Скачать 315.57 Kb.
|
Методическое пособие «Дидактические опоры при подготовке к написанию изложения учащимися с нарушением слуха». Составитель: учитель-дефектолог, учитель русского языка и литературы ОГСОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида Мохова О.А. г. Ковров 2010/2011 учебный год Пояснительная записка. Пособие предназначено для учителей русского языка, работающих в 5-12 классах школы II вида. В качестве дополнительного методического пособия сборник может быть использован учителями-предметниками (литературы, истории, географии, биологии, природоведения) данной школы, в школах для обучающихся и воспитанников с общим недоразвитием речи, в общеобразовательных школах для осуществления индивидуального дифференцированного подхода при работе с текстом. В пособии представлены разработки уроков развития речи, в частности, подготовка и написание изложения. Основное требование к изложению – пересказать содержание текста не только полно и правильно, но и передав при этом своеобразие авторского стиля, замысла, настроения автора. Чтобы выполнить эти требования, прежде всего, нужно понять текст. Понимание текста – главное условие успешного его воспроизведения. При написании изложения – главное не запоминание (хотя требуется достаточно развитая словесная память), а умение анализировать текст (владеть такими мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.). При работе с предлагаемым пособием учитель может заимствовать из него полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственные уроки. В основу положено совершенствование умений и навыков учащихся работы с текстом. Ход описанных уроков подчинен единому плану. Основные этапы уроков подготовки и написания изложения.
Тема урока: «Обучение подробному изложению и его написание» (2 часа) – 5 класс. Цель: Написать подробное изложение. Задачи: -учить анализировать композицию текста; -учить составлять сложный план; -развивать устную и письменную речь учащихся; -обогащать словарь учащихся; -корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики; - развивать слухо-зрительное восприятие учащихся через распознавание неречевых звуков; - создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз; - развивать общую моторику учащихся с помощью физкультминутки; - расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной природе. Оборудование: Классная доска, иллюстрации к тексту, ТСО, запись звуков пения птиц (соловей, жаворонок, иволга, кукушка), карточки с определением терминов «зачин», «основная часть», «концовка», опора с вопросами и заданиями к тексту. Ход урока.
Мои часы. Никогда не беру с собой летом на рыбалку часов, лишнее это дело. Рассыплет в тёмных ещё кустах первую трель соловей, - так и знай – час ночи. Зазвенит над головой жаворонок – где-то после двух. Подадут голоса иволга или кукушка – можно не сомневаться – часа три утра. Раскроет свой зонтик одуванчик, тоже не ошибётесь – шесть часов. Не поленитесь, - проверьте. (59 сл.) (В. Хлиманов) Задания к тексту (опора). 1. Прочитайте зачин текста. Какая мысль выражена в зачине? Дополните предложение. (Кто?) никогда не берёт с собой летом на рыбалку (чего?), потому что (что?) ему не нужны. 2. Прочитайте основную часть. Вырази главную мысль, дополнив предложение. О том, сколько времени, ему сообщает сама (что?). Какие птицы помогают рыбаку узнать время?........................................................................... Во сколько начинает петь соловей?............................................................................................. Когда звенит над головой жаворонок?........................................................................................ Кто подаёт голоса в три часа утра?.............................................................................................. Как одуванчик подсказывает, сколько времени?....................................................................... На сколько маленьких частей можно разделить основную часть? 3. Есть ли в тексте концовка? Дополните предложение. (Кто?) просит нас (что сделать?) и (что сделать?) его наблюдения. Озаглавьте каждую часть плана. 1. ……………………………… 2. ……………………………… а)……………………..; б)……………………..; в)……………………..; г)………………………. 3. ……………………………… Расскажите текст с помощью плана и опоры. Напишите изложение. Каждую часть пишите с красной строки. Тема урока: «Обучение подробному изложению и его написание» (3 часа) – 6 класс. Цель: Написать подробное изложение. Задачи: -учить задавать вопросы; -учить анализировать; -совершенствовать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения; -совершенствовать умение составлять простой план; -развивать устную и письменную речь учащихся; -обогащать словарь учащихся; - корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики; - развивать общую моторику с помощью физкультминутки; - создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз; - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и ответственности. Оборудование: Классная доска, альбом, цветные карандаши, опора с вопросами и заданиями к тексту, иллюстрация. Ход урока.
Такой закон. В глухой тайге набрёл охотник на старую избушку. У порога росла высокая трава. Стекла маленьких окошек были мутные. В дверных петлях вместо замка торчала сухая ветка. Охотник толкнул дверь и вошёл. Пыль лежала на полу. Пылью были покрыты печурка, широкая скамья, поленница сухих дров. У стены стоял железный ящик. Крышка ящика была придавлена тяжёлым камнем. В ящике оказались две жестянки из-под консервов. В одной была соль, в другой сахар. Лежали мешочек с пшеном и спички. Не было хозяина в этой избушке. Заходил туда усталый охотник отдохнуть и погреться. И когда уходил, оставлял для другого сухие дрова, спички и что мог из своих запасов. Такой закон – в беде помогать товарищу. (108 сл.) (По В. Соколовскому «Главный закон») Задания к тексту (опора).
Найди в тексте однородные члены и подчеркни их.
Задай вопросы к первой части. ………………………………………………………………………………
Ответь на вопросы. Что сделал охотник?......................................................................................... Что лежало на полу?........................................................................................... Что было покрыто пылью?................................................................................. Что стояло у стены?............................................................................................. Чем была придавлена крышка ящика?.............................................................. Что оказалось в ящике?...................................................................................... Что в них лежало?................................................................................................ Что еще было в ящике?.......................................................................................
Дополни предложения. Не было хозяина (где?)…………………… . Усталый охотник заходил туда, чтобы (что сделать?) и (что сделать?) . Когда уходил, оставлял для другого (что?), (что?) и (что?). Такой закон - ……………… …………………………………………………………………………. Напиши подробное изложение. Каждую часть пиши с красной строки. Тема урока: «Обучение сжатому изложению и его написание» (3 часа) – 7 класс. Цель: Написать сжатое изложение. Задачи: - учить задавать вопросы; -учить анализировать; -совершенствовать умение работать со словарём. - корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики; - развивать устную и письменную речь учащихся; -обогащать словарь учащихся; - развивать воображение учащихся; - развивать общую моторику с помощью физкультминутки; - создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз; -воспитывать чувство взаимоуважения. Оборудование: Классная доска, толковый словарь, опора с вопросами и заданиями к тексту, иллюстрация. Ход урока.
Текст. В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям: - Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и ну кричать: - Кланяйтесь мне! Я ваш царь! Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: - Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. (174) слова (В.П. Катаев.) Вопросы и задания к тексту (опора).
……………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………….
(Что сделал?) старый пень и сказал деревьям, чтобы они ему (что делали?). Он подумал, что если даже люди ему (сто делают?), значит, он в лесу (какой?).
-Как вели себя деревья? …………………………………………………………………….. -Почему старый пень начал кричать? …………………………………………………………………….. -Что он кричал? ……………………………………………………………………..
Допиши слова маленькой птички. Птичка весело защебетала: -…………………………………………………………………….
Пень…………., потому что имел высокое мнение о себе и пренебрежительно относился к деревьям в лесу. Напиши сжатое изложение. Каждую часть пиши с красной строки. Тема урока: «Обучение подробному изложению описательного характера и его написание». (3 часа) – 8 класс. Цель: Написать изложение, близкое к тексту. Задачи: -учить задавать вопросы; -учить анализировать описания; -совершенствовать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения; -совершенствовать умение определять главную мысль, тему текста, озаглавливать; - корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики; -развивать устную и письменную речь учащихся; -обогащать словарь учащихся; - развивать общую моторику с помощью физкультминутки; - создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз; - воспитывать чувство сострадания, любви к животным. Оборудование: Классная доска, иллюстрации к рассказу И.С. Тургенева «Муму», опора с вопросами и заданиями к тексту. Ход урока.
Дело было к вечеру. Герасим шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого, с чёрными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати, прикрыл его своим тяжёлым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немного больше другого; она ещё не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял её легонько двумя пальцами за голову и пригнул её мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь. Герасим глядел, глядел, да как засмеётся вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул наконец сам возле неё каким-то радостным и тихим сном. (191 сл.) (И.Тургенев) Задания к тексту (опора). ……………………………………. Словарь: Барахтается - …………….., за пазуху…………………., каморка…………………, армяк…………….., пустился большими шагами домой……………………… . Найди в тексте эти слова, подумай, как сказать по-другому. Какой вариант больше подходит к тексту?
Ответь на вопросы: - В какое время суток произошло событие? - Что делал Герасим? Что он вдруг увидел?
Дополни предложения. Он нагнулся и увидел (кого?). Щенок был (какой?). Он никак не мог вылезти (из чего?), бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким (чем?). Герасим поглядел (на кого?), подхватил её (чем?), сунул к себе (куда?) и пустился большими шагами (куда?). Найди в этих предложениях однородные члены и обозначь их графически.
Выпиши глаголы и расскажи, что сделал Герасим, придя домой. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Докажи, что собачонке было всего недели три. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Что сделал Герасим, чтобы собачка начала пить молоко? …………………………………………………………………………………………… - Как она пила?............................................................... 5. Герасим заснул радостным и тихим сном. (Прочитай последнюю часть). Задай вопросы и ответь на них. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Как ты думаешь, какой вариант заглавия больше подходит к тексту. Почему? «Находка»; «Находка Герасима»; «Желанная находка»; «Счастливая находка»; «Однажды вечером»; «Есть, о ком заботиться!»; «Конец одиночеству»; «Радость». Напиши подробное изложение. Каждую часть пиши с красной строки. |
Тема урока органы слуха и равновесия. Их анализаторы Учебно-методическое обеспечение: таблица «Анализаторы слуха и равновесия»; модель уха, дидактические карточки для закрепления | Методические рекомендации по подготовке и написанию рефератов Перечень экзаменационных вопросов Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата всех форм обучения | ||
Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке к... От реферата к научно-исследовательской работе. Методическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию реферативных... | Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Учебно-методическое пособие предназначено для оказания методической помощи студентам очной и заочной формы обучения при подготовке... | ||
Урок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн») | Учебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса... | ||
Методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов Курсовая работа: методическое пособие по выполнению (подготовке) и защите для студентов отделений / факультетов журналистики / науч... | Курсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся... Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с | ||
Курсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся... Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с | Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по подготовке... Методическое пособие для самостоятельной работы для студентов по подготовке к контрольным и курсовым работам и рейтинг программа... | ||
Методика обучения написания сжатого изложения Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия» | Методическое пособие «Если с классом вышел в путь…» Грудинова Людмила... Методическое пособие предназначено для руководителей одно двухдневных походов, загородных прогулок и экскурсий с учащимися, классных... | ||
Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса... Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования... | Урок по теме «Весна» 2010 г. Цель урока: обобщить и систематизировать... Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения» | ||
Методические рекомендации к написанию курсовой работы Б 484 Методические рекомендации к написанию курсовой работы: Учебно-методическое пособие [Текст] /Е. П. Березкина, О. А. Колмакова.... | Рекомендации по написанию курсовой работы При подготовке курсовой... Затем студент приступает к сбору информации. Первоначальное представление о теме и структуре работы можно составить по учебникам,... |