Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую





Скачать 110.74 Kb.
НазваниеСправочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую
Дата публикации24.08.2014
Размер110.74 Kb.
ТипСправочник
100-bal.ru > Литература > Справочник
Тема: ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ В ШКОЛЕ
Учебный предмет: русский язык.
Возраст участников: 13-14 лет.
Продолжительность: краткосрочный (4-6 уроков).

Цель: создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе.
Необходимые материалы:

1. Акишина, А. Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановекая. – М.: Русский язык, 1991.

2. Бондарева, Т. Н. Секретарское дело / Т. Н. Бондарева. – М.: Высшая школа, 1998.

3. Голодяевская, А. М. Деловая речь / А. М. Голодяевская. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1995.

4. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожи­на. – М.: Просвещение, 1993.

5. Ладыженская, Т. А. Риторика. .7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы / Т. А. Ладыженская. - М.: Баласе, С-инфо, 2002.

6. Ладыженская, Т. А. Риторика. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы / Т. А. Ладыженская. - М.: Баласе, С-инфо, 2002.

7. Ладыженская, Т. А. Риторика. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. школы. – М.: Баласе: С-инфо, 2002.

8. Никитина, Е. Н. Русская речь / Е. Н. Никитина. – М: Про­свещение, 1995.

9. Рахманин, Л. В. Стилистика деловой речи и редактирова­ние служебных документов / Л. В. Рахманин. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1988.

10. Рогожин, М. Ю. Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. – СПб., 2007.

11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. – М: Просвещение, 1990.
Рекомендации.

Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается ор­ганизовать учащихся в следующие группы:

• техническую (3-5 человек);

• информационную (5-6 человек).

Техническая группа будет заниматься набором текстов на компьютере,– сканированием фотографий, пересылкой мате­риалов по e-mail.

Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.

Ход проекта
1. Собрать материал из разных литературных источников.

2. Провести опрос и составить по нему диаграммы.

3. Проанализировав полученные результаты, сделать вывод.

4. Создать методическое пособие-презентацию.

Итоговый продукт.

Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у подростков и детей самостоятельности, активнсти и творчества предполагает наряду с другими умениями формирование навыка владения деловой речью. Оканчивая школу, Я идем в большую жизнь... Всюду мы сталкиваемся с необходимостью оформления деловых бумаг. Школа должна познакомить учащихся с официально – деловым стилем речи, сформировать у них навыки делового письма. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с лексико – фразеологическими и грамматическими особенностями официально делового стиля, с образцами документов, вариантами их ком|позиционной структуры, но из-за очень ограниченного количества часов нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг. В реальной жизни у ребят зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением деловых бумаг.

Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни необходимое требование времени.

Проведенный среди учащихся 7–9 классов опрос показал что 69 % из 100 не смогут написать доверенность, 67 % не знают, что такое протокол, 52 % не знают, что такое резюме, 57% не умеют писать объяснительную записку, 56 % не смогут напи­сать заявление, 61 % не знают, как написать телеграмму. Тем самым опрос показал, что большинство учеников не умеют со­ставлять деловые бумаги и даже не знают значения некоторых из них.

Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет та­кого пособия, в котором бы находилась вся полезная информа­ция о деловых бумагах. Мы решили сделать такое пособие, что­бы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике ин­формации найти все, что касается деловых бумаг школьника.

Для реализации данной цели необходимо было решить сле­дующие задачи:

• проанализировать литературу по данной теме и грамотно использовать её;

• изучить уровень умений школьников составлять деловые бумаги;

• создать методическое пособие для учащихся.

Практическое значение: это методическое пособие может быть полезно на уроках русского языка, риторики, а также всем, кто желает научиться правильно оформлять деловые бумаги.

Гипотеза: если будет создано методическое пособие, то в дальнейшем оно поможет учителям и ученикам изучать построение деловых бумаг.

Объект исследования: деловой стиль речи.

Предмет исследования: учебники риторики, справочная, специальная литература и интернет-ресурсы.
1. Функциональные стили речи

Что такое русский язык? Русский язык - это и художествен­ная литература, и научная проза, и деловая речь, и газеты, и журналы, насыщенные информацией и публицистикой, и раз­говорная речь, которой мы пользуемся в повседневной жизни. И хотя везде перед нами один и тот же русский язык, но он далеко не одинаков. Художественная речь не похожа на научную, язык законов резко отличается от бытового разговор очень своеобразна и газетно–публицистическая речь. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется. Наука требует строгого информативного изложения, художественная литература - изобразительности, картинности, деловая - исключительной точности, недвусмысленности. И естественно, что язык меняется, стремясь выполнить эти требования. Одни слова, обороты, грамматические средства используются в науке, другие - в художественной литературе, третьи - в дел вой речи и т. д. Итак, русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика официально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь. Каждый из этих стилей - своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой. И полное, совершенное владение языком предполагает владение функциональными стилями. Только разговорную речь мы усваиваем естественно, без особых усилий - по мере развития в семье, в школе и т. д. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно: читаем и более или менее глубоко понимаем художественные, публицистически произведения, научные сочинения, статьи законов, дипломатические документы и т. д. Полное же владение стилями подразумевает не только чтение и понимание, но и умение создавая писать научные, художественные, публицистические и другие произведения. А это требует постоянных усилий, неустанного внимания к языку. В известном смысле можно сказать, что мы овладеваем стилями так же, как иностранным языком. Мож|но только читать и понимать язык, а можно и говорить, и писать на языке. Это гораздо более высокая степень владения языка! Знать же родной язык - это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство.

Стили речи:

Разговорный стиль - в нём употребляются разговорно-бытовые слова и формы, которые придают речи непринуждён­ный характер, позволяют говорящему выразить различные чув­ства. -

Научный стиль - в нём значительную роль играет специ­альная лексика, или терминология, состоящая из терминов – слов с точно определённым значением.

Публицистический стиль - используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-полити­ческие темы.

Художественный стиль - в художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художе­ственных образов.
2. Официально-деловой стиль
Термином «официально-деловой стиль» принято обозна­чать особенности языка служебных, в первую очередь, органи­зационно-распорядительных (акт, объяснительная, заявление, телеграмма, автобиография и т. д.), а также дипломатических документов.

Официально-деловой стиль характеризуется: высокой регламентированностью речи, официальностью и безличностью. Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально-делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля – официально-документальный и обиходно-деловой. В первом можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором –служебную переписку и де­ловые бумаги.
2.1. Особенности официально-делового стиля речи

• Точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка).

• Краткость, ясность излагаемого материала.

• Юридическая обоснованность.

• Неличный характер.

• Стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по ис­течении срока, в установленном порядке).

• Стандартность расположения частей текста или реквизи­тов (обязательных составных частей делового письма).

• Предписывающий характер деловых документов {исполь­зование цепочки глаголов в неопределенной форме: обязан вы­полнять .... заключать .... рассчитываться и т. д.).

• Отсутствие эмоциональности, экспрессивности.

• Единая внешняя форма.
Основные признаки официально-делового стиля речи:

• назначение;

• обстановка использования;

• виды и жанры;

• особенности лексики;

• характер формулировок;

• требования к оформлению.
2.2. Виды деловых бумаг

Познакомимся с некоторыми видами деловых бумаг, яв­ляющихся собственно документами. Это заявления, объявления, расписки, протоколы, автобиографии, телеграммы, доверенно­сти и некоторые другие.
ДОВЕРЕННОСТЬ

Если возникает необходимость доверить кому-либо ведение |дела, получение денег или ценных предметов, оборудования и т.п., то на имя этого лица выдается доверенность.

Доверенность - документ, удостоверяющий факт времен­ам передачи полномочий на осуществление каких-либо действий от одного лица другому лицу.

РАСПИСКА

Расписка - официальный документ, удостоверяющий получение чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т. п.). Пишется в подтверждение получения ценных предметов (денег, идей) тем, кто их получил.
ОБЪЯВЛЕНИЕ

В настоящее время получили распространение объявления через газету о сдаче, найме, купле, продаже, обмене чего-либо.

Чаще всего объявление в газете начинается с глагола, стоящего в форме 1-го лица ед. (множ.) числа или в форме страдательного залога. В конце объявления обязательно следует указать, к кому обращаться (телефон, адрес, удобное время) о предмете объявления.
АВТОБИОГРАФИЯ

Автобиография - это своеобразный документ, представляющий человека. В автобиографии кратко перечисляют основные события собственной жизни в их временной последовательности. В ней недопустимы сведения личного характера, само­оценка типа «у меня дружная семья», «я люблю свою работу». Автобиография пишется от руки в одном экземпляре.
ХАРАКТЕРИСТИКА

Характеристика так же, как и автобиография, относи к документам, которые дают общее представление о человеке. Она содержит отзыв, заключение коллектива, руководителя о чьей-либо трудовой (учебной) и общественной деятельности социально значимых личных качествах. В отличие от автобиографии этот документ должен быть заверен подписью ответственного лица и печатью учреждения, предприятия и т. п.
ЗАЯВЛЕНИЕ

Заявление - один из самых распространенных типов деловых бумаг. В нем излагается просьба, ходатайство о чем-либо. Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Объяснительная записка обычно пишется на имя официального лица и содержит разъяснение каких-либо поступков |или действий. В XIX веке довольно широко использовалась как документ нормативного делового общения.
ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО

Отличие делового письма от письма личного:

• предельно ясное, однозначное, по возможности лаконичное содержание делового письма;

• корректный деловой тон письма; i

• речевой этикет служебной переписки;

• формы обращения и концовки письма;

• нормы современного делового языка в области лексики морфологии, синтаксиса и стилистики;

• стандартные обороты речи, которые ускоряют и облег­чают составление и рассмотрение деловых бумаг, например: «Прошу сообщить...», «в соответствии с тем...»; «Просим разъяснить...» и др.;

• безупречная внешняя форма письма.
ОТЧЕТ О РАБОТЕ

Отчет - речевой жанр официально-делового стиля речи, основная задача которого - представить сведения за определен­ный период деятельности лица или организации.
ПРОТОКОЛ

Протокол - это официальный документ, содержащий точ­ную запись всего, что было сказано, сделано и решено на собра­нии (заседании, совещании). Протокол собрания отражает ход обсуждения и принятия решения. Его ведет секретарь, которого выбирают из числа присутствующих. Современный деловой че­ловек должен владеть навыками составления и краткого, и под­робного протокола.
ТЕЛЕГРАММА

При подаче телеграммы обычно заполняется телеграфный бланк. Текст телеграммы пишется наиболее кратко, по возмож­ности в нескольких словах, с пропуском знаков препинания, ес­ли это не нарушает смысла. Телеграмма составляется так: ввер­ху бланка пишется адрес (куда) и наименование лица (кому по­сылается телеграмма). Строкой или двумя ниже - текст телеграммы (без красных строк). Если требуется подпись, то она пишется вслед за текстом. Еще ниже, под чертой, наименование и адрес отправителя.

Основной признак «телеграфного стиля» изложения - лаконичность: сообщается только самое важное, главное.

Характерные признаки стиля: отсутствие предлогов, союзов некоторых частиц, знаков препинания (условное обозначение необходимых знаков препинания).

Текст телеграмм должен быть однозначным и понятным. Телеграммы бывают различных категорий: обыкновенные, срочные, поздравительные.

АКТ

При необходимости документальной записи какого-нибудь события или результатов его обследования составляется акт.

Акт - это документ, фиксирующий фактическое состояние дел.
СПРАВКА. УДОСТОВЕРЕНИЕ

Удостоверение и справка - документы информационного характера, удостоверяющие что-нибудь, какой-либо факт. Справки содержат информацию без выводов и предложений по ней.

Подразделы справки, которая содержит несколько вопросов, Удостоверение выдаётся только лицу, справка - лицу или учреждению.

ДОГОВОР

Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношениями.

Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами.

Договоры составляются в нескольких экземплярах (2–4) подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих.

РЕЗЮМЕ

Резюме составляется в произвольной форме и должно со­держать следующие данные:

1. Фамилия, имя, отчество, год рождения, контактные теле­фоны.

2. Цель (зачем человек обращается в данную фирму, какую работу ищет).

3. Образование.

4. Опыт работы.

5. Дополнительное образование.

6. Дополнительные навыки.

7. Ваши преимущества (указать личные черты, которые от­личают Вас от других и помогают Вам достигать нужных ре­зультатов).
Результаты проекта представляются в виде учебного посо­бия-презентации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую icon«Проектная деятельность на уроках английского языка»
Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую icon«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность...
Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconПроектная работа в области изучения иностранного языка как средство...
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую icon«Проектная деятельность на уроках английского языка»
...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconПроектная деятельность на уроках иностранного языка
Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconУрок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?»
Вводный урок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием икт»
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconПроектная деятельность учащихся на уроках русского языка
«знаниевого» подхода к деятельностному, направленного на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися, который закреплен...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconМетодические указания по выполнению контрольных работ Для самостоятельной...
За курс обучения студенты выполняют одну контрольную работу и сдают экзамен. Обучение деловому иностранному языку предполагает следующие...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconПроектная деятельность на уроках английского языка
Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconУчебно-тематический план по уровням английского языка Учебная программа...
Это предполагает погружение в речевую среду английского языка, создание речевого опыта, обучение пониманию на слух и речевым реакциям...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconСамостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной...
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают...
Справочник по делопроизводству / М. Ю. Рогожин. Спб., 2007. 11. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках рус­ского языка / К. П. Щепина. М: Просвещение, 1990. Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую iconНа уроках рус языка
Диск «1С: Образовательная коллекция. География России. Природа и население. 8 кл.» (jewel-case)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск