Скачать 61.74 Kb.
|
Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели:
Ход урока
В своей речи мы часто обращаемся с просьбой или высказыванием к конкретному лицу. Для обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос, мы используем обращения. Сегодняшний урок мы посвятим изучению обращения.
Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь. Саша, у тебя сегодня сколько уроков? Задание: Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены): I вариант
I I вариант
Слайд 5. Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Например: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.). В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии… Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.) Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин). Задание: Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:
Предложения:
Для проверки нужно нажать на восклицательный знак.
Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией. В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именительный падеж существительного. Маш, дай ручку. Петь, а Петь, приходи пораньше.
Вспомним А.С.Пушкина: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Что это за форма «старче»? В обращении мы используем именительный падеж. А слово «старче» в устаревшем падеже (в древнерусском языке было 7 падежей) русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Задание: Подчеркните древние формы обращений. Молитва: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Народная разбойничья песня: Не шуми, мати, зелёная дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати. Дополнительный вопрос:
Нераспространённые обращения выражены одним словом: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов). Распространённые обращения включают в себя пояснительные слова: Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твардовский). Задание: Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения. (… ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5. (… ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений. (… ) мама, я очень скучаю. Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.
В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Провожающие, просим вас освободить вагоны. В письменной речи обращения служат для выражения отношения пишущего к адресату: Милый Миша, здравствуй.
В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главная задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа. Задание: На уроках литературы мы недавно знакомились с произведениями Ф.И.Тютчева. Запишите по памяти строки с обращениями, соответствующими данным иллюстрациям. Учащиеся должны записать по памяти:
Ива, макушку свою?
Своенравная волна, Как, покоясь иль играя, Чудной жизни ты полна!
(Обращение «ива» только называет предмет, а обращение «волна моя морская» выражает характеристику предмета и эмоциональную оценку).
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения. Задание: Перестройте предложение, чтобы оно соответствовало схеме. Милые внуки мои, родилась я под Киевом, в тихой деревне.
Обращение произносится со звательной интонацией, то есть с усиленным ударением. Знаки препинания при обращении
Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания:
Подведение итога урока
Домашнее задание П.58, упр.347(выписать из произведений художественной и публицистической литературы примеры разных обращений) |
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Сложносочиненные предложения» Цель урока: совершенствование умений определять смысловые отношения в ссп и правильно ставить в нем знаки препинания | ||
Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Тематическое планирование в 3 классе № Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Практикум по русскому языку в 7 классе: "Вводные слова и предложения.... Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знаки препинания при однородных членах предложения (урок русского языка в 10 классе) | ||
Урок русского языка в 11 а классе 15. 11. 2011 Тема : Знаки препинания... Цель: уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями,находить однородные... | Урок обобщение (посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне) Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них) | Урок для учащихся 7 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Сценарий квн по русскому языку в 5-6-х классах по теме "Выучи русский язык" Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Конспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: Обращение. Знаки препинания при обращении Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Рабочая программа для 11 класса составлена на основе авторской программы... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме Тема «Причастие» Урок №4 «Причастный оборот и знаки препинания при нём» | ||
Конспект урока русского языка в первом классе по теме «Знаки препинания в конце предложения» Автор: Лещенко Ирина Александровна учитель начальных классов мбоу «Озимовская средняя общеобразовательная школа» | Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них ... |