Скачать 185.83 Kb.
|
НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ» ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. Предметная область: методика преподавания русского языка на начальной ступени обучения Автор: Пономарева Наталья Анатольевна учитель начальных классов МБОУ « Центр образования » г.Брянска БРЯНСК 2013 Содержание Введение………………………………………………………….. 2 Предупреждение и устранение речевых ошибок в творческих работах младших школьников ……………………………….. 3 Выводы…………………………………………………………… 9 Список информационных ресурсов ……………………….... 10 Приложения……………………………………………………… 11 Введение. Приоритетной задачей школы в настоящее время является реализация идей ФГОС 2-го поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Формирование коммуникативно-речевых умений излагать свои мысли и создавать тексты обеспечивает овладение младшими школьниками языковой и коммуникативной компетенциями. В начальной школе возникает противоречие между низким уровнем речевого развития учащихся и необходимостью успешного овладения этими компетенциями в соответствии требованиями ФГОС. Проблема нарушений письменной речи школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Целью данной работы является определение и систематизация методов и приемов работы по предупреждению и устранению речевых ошибок в творческих работах младших школьников на основе системно-деятельностного подхода. Исходя из этой цели я ставлю следующие задачи: изучить научно-методическую литературу по этой теме, определить самые распространенные речевые ошибки в творческих работах младших школьников, выделить наиболее эффективные методы и приемы устранения и предупреждения речевых ошибок, разработать методические приемы исправления и предупреждения речевых ошибок на основе системно-деятельностного подхода, проверить эффективность этих разработок на практике. Объектом исследования будет являться процесс формирования и развития письменной речи младших школьников. Предмет исследования – методические приемы совершенствования письменной речи учащихся. В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ методической литературы, передового педагогического опыта и творческих работ учащихся, синтез различных методических приемов и средств, наблюдения за деятельностью учеников. В соответствии с поставленной целью мною выдвинута гипотеза: использование учителем комплекса специальных методов и приемов на основе системно-деятельностного подхода способствует предупреждению и устранению речевых ошибок в творческих работах учащихся. Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса методов и приемов предупреждения и устранения речевых ошибок у школьников, который может быть использован в практике другими педагогами. Предупреждение и устранение речевых ошибок в творческих работах младших школьников. Под речевыми ошибками понимают любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Как показывает анализ методической литературы, существуют различные классификации речевых ошибок ( М.Р.Львов, Т.А.Ладыженская, С.Н.Цейтлин,М.С.Соловейчик), но в принципе они схожи между собой. Самые распространенные речевые ошибки младших школьников – это лексико-стилистические (повторение одних и тех же слов, употребление просторечных слов, слов в несвойственном им значении, нарушение сочетаемости слов), морфолого-стилистические ошибки (неправильное образование слов и форм слов) и синтаксико-стилистические (нарушение согласования,управления, неудачный порядок слов в предложении, нарушение смысловой или грамматической связи, неумение находить границы предложений) Традиционная система обучения предусматривает обязательную работу над ошибками в письменных работах учащихся. Она складывается из следующих элементов: исправление речевых ошибок учителем в тетрадях учащихся; записи и замечания учителя в тетрадях учащихся; классная работа над общими, типичными ошибками; выполнение стилистических упражнений, языкового анализа текстов; языковые упражнения перед каждым сочинением и изложением. Но нельзя этим удовлетворяться, нужно привлечь самих школьников к нахождению, исправлению и предупреждению речевых ошибок, повысить самостоятельность учеников и их познавательную активность. В последнее время все большую популярность приобретает системно-деятельностный подход к речевому развитию детей. Основу такого подхода составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Изучив работы М.Р.Львова, Г.С.Щеголевой, Н.И.Жинкина, Р.А.Креймер, Т.А.Ладыженской, С.Н.Цейтлин, М.С.Соловейчик, журнальные статьи, практические пособия для учителей, я стала успешно использовать методику исправления и предупреждения речевых ошибок на основе системно-деятельностного подхода в своей практике. Все допущенные в творческих работах ошибки должны быть так или иначе исправлены либо учителем , либо самим учеником , что предпочтительнее . При проверке тетрадей ошибки исправляю дифференцированно. Те из них , которые , дети самостоятельно исправить не смогут, исправляю сама. Затем при разборе ошибок ( лучше всего в индивидуальной беседе ) нужно убедиться , понял ли школьник свою ошибку , не допустит ли он подобной ошибки в дальнейшем . Но , чтобы повысить самостоятельность учащихся нужно искать такие способы исправления ошибок , которые обеспечили бы максимальную мыслительную активность ученика . Во 2 классе неудачно употреблённое слово , подчёркиваю, а на полях записываю « Замени слово !» Позднее, в 3-4 классах, слово уже не подчёркиваю , а замечание или условный знак на полях обязывает ученика самому найти неудачное слово на этой строке и заменить его В обоих случаях перед учеником стоит поисковая задача . Одна из самых частых ошибок в начальных классах - повторение одного и того же слова . Эту ошибку дети сравнительно легко находят и исправляют сами , если учителем на полях поставлен условный знак , например буква « П» ( повторение ) . Пропуск чего - либо важного обозначается знаком « V» , нарушения порядка слов - цифрами над словами , неудачный выбор слова - буквой « С» , неточное употребление местоимения – буквой « М» , « Г» - нарушение границ предложения ,«Z» - необходимость абзаца. Такие условные обозначения я использую при проверке творческих работ учащихся. Введение условных обозначений речевых ошибок и недочётов должно проводиться постепенно , не более 2-3 типов на одном занятии с последующим закреплением этих обозначений в работе над изложениями и сочинениями . Эти условные обозначения включаются в памятку . ( Приложение 1 ) Велика роль уроков анализа проверенных изложений и сочинений . На этих уроках зачитываются лучшие образцы , разбираются недочёты содержания , полнота раскрытия темы , последовательность изложения материала , речевые и орфографические ошибки . Иногда я так строю свою работу , что на одном уроке разбираем речевые ошибки , на другом заменяем неудачно выбранные слова и т. д. Такие тематические уроки позволяют сосредоточить внимание учащихся на конкретном виде ошибок , это помогает в дальнейшем при самопроверке и редактировании собственного текста . Требования к такому уроку : а) тема чётко выделяется и сообщается учащимся , например «Замена неудачно выбранного слова» ; б) анализируются литературно – художественные образцы , позволяющие проследить , как выбирает слово писатель ; в) даются тексты работ учащихся , содержащие ошибки : школьники их находят , исправляют сами и таким образом готовятся к самостоятельному редактированию ; г) используются групповые формы работы и работа в парах. Приведу материал одного из таких уроков. Дети прочитывают образец сами - отрывок из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка . Ребята убеждаются в том , что здесь слова - синонимы выбираются в соответствии с чертами характера персонажей - зайцев , их возрастом , жизненным опытом : зайчата сбежались ,хихикнули ; старые зайчихи приплелись и т. д. После анализа образца учащимся предлагается проанализировать 2-3 небольших отрывка из их же собственных сочинений или изложений ( на первых порах эти тексты записываются на доске , позднее на карточках – для групповой формы работы или работы в парах ) . Задание 1 На зелёном лугу растут ромашки , одуванчики , синеет мышиный горошек . К словам ромашки , одуванчики подобрать глаголы , передающие окраску этих цветов , подобно синеет мышиный горошек . Слово растут убрать . Дети подобрали : белеют ромашки , желтеют одуванчики . Задание 2 . В лесу поют и кричат всякие птицы : скворцы , кукушка. ворона . Убрать невыразительные слова , обозначающие голоса птиц ; найти другие слова - для каждой птицы особенное слово . Если нужно ,перестроить или даже разделить предложение . Дети переделывают : В лесу свистят и щёлкают скворцы . Вот каркнула ворона . Вдали кукует кукушка. Очень эффективно, на мой взгляд, проходят такие уроки с использованием групповой формы работы с целью вовлечения в нее всех учащихся. Полезно составлять несколько вариантов исправления – по-разному выразить данную мысль. Работа в группе развивает навыки взаимопроверки и взаимопомощи. Важно чередовать коллективные занятия по ознакомлению с разными видами ошибок с самостоятельной работой учащихся по их выявлению. Система таких уроков на различные темы создаёт основу для самостоятельной работы учащихся над собственными ошибками Многие речевые ошибки могут быть предупреждены в ходе изучения грамматических тем . Для этого нужно уяснить , какие возможности открывает изучаемая грамматическая форма для выражения оттенков мысли , для краткости и точности высказывания , для устранения возможных недочётов речи . Соответствующие моменты включаются в урок : школьники учатся исправлять ошибки речи ( своей или чужой ) на основе изучаемого грамматического материала . Практически почти каждая грамматическая тема даёт такие возможности .Так при изучении темы « Местоимение» следует показать детям , как с помощью местоимений можно устранить повторение одинаковых слов и сочетаний . На примере нескольких текстов школьники учатся сами пользоваться местоимениями для этой цели . Эффективность такой работы очень высока : она готовит школьников к самостоятельному совершенствованию написанного и в то же время помогает им понять роль и выразительные возможности местоимения в речи . Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, не требуя дополнительного времени не только повышает культуру речи учащихся , но и помогает им глубже усвоить грамматические понятия . Одно из умений учащихся , которому я уделяю особое внимание - это умение совершенствовать написанный текст . Необходимо обучать детей самопроверке и простейшему редактированию . Первоначально оно носит характер коллективного редактирования текста и обычно проходит при высокой активности класса , у учащихся появляется вера в свои силы. На уроках русского языка систематически использую комплекс упражнений на редактирование текста следующего типа
( Приложение 2 ) Для эффективной работы с такими упражнениями необходимо соблюдать следующие условия:
Важно чередовать коллективное редактирование текста с групповой формой работы, работой в парах и самостоятельной работой учащихся. Самопроверка протекает так . Когда я убеждаюсь , что многие учащиеся класса завершают свои творческие работы, пишу на доске : « Самопроверка !» В отдельных случаях вывешивается плакат , на котором записаны 2-3 указания к самопроверке , например : « Проверь : не по вторяются ли одинаковые слова и выражения ?» и т. п Наблюдая за классом , я подхожу к тем ученикам , которые закончили писать , и оказываю им индивидуальную помощь : напоминаю ,каких ошибок следует опасаться , сообщаю , сколько времени осталось до конца урока , а в отдельных случаях указываю ученику то место в сочинении , над которым следует ещё поработать . Прямо указать ошибку тоже можно , но лишь после того , как убедишься в неспособности ученика исправить её самостоятельно . Хорошим средством совершенствования речи являются черновики . К сожалению ими учителя пользуются редко из – за недостатка времени .Тем не менее я всё же провожу в 3 и 4 классах сочинения с черновиками . В этом случае после самопроверки и редактирования ( можно использовать взаимопроверку ) дети переписывают исправленный текст начисто . Как показывает опыт , учащиеся , переписывая , делают гораздо меньше речевых ошибок Продуманная и правильно организованная работа над предупреждением и устранением речевых ошибок приводит в целом к положительным результатам . В заключении хочу представить эти результаты . Если постепенно готовить детей к написанию творческих работ, приучать их выражать собственные мысли грамотно , работать над речевыми ошибками в речи , то в конце 1 класса дети смогут составить и записать связный текст из 3-4 предложений , употребление сложных предложений составил 3 % , во 2 классе объём творческих работ увеличился до 6-7 предложений , а использование сложных предложений составило 11- 12 % . Выявляя и классифицируя ошибки , допущенные в творческих работах учащихся 3-4 классов , мне удалось составить следующую таблицу результатов :
Качество написания творческих работ: 2 класс – 52% 3 класс – 63%, 4 класс – 71% ( Приложение 3) Выводы Полученные данные , приведённые в таблице, отражают тенденцию к уменьшению количества речевых ошибок в творческих работах учащихся . Это подтверждает правильность выбора методов и приёмов работы , описанных выше и используемых мною в своей работе. Следовательно, гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась – использование комплекса специальных приемов и заданий на основе системно-деятельностного подхода способствует предупреждению и устранению речевых ошибок в творческих работах младших школьников. Список информационных ресурсов.
М.: Педагогика , 1990.-336с.
рРЕРЕР ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА. «Исправление ошибок в творческих работах».
Z – красная строка, необходимость абзаца (измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части, начните писать с красной строки); Г – неверное определение границ предложений; П – повторение слов (заменить повторы); С – неудачный выбор слова (замените другим словом или составьте новое предложение); 1, 2, 3 – неудачный порядок слов (измените порядок слов); Ф – фактическая ошибка (найдите слова, которые написаны с ошибкой; выполните работу над ошибками); М – неточное употребление местоимения V – пропуск слов или предложения (впишите пропущенное слово или предложение). 3. Напишите после исправления второй вариант творческой работы. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Комплекс упражнений. 1.Найти в предложении лишнее слово.
2.Найдите повторы в данных предложениях, исправьте (предложения записаны на доске или на карточках). Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.
3.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.
4. Предложите правильный вариант.
5.Прочитайте предложения. Напишите правильный вариант.
6.Найдите повторы слов в предложениях. Исправьте.
7.Предложите правильный вариант
8.Составьте из двух предложений одно.
9.Предложите правильный вариант.
10.В данных предложениях вставьте слово «который» в нужной форме.
11.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.
12.Предложите правильный вариант
13.Выберите одно из слов, указанных в скобках.
14.Найдите и устраните повторы в предложениях
15.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.
16.Найдите повторы слов в тексте. Предложите правильный вариант.
17.Предложите правильный вариант.
18.Найдите ошибки, предложите правильный вариант.
19.Среди предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.
20.Найдите повторы в данных предложениях. Исправьте.
. 21.Найдите и исправьте ошибки.
22.Составьте из двух предложений одно.
23.Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.
24.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.
25. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.
26.Исправьте ошибки.
27.Составьте из двух предложений одно.
28.Устраните повторы в тексте.
29.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.
30.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.
На перемене дети пошли в столовую.
31. Устраните повторы в тексте.
32.Найдите и исправьте ошибки.
33.Укажите ошибки.
34.Выберите одно из слов, указанных в скобках
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Качество написания творческих работ |
Положение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Культура речи один из важнейших показателей уровня культуры человека | ||
О проведении XI районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» В целях выявления и поддержки одаренных школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, создания пространства для их содержательного... | Научно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» «Утро вечера мудренее?» Источник: Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. — Спб.: Речь, 2006. 371с | ||
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги... Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества | О V городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения городской научно-практической конференции школьников... | ||
Конкурс учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секции "Математика" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа XIV городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»/ Составители: Калина Е. А., Тараканова Е.... | ||
Шпаковского муниципального района Ставропольского края Краевая научно-практическая... Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной) | Положение о I х городской научно-практической конференции школьников Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | ||
О XVI городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения XVI городской научно-практической конференции... | Фи ученика «Первые шаги в науку – 2014». В конференции, в I и II сменах, приняли участие по 10 учащихся | ||
Результаты проведения школьной научно-практической конференции членов ноу «Первые шаги в науку» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как же повезло всей нашей семье, что именно Ольга Владимировна дает дочке первые уроки письма и счета, первые настоящие уроки мудрости,... | ||
Итоги проведения научно-практической конференции членов ноу «Первые... | Конкурс «Первые шаги» Цель контроля: Проанализировать результаты подготовки и проведения лицейского конкурса творческих работ «Первые шаги» |