Скачать 52.72 Kb.
|
Урок по истории в 3 классе (Общеобразовательная программа «Школа 2100») Тема: «За землю Русскую!» Приложение Учитель начальных классов МОУ «Бардымская гимназия» Бардымский район Пермский край Мавликаева Лилия Маликовна E-mail: gymnbarda@mail.ru Оборудование: интерактивная доска, карта России. Начнем урок с проверки домашнего задания.
В 882 году объединил под своей По его приказу на Руси властью большинство стали возводить восточнославянских племен храмы Повелел в 988 году всем жителям Руси принять христианство При нем возникло Древнерусское государство со столицей в городе Киев
Молодцы! С заданиями справились. Внимание на доску. Кто здесь изображен и чем они занимаются? (Это археологи, ведут раскопки). Правильно. Это раскопки Кудашевского могильника, который находится в 22 километрах от нашего села. Могильник – место захоронения древних людей. Обычно располагается недалеко от поселения. Вот и в Бардымском районе есть такое захоронение, которое находится в пятидесяти метрах от деревни Кудаш на невысоком выступе реки Большая Амзя. Обнаружено это захоронение было в 1989 году отрядом Удмурдского университета под руководством Ольги Алексеевны Казанцевой. Как-то О.А.Казанцева услышала такую легенду: Один человек раскопал могилу и нашел золотой шлем, принес его домой. После этого к нему каждую ночь стал являться «длинный человек» с требованием вернуть ему шлем. Мужчина испугался и отнес, закопал обратно шлем и после этого приведение перестало его беспокоить. Преподаватель Удмурдского университета заинтересовалась этой легендой и решила проверить. В первый год они ничего не обнаружили, но О.А.Казанцева надеялась на свои силы и приехала еще раз на следующий год. С 1990 года могильник используется стационарно, то есть там ведутся раскопки. Назовите предметы, которые были найдены на нашей земле. О чем могут нам рассказать эти предметы? Жители Древней Руси занимались мирным трудом: пахали землю, растили и собирали урожай, но труд их не был спокойным. С юга, со стороны степей на русские земли совершали набеги племена степняков-кочевников. Так называют народы, которые занимались скотоводством и кочевали, то есть передвигались со своими стадами по степям. Степняки объединялись и нападали на жителей Руси для того, чтобы разграбить богатые русские города и села. Рассмотрим рисунок в учебнике на странице 33. Рассмотрим рисунок на странице 34. Что видите? Что случилось с селением? Куда ведут пленников? Кочевники сжигали дома, грабили и убивали их жителей, уводили в плен женщин, детей и ремесленников. Для защиты от кочевников Великие киевские князья снова начали объединяться и строить крепости. Эти крепости строились на высоких холмах, рядом друг к другу. Рассмотрим рисунок на странице 35. Что видите? Для чего русские дружинники зажигают факел? Действительно, это была система оповещения. Опишите внешний вид богатырей. Какие оружия у них были? Самым распространенным доспехом Древней Руси была кольчуга. Она изготавливалась из переплетенных и заклепанных стальных колечек небольшого диаметра. Кольчуга одевалась на толстую войлочную рубаху. Оставляя своему владельцу свободу кольчуга защищала его и от стрел, и от сабельных ударов. Крепости обороняли богатыри. Народ считал их своими героями, о них слагали былины и сказки. О некоторых богатырях мы с вами уже познакомились на уроках чтения. Э то Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Кочевники долгое время были главной опасностью для Древней Руси. Благодаря русским богатырям кочевники были изгнаны с русской земли. Но с начала 13 века новая опасность пришла с северо-запада. Отсюда русским землям угрожали европейские рыцари, так звали знатных воинов Европы, которые сражались в конном строю, используя тяжелые железные доспехи. Рассмотрим доспехи европейских рыцарей. Европейские рыцари надвигались на Русь уже не для грабежа, а для завоевания земель, чтобы присоединить эти земли к своим странам. Рыцари захватили многие русские города и угрожали самому Новгороду. В то время Новгород считался одним из богатых город и стоял на окраине. Молодой новгородский князь Александр Ярославович, прозванный в народе Невским в память об одержанной победе на реке Неве, призвал всех жителей защитить родную землю. Рассмотрим доспехи и оружие русских воинов. Решающее сражение с рыцарями произошло недалеко от Новгорода, на льду Чудского озера, в 1241 году. Давайте посмотрим фрагмент этой битвы (воспроизводится фрагмент битвы на интерактивной доске) Благодаря объединению жителей Руси и действиям великого полководца Александра Невского была одержана победа над европейскими рыцарями. Его слова: «Кто к нам с мечем придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и будет стоять земля Русская!» стали известны на долгие времена. С тех пор Александр Невский считается одним из самых лучших полководцев и в честь него в 1725 году императрицей Екатериной I был учрежден орден Святого Александра Невского. С 1942 года советских полководцев за успешное проведение операций, обеспечивших решающую победу над врагом присуждался орден Александра Невского. Ребята, о чем же мы сегодня говорили на уроке и какое бы название вы дали сегодняшнему уроку. Домашнее задание:
|
Программа по курсу «Окружающий мир» «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга... | Рабочая программа педагога штанько Лидии Фёдоровны первая категория... Примерная основная образовательная программа под редакцией Д. И. Фельдштейна. Умк «Школа 2100». Программа «Технология», О. А. Куревина,... | ||
Тест «Удельная Русь» Вариант 1 Съезд князей в г. Любече в 1097 году... «Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру»... | Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями... Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. П. Тонких, «Математика» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ «Образовательная... | ||
Рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе ос «Школа 2100» Примерная программа. Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе программы образовательная «Школа 2100» | Рабочая программа для 1 класса разработанная на основе типовой программы «Школа 2100» Образовательная система «Школа 2100» первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной... | ||
Рабочая программа по музыкальному искусству 3б класс. (Умк «школа 2100») Рабочая программа по музыкальному искусству разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального... | Программам: Математика и информатика образовательная система «Школа 2000» Изобразительное искусство образовательная система «Школа 2100». Учебник «Прекрасное рядом с тобой» 1 класс под ред. О. А. Куревиной... | ||
Тема: экосистема озера А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть... | Урок музыки 2 класс. 2 четверть раздел «О чем говорит музыка» тема... Программа «Музыка» 1-4кл. Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой (Образовательная система «Школа 2100»): Баласс, 2011 | ||
Образовательная программа «школа 2100» Тематическое планирование | Программа по курсу “Литература” (Бунеев. Р. Н образовательная система... Программа по курсу “Литература” (Бунеев. Р. Н образовательная система “Школа 2100”). Сборник программ под научной редакцией А. А.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная образовательная программа. Программа отдельных предметов, курсов для начальной... | ||
Вроде «поссорились как то богатыри с мушкетерами» может любой школьник Кто из нас в детстве не видел в хрестоматии по русской литературе репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»? Сильные и величественные,... | Урок в Образовательной системе «Школа 2100» Использование технологии проблемно – диалогического обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников в... |