Скачать 113.97 Kb.
|
Учитель Малахова О.А. Урок литературы в 10 классе Урок в форме интерактивной интеллектуальной игры проводится после изучения творчества А.Н.Островского и И.А.Гончарова. Игровая форма – один из способов повысить мотивацию внимательного, вдумчивого прочтения художественного текста - побуждает учащихся быть максимально активными, рождает желание самовыражения и самореализации, развивает коммуникативные способности. В игру включены не только вопросы, требующие знания биографий писателей и содержания текстов их произведений , но и задания аналитического и дискуссионного характера, что делает урок более содержательным, насыщенным. Использование на уроке мультимедийных средств обучения сделало возможным просмотр фрагментов художественных фильмов, демонстрацию репродукций картин, сопровождение рассказа учителя музыкой. Это обеспечивает восприятие информации сразу несколькими органами чувств в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней, что, в свою очередь, даёт возможность для развития особого, «визуального мышления» (Р.Арнхейм) учащихся, включения их творческого воображения, расширения кругозора в предметных областях. На уроке используется мультимедийный ресурс – презентация Power Point, созданная учителем. Идея игры позаимствована у телепередачи «Своя игра». Тема урока : «Человек – целый мир» (Ф.М.Достоевский) (по пьесам А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница» и роману И.А.Гончарова «Обломов»). Тип урока: урок итогового обобщения. Форма урока: урок – интеллектуальная игра с элементами дискуссии. Технологии, применяемые на уроке:
Цели:
Задачи:
Оборудование: мультимедийный ПК с цифровым оптическим проектором, предустановленная «MS Power Point» на базе “MS Windows XP”; непосредственно файлы проекта.
Учитель зачитывает выдержки из детских работ «Сегодня на уроке я…», проведённых после прошлой игры на уроке литературы: «…игра была очень познавательная, и я узнала много нового. Но я очень волновалась, что подведу команд…у» «…я поняла, что мало читаю…» «…осознаёшь, что много ты не знаешь, что надо более глубоко изучать этот предмет…» «…переживаешь за то, что можешь подвести команду…» «…если честно, мне было обидно, что я не знал ответы на некоторые вопросы. Мне нужно было готовиться тщательнее». «…конечно, иногда бывало неловко, если что-то не знаешь, но чувствуешь гордость, если можешь помочь своей команде.» «Очень понравилось, что мы разбились на команды, это помогло понять сущность людей». «У нас была отличная команда – всем бы такую. Ум, эрудиция – хорошие качества, нужные для победы, которую мы одержали». Учитель. Знакомо? Ученики. Да, это мы писали после прошлой игры. Учитель. А скажите, литература – трудный предмет? Ученики. Конечно. Учитель. Предыдущий урок-игра в какой-то мере изменил ваше отношение к предмету? Ученики. Да. Игра рождает желание больше знать, не выглядеть глупее других, а для этого надо больше читать и читать внимательнее. Учитель. А к себе? Ученики Задаёшь себе вопросы: какой я? что надо в себе изменить, чтобы не подвести команду? Учишься быть ответственным, вместе с другими постигаешь истину. Учитель. А к одноклассникам? Ученики . Испытываешь уважение, если они больше знают, умеют себя вести, и досаду, если мешали отвечать или отвечали неверно. Учитель.Ну что ж, сыграем ещё?. Ученики .Да! Учитель. Сегодняшняя наша игра связана с личностями и творчеством выдающихся писателей второй половины 19 века И.А.Гончарова и А.Н.Островского. Но прежде чем мы начнём игру, я бы хотела задать вопрос: как вы думаете, что позволило мне в рамках одной игры объединить произведения этих писателей? (СЛАЙД №1) Ученики .
2. Учитель. Русская литература второй половины 19 века обретает мировую известность и признание. По словам австрийского писателя Стефана Цвейга, в ней видят пророчество «о новом человеке и его рождении из лона русской души». Эта литература выходит к философским проблемам и утверждает в европейском сознании идею нового человека и новой человечности. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Человек – целый мир» (Ф.М.Достоевский). (СЛАЙД № 2). Учитель. Игра будет проходит по знакомому вам уже принципу. Команда выбирает категорию и «стоимость» вопроса. Чем «дороже» вопрос, тем он труднее. На «общий» вопрос отвечают одновременно все команды. В течение минуты игроки обсуждают вопрос, и отвечает та команда, которая первой будет готова. 2. ИГРА Учитель. Произведение не может быть оценено в отрыве от понимания характера, мировоззрения его автора и эпохи, в которую этот писатель жил и творил, поэтому, как мне кажется, было логично включить в игру следующие категории вопросов:
Учащиеся работают в группах-командах, по очереди выбирают вопросы, на обсуждение которых даётся 15 секунд, в категории «ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ» - 30 секунд. За правильный ответ получают жетон с соответственным количеством баллов, если ответа нет или он неверный, отвечает другая команда. В конце игры подсчитывается общий балл каждой команды. 3. Подведение итогов Учитель. Итак, что же объединяет этих двух русских писателей? Ученики. И.А.Гончаров и А.Н.Островский отражали в своих произведениях одну эпоху, утверждали общечеловеческие ценности. В их произведениях появился новый герой – человек, претендующий на своё «я», на уважение к себе. Учитель. Да, действительно, их произведения объединяют присущие всем шедеврам общечеловеческие ценности – человечность, духовность, любовь больших художников к природе, к правде, к красоте человека, ведь «человек – целый мир». А ведь эти черты общие для творений мировой классики вообще. Поэтому и Гончаров, и Островский занимают достойное место в ряду других великих мастеров: Пушкина, Гоголя, Гёте, Шекспира, Мольера, конечно же, Тургенева, Достоевского и Льва Толстого, с творчеством которых нам ещё предстоит познакомиться.
Учитель. Использовали ли вы в этой игре опыт, приобретённый на прошлой? Ученики :
Учитель. Что изменил сегодняшний урок в вашем отношении к предмету и в вашем отношении к миру? Ученики.
Учитель. А если бы он проводился без использования игры, в другой форме? Ученики.
Учитель. Урок закончен. Капитаны команд выставите, пожалуйста, оценки всем членам команды, учитывая их степень участия в игре. Кто не принёс команде ни одного балла, сегодня, к сожалению, останется без оценки и лучше подготовится к следующей игре. Всем спасибо. Приложение 1 Вопросы викторины АВТОР
3. Почему именно с творчеством Александра Николаевича Островского мы связываем понятие "русский национальный театр"? (Островский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. Это совершеннолетие не случайно падает на 60 годы, когда усилиями, в первую очередь Островского ,а также А.Ф.Писемского, А.А.Потехина, А.В.Сухово- Кобылина, Н.С.Лескова, А.К.Толстого в России был создан реалистический отечественный репертуар и была подготовлена почва для появления национального театра.Самим драматургом было создано более 50 пьес.) (3 балла) ЭПОХА 1. Перед Обломовым стоит дилемма: «Или я не понял этой жизни, или она никуда ...». Какое слово пропущено? ( не годится). (1 балл) 2. Савёл Прокофьевич Дикой и странница Феклуша не участвуют в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский вводит этих героев в пьесу? (Чтобы создать целостный образ «тёмного царства», показать жестокость, грубость и невежество, процветающие в российской провинции).(2 балла)
СЮЖЕТ 1 . Как звали жену Андрея Штольца? (Ольга) ( 1 балл) 2. Как объясняет Обломов своё нежелание быть «как все»? (Видеофрагмент) (2 балла) 3. Предлагая Ларисе стать его содержанкой, Кнуров говорит ей:
Почему «осуждений не будет»? (Видеофрагмент) (3 балла) ГЕРОИ 1. Катерина: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли...» Чего? ( «…людского суда…») (1 балл)
(3 балла) ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ (Проблемные вопросы)
! Эти вопросы достаточно сложные, поэтому оцениваются они соответственно 5,10 и 15 баллами.В обсуждении участвуют все команды, дополняя, поправляя, оспаривая мнение соперников , и, разумеется, тоже при этом зарабатывают очки. Приложение 2
(Слайды № 5 – 13. Демонстрируются репродукции картин Б.М. Кустодиева на фоне музыки «Рассвет над Москва-рекою» М.И.Мусоргского из оперы «Хованщина») "Я знаю тебя, Замоскворечье, - писал Островский, - я сам провел несколько лет жизни в лоне твоем.. Знаю тебя и в праздник и в будни, в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частным переулочкам". Да, пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь. Взгляните па эти окна, попробуйте представить жизнь, какая неторопливо текла здесь когда-то. Этот самоцветный мир попытался позднее запечатлеть родственный Островскому по духу художник Борис Михайлович Кустодиев. (Показываются слайды репродукции картин художника.) Здесь степенно беседовали за кипящим самоваром или за стаканом "пунштика" бородатые купцы. Здесь их молодые жены и дочери выглядывали па улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерейных кавалерах». А в праздник тут гудели колокола церквей и двигалась к поздней обедне пестрая толпа: купчихи в расписанных цветами шалях и барышни в чепчиках и мантильках; купцы в армяках и поддевках и молодые чиновники в узеньких, будто облизанных фрачках с прическами "а ля кок".
(Слайд 34 Репродукции картин Жана-Леона Жерома Пигмалион и Галатея Эдварда Берна-Джонса Пигмалион и Галатея) Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой: - О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение. Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе. Приложение 3 На уроке звучали
были использованы фрагменты кинофильмов
репродукции картин
|
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» Человек – это целый мир. И если он не продолжает познавать себя, а через себя и все бытие, значит он завершился, остановился в своем... | Рабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек" Обществознание. Мир и человек ( начальная философия): элективный курс/ автор составитель Н. В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2007.... | ||
И мир материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир” Екатеринбург,... Человек и мир: Материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир”. Екатеринбург, 2009, 209 с | Достоевский один из самых интересных и трудных писателей, споры о... Этот вопрос. Итак, тема сегодняшнего урока: Ф. М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя… | ||
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит... | Литература Бородино и его герои Пушкинская Москва Похищение будущего... Школьный химический эксперимент. Раздел: неорганическая химия. Общие свойства металлов | ||
Программа спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям... Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества,... | Н. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд... С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа... | ||
Урок- c уд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни» Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | ||
9 сентября Всемирный день красоты «Красота спасет мир!» Ф. М. Достоевский На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный... | Национальная идея и белорусская государственность Центральным звеном самосознания является идея, представляющая форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы приветствуем всех, для кого слова «Средняя школа №1, лицей» это пароль, открывающий целый мир | Электронные образовательные ресурсы для учащихся Лев Николаевич Толстой (Война и Мир), Федор Михайлович Достоевский (Преступление и наказание, Идиот). Большое собрание стихотворений... | ||
На организацию досуговой деятельности воспитанников в лагере «Эрудит» Посещение музея А. А. Дурова ( интерактивные экскурсии: «Целый мир у тебя под ногами», «Почему в Азовском море не живут киты?», «Моллюски... | «Тайна человека в романе «Бедные люди» В августе 1839 года, в письме к брату Михаилу, Достоевский писал: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать... |