Скачать 110.74 Kb.
|
Тема: ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ В ШКОЛЕ Учебный предмет: русский язык. Возраст участников: 13-14 лет. Продолжительность: краткосрочный (4-6 уроков). Цель: создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе. Необходимые материалы: 1. Акишина, А. Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановекая. – М.: Русский язык, 1991. 2. Бондарева, Т. Н. Секретарское дело / Т. Н. Бондарева. – М.: Высшая школа, 1998. 3. Голодяевская, А. М. Деловая речь / А. М. Голодяевская. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995. 4. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993. 5. Ладыженская, Т. А. Риторика. .7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы / Т. А. Ладыженская. - М.: Баласе, С-инфо, 2002. 6. Ладыженская, Т. А. Риторика. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы / Т. А. Ладыженская. - М.: Баласе, С-инфо, 2002. 7. Ладыженская, Т. А. Риторика. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы. – М.: Баласе: С-инфо, 2002. 8. Никитина, Е. Н. Русская речь / Е. Н. Никитина. – М: Просвещение, 1995. 9. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л. В. Рахманин. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1988. 10. Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. – СПб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина. – М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы: • техническую (3-5 человек); • информационную (5-6 человек). Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере,– сканированием фотографий, пересылкой материалов по e-mail. Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации. Ход проекта 1. Собрать материал из разных литературных источников. 2. Провести опрос и составить по нему диаграммы. 3. Проанализировав полученные результаты, сделать вывод. 4. Создать методическое пособие-презентацию. Итоговый продукт. Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у подростков и детей самостоятельности, активнсти и творчества предполагает наряду с другими умениями формирование навыка владения деловой речью. Оканчивая школу, Я идем в большую жизнь... Всюду мы сталкиваемся с необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна познакомить учащихся с официально – деловым стилем речи, сформировать у них навыки делового письма. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с лексико – фразеологическими и грамматическими особенностями официально делового стиля, с образцами документов, вариантами их ком|позиционной структуры, но из-за очень ограниченного количества часов нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг. В реальной жизни у ребят зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением деловых бумаг. Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни необходимое требование времени. Проведенный среди учащихся 7–9 классов опрос показал что 69 % из 100 не смогут написать доверенность, 67 % не знают, что такое протокол, 52 % не знают, что такое резюме, 57% не умеют писать объяснительную записку, 56 % не смогут написать заявление, 61 % не знают, как написать телеграмму. Тем самым опрос показал, что большинство учеников не умеют составлять деловые бумаги и даже не знают значения некоторых из них. Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась вся полезная информация о деловых бумагах. Мы решили сделать такое пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике информации найти все, что касается деловых бумаг школьника. Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи: • проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её; • изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги; • создать методическое пособие для учащихся. Практическое значение: это методическое пособие может быть полезно на уроках русского языка, риторики, а также всем, кто желает научиться правильно оформлять деловые бумаги. Гипотеза: если будет создано методическое пособие, то в дальнейшем оно поможет учителям и ученикам изучать построение деловых бумаг. Объект исследования: деловой стиль речи. Предмет исследования: учебники риторики, справочная, специальная литература и интернет-ресурсы. 1. Функциональные стили речи Что такое русский язык? Русский язык - это и художественная литература, и научная проза, и деловая речь, и газеты, и журналы, насыщенные информацией и публицистикой, и разговорная речь, которой мы пользуемся в повседневной жизни. И хотя везде перед нами один и тот же русский язык, но он далеко не одинаков. Художественная речь не похожа на научную, язык законов резко отличается от бытового разговор очень своеобразна и газетно–публицистическая речь. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется. Наука требует строгого информативного изложения, художественная литература - изобразительности, картинности, деловая - исключительной точности, недвусмысленности. И естественно, что язык меняется, стремясь выполнить эти требования. Одни слова, обороты, грамматические средства используются в науке, другие - в художественной литературе, третьи - в дел вой речи и т. д. Итак, русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика официально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь. Каждый из этих стилей - своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой. И полное, совершенное владение языком предполагает владение функциональными стилями. Только разговорную речь мы усваиваем естественно, без особых усилий - по мере развития в семье, в школе и т. д. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно: читаем и более или менее глубоко понимаем художественные, публицистически произведения, научные сочинения, статьи законов, дипломатические документы и т. д. Полное же владение стилями подразумевает не только чтение и понимание, но и умение создавая писать научные, художественные, публицистические и другие произведения. А это требует постоянных усилий, неустанного внимания к языку. В известном смысле можно сказать, что мы овладеваем стилями так же, как иностранным языком. Мож|но только читать и понимать язык, а можно и говорить, и писать на языке. Это гораздо более высокая степень владения языка! Знать же родной язык - это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство. Стили речи: Разговорный стиль - в нём употребляются разговорно-бытовые слова и формы, которые придают речи непринуждённый характер, позволяют говорящему выразить различные чувства. - Научный стиль - в нём значительную роль играет специальная лексика, или терминология, состоящая из терминов – слов с точно определённым значением. Публицистический стиль - используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы. Художественный стиль - в художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. 2. Официально-деловой стиль Термином «официально-деловой стиль» принято обозначать особенности языка служебных, в первую очередь, организационно-распорядительных (акт, объяснительная, заявление, телеграмма, автобиография и т. д.), а также дипломатических документов. Официально-деловой стиль характеризуется: высокой регламентированностью речи, официальностью и безличностью. Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально-делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля – официально-документальный и обиходно-деловой. В первом можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором –служебную переписку и деловые бумаги. 2.1. Особенности официально-делового стиля речи • Точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка). • Краткость, ясность излагаемого материала. • Юридическая обоснованность. • Неличный характер. • Стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке). • Стандартность расположения частей текста или реквизитов (обязательных составных частей делового письма). • Предписывающий характер деловых документов {использование цепочки глаголов в неопределенной форме: обязан выполнять .... заключать .... рассчитываться и т. д.). • Отсутствие эмоциональности, экспрессивности. • Единая внешняя форма. Основные признаки официально-делового стиля речи: • назначение; • обстановка использования; • виды и жанры; • особенности лексики; • характер формулировок; • требования к оформлению. 2.2. Виды деловых бумаг Познакомимся с некоторыми видами деловых бумаг, являющихся собственно документами. Это заявления, объявления, расписки, протоколы, автобиографии, телеграммы, доверенности и некоторые другие. ДОВЕРЕННОСТЬ Если возникает необходимость доверить кому-либо ведение |дела, получение денег или ценных предметов, оборудования и т.п., то на имя этого лица выдается доверенность. Доверенность - документ, удостоверяющий факт временам передачи полномочий на осуществление каких-либо действий от одного лица другому лицу. РАСПИСКА Расписка - официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т. п.). Пишется в подтверждение получения ценных предметов (денег, идей) тем, кто их получил. ОБЪЯВЛЕНИЕ В настоящее время получили распространение объявления через газету о сдаче, найме, купле, продаже, обмене чего-либо. Чаще всего объявление в газете начинается с глагола, стоящего в форме 1-го лица ед. (множ.) числа или в форме страдательного залога. В конце объявления обязательно следует указать, к кому обращаться (телефон, адрес, удобное время) о предмете объявления. АВТОБИОГРАФИЯ Автобиография - это своеобразный документ, представляющий человека. В автобиографии кратко перечисляют основные события собственной жизни в их временной последовательности. В ней недопустимы сведения личного характера, самооценка типа «у меня дружная семья», «я люблю свою работу». Автобиография пишется от руки в одном экземпляре. ХАРАКТЕРИСТИКА Характеристика так же, как и автобиография, относи к документам, которые дают общее представление о человеке. Она содержит отзыв, заключение коллектива, руководителя о чьей-либо трудовой (учебной) и общественной деятельности социально значимых личных качествах. В отличие от автобиографии этот документ должен быть заверен подписью ответственного лица и печатью учреждения, предприятия и т. п. ЗАЯВЛЕНИЕ Заявление - один из самых распространенных типов деловых бумаг. В нем излагается просьба, ходатайство о чем-либо. Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Объяснительная записка обычно пишется на имя официального лица и содержит разъяснение каких-либо поступков |или действий. В XIX веке довольно широко использовалась как документ нормативного делового общения. ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО Отличие делового письма от письма личного: • предельно ясное, однозначное, по возможности лаконичное содержание делового письма; • корректный деловой тон письма; i • речевой этикет служебной переписки; • формы обращения и концовки письма; • нормы современного делового языка в области лексики морфологии, синтаксиса и стилистики; • стандартные обороты речи, которые ускоряют и облегчают составление и рассмотрение деловых бумаг, например: «Прошу сообщить...», «в соответствии с тем...»; «Просим разъяснить...» и др.; • безупречная внешняя форма письма. ОТЧЕТ О РАБОТЕ Отчет - речевой жанр официально-делового стиля речи, основная задача которого - представить сведения за определенный период деятельности лица или организации. ПРОТОКОЛ Протокол - это официальный документ, содержащий точную запись всего, что было сказано, сделано и решено на собрании (заседании, совещании). Протокол собрания отражает ход обсуждения и принятия решения. Его ведет секретарь, которого выбирают из числа присутствующих. Современный деловой человек должен владеть навыками составления и краткого, и подробного протокола. ТЕЛЕГРАММА При подаче телеграммы обычно заполняется телеграфный бланк. Текст телеграммы пишется наиболее кратко, по возможности в нескольких словах, с пропуском знаков препинания, если это не нарушает смысла. Телеграмма составляется так: вверху бланка пишется адрес (куда) и наименование лица (кому посылается телеграмма). Строкой или двумя ниже - текст телеграммы (без красных строк). Если требуется подпись, то она пишется вслед за текстом. Еще ниже, под чертой, наименование и адрес отправителя. Основной признак «телеграфного стиля» изложения - лаконичность: сообщается только самое важное, главное. Характерные признаки стиля: отсутствие предлогов, союзов некоторых частиц, знаков препинания (условное обозначение необходимых знаков препинания). Текст телеграмм должен быть однозначным и понятным. Телеграммы бывают различных категорий: обыкновенные, срочные, поздравительные. АКТ При необходимости документальной записи какого-нибудь события или результатов его обследования составляется акт. Акт - это документ, фиксирующий фактическое состояние дел. СПРАВКА. УДОСТОВЕРЕНИЕ Удостоверение и справка - документы информационного характера, удостоверяющие что-нибудь, какой-либо факт. Справки содержат информацию без выводов и предложений по ней. Подразделы справки, которая содержит несколько вопросов, Удостоверение выдаётся только лицу, справка - лицу или учреждению. ДОГОВОР Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношениями. Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами. Договоры составляются в нескольких экземплярах (2–4) подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих. РЕЗЮМЕ Резюме составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные: 1. Фамилия, имя, отчество, год рождения, контактные телефоны. 2. Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет). 3. Образование. 4. Опыт работы. 5. Дополнительное образование. 6. Дополнительные навыки. 7. Ваши преимущества (указать личные черты, которые отличают Вас от других и помогают Вам достигать нужных результатов). Результаты проекта представляются в виде учебного пособия-презентации. |
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | «Проектная деятельность на уроках английского языка» Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую... | ||
«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность... Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,... | Проектная работа в области изучения иностранного языка как средство... Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют... | ||
«Проектная деятельность на уроках английского языка» ... | Проектная деятельность на уроках иностранного языка Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике... | ||
Урок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» Вводный урок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием икт» | ||
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка «знаниевого» подхода к деятельностному, направленного на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися, который закреплен... | ||
Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | Методические указания по выполнению контрольных работ Для самостоятельной... За курс обучения студенты выполняют одну контрольную работу и сдают экзамен. Обучение деловому иностранному языку предполагает следующие... | ||
Проектная деятельность на уроках английского языка Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто... | Учебно-тематический план по уровням английского языка Учебная программа... Это предполагает погружение в речевую среду английского языка, создание речевого опыта, обучение пониманию на слух и речевым реакциям... | ||
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной... Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают... | На уроках рус языка Диск «1С: Образовательная коллекция. География России. Природа и население. 8 кл.» (jewel-case) |