Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель





Скачать 315.57 Kb.
НазваниеМетодическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель
страница1/3
Дата публикации31.08.2014
Размер315.57 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2   3


Методическое пособие
«Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха».

Составитель:

учитель-дефектолог,

учитель русского языка

и литературы

ОГСОУ специальная

(коррекционная)

общеобразовательная

школа-интернат II вида

Мохова О.А.
г. Ковров

2010/2011 учебный год

Пояснительная записка.

Пособие предназначено для учителей русского языка, работающих в 5-12 классах школы II вида. В качестве дополнительного методического пособия сборник может быть использован учителями-предметниками (литературы, истории, географии, биологии, природоведения) данной школы, в школах для обучающихся и воспитанников с общим недоразвитием речи, в общеобразовательных школах для осуществления индивидуального дифференцированного подхода при работе с текстом.

В пособии представлены разработки уроков развития речи, в частности, подготовка и написание изложения. Основное требование к изложению – пересказать содержание текста не только полно и правильно, но и передав при этом своеобразие авторского стиля, замысла, настроения автора. Чтобы выполнить эти требования, прежде всего, нужно понять текст. Понимание текста – главное условие успешного его воспроизведения. При написании изложения – главное не запоминание (хотя требуется достаточно развитая словесная память), а умение анализировать текст (владеть такими мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.).

При работе с предлагаемым пособием учитель может заимствовать из него полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственные уроки.

В основу положено совершенствование умений и навыков учащихся работы с текстом.

Ход описанных уроков подчинен единому плану.

Основные этапы уроков подготовки и написания изложения.

  1. Первичное восприятие текста учащимися – самостоятельное чтение с целевой установкой учителя для активизации мыслительной деятельности учащихся.

  2. Прослушивание и погружение в эмоциональную атмосферу текста. Учитель читает текст так, чтобы учащиеся смогли понять его главную мысль, тему, эмоциональный фон. Попутно поясняются слова, которые трудны для учащихся, записываются на доске. После прослушивания учащиеся, как правило, способны ответить на такие вопросы как: кто действующее лицо, где и когда происходят события, озаглавить текст.

  3. Лексическая работа. Ученики выбирают трудные, новые, непонятные для них слова. Учитель разъясняет значение слов, используя наглядные, наглядно-действенные и словесные приёмы.

  4. Анализ содержательной стороны текста с помощью заранее подготовленной опоры. Опора печатается на отдельном листе для каждого учащегося и служит рабочим листом для него. Цель этого этапа – добиться полного понимания содержания текста. В результате этой работы опора учащихся содержит перефразированные синтаксические конструкции, разного типа замещения (синонимические - абсолютные синонимы, конверсивные, деривативные), опорные слова, вопросы к отдельным фрагментам текста, фрагменты текста, содержащие прямую речь, диалоги, умозаключения, позволяющие выразить своё отношение к тексту, трудные с точки зрения пунктуации предложения и т.п.

  5. Устное воспроизведение содержание с помощью опоры или без неё.

  6. Написание изложения в чистовик. Самопроверка, взаимопроверка.


Тема урока: «Обучение подробному изложению и его написание» (2 часа) – 5 класс.

Цель:

Написать подробное изложение.

Задачи:

-учить анализировать композицию текста;

-учить составлять сложный план;

-развивать устную и письменную речь учащихся;

-обогащать словарь учащихся;

-корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики;

- развивать слухо-зрительное восприятие учащихся через распознавание неречевых звуков;

- создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз;

- развивать общую моторику учащихся с помощью физкультминутки;

- расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

Классная доска, иллюстрации к тексту, ТСО, запись звуков пения птиц (соловей, жаворонок, иволга, кукушка), карточки с определением терминов «зачин», «основная часть», «концовка», опора с вопросами и заданиями к тексту.

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Повторение композиции текста. Работа с терминами: зачин, основная часть, концовка.

  4. Чтение текста (осмысление содержания, словарная работа, развитие слухо-зрительное восприятия через распознавание неречевых звуков – пения птиц).

  5. Анализ содержания текста с помощью опоры, составление сложного плана.

  6. Гимнастика для глаз.

  7. Орфографическая работа – обозначение в тексте орфограмм: безударная гласная в корне, написание предлогов и приставок, не с глаголами.

  8. Пересказ текста с помощью опоры.

  9. Физкультминутка.

  10. Написание изложения.

Мои часы.

Никогда не беру с собой летом на рыбалку часов, лишнее это дело.

Рассыплет в тёмных ещё кустах первую трель соловей, - так и знай – час ночи.

Зазвенит над головой жаворонок – где-то после двух.

Подадут голоса иволга или кукушка – можно не сомневаться – часа три утра.

Раскроет свой зонтик одуванчик, тоже не ошибётесь – шесть часов.

Не поленитесь, - проверьте.

(59 сл.) (В. Хлиманов)
Задания к тексту (опора).

1. Прочитайте зачин текста.

Какая мысль выражена в зачине? Дополните предложение.

(Кто?) никогда не берёт с собой летом на рыбалку (чего?), потому что (что?) ему не нужны.

2. Прочитайте основную часть. Вырази главную мысль, дополнив предложение.

О том, сколько времени, ему сообщает сама (что?).

Какие птицы помогают рыбаку узнать время?...........................................................................

Во сколько начинает петь соловей?.............................................................................................

Когда звенит над головой жаворонок?........................................................................................

Кто подаёт голоса в три часа утра?..............................................................................................

Как одуванчик подсказывает, сколько времени?.......................................................................

На сколько маленьких частей можно разделить основную часть?

3. Есть ли в тексте концовка?

Дополните предложение.

(Кто?) просит нас (что сделать?) и (что сделать?) его наблюдения.

Озаглавьте каждую часть плана.

1. ………………………………

2. ………………………………

а)……………………..;

б)……………………..;

в)……………………..;

г)……………………….

3. ………………………………

Расскажите текст с помощью плана и опоры.

Напишите изложение. Каждую часть пишите с красной строки.
Тема урока: «Обучение подробному изложению и его написание» (3 часа) – 6 класс.

Цель:

Написать подробное изложение.

Задачи:

-учить задавать вопросы;

-учить анализировать;

-совершенствовать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

-совершенствовать умение составлять простой план;

-развивать устную и письменную речь учащихся;

-обогащать словарь учащихся;

- корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики;

- развивать общую моторику с помощью физкультминутки;

- создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и ответственности.

Оборудование:

Классная доска, альбом, цветные карандаши, опора с вопросами и заданиями к тексту, иллюстрация.

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Чтение текста (осмысление содержания, словарная работа, зарисовки).

  4. Гимнастика для глаз.

  5. Анализ содержания текста с помощью опоры, составление простого плана.

  6. Пересказ текста с помощью опоры.

  7. Физкультминутка.

  8. Написание изложения.

Такой закон.

В глухой тайге набрёл охотник на старую избушку. У порога росла высокая трава. Стекла маленьких окошек были мутные. В дверных петлях вместо замка торчала сухая ветка.

Охотник толкнул дверь и вошёл. Пыль лежала на полу. Пылью были покрыты печурка, широкая скамья, поленница сухих дров. У стены стоял железный ящик. Крышка ящика была придавлена тяжёлым камнем. В ящике оказались две жестянки из-под консервов. В одной была соль, в другой сахар. Лежали мешочек с пшеном и спички.

Не было хозяина в этой избушке. Заходил туда усталый охотник отдохнуть и погреться. И когда уходил, оставлял для другого сухие дрова, спички и что мог из своих запасов. Такой закон – в беде помогать товарищу.

(108 сл.) (По В. Соколовскому «Главный закон»)

Задания к тексту (опора).

  1. Прочитай текст. Как ты понимаешь значение подчеркнутых слов?

Найди в тексте однородные члены и подчеркни их.

  1. Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.

  • ……………………………………………………………

Задай вопросы к первой части.

………………………………………………………………………………

  • ……………………………………………………..

Ответь на вопросы.

Что сделал охотник?.........................................................................................

Что лежало на полу?...........................................................................................

Что было покрыто пылью?.................................................................................

Что стояло у стены?.............................................................................................

Чем была придавлена крышка ящика?..............................................................

Что оказалось в ящике?......................................................................................

Что в них лежало?................................................................................................

Что еще было в ящике?.......................................................................................

  • ………………………………………………………………………………

Дополни предложения.

Не было хозяина (где?)…………………… . Усталый охотник заходил туда, чтобы (что сделать?) и (что сделать?) . Когда уходил, оставлял для другого (что?), (что?) и (что?). Такой закон - ……………… ………………………………………………………………………….

Напиши подробное изложение. Каждую часть пиши с красной строки.
Тема урока: «Обучение сжатому изложению и его написание» (3 часа) – 7 класс.

Цель:

Написать сжатое изложение.

Задачи:

- учить задавать вопросы;

-учить анализировать;

-совершенствовать умение работать со словарём.

- корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

-обогащать словарь учащихся;

- развивать воображение учащихся;

- развивать общую моторику с помощью физкультминутки;

- создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз;

-воспитывать чувство взаимоуважения.

Оборудование:

Классная доска, толковый словарь, опора с вопросами и заданиями к тексту, иллюстрация.

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Чтение текста (осмысление содержания, словарная работа).

  4. Работа со словарными статьями. Значение слов гордость, высокомерие.

  5. Гимнастика для глаз.

  6. Анализ содержания текста с помощью опоры.

  7. Характеристика персонажей рассказа.

  8. Физкультминутка.

  9. Пересказ текста с помощью опоры.

  10. Написание изложения.

Текст.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

(174) слова (В.П. Катаев.)




Вопросы и задания к тексту (опора).

  • Задай вопросы к первому абзацу и ответь на них.

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

  • Вставь слова вместо вопросов.

(Что сделал?) старый пень и сказал деревьям, чтобы они ему (что делали?). Он подумал, что если даже люди ему (сто делают?), значит, он в лесу (какой?).

  • Ответь на вопросы.

-Как вели себя деревья?

……………………………………………………………………..

-Почему старый пень начал кричать?

……………………………………………………………………..

-Что он кричал?

……………………………………………………………………..

  • Кто прилетел и сел на молодую березу?

Допиши слова маленькой птички.

Птичка весело защебетала:

-…………………………………………………………………….

  • Вставь нужное слово.

Пень…………., потому что имел высокое мнение о себе и пренебрежительно относился к деревьям в лесу.

Напиши сжатое изложение. Каждую часть пиши с красной строки.

Тема урока: «Обучение подробному изложению

описательного характера и его написание».

(3 часа) – 8 класс.

Цель:

Написать изложение, близкое к тексту.

Задачи:

-учить задавать вопросы;

-учить анализировать описания;

-совершенствовать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

-совершенствовать умение определять главную мысль, тему текста, озаглавливать;

- корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики;

-развивать устную и письменную речь учащихся;

-обогащать словарь учащихся;

- развивать общую моторику с помощью физкультминутки;

- создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз;

- воспитывать чувство сострадания, любви к животным.

Оборудование:

Классная доска, иллюстрации к рассказу И.С. Тургенева «Муму», опора с вопросами и заданиями к тексту.

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Чтение текста (осмысление содержания, словарная работа, сопоставление описания собаки в тексте с иллюстрацией).

  4. Гимнастика для глаз.

  5. Анализ содержания текста с помощью опоры, выбор заглавия.

  6. Физкультминутка.

  7. Пересказ текста с помощью опоры.

  8. Написание изложения.

Дело было к вечеру. Герасим шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого, с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати, прикрыл его своим тяжёлым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немного больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял её легонько двумя пальцами за голову и пригнул её мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь. Герасим глядел, глядел, да как засмеётся вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул наконец сам возле неё каким-то радостным и тихим сном.

(191 сл.) (И.Тургенев)
Задания к тексту (опора).

…………………………………….

Словарь:

Барахтается - …………….., за пазуху…………………., каморка…………………,

армяк…………….., пустился большими шагами домой……………………… .

Найди в тексте эти слова, подумай, как сказать по-другому. Какой вариант больше подходит к тексту?

  1. Герасим шёл тихо и глядел на воду. (Обозначь фрагмент текста, соответствующий этому заглавию).

Ответь на вопросы:

- В какое время суток произошло событие?

- Что делал Герасим?

Что он вдруг увидел?

  1. Небольшой щенок барахтался в тине у самого берега. (Найди в тексте соответствующий фрагмент).

Дополни предложения.

Он нагнулся и увидел (кого?). Щенок был (какой?). Он никак не мог вылезти (из чего?), бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким (чем?). Герасим поглядел (на кого?), подхватил её (чем?), сунул к себе (куда?) и пустился большими шагами (куда?). Найди в этих предложениях однородные члены и обозначь их графически.

  1. Несчастная собачонка.

Выпиши глаголы и расскажи, что сделал Герасим, придя домой.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Докажи, что собачонке было всего недели три.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Собачка начала пить. (Найди этот фрагмент и прочитай).

- Что сделал Герасим, чтобы собачка начала пить молоко?

……………………………………………………………………………………………

- Как она пила?...............................................................

5. Герасим заснул радостным и тихим сном. (Прочитай последнюю часть).

Задай вопросы и ответь на них.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Как ты думаешь, какой вариант заглавия больше подходит к тексту. Почему?

«Находка»; «Находка Герасима»; «Желанная находка»; «Счастливая находка»; «Однажды вечером»; «Есть, о ком заботиться!»; «Конец одиночеству»; «Радость».

Напиши подробное изложение. Каждую часть пиши с красной строки.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconТема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы
Учебно-методическое обеспечение: таблица «Анализаторы слуха и равнове­сия»; модель уха, дидактические карточки для закрепления
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию рефератов Перечень экзаменационных вопросов
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата всех форм обучения
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconМетодическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке к...
От реферата к научно-исследовательской работе. Методическое руко­водство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию рефера­тивных...
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Учебно-методическое пособие предназначено для оказания методической помощи студентам очной и заочной формы обучения при подготовке...
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconУрок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения»
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн»)
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconМетодическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов
Курсовая работа: методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов журналистики / науч...
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов по подготовке...
Методическое пособие для самостоятельной работы для студентов по подготовке к контрольным и курсовым работам и рейтинг программа...
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconМетодика обучения написания сжатого изложения
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconМетодическое пособие «Если с классом вышел в путь…» Грудинова Людмила...
Методическое пособие предназначено для руководителей одно двухдневных походов, загородных прогулок и экскурсий с учащимися, классных...
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconУрок по теме «Весна» 2010 г. Цель урока: обобщить и систематизировать...
Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения»
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconМетодические рекомендации к написанию курсовой работы
Б 484 Методические рекомендации к написанию курсовой работы: Учебно-методическое пособие [Текст] /Е. П. Березкина, О. А. Колмакова....
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель iconРекомендации по написанию курсовой работы При подготовке курсовой...
Затем студент приступает к сбору информации. Первоначальное представление о теме и структуре работы можно составить по учебникам,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск