Скачать 79.57 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18» Г. Усть – Каменногорск (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - 9 класс) Выполнила: Учитель русского языка и литературы Мишина О.А. Г. Усть-Каменогорск, 2011 Урок по роману А.С. Пушкина «А счастье было так возможно….» Цель: 1.Рассмотреть материал 3,4, 8 глав романа. Проанализировать письма главных героев, их поступки, приведшие к трагической развязке их любви. Ответить на вопрос урока: А было ли возможно счастье Татьяны и Онегина? 2. Развивать информационную и коммуникативную компетенции, через работу в группе, обсуждение мнений, высказывание и защиту своей точки зрения, работу с текстовым материалом романа. 3. Воспитывать нравственные качества личности, эстетические вкусы через просмотр видео отрывков и прослушивание аудиозаписей романа. Оборудование: ИАД, Оценочные листы, листы А4, конверты с текстовыми материалами, видео отрывки фильма Марта Фаиннса «Онегин», аудиозаписи отрывков романа в исполнении Валентина Непомнящего. Ход урока Здравствуйте, ребята! Мы с вами заканчиваем изучение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Давайте поработаем с иллюстрациями и вспомним основные моменты произведения. 1 человек: Располагает по порядку эпизоды 1 человек: Подбирает к ним подписи. Итак, с это работой мы справились. А что же нам предстоит сегодня? Темой нашего урока являются слова главной героини романа: «А счастье было так возможно….» Следовательно, о чем пойдет речь на уроке? ( «Евгений Онегин» - это прежде всего роман о любви, но о любви не совпавшей по времени) - Исходя из темы урока, какие цели вы перед собой поставили бы? Учитель: Опираясь на материал романа, мы с вами проанализируем письма героев, их поступки, приведшие к трагической развязке любви. И попытаемся ответить на вопрос урока: А возможно ли было счастье Татьяны и Онегина? - Кто мне скажет, что я держу в руках? (письмо) Почему? Учитель: Потому что чувства Татьяны и Онегина являются сюжетным ядром произведения. А в раскрытии их чувств главную роль сыграли именно письма, написанные героями друг другу. И предметом нашего внимания на уроке будут тоже письма героев. Поэтому, я мы с вами составим Ассоциативную карту к слову ПИСЬМО. Ассоциативная карта Задание: Называть по одной ассоциации, которые у вас возникают со словом письмо, исходя из содержания романа и с письмом вообще Учитель печатает на компьютере ассоциации и обобщает с помощью учащихся результаты данного вида работы. Итак, письма героев в произведении являются формой выражения их любви друг к другу. А почему я в начале урока произнесла фразу: «Любовь, не совпавшая по времени?» (Правильно, сначала Татьяна признается в любви Онегину, он её отвергает. Затем Онегин признается в любви Татьяне, которая его тоже отвергает) Построение сюжета напоминает отражение предмета в зеркале, это так называемая «зеркальная» композиция. Главные герои меняются местами.
Направленное чтение 1 ( отрывок – фильм) – 1м 47 сек + 2мин.4 сек Учитель: Давайте посмотрим отрывки из совместного англо-американского фильма «Онегин» режиссера Марта Фаиннса и послушаем содержание писем героев. Письмо, таящее в себе любовное признание – одно из тяжких испытаний для автора послания. Поэтому я бы хотела, чтобы вы во время просмотра отрывков фиксировали в тетради ответы на задание: Задание: Как режиссер передал переживания героев во время написания писем? Просмотр отрывка Письмо Татьяны Просмотр отрывка Письмо Онегина Учитель: Как режиссер передал переживания Татьяны - Пишет письмо ночью - Зачеркивает и снова пишет - Поминутно утирает лицо, держится за голову в переживаниях - Руки запачкала чернилами и вытирает их о платье, не замечая этого Как режиссер передал страдания Онегина? - Пишет письмо ночью - Поминутно вздыхает - Не может спать - неаккуратен в одежде - сгорбившаяся фигура на реке, туман - движения то резкие, то замедленные, уставшие Направленное чтение 2 (отрывки из писем) Учитель: Скажите, ребята, можем ли мы сказать, что письма героев похожи? (Да, конечно, в них перекликаются какие – то мысли, чувства, повторяются отдельные слова и даже синтаксические конструкции предложений?) Задание: Я прошу вас достать из 1 конверта цитаты из письма Татьяны и Онегина, соотнести их друг с другом и расположить рядом те цитаты, которые перекликаются, которые чем-либо схожи
Учитель: Все верно, но несмотря на сходство писем, у них есть и важное отличие. Онегин не доверяет Татьяне. Он говорит: Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! То есть он считает, что Татьяна будет злорадствовать, читая его письмо. Будет счастлива, что отомстила за некогда растоптанные чувства. - Как вы думаете, почему он так считает? - Как вы считаете: прав ли Онегин? Направленное чтение 3 ( аудиозапись) – 52 сек + 1 мин 40 сек Задание: Ответьте на данный вопрос, прослушав отрывки из романа в исполнении литературоведа Валентина Непомнящего. Учитель: Верно, Татьяна изменилась внешне, потому что она усвоила его же урок: «Учитесь властвовать собой…». Она научилась. Но Татьяна не изменилась внутренне. Свет не испортил её, душа её осталась прежней. Как сказал Достоевский: «…это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!». Поэтому в ней нет и не может быть высокомерия и злорадства, которое подозревает в ней Онегин. Такие натуры, как Татьяна, любят один раз в жизни. Итак, мы выяснили, что Татьяна по-прежнему любит Евгения. Почему же она отказывает Евгению в конце романа? В литературоведении есть несколько точек зрения:
Задание: Какую бы из этих точек зрения выбрали вы? Почему? Я склонна считать, что Татьяна, действительно, не верит Онегину. Она уже один раз «обожглась» и не верит, что он может измениться. Она так и говорит: Зачем у вас я на примете?... Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь? И, конечно же, Татьяна – человек чести и долга. Она считает себя не вправе жертвовать честью мужа ради своего счастья. Итак, ребята, исходя из нашего разговора сегодня, исходя из текста романа, ответьте на вопрос урока: Возможно ли было счастье Онегина и Татьяны?, построив Дискуссионную карту Дискуссионная карта Возможно ли счастье Онегина и Татьяны? ДА НЕТ
Выберите позицию: Я склоняюсь к позиции…… Учитель подсчитывает количество ДА и НЕТ и делает выводы. Учитель: Ребята, я не зря держала в руках письмо в начале урока. Это не пустой конверт, в нем у меня для вас стихотворное послание, в котором выражено мое понимание любви. Любить – это прежде всего отдавать. Любить - значит чувства свои, как реку, С весенней щедростью расплескать На радость любимому человеку. Любить - значит страстно вести бои За верность и словом, и каждым взглядом, Чтоб были ваши сердца до конца И в горе и в радости вечно рядом. Любовь - не сплошной фейерверк страстей. Любовь – это верные в жизни руки, Она не страшится ни черных дней, Ни обольщений и ни разлуки. Пусть ваша любовь, которая встретится вам на пути, будет светлой и чистой! Домашнее задание: Биография М.Ю.Лермонтова. Найти интересные факты биографии, презентации. Спикеры сдают оценочные листы Учитель: А сейчас я хочу, чтобы еще раз проследили судьбу наших главных героев и простились с ними. Видеоклип по фильму «Онегин» - 3мин 35 сек http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2523264 – аудио запись романа «Евгений Онегин» в исполнении Валентина Непомнящего http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=926908 – фильм Марта Фаинсса «Онегин» США, Великобритания 1999 год http://images.yandex.kz/yandsearch?p – иллюстрации к роману В ролях: Ральф Файннс (Ralph Fiennes) - Evgeny Onegin Тоби Стефенс (Toby Stephens) - Vladimir Lensky Лив Тайлер (Liv Tyler) - Tatyana Larina Лена Хиди (Lena Headey) - Olga Larina |
Отчет об участии в фестивале в г. Усть-Катав Усть-Катав состоялся творческий фестиваль «Шаг к успеху». В фестивале принимали участие воспитанники специальных коррекционных школ-интернатов... | П убличный отчет моу усть-калманская сош за 2010/11 учебный год общие сведения о школе Муниципальное общеобразовательное учреждение Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа | ||
Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала Архангельских — в Усть-Выми и Яренске, Спасский и Стефановский — в районе Усть-Сысольска). Умер в 1396 (Словарь книжников и книжности... | Хроника культурной и литературной жизни Среднего и Южного Урала Архангельских — в Усть-Выми и Яренске, Спасский и Стефановский — в районе Усть-Сысольска). Умер в 1396 (Словарь книжников и книжности... | ||
Внеклассное мероприятие «День Земли» Авторы: Хафизова Дина Вильсуровна, учитель английского языка мбоу «оош п. Усть-Кара», Хатанзейская Валентина Владимировна, библиотекарь... | Образовательная программа школы отражает результаты педагогической... Юридический адрес: 688610,с. Усть-ХайрюзовоТигильского района Камчатского края, ул. Школьная, д. 1 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль и место преподавателя в системе Россикого образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль и место преподавателя в системе Российского образования : материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Роль и место преподавателя в системе Российского образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной... | Влияние Ангаро-Енисейских гэс на водные биоресурсы и среду их обитания Ангаре – Иркутское, Братское и Усть-Илимское. Менее крупные водохранилища – Усть-Хантайское и Курейское расположены в Заполярье на... | ||
Создание условий для максимальной самореализации личности ребенка,... Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Усть-Камыштинская... | Информация о проведении мероприятий по профессиональной ориентации... С 2008 года в Усть – Кубинской школе реализуется Программа по профессиональной ориентации «Выбирая профессию – выбираем будущее».... | ||
Программа воспитания антикоррупционного мировоззрения у учащихся... Программа воспитания антикоррупционного мировоззрения у учащихся Лицея №1 г. Усть – Джегуты на 2013-2014 г | Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной... Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска | ||
На уроках и во внеурочное время Муниципального общеобразовательного учреждения «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2» | Доклад моу «Усть-Нерская гимназия» Показатели реализации программ повышения качества образования, эффективности управления и использования ресурсов |