышению энергоэффективности зданий: 1. Уменьшение потребности в использовании энергии – имеется в виду применение архитектурных, инженерных и конструктивных энергосбегающих решений. По каждому из этих направлений сформулированы рекомендации и приводятся ссылки на соответствующие стандарты, публикации и исследования. 2. Использование возобновляемых источников энергии – имеются в виду, прежде всего, технические решения интегрирования солнечных коллекторов, тепловых насосов, биотехнологий и т. п. в систему энергоснабжения здания. 3. Оптимальное использование затребованной энергии. Это наиболее творческий раздел, предполагающий энергетическое сравнение различных технологий отопления, вентиляции, кондиционирования, холодоснабжения и основанный, главным образом, на результатах математического моделирования здания как единой энергетической системы. Собственно говоря, перечисленные выше направления повышения энергетической эффективности зданий были известны достаточно узкому кругу специалистов, также как научные, методические технические принципы их реализации, авторами которых были эти специалисты. Новые знания в данном случае состоят в том, что должна быть создана система новых нормативных документов, система методических и научных разработок, а также программы обучения, позволяющие специалисту наилучшим образом достичь поставленной цели повышения энергетической эффективности зданий в соответствии с изложенными выше требованиями. Но самое главное состоит в том, что все специалисты, которые хотят соответствовать требованиям проектирования XXI века в части создания комфортной экологичной среды обитания человека, должны пройти обучение и сдать соответствующие экзамены на сертификат, например, LEED AP. Справочники по «зеленым зданиям» перечисляют следующие задачи, которые включаются в сферу деятельности архитектора: ориентация здания по сторонам света, расположение здания в застройке, выбор формы оболочки здания, остекление и материалы наружных ограждений, рассмотрение здания как единой энергетической системы с учетом направленного действия наружного климата. Здания с естественной вентиляцией должны иметь такую ориентацию и расположение приточных отверстий, чтобы приток воздуха в помещения обеспечивался при различных направлениях ветра, в том числе и при штиле. Крыши разновысотных зданий рекомендовано засаживать различными растениями, чтобы снизить количества и уровень обработки ливневых вод. По существу сертификация объекта по системе «зеленых зданий» инициирует творческий поиск архитекторов и инженеров таких технических решений, которые минимизируют негативное и оптимизируют позитивное влияние энергетических, экологических и технологических факторов, определяющих здание как среду обитания человека. В этой работе трудно разделить творчество архитектора и инженера: имеет место их совместная деятельность в течение всего процесса проектирования, и только такой союз может обеспечить успех в достижении поставленной цели. Собственно говоря, эти задачи и раньше находились в сфере деятельности архитектора. Различие состоит в том, что раньше эти требования носили рекомендательный характер и их реализация в той или иной мере осуществлялась в зависимости от амбициозности архитектора. В соответствии с классификацией LEED AP по «зеленым зданиям» за хорошее выполнение каждого из этих требований добавляются баллы. В условиях обычного проектирования эти требования являются рекомендациями, а при желании получить сертификат по системе LEED, BREEAM или другой системе сертификации эти рекомендации становятся некоторыми требованиями, по которым даются поощрительные баллы. Возникает вопрос – как наилучшим образом воплотить эти рекомендации при проектировании зданий? Вот здесь-то и нужны новые знания архитектору и инженеру. В данном случае понятие «новые знания» состоит в том, чтобы проектировщику дать системное представление об энергосберегающих технологиях, обосновать необходимость творческого их применения с учетом климата района застройки, технологического назначения здания, современных технических возможностей. Эти знания базируются на системе нормативно-методических документов – которые должны быть специально разработаны! – и на обучении инженеров и архитекторов пользованию этих документов, а также на известных многочисленных статьях, исследованиях. Последнее говорит о том, что должны быть созданы институты такого обучения с соответствующими преподавателями. Пройдя обучение, архитектор или инженер получает квалификацию, например, аккредитированный специалист по системе LEED (AP LEED). Потом при участии в тендере на проектирование, строительство или эксплуатацию он получает преимущество, а при сертификации здания по системе LEED здание получает дополнительные баллы. Иногда среди инвесторов, глубоко не знакомых с системой «зеленых зданий», возникает отрицательное отношение к системе сертификации, так как, по их мнению, это приводит к удорожанию объекта. Это не совсем так или даже совсем не так. Во-первых, коммерческая стоимость объекта при его сдаче в аренду или продаже существенно выше, чем несертифицированного здания, так как действительно сертифицированный объект является высокоэффективным зданием в отношении комфорта среды обитания, экологической безопасности и минимизации энергопотребления. Например, в настоящее время в США в условиях кризиса застройщики, рекламируя жилье, построенное с учетом строгих экологических стандартов, утверждают, что «зеленые» строительные технологии идут на пользу не только окружающей среде, но и кошельку домовладельца. Покупатели недвижимости в США прислушиваются к этому доводу как никогда раньше. Согласно информационной службе McGraw-Hill Construction, которая отслеживает рынок жилья, построенного по «зеленым» технологиям, доля энергоэффективного жилья вырастет с 2 % рынка в 2005 году до 20 % в 2013 году. Во-вторых, можно привести аналогичный пример с развитием PC: возможности и качество компьютеров возрастают с каждым годом, а цена их существенно снижается. Кроме того, компьютер, приобретенный 3–4 года назад, уже утрачивает свои потребительские качества и не удовлетворяет потребителя.
В ОБЛАСТИ ЗЕЛЕНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Разработка «зеленых» стандартов началась в 90-е годы прошлого столетия. В настоящее время число «зеленых» стандартов, применяемых в международной практике к зданиям (проектирование, строительство и эксплуатация) составляет более 50. Выбор критериев оценки, как и собственно рейтинговая оценка зданий, различен. Стоит отметить, что разрабатывались они с учетом национальных особенностей и изначально применялись в стране-разработчике, а затем стали применяться по всему миру. Ниже приведен анализ некоторых, наиболее известных из них. Классификация групп критериев проводится по следующим направлениям:
Кроме того, в зависимости от направления воздействия выделяются следующие категории:
LEED (США)
Применяемая в наши дни для оценки экологически благоприятных зданий рейтинговая система LEED (Leadership in Energy and Environmental Design, или Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании) стала одной их наиболее известных. Программа сертификации экологически благоприятных зданий LEED была основана в 1993 году некоммерческой организацией USGBC (U.S Green Building Council, или Американский совет по экологическому строительству). В своей первой редакции LEED появилась в 1998 году и с того момента была несколько раз пересмотрена. Но в целом LEED остается специализированной системой оценки, разработанной для оценки вновь строящихся и уже построенных зданий. Сегодня, спустя 12 лет, программа сертификации приобрела те заложенные в название экологические черты, напрямую связанные с сохранением природных ресурсов. В 2009 году вариант программы LEED EB (LEED for Existing Buildings, или LEED для существующих зданий) был подвергнут еще одному пересмотру и с тех пор его официальное название изменилось: LEED EB: O&M (LEED for Existing Buildings: Operations & Maintenance, или LEED для существующих зданий: эксплуатация и техобслуживание). Существует и программа сертификации LEED NC (LEED for New Construction, или LEED для строящихся зданий), отличающаяся от LEED EB лишь деталями. В программе «LEED EB: O&M» в предусмотрено четыре уровня сертификации, в зависимости от количества набранных строительным проектом «зеленых» баллов: Certifed - простой сертификат; Silver - серебряный сертификат; Gold - золотой сертификат; Platinum - платиновый сертификат. Несмотря на то, что английская модель BREEAM появился раньше, американская система считается более распространенной в мире. Рассмотрим основные положения американской рейтинговой системы LEED. В табл. 1.1 приведен перечень стандартов в зависимости от назначения зданий. К настоящему времени введено в действие 9 стандартов, охватывающих жилые и общественные здания. Для данной работы наибольший интерес представляет стандарт LEED-NC (новое строительство). Структура стандарта и рейтинговой системы приведена в табл. 1.2. Стандарт предусматривает оценку качества здания по 6 разделам, каждый из которых в свою очередь содержит критерии оценки (от 2 до 8). Разделы имеют лимит оценочных баллов. Наибольшую весомость имеют разделы «Энергосбережение и охрана атмосферы» - 17 баллов (25% от максимальной оценки), «Качество среды обитания» - 15 баллов (22%). В зависимости от числа оценочных баллов зданию по рейтинговой системе присваивается соответствующий сертификат (табл. 1.3). Для простой сертификации в системе LEED-NC достаточно получить 26 баллов из 69 возможных (38%). Максимальная оценка – «платиновый сертификат» стоит от 52 баллов (от 75%). В табл. 1.4 приведены критерии оценки раздела «Генплан и ландшафт» и соответствующие технологии и стратегии реализации критериев. В табл. 1.5 приведены соответствующие данные по разделу «Рациональное водопользование». Более сложная модель, требующая применения специальных методик и программного обеспечения, принята для оценки энергоэффективности. В табл. 1.6. приведена оценка показателей годового энергосбережения для новостроек и реконструируемых зданий, выраженная в баллах рейтинговой системы. Уровень энергосбережения определяется по отношению к базовому уровню энергопотребления, фиксируемого по показателям электропотребления и энергетическому эквиваленту расхода первичного топлива (табл. 1.7). Рейтинговая система также стимулирует вовлечение в энергетический баланс здания возобновляемой энергии (табл. 1.8). Таблица 1.1. Система стандартов LEED
Таблица 1.2. Структура стандарта LEED-NC
Таблица 1.3. Категории сертификатов LEED-NC
Таблица 1.4. Структура раздела «Генплан и ландшафт» (SS)
Таблица 1.5. Структура раздела «Рациональное водопользование» (WE)
Таблица 1.6. Оценка показателей годового энергосбережения новостроек и реконструируемых зданий
Таблица 1.7. Уровень базового годового энергопотребления в зданиях
Таблица 1.8. Оценка показателей возобновляемой энергии в годовом балансе здания
Американскую программу LEED адаптировала организация «Canadas Green Building Council» («Канадский Совет по «Зеленым» Зданиям). В апреле 2005 года правительство Канады приняло закон, согласно которому все федеральные офисные здания должны проектироваться и реконструироваться в соответствии со стандартом «LEED Canada Gold». |
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена в соответствии... Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз) | Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена в соответствии... Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз) | ||
Пояснительная записка к учебному плану на 2013-2014 учебный год Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Пояснительная записка Основная цель объединения «И зостудия» Основная цель объединения «Изостудия» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,... | Пояснительная записка Дисциплина «Почвоведение» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство | ||
1. Пояснительная записка Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета... | Рабочая программа по курсу «Россия и мир» 10 класс Пояснительная записка Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей | ||
Рабочая программа по направлению 270800 «Строительство» профиль «Гидротехническое строительство» Рабочая программа составлена доцентом Комаровой Л. Г на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Пояснительная записка. Курс «Информатика и икт» Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17... | ||
Структура рабочей программы: Титульный лист. Пояснительная записка.... Закон РФ «Об образовании» №122-Ф3 в последней редакции от 17 июля 2009 г. (№148-фз) | Рабочая программа по направлению 270800 «Строительство» профиль «Гидротехническое строительство» Рабочая программа составлена доцентом Шапиро С. А. на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа по направлению 270800. 62 «Строительство» Профиль:... Рабочая программа составлена канд техн наук, доцентом Головачевым И. М. на основании Федерального государственного образовательного... | Пояснительная записка рабочая программа по географии для 10 класса... Основной образовательной программы среднего общего образования (рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 26. 08. 2013... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по физике для 8 класса составлена... Основной образовательной программы основного общего образования (рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 26. 08. 2013... | Пояснительная записка рабочая программа по химии в 11 классе составлена... Целью изучения является создание условий для систематизации и расширении знаний учащихся о естественнонаучной картине мира, важнейших... |