«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский)





Скачать 113.97 Kb.
Название«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский)
Дата публикации23.08.2014
Размер113.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Учитель Малахова О.А.

Урок литературы в 10 классе

Урок в форме интерактивной интеллектуальной игры проводится после изучения творчества А.Н.Островского и И.А.Гончарова. Игровая форма – один из способов повысить мотивацию внимательного, вдумчивого прочтения художественного текста - побуждает учащихся быть максимально активными, рождает желание самовыражения и самореализации, развивает коммуникативные способности. В игру включены не только вопросы, требующие знания биографий писателей и содержания текстов их произведений , но и задания аналитического и дискуссионного характера, что делает урок более содержательным, насыщенным. Использование на уроке мультимедийных средств обучения сделало возможным просмотр фрагментов художественных фильмов, демонстрацию репродукций картин, сопровождение рассказа учителя музыкой. Это обеспечивает восприятие информации сразу несколькими органами чувств в сочетании с быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней, что, в свою очередь, даёт возможность для развития особого, «визуального мышления» (Р.Арнхейм) учащихся, включения их творческого воображения, расширения кругозора в предметных областях. На уроке используется мультимедийный ресурс – презентация Power Point, созданная учителем. Идея игры позаимствована у телепередачи «Своя игра».

Тема урока : «Человек – целый мир» (Ф.М.Достоевский)

(по пьесам А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница» и роману И.А.Гончарова «Обломов»).

Тип урока: урок итогового обобщения.

Форма урока: урок – интеллектуальная игра с элементами дискуссии.

Технологии, применяемые на уроке:

  • технология применения средств ИКТ в предметном обучении;

  • технология интеграции в образовании;

  • игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте;

  • интерактивная технология;

  • технология проведения дискуссий;

Цели:

    1. Педагогическими средствами и средствами ИКТ вовлечь учащихся в диалог (по произведениям А.Островского и И.Гончарова) о русской литературе 2-й половины 19 века, утверждающей идею нового человека и новой человечности.

    2. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию учащихся.

    3. На традициях русской культуры воспитывать личность через развитие интереса к знаниям, используя игровую форму и средства ИКТ.

Задачи:

  • формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия);

  • активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование технологической триады личностно ориентированного образования задание – диалог – игра с опорой на личностный опыт;

  • развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений;

  • формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, прогнозировать результаты и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам;

  • формирование познавательного интереса, усиление положительной мотивации обучения;

  • развитие навыков рефлексии;

  • расширение кругозора в предметных образовательных областях;

  • развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения);

  • развитие навыка работы в творческих группах, коммуникативных способностей;

  • воспитание информационной культуры посредством использования компьютера на уроках;

  • формирование гражданской позиции, воспитание патриотизма, интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера;

  • эстетическое воспитание.

Оборудование: мультимедийный ПК с цифровым оптическим проектором, предустановленная «MS Power Point» на базе “MS Windows XP”; непосредственно файлы проекта.

  1. Коммуникативная атака

Учитель зачитывает выдержки из детских работ «Сегодня на уроке я…», проведённых после прошлой игры на уроке литературы:

«…игра была очень познавательная, и я узнала много нового. Но я очень волновалась, что подведу команд…у»
«…я поняла, что мало читаю…»
«…осознаёшь, что много ты не знаешь, что надо более глубоко изучать этот предмет…»

«…переживаешь за то, что можешь подвести команду…»
«…если честно, мне было обидно, что я не знал ответы на некоторые вопросы. Мне нужно было готовиться тщательнее».
«…конечно, иногда бывало неловко, если что-то не знаешь, но чувствуешь гордость, если можешь помочь своей команде.»
«Очень понравилось, что мы разбились на команды, это помогло понять сущность людей».
«У нас была отличная команда – всем бы такую. Ум, эрудиция – хорошие качества, нужные для победы, которую мы одержали».

Учитель. Знакомо?

Ученики. Да, это мы писали после прошлой игры.

Учитель. А скажите, литература – трудный предмет?

Ученики. Конечно.

Учитель. Предыдущий урок-игра в какой-то мере изменил ваше отношение к предмету?

Ученики. Да. Игра рождает желание больше знать, не выглядеть глупее других, а для этого надо больше читать и читать внимательнее.

Учитель. А к себе?

Ученики Задаёшь себе вопросы: какой я? что надо в себе изменить, чтобы не подвести команду? Учишься быть ответственным, вместе с другими постигаешь истину.

Учитель. А к одноклассникам?

Ученики . Испытываешь уважение, если они больше знают, умеют себя вести, и досаду, если мешали отвечать или отвечали неверно.
Учитель.Ну что ж, сыграем ещё?.

Ученики .Да!

Учитель. Сегодняшняя наша игра связана с личностями и творчеством выдающихся писателей второй половины 19 века И.А.Гончарова и А.Н.Островского. Но прежде чем мы начнём игру, я бы хотела задать вопрос: как вы думаете, что позволило мне в рамках одной игры объединить произведения этих писателей? (СЛАЙД №1)

Ученики .

  • Они современники.

  • Их обоих тревожило то, что происходит в обществе, им обоим хотелось сделать этот мир лучше.

2. Учитель. Русская литература второй половины 19 века обретает мировую известность и признание. По словам австрийского писателя Стефана Цвейга, в ней видят пророчество «о новом человеке и его рождении из лона русской души». Эта литература выходит к философским проблемам и утверждает в европейском сознании идею нового человека и новой человечности. Итак, тема нашего сегодняшнего урока
«Человек – целый мир» (Ф.М.Достоевский). (СЛАЙД № 2).
Учитель. Игра будет проходит по знакомому вам уже принципу. Команда выбирает категорию и «стоимость» вопроса. Чем «дороже» вопрос, тем он труднее. На «общий» вопрос отвечают одновременно все команды. В течение минуты игроки обсуждают вопрос, и отвечает та команда, которая первой будет готова.
2. ИГРА
Учитель. Произведение не может быть оценено в отрыве от понимания характера, мировоззрения его автора и эпохи, в которую этот писатель жил и творил, поэтому, как мне кажется, было логично включить в игру следующие категории вопросов:


  • ЭПОХА

  • АВТОР

  • ГЕРОИ

  • СЮЖЕТ

  • ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ



Учащиеся работают в группах-командах, по очереди выбирают вопросы, на обсуждение которых даётся 15 секунд, в категории «ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ» - 30 секунд. За правильный ответ получают жетон с соответственным количеством баллов, если ответа нет или он неверный, отвечает другая команда. В конце игры подсчитывается общий балл каждой команды.
3. Подведение итогов
Учитель. Итак, что же объединяет этих двух русских писателей?

Ученики. И.А.Гончаров и А.Н.Островский отражали в своих произведениях одну эпоху, утверждали общечеловеческие ценности. В их произведениях появился новый герой – человек, претендующий на своё «я», на уважение к себе.

Учитель. Да, действительно, их произведения объединяют присущие всем шедеврам общечеловеческие ценности – человечность, духовность, любовь больших художников к природе, к правде, к красоте человека, ведь «человек – целый мир». А ведь эти черты общие для творений мировой классики вообще. Поэтому и Гончаров, и Островский занимают достойное место в ряду других великих мастеров: Пушкина, Гоголя, Гёте, Шекспира, Мольера, конечно же, Тургенева, Достоевского и Льва Толстого, с творчеством которых нам ещё предстоит познакомиться.


    1. Рефлексия.


Учитель. Использовали ли вы в этой игре опыт, приобретённый на прошлой?

Ученики :

  • Да. Работала сегодня вся команда.

  • Советовались друг с другом чаще.

  • Были дружнее, ответственнее.

  • Больше переживали за исход игры.

Учитель. Что изменил сегодняшний урок в вашем отношении к предмету и в вашем отношении к миру?

Ученики.

  • Литература не просто обязательный предмет, она интересна тем, что познаёшь эпоху, людей, их жизнь, мысли, чувства.

  • Этот предмет учит жить, приобщаться к общечеловеческим ценностям, понимать логику поведения других людей.

Учитель. А если бы он проводился без использования игры, в другой форме?

Ученики.

  • Урок в форме игры интереснее.

  • На обычном уроке каждый за себя, а тут мы стараемся завоевать наши общие баллы.

  • Урок – это официальная, привычная форма работы, на игре мы чувствуем себя свободнее, раскованнее.

  • Игра мобилизует на размышление, рождает азарт, желание доказать, что я знаю больше.



Учитель. Урок закончен. Капитаны команд выставите, пожалуйста, оценки всем членам команды, учитывая их степень участия в игре. Кто не принёс команде ни одного балла, сегодня, к сожалению, останется без оценки и лучше подготовится к следующей игре. Всем спасибо.

Приложение 1

Вопросы викторины
АВТОР


  1. Как называли современники Островского за открытие новой «земли» в русской литературе? (Колумб Замоскворечья) (1 балл)




  1. В 1852 году по Петербургу разнёсся слух, что Гончаров, этот человек де-Лень, как иронично прозвали писателя приятели, собирается…Чем И.А.Гончаров удивил современников? (Он отправился в кругосветное путешествие на парусном военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Е.В.Путятина). (2 балла)

3. Почему именно с творчеством Александра Николаевича Островского мы связываем понятие "русский национальный театр"? (Островский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. Это совершеннолетие не случайно падает на 60 годы, когда усилиями, в первую очередь Островского ,а также А.Ф.Писемского, А.А.Потехина, А.В.Сухово- Кобылина, Н.С.Лескова, А.К.Толстого в России был создан реалистический отечественный репертуар и была подготовлена почва для появления национального театра.Самим драматургом было создано более 50 пьес.) (3 балла)
ЭПОХА
1. Перед Обломовым стоит дилемма: «Или я не понял этой жизни,

или она никуда ...». Какое слово пропущено? ( не годится). (1 балл)
2. Савёл Прокофьевич Дикой и странница Феклуша не участвуют в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский вводит этих героев в пьесу? (Чтобы создать целостный образ «тёмного царства», показать жестокость, грубость и невежество,

процветающие в российской провинции).(2 балла)


  1. Обломовский «рай» – он для всех? (Обломовский рай — не для всех: «…кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом») (3 балла)


СЮЖЕТ

1 . Как звали жену Андрея Штольца? (Ольга) ( 1 балл)

2. Как объясняет Обломов своё нежелание быть «как все»? (Видеофрагмент) (2 балла)
3. Предлагая Ларисе стать его содержанкой, Кнуров говорит ей:

  • Стыда не бойтесь, осуждений не будет.

Почему «осуждений не будет»? (Видеофрагмент) (3 балла)

ГЕРОИ
1. Катерина: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли...» Чего? ( «…людского суда…») (1 балл)


  1. Закончите одно из рассуждений Обломова: «Вы думаете, что для мысли не надо сердца. Нет, она оплодотворяется...». (любовью) (2 балла)




  1. Воодушевленная целью возрождения Обломова и своей ролью творца, с героями какого древнегреческого мифа сравнивает Ольга себя и его? (Себя с Пигмалионом, Обломова с Галатеей)

(3 балла)


ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ (Проблемные вопросы)


  1. Являются ли безволие, рабская психология, страх перед «власть предержащими» прямым соучастием в преступлениях против личности человека? (По пьесам А.Н. Островского)




  1. Что роднит «Мёртвые души», «Грозу» и «Обломова»?




  1. В чём разница между финальной сценой пьесы «Бесприданница» А.Островского и кинофильма «Жестокий романс», снятого Э.Рязановым? Чем вы объясните эту разницу?


! Эти вопросы достаточно сложные, поэтому оцениваются они соответственно 5,10 и 15 баллами.В обсуждении участвуют все команды, дополняя, поправляя, оспаривая мнение соперников , и, разумеется, тоже при этом зарабатывают очки.

Приложение 2


  1. Комментарий к вопросу №1 категории «АВТОР»

(Слайды № 5 – 13. Демонстрируются репродукции картин Б.М. Кустодиева на фоне музыки «Рассвет над Москва-рекою» М.И.Мусоргского из оперы

«Хованщина»)
"Я знаю тебя, Замоскворечье, - писал Островский, - я сам провел несколько лет жизни в лоне твоем.. Знаю тебя и в праздник и в будни, в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частным переулочкам".

Да, пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу пер­выми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь.

Взгляните па эти окна, попробуйте представить жизнь, какая нето­ропливо текла здесь когда-то.

Этот самоцветный мир попытался позднее запечатлеть родственный Островскому по духу художник Борис Михайлович Кустодиев.

(Показываются слайды репродукции картин художника.)

Здесь степенно беседовали за кипящим самоваром или за стаканом "пунштика" бородатые купцы. Здесь их молодые жены и дочери выгля­дывали па улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о «галантерей­ных кавалерах».

А в праздник тут гудели колокола церквей и двига­лась к поздней обедне пестрая толпа: купчихи в расписанных цветами шалях и барышни в чепчиках и мантильках; купцы в армяках и под­девках и молодые чиновники в узеньких, будто облизанных фрачках с прическами "а ля кок".



  1. Комментарий к вопросу №3 категории «Герои»

(Слайд 34 Репродукции картин

Жана-Леона Жерома Пигмалион и Галатея

Эдварда Берна-Джонса Пигмалион и Галатея)
Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:

- О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.

Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.
Приложение 3


На уроке
звучали

  • Ф.Шопен Ноктюрн №1 in B-Flat Minor

  • М. Мусоргский Рассвет над Москва-рекой (из оперы Хованщина)


были использованы

фрагменты кинофильмов

  • Жестокий романс. (Реж.Э.Рязанов)

  • Несколько дней из жизни Обломова (Реж.Н.Михалков)



  • репродукции картин и эскиз декорации к спектаклю «Гроза» Б.Кустодиева,


репродукции картин

  • Жана-Леона Жерома Пигмалион и Галатея

  • Эдварда Берна-Джонса Пигмалион и Галатея







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconД. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова»
Человек – это целый мир. И если он не продолжает познавать себя, а через себя и все бытие, значит он завершился, остановился в своем...
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconРабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек"
Обществознание. Мир и человек ( начальная философия): элективный курс/ автор составитель Н. В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2007....
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconИ мир материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир” Екатеринбург,...
Человек и мир: Материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир”. Екатеринбург, 2009, 209 с
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconДостоевский один из самых интересных и трудных писателей, споры о...
Этот вопрос. Итак, тема сегодняшнего урока: Ф. М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя…
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconЧеловек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconЛитература Бородино и его герои Пушкинская Москва Похищение будущего...
Школьный химический эксперимент. Раздел: неорганическая химия. Общие свойства металлов
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconПрограмма спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям...
Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества,...
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconН. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд...
С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа...
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconУрок- c уд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни»
Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В....
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) icon9 сентября Всемирный день красоты «Красота спасет мир!» Ф. М. Достоевский
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconНациональная идея и белорусская государственность
Центральным звеном самосознания является идея, представляющая форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта....
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы приветствуем всех, для кого слова «Средняя школа №1, лицей» это пароль, открывающий целый мир
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconЭлектронные образовательные ресурсы для учащихся
Лев Николаевич Толстой (Война и Мир), Федор Михайлович Достоевский (Преступление и наказание, Идиот). Большое собрание стихотворений...
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) iconНа организацию досуговой деятельности воспитанников в лагере «Эрудит»
Посещение музея А. А. Дурова ( интерактивные экскурсии: «Целый мир у тебя под ногами», «Почему в Азовском море не живут киты?», «Моллюски...
«Человек целый мир» (Ф. М. Достоевский) icon«Тайна человека в романе «Бедные люди»
В августе 1839 года, в письме к брату Михаилу, Достоевский писал: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск