№
| Дата
| Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)
| Кол-во часов
| Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
| Д/з
|
| Предп.
| Факт.
| Древние корни народного искусства
| 8 часов
|
|
|
|
|
1.
|
|
| Древние образы в народном искусстве
| 1
| Урок формирования новых знаний, умений, навыков Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага
| Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер
| Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства
| Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ
|
2.
|
|
| Орнамент как основа декоративного украшения
| 1
| Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков
Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага
| Орнамент как основа декоративного украшения.
| Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая
| Обратить внимание на декор домов частного сектора
|
3.
|
|
| Конструкция,
декор предметов народного быта и труда
| 1
| Урок формирования новых знаний, умений, навыков
Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага
| Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов
| Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы
| Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слон)
|
4.
|
|
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
| 1
| Комбинированный
Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, восковые мелки, бумага)
| Крестьянская вышивка -- сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.
| Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента
| Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме
|
5.
|
|
| Народный праздничный костюм
| 1
| Комбинированный Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов
| Народный праздничный костюм -целостный художественный образ
| Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа
| Подобрать иллюстрации с изображением интерьера русской избы с ее декоративным убранством (поисковая работа в группах)
|
6-7
|
|
| Внутренний мир русской избы
| 2
| Комбинированный Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пластилин), стеки, фольга, упаковочная коробка, ткань
| Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян
| Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе
| Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.)
|
8
|
|
| Народные праздничные обряды. Масленица
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань
| Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»
| Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода
|
|
|
|
| Связь времен в народном искусстве
| 9ч
|
|
|
|
|
9-10
|
|
| Древние образы в современных народных игрушках
| 2
| Комбинированный
Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти
| Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской)
| Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета
| Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки
|
11-12
|
|
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
| 2
| Комбинированный. Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти
| История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи
| Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета
| Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы
|
13.
|
|
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
| 1
| Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти
| История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи
| Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе
| Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ
|
14-15.
|
|
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
| 2
| Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти
| Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма
| Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета
| Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?»
|
16
|
|
| Роль народных промыслов в современной жизни
| 1
| Комбинированный
Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей
| Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве
| Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой
|
|
17
|
|
| Связь времен в народном искусстве
| 1
| Повторительно-обобщающий (соревновательная игра) Выполнение конкурсных заданий
| Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного
| Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального
|
|
|
|
| Декор, человек, общество, время
| 8ч
|
|
|
|
|
18.
|
|
| Зачем людям украшения
| 1
| Урок формирования новых знаний, умений
| Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов
| Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора
|
|
19.
|
|
| Декор и положение человека в обществе
| 1
| Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти
| Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта
| Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом
| Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран
|
20-21.
|
|
| Одежда говорит о человеке
| 2
| Комбинированный Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти
| Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей
| Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ
| Вопрос № 3, стр. 122 (учебник)
|
22-23.
|
|
| О чем рассказывают гербы и эмблемы
| 2
| Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору)
|
| Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция
|
|
24.
|
|
| Символы и эмблемы в современном обществе.
| 1
| Комбинированный Выполнение композиции герба города. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы
|
| Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом
|
|
25.
|
|
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
| 1
| урок-повторение Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах
| Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
|
|
|
|
|
| Декоративное искусство в современном мире
| 9ч
|
|
|
|
|
26.
|
|
| Современное выставочное искусство
| 1
| Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства)
| Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДЛИ
| Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ
| Подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ
|
27
|
|
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)
| 1
| Комбинированный Изготовление тряпичной куклы
| Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа
| Уметь Использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе
| Подобрать изображения декоративных игрушек, выполненных из различных материалов.
|
28-29
|
|
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)
| 2
| Комбинированный Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага
| Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ
| Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема
|
|
30-33
|
|
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно)
| 4
| Урок творческого применения умений и навыков. Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу
| Этапы работы над произведением ДПИ
| Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения
| Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итоговой выставке.
|
34-
35
|
|
| Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
| 2
| Урок- обобщения
Отзыв о выставке (письменный)
| Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире
| Знать виды ДПИ, особенности языка.
|
|