Скачать 2.16 Mb.
|
Роль и место преподавателя в системе Российского образования : материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной Году учителя. – В 2-х ч. Ч. 1. – Усть-Илимск : РИО Усть-Илимского филиала Сиб. федер. ун-та, 2010. Конференция посвящена проблеме интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. В сборник включены материалы, представленные в Редакционно-издательский отдел Усть-Илимского филиала СФУ до 6 февраля 2010 г. Ответственность за точность цитат, имен, названий и иных сведений, а также соблюдение закона об интеллектуальной собственности несут авторы публикаций. Содержание
секция 1. РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК ОДНОГО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Вступительное слово Публикации сборника посвящены 4-й межвузовской студенческой научно-практической конференции, в которой объединились пять усть-илимс-ких филиалов ИГПУ, СФУ, СибАГС, БГУЭП и БрГУ с целью дальнейшего совершенствования гуманитарно-экономического, естественно-научного и тех-нического образования, а также содействия продвижению студентов в научно-исследовательской деятельности. Давно хочется отметить положительное влияние подобных конференций и других городских мероприятий на становление высшего образования в нашем городе. По мнению городской общественности, активность студентов выражалась в умении обосновывать собственную позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к социально-политическим реалиям про-шлого и настоящего, заинтересованного отношения социально-экономичес-ким проблемам, а также умении продемонстрировать круг собственных интересов и увлечений. Хочется отметить, что активная практическая деятельность, получение знаний по различным отраслям дает возможность студентам правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях; видеть различия между позволенным и запрещенным, быстрее находить области для применения своих знаний, выбирать законные пути защиты своих прав и интересов. Более того, студенты вузов участвуют в социологических исследованиях по важнейшим проблемам городской и молодежной тематики; проводят мониторинги, опросы жителей города по волнующим их вопросам. Итогом такой деятельности становятся «круглые столы» и диспуты (городские и межвузовские), проводимые на базе библиотеки им. Федотова. Например, в 2008 г. были организованы встречи на такие темы, как: «Культура речи», «Культура информационного общества», «Встреча с участниками ликвидации чернобыльских событий» и др. В 2009 г. студенты филиалов СФУ, СибАГС и БрГУ приняли самое живое участие в таких важнейших и актуальных мероприятиях, как: «Социальные проблемы брошенных детей», «Как стать успешным в нашем городе», «Наркомания: мишень – молодое поколение», вызвавших большой резонанс в городском социуме. По мнению городской общественности вузы города готовят образованных, эрудированных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу, прогнозированию и решению сложных социальных проблем. C. Б. Сутурин, к.и.н., доцент, зав. кафедрой социогуманитарных дисциплин УИФ СФУ 3 секция экономики и управления ВЗАИМНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ СМЕРТНОСТИ В СФЕРЕ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Автушко З. В., Плеходанова Е. О. ФГОУ ВПО «СибАГС» в г. Усть-Илимске Руководители: к.э.н. О. А. Фрейдман, к.э.н. М. Л. Молчанова Россия тратит на лекарственное обеспечение онкологических больных в год четыре евро на человека в день. Это гораздо меньше других стран, минимально достаточный уровень – 10 евро на человека в день. В США этот уровень составляет 38 евро, во Франции – 22 евро, в Польше – 9 евро. В России с 2005 г. открыта Программа дополнительного лекарственного обеспечения (далее ДЛО), предназначенная для бесплатного обеспечения дорогостоящими лекарствами льготных категорий граждан. По оценкам экспертов бюджет ДЛО должен минимально составлять 55 млрд. рублей. Сегодня на дотации на приобретение дорогостоящих медикаментов тратится около 25 млрд. Из всего этого следует сделать вывод, что государство в настоящий момент не может полностью обеспечить нужды населения в области лечения опасных заболеваний. Предлагаемые методы налогового регулирования, включения в специальные программы и реестры онкологических больных сопровождается длительным временным лагом и бюрократическими проволочками. Создание системы банковских целевых кредитов всегда будет связано с платежеспособностью плательщика и возможностью снижения кредитного риска. А риск велик по причине возможной смерти плательщика или членов его семьи. Мы видим выход из создавшейся ситуации в становлении общества вза-имного страхования физических и юридических лиц. Во-первых, такие общества могут быть созданы при финансовых компаниях и банках. Являясь дочерними, им нет необходимости запрашивать высокий уровень уставного фонда, ответственность за лицензирование направлений страхования несет учредитель (банк). Во-вторых, услуги страхового общества осуществляются небольшой группой лиц, что не требует высоких организационных затрат, затрат на управление персоналом. Оплата услуг производится в зависимости от количества заключенных договоров. В-третьих, возможно одновременное горизонтальное диверсифицирование страховой услуги – создание туристической фирмы по отправке тяжело- 4 больных на операционное и реабилитационное лечение за рубеж, что не исключает деятельность по организации пластических и косметических операций. Развитие нескольких направлений организационно-туристического характера позволит привлекать дополнительные средства. И, наконец, в-четвертых, количество страхующихся от онкологических заболеваний обязательно будет превышать количество реально заболевших, что сократит страховой риск, и множество людей с низким уровнем дохода смогут позволить себе лечиться дорогостоящими препаратами в зарубежных клиниках. В связи с вышеизложенным, считаем, что организация дочернего предприятия (общество взаимного страхования – кооператив) позволит: – осуществить экономию и/или рациональное перераспределение бюджетных средств города на содержание и лечение онкологических больных; – стабилизировать, а в будущем сократить уровень смертности по нап-равлению онкологических заболеваний; – за счет средств общества взаимного страхования осуществлять лечение в крупных клиниках России и зарубежья. Ожидаемая прибыль в первый год работы предприятия составляет 171395,2 руб. В ходе проектных расчетов была осуществлена оценка финансовых рис-ков, в том числе страхового, и на основе зарубежного опыта предложен метод его снижения. Во всем мире общества взаимного страхования широко используют воз-можности коммерческих перестраховщиков для обеспечения финансовой ус-тойчивости компаний. Однако при этом чрезвычайно остро встает вопрос вы-бора перестраховщика. Предлагаем один из вариантов, где страховщик и перестраховщик – акционерные страховые компании. Премия по прямому договору страхования составила 17500 рублей. Она определяется величиной страхового тарифа (в нашем случае 3,5 %), который согласно традиционной методике состоит из основной ставки, рисковой надбавки и нагрузки. Нормативы нагрузки и рисковой надбавки утверждаются для каждого вида страхования органом страхового надзора при подаче документов на лицензирование. Рисковая надбавка зависит от планируемого числа объектов страхования и от среднеквадратического отклонения величины убытков для отдельных объектов. Обычно величину рисковой надбавки принимают равной 10–15 % от основной ставки, нагрузка составляет 20–30 % от нетто-ставки, равной сумме основной ставки и рисковой надбавки. Уменьшение величины страхового тарифа во взаимном страховании до-стигается тем, что в структуре нагрузки должны остаться расходы на непосредственное ведение дела, или, другими словами, только административные 5 расходы. Причем при взаимном страховании данные расходы объективно значительно меньше, чем в акционерном. В силу специфики взаимного страхования уменьшение величины страхового тарифа составит 35 % за счет исключения из нагрузки значений комиссионного вознаграждения, прибыли, предупредительных мероприятий и снижения расходов на ведение дела до 5 %. Таким образом, страховой тариф при взаимном страховании составит 2,275 %. РОЛЬ И ОБЯЗАННОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ (на примере Муниципального учреждения «Акушерское отделение Центральной городской больницы» г. Усть-Илимска Иркутской области) Анисимова В. А. ФГОУ ВПО «СибАГС» в г. Усть-Илимске Руководители: к.э.н. О. А. Фрейдман, к.э.н. М. Л. Молчанова В условиях резкого повышения статуса должности менеджера по персоналу до уровня высшего звена управления, значительное расширение его функций, усложнение техники подбора, отбора, расстановки, развития, мотивации, служебного продвижения должность кадровика становится одной из важнейших для выживания организации, обеспечения ее конкурентоспособности. Чем крупнее компания, тем больше в ней сотрудников и больше работы у руководителя. Как только количество сотрудников превышает три десятка человек, возникает настоятельная потребность в штатной единице, занимающейся исключительно персоналом компании: отбором кандидатов на вакансии, обучением новых сотрудников, консультацией по кадровым во-просам и т. д. Иными словами, необходим менеджер по персоналу. Цель работы – выяснить роль менеджера по персоналу и его обязанности в организации на примере конкретного учреждения. Менеджер по персоналу – это специалист, который должен обладать глубокими профессиональными знаниями, должен уметь применять новейшие методы и инструменты управления человеческими ресурсами, проектировать организацию, поддерживать деловые отношения, должен иметь способность к управлению изменениями. Главная цель его деятельности – это совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и трудового потенциала со стратегией и це-лями организации. Перед ним стоит широкий круг задач. Менеджер персонала осуществляет весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию или увольнения. 6 На примере данной организации менеджером по персоналу является Старшая Акушерка Акушерского отделения. В непосредственном подчинении старшей акушерки находится средний и младший медперсонал отделения (акушерки, операционная медсестра, санитарки, сестра-хозяйка, сторож, ЦСО). На должность старшей акушерки назначается лицо со средним медицинским образованием по специальности «Акушерское дело», имеющей опыт практической и организационной работы. В обязанности старшей акушерки входит следующее: – нести ответственность за работу среднего и младшего медперсонала отделения по выполнению назначений лечащих врачей и заведующего отделением; – обеспечивать ознакомление среднего и младшего медперсонала с их обязанностями; – проводить мероприятий по рациональной организации труда среднего и младшего медперсонала путем использования малой техники; – правильно расстановить кадры среднего и младшего медперсонала по постам в соответствии с утвержденным графиком их работы; – своевременно замещать средний и младший медперсонал, не вышедший на работу; – контролировать работу среднего и младшего медперсонала по уходу и обслуживанию женщин, соблюдением персоналом и госпитализированными женщинами установленных правил внутреннего распорядка, выполнением принципов лечебно-охранительного режима; – внедрение новейшей медицинской техники. Старшая акушерка имеет право: – Отдавать распоряжения и указания акушеркам и санитаркам в соответствии с уровнем их компетенции и квалификации и контролировать их выполнение. – Вносить предложения о поощрении и наложении взысканий на средний и младший медперсонал. – Принимать решения в пределах своей компетенции. – Требовать строжайшего соблюдения правил асептики и антисептики в акушерском отделении. Роль менеджера по персоналу в данной организации очень значительная – это координация действий других врачей. Старшая акушерка устанавливает правила, процедуры, связанные с управлением персонала, следит за их соблюдением. Задача менеджера по персоналу и создавать благоприятный климат, и содействовать наиболее успешной работе данного учреждения. Существуют различные точки зрения на роль менеджера по персоналу: одни считают, что главное, – чтобы менеджер по персоналу пользовался исключительным доверием персонала, другие полагают, что его должны боять- 7 ся, как полицейского. Мне же близка точка зрения, что менеджер по персоналу – это консультант, помогающий руководителям учреждения решать воп-росы, связанные с управлением людьми. И все-таки единой точки зрения на роль менеджера по персоналу, наверное, быть не может. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: |