Скачать 358.9 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Пролетарского района Ростовской области Принято методическим советом Утверждено Протокол № 1 Директор МБОУ ДОД «ДШИ» от «28» 08 2013г. С.П. Савченко Приказ №30 от «05» 09 2013г. Учебная рабочая программа Музыкальное исполнительство «Духовые инструменты» Срок реализации программы 5 лет Составитель: Гниденко Г.В. г.Пролетарск СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ----------------------------------3 ПРОГРАММА ПО КЛАССУ БЛОКФЛЕЙТЫ---------------9 ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ФЛЕЙТЫ------------------------14 ПРОГРАММА ПО КЛАССУ КЛАРНЕТА---------------------18 ПРОГРАММА ПО КЛАССУ САКСОФОНА-АЛЬТА-------22 ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ВАЛТОРНЫ ---------------------26 ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ----------------------------30 ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТУБЫ-----------------------------35 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Специфика духовых инструментов определяет различные сроки обучения на этих инструментах. Большую роль при установлении сроков обучения играют возраст, общая подготовка учащихся, их физические и музыкальные данные. Начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста могут получить, обучаясь на блокфлейте или специальных детских музыкальных инструментах. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара ДМШ. На занятиях по музыкальному инструменту ученик овладевает также навыками чтения с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игры в различных ансамблях. Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. Обучение игре на духовых инструментах требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки. При игре на духовых инструментах активно работают легкие, губной аппарат, напрягаются определенные мышцы тела. Важно, чтобы пальцы, губы, зубы обучающихся детей отвечали установленным требованиям. Правильная постановка губного аппарата и исполнительского дыхания являются одним из необходимых условий успешного обучения. Постоянное внимание следует уделять также точной интонации - важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля. Ученика следует также познакомить с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним. Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента Обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. В программе по классу духовых инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей для духовых инструментов. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе. Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика. Программа предлагает различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на академических концертах в течение учебного года, а также на экзаменах. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным. Предлагаемые репертуарные списки по классам являются примерными, они содержат произведения различной степени трудности и дают большой простор для проявления педагогом инициативы. Основной идеей разработки настоящей Программы является обучение на базе целостной воспитательной системы через художественно-творческую деятельность, ориентированную на формирование у детей позиции патриота и гражданина. . При реализации данной программы решаются следующие задачи: а) образовательные: - изучение музыкально-теоретических дисциплин; - приобретение устойчивых навыков игры в сольном исполнении, а также в духовом ансамбле, оркестре; б) воспитательные: - укрепление физического здоровья подрастающего поколения; - воспитание уважительного отношения к истории своего Отечества, - вовлечение учащихся в общественно полезный труд; - социальная адаптация через общественно значимую деятельность. в) развивающие: - развитие способности оценивать собственное физическое и духовное состояние по результатам изученных нормативов; - формирование волевых качеств, дисциплинированности; - развитие способности к самостоятельной выработке умений и навыков. Принципы организации программы:
. Программа рекомендована для работы с детьми в возрасте с 9 до 18 лет. По нагрузкам труд музыканта духовика приравнивают к самым трудным профессиям, в связи с этим обучение на духовых инструментах рекомендуется начинать с 9-10 лет. С детьми в возрасте 6-7 лет можно начинать обучение игре на духовых инструментах на блокфлейте . Психологические и физиологические особенности обучения игре на духовых инструментах с 9 до 18 лет. Это возраст характеризуется бурным развитием и созреванием, когда дети становятся юношами и девушками. Определяющим для психического развития фактором является "социальная ситуация развития", определяемая Л.С. Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Это является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода. Стержнем структуры развивающейся личности является ее направленность. В младшем школьном возрасте возникает новая социальная ситуация развития: ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью. К концу дошкольного периода у детей появляется настойчивое стремление стать школьником, где воплощаются ведущие потребности: познавательная, выражающаяся в желании учиться, и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять общественно значимую деятельность Обогащение знаниями развивает познавательную потребность. Учебные интересы становятся устойчивыми. Потребность в общении со сверстниками и становит фактором, изменяющим социальную ситуацию развития. Главным в младшем школьном возрасте является следующее: развитие познавательного отношения к действительности, переход к более сложным формам мышления, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка. Развитие общественной направленности младшего школьника, заставляет детей искать свое место в коллективе и усваивать те нравственные требования, которые они к нему предъявляют. В среднем школьном (подростковом) возрасте социальная ситуация развития меняется так, что требования к себе становятся существенным фактором развития. Другой существенной особенностью социальной ситуации развития становится расхождение между объективным положением школьника и его внутренней позицией, которая выражается в стремлении к "самодеятельности", "взрослости", "самоутверждению". Неудовлетворение этого стремления создает типичные для данного возраста переживания, связанные с самооценкой и уровнем притязаний, в которых проявляется развивающийся интерес к собственной личности. Потребность в общении, которая не удовлетворялась общением с взрослыми уже в конце предшествующего периода, продолжает развиваться в направлении к потребности в общении со сверстниками. На этой основе возникает желание завоевать авторитет у товарищей. Старший школьный (юношеский) возраст определяется фактором развития - формированием научного и нравственного мировоззрения. Собственные задачи и требования школьника, связанные в единую систему, и воплощенные в некоторый нравственный образец, не только становятся побудителями его поведения, но и выполняют функцию организации всех других его потребностей и стремлений. Общение и воспитание в коллективе единомышленников создает тот микроклимат, который помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, достигнуть определенного уровня психического развития, который характеризуется следующими особенностями: в процессе самопознания учащийся начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других и выражающееся в понятии "Я"; у него появляются собственные взгляды и отношения, моральные требования и оценки, он проявляет собственную активность и способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять и самого себя. Маленький музыкант увлеченно начинает заниматься освоением своего инструмента. Коллективное творчество помогает ребенку адаптироваться в современной среде. У детей появляется свой круг общения со сверстниками. При игре на духовых инструментах происходит развитие следующих сфер психики:
Кроме того, необходимо в совершенстве владеть и умело управлять:
Все вышеперечисленные компоненты должны работать, синхронно и согласовано. При игре в составе ансамбля требуется очень большое внимание и сосредоточенность, знание своей партии, так как исполняемые музыкальные произведения имеют различные по сложности и своим функциям элементы фактуры, необходима стройность, как по вертикали, так и по горизонтали. Научно доказано, что овладение музыкальными инструментами развивает мыслительные способности детей, способствует организации самодисциплины. При игре на духовых инструментах воздух, выдыхаемый под давлением, способствует развитию, очищению, фильтрации легких и дыхательных путей в целом. Выступление музыканта на публике как сольно, так и в составе ансамбля, оркестра сопряжено с психологической нагрузкой. И чем чаще ребенок выступает, тем он лучше подготовлен к стрессовым ситуациям в повседневной жизни. Это своего рода психологический тренинг. Основные формы, используемые для изучения программы:
Сольные и особенно коллективные выступления в различных мероприятиях являются важными составляющими практической части программы, подводят итог всего образовательного процесса. Основные методы, используемые для реализации программы:
посещение концертов, спектаклей, прослушивание профессиональных творческих коллективов. Условия реализации программы Занятия проводятся на базе ДШИ. В настоящее время используется учебно-материальная база ДШИ: - музыкальные духовые и ударные инструменты; - нотная и методическая литература, имеющаяся в наличии. Для успешной реализации настоящей программы необходимы следующие условия:
Формы промежуточного и итогового контроля Промежуточный и итоговый контроль организуется на основании Положения «О мероприятиях промежуточной и итоговой аттестации». Основные формы: академические концерты в конце каждого полугодия, технические зачеты, зачеты по изучаемым темам, концертные выступления, конкурсы и фестивали. Ожидаемые результаты В итоге реализации данной программы у исполнителей на духовых инструментах должно сформироваться серьезное отношение к профессии музыкант. Сознательное отношение к системе взглядов, принципов, убеждений, нравственных ценностей, историческому прошлому Отечества. Данная программа настроена на социализацию подростков. В результате изучения предложенной программы обучающиеся будут иметь представления:
получат знания:
приобретут навыки:
будут владеть:
выработают качества:
По окончании курса обучения учащимся выдается свидетельство установленного образца о профильной подготовке МБОУ ДОД ДШИ г. Пролетарска. Программа по классу блок флейты Первый класс Годовые требования В течение учебного года проработать с учеником: мажорные гаммы, в тональностях до 1 знака включительно (в медленном движении), 3—5 этюдов и упражнений; 4—6 пьес. * * * Этюд (по выбору) Р.Н.П. Ходила младешенька по борочку Моцарт В.А. Аллегретто * * * Этюд (по выбору) Ч.Н.П. Аннушка Шуман Р. Мелодия |
Колледж русской культуры им. А. С. Знаменского Тимофеева Я. И., преподаватель по классу флейты, преподаватель второй квалификационной категории | Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие... Показать на практике методы работы с начинающей маленькой ученицей на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального... | ||
Длина тритона обыкновенного вместе с хвостом до 11 см, тритона гребенчатого... Тритон принадлежит к классу земноводных (амфибии), а ящерица – к классу пресмыкающихся (рептилии) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для расчета авиабилетов авикомпании применяют нормальные (годовые) и специальные (льготные) тарифы. Почти во всех авиакомпаниях экономическому,... | ||
Инструкция По строевой части в учебное время для воспитанников и кадет огоу кши «вммпккк» Дежурный по классу назначается из числа кадет класса и подчиняется старшему класса, дежурному по Корпусу, офицеру-воспитателю класса.... | Базовая программа по классу l-форма кишечной палочки | ||
«музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) программа Составитель: Ю. Н. Вернигора – преподаватель по классу гитары моу дод дши №1 г. Грайворона | Программа по учебному предмету «Ансамблевое музицирование» Т. В. Миловидова преподаватель высшей категории по классу скрипки мбоу дод дши №5 г. Курска | ||
Тюменская государственная академия Квалификация артист, руководитель эстрадного вокального коллектива, преподаватель по классу вокала | Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент Составитель – Вернигора Ю. Н., преподаватель по классу духовые инструменты мбоудод – дши №1 г. Грайворона Белгородской области | ||
Тема урока: Тип Плоские черви Укажите характеристики, соответствующие каждому классу плоских червей (письменно) | Что такое пятый класс? Цели: формирование дружного коллектива и учебной мотивации, гордости за принадлежность к своей школе и классу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В начале урока, чтобы заинтересовать детей, по классу пускаю «солнечного зайчика» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработана преподавателем по классу специальное фортепиано дмш №1 Суханаевой Оксаной Вячеславовной | ||
Реферат На тему: «Магические Квадраты» Однажды за 3 минуты до конца урока математики учитель предложил одному классу решить следующую задачу | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Т. В. Миловидова преподаватель высшей категории по классу скрипки мбоу дод дши №5 г. Курска |