ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п.
|
Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Тип и форма урока
| Элементы содержания
(включая дополнительное содержание)
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Средства обучения, ИКТ
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| Вводный урок о русском языке
| 1о-и,-сти.
| Урок объяснения нового материала
| Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене
| Знать, какова роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа. Уметь объяснять значения лингвистических терминов
| Презентация
| Фронтальный опрос
| Повторить орфоэпический минимум
|
|
| 2
| Повторение фонетики, графики и орфоэпии
| 1
| По-
втори-
тель-
но-
обоб-
щаю-
щий
урок
| Фонетика. Звуки
и буквы. Гласные
и согласные звуки.
Слоги. Озвончение
и оглушение. Двой-
ная роль букв с, с,
ю, я. Орфоэпия.
Ударение в русском
языке
| Знать: классификацию фонетических единиц русского языка; позиционные чередования звуков; интонационные особенности русской речи; основные элементы интонации; изобразительные средства фонетики.
Уметь: выполнять фонетический и орфоэпический разбор слов; делить слова на слоги; правильно ставить ударение в словах
| таблицы
| Фонетический и орфоэпический
разбор слов, анализ текста с указанием фонетических средств вырази-
тельности, тестовые задания, аналогичные
заданию А1 ЕГЭ
| Выписать
из художественного
текста 5-6 предложений. обозна-
чить орфо-
граммы
и пунктограммы
|
|
| 3
| Повторение
морфемики и словообразования
|
| По-
втори-
тель-
но-
обоб-
щаю-
щий
урок
| Морфемика. Части
слова. Основные
способы словооб-
разования
| Морфемы корневые
и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные: варианты
морфем; продуктивные
способы образования частей речи; словообразовательные средства выразительности.
Выполнять морефемный и словообразо-
вательный разбор слов;
анализировать роль
словообразовательных
средств выразительностив различных языковых ситуациях
|
| Морфем-
ный и словообразова-
тельный разбор слов,
анализ текста, включаю-
щий работу с изобрази-
тельными средствами
словообразования, объяснительный диктант
с обозначением орфо-
грамм и ггунктограмм.
тестовые
задания, аналогичные заданию BI ЕГЭ
| Мор-
фемный
и слово-
образова-
тельный
разбор
слов
|
|
| 4
| Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии
|
| По-
втори-
тель-
но-
обоб-
шаю-
щий
урок
| Лексика. Однозначные и многозначные слова.
Синонимы, антонимы, омонимы. Заимствованные и исконно русские слова. Устаревшие слова и неологизмы. Обще употребительные и необщеупотребительные слова.
Фразеология. Виды
Фразеологизмов (идиомы, фразеологические сочетания, крылатые выражения). Этимология
| Системные отношения в лексике, их выражение в многозначности,
омонимии, синонимии, антонимии, паронимии; особенности лексики с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифферен-
циации; фразеологические единицы русского языка; виды и источники фразеологизмов.
Уметь; выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности
|
| Работ с толковым, фразеологическим и этимологическим словарями,
конструирование предложений, подбор фразео-
логических синонимов и антонимов. сочине-
ние
| Задание
325
|
|
| 5
6
| Повторение
морфологии
|
| По-
втори -
тель-
но-
обоб-
щаю-
шие
уроки
| Морфология.
Грамматические
категории и грамматические формы.
Способы выра-
жения граммати-
ческих значений.
Общее граммати-
ческое значение,
морфологические
и синтаксические
признаки знаме-
нательных частей речи. Служебные
части речи. Грамматическая омонимия
| Знать; принципы клас-
сификации частей речи; лексические, морфологические и синтаксические
признаки знаменательных частей речи; морфологические признаки служебных
частей речи.
Уметь: выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; анализировать
морфологические средства выразительности
|
| Деятельности; морфологический разбор знаменательных и служебных
частей речи, работа по таблице «Части речи», анализ изобразительных
средств морфологии в поэтическихтекстах, объяснительный диктант с обозначением орфо-
грамм.Тестовые
задания, аналогичные заданиям А, В2 ЕГЭ,
творческий диктант
| задание
356.
задание
357
|
|
| 7
| Лабораторная
работа
|
| Урок
раз-
вития
речи
| Тропы и стили-
стические фигуры.
Фонетические,
словообразовательные, морфологические и синтаксические синонимы
| Знать; изобразительно-выразительные средства фонетики, словообразования,
грамматики.
.Иметь: анализировать поэтические произведения
|
| Анализ стихотворного текста (роль тропов и стилистических фигур
в раскрытии идейного замысла)
| Комплексный
анализ текста
|
|
| 8, 9
| Изложение
с творческим
заданием
|
| Уроки
раз-
вития
речи
| Воспроизведение
художественного
текста по памяти.Совершенствование продуктивных(письмо)видов речевой деятельности. Творческое задание к тексту
| Уметь; передавать основное содержание текста с сохранением авторского стиля; объяснить значение эпизода для раскрытия характеров героев
|
| Изложение с творческим заданием (отрывок
из рассказа И.А. Бунина
«Холодная осень»)
| Синтак-
сический
разбор
простых
ослож-
ненных
предло-
жений
|
|
| 10, 11
| Повторение
синтаксиса
и пунктуации
|
| По-
втори-
тель-
но-
обоб-
щаю-
шие
уроки
| Синтаксические
единицы.Син-
таксические связи и их типы. Вид ысловосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Предикативная
основа предложе-
ния. Типы простых и сложных предложений. Сложное синтаксическое целое и его разновидности (с цепной
зависимостью
компонентов, с параллельной связью, смешанного типа)
| Знать; основные синтаксические единицы; средства выражения синтаксической
связи; типы словосоче-
таний; интонационные
и грамматические признаки предложения; виды главных и второстепенных членов
предложения; типы простых и сложных предложений;
понятие сложное синтаксическое целое и его разновидности; изобразительные средства синтаксиса.
.Иметь; выполнять синтаксический разбор сложного предложения, анализ ССЦ,
выразительных средств
синтаксиса
|
| Работа
по опорным схемам
по теме урока, пунктуа-
ционный анализ текста,
синтаксический разбор
и составление схем пред-
ложений и словосочета-
ний, конструирование
предложений по схемам,
схематический диктант.
ДиДы контроля; «Проверь
себя», тестовые задания,
аналогичные заданиям
А19-А25ЕГЭ
| Пунктуа-
ционный
анализ
текста
|
|
| 12
| Комплексный
Анализ текста
|
| По-
втори-
тель-
но-
обоб-
шаю-
ший
урок
| Разделы языка. Основные виды разбора. Текст и его признаки. Средства связи предложений
в тексте. Стили
и типы речи. Средства словесной образности
| Анализировать
текст с точки зрения структуры, стилевых особенностей, изобразительно-вы-
разительных средств
|
| Анализ идейно-художе-
ственных особенностей
отрывка из повести
А.И. Куприна «Гранато-
вый браслет»
| Подго-
товиться
к котрольному дик-
танту
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 13
| Контрольный диктант по теме «Основные разделы русского
языка и их единицы»
| 1
| Урок
конт-
роля
зна-
ний
| Воспроизведение аудированного тек-
ста в письменной форме с учетом орфографических
и пунктуационных норм русского язы-
ка. Основные виды разбора
| Уметь: воспроизводить аудированный текст, соблюдая орфографические
и пунктуационные нормы русского языка; выполнять
основные виды разбора
| Вид контроля: диктант с грамматическим заданием
|
| Повторить типы и стили речи
|
|
| 14
| Анализ контрольного диктанта
| 1
| Урок
коррек-
ции
зна-
ний
| Анализ ошибок, допущенных в кон-
трольном диктанте.
Основные виды разбора
| Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном дик-
танте и грамматическом задании к нему
| Вид самостроятельной деятельности и контроля:
работа над ошибками
|
| Орфографический
и пунк-
туаци-
онный
анализ
текста
|
|
| РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ БОГАТЕЙШИХ ЯЗЫКОВ МИРА (36 часов: 29 + 7)
Синтаксис текста (б часов: 5 + 1)
| 15
| Повторение и обобщение изученного о тексте
| 1
| Повтори-
тель-
но-
обоб-
щаю-
щий
урок
| Текст как произведение речи. Содержание и языковое
оформление текста.
Смысловые типы текстов. Стилевые
разновидности
текстов
| Знать; основные признаки текста.
Уметь; определять тему текста, особенности смыслового типа, стилистические задачи; отбирать
языковые средства в зависимости от содержания, смыслового типа, функционального стиля речи
| Виды самостоятельной деятельности: анализ
текста, составление цитатного плана, редактирование, членение пись-
менного текста на части с помощью знаков препинания.
Вид контроля: стилистический анализ текста
| Таблица типы речи, презентация Стили речи
| Сти-
листи-
ческий
анализ
текста
|
|
| 16
| Предложения в составе текста
| 1
| Урок
усвое-
ния
новых
зна-
ний
| Синтаксис. Риторические вопросы.
Вводные и вставные конструкции
| Знать: основные виды простых и сложных предложений.
Уметь; определять стилистическую принадлежность
текста и аргументировать свой ответ
| Виды самостоятельной деятельности: определение стилистической принадлежности текста, орфографический и пунктуационный анализ текста, морфемный
разбор слов, синтаксический разбор предложений, осложненных вставными кон-
струкциями.
Вид контроля: пунктуационный анализ текста
| Таблица. Средства выразительности
| Стилистический
анализ
текста
|
|
| 17
| Количество и характер предложений
в тексте
| 1
| Урок
усвое-
ния
новых
зна-
ний
| Предложения простые и сложные
и их типы. Синтаксическая синони-
мика
| Знать; языковые тропы и стилистические фигуры.
Уметь: определять роль синтаксических изобразительных средств для рас-
крытия идейного содержания, мыслей и чувств лирического героя
| Деятельность: анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Смычок и струны», конструирование предложений,
редактирование, подбор синонимов к данным словам, сочинение-миниатюра по опорным словам.
| Таблица. Средства выразительности
|
| Синтак-
сический
разбор
сложных
предло-
жений
(по выбо-
ру)
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 18
| Способы
Связи предложений
в тексте
|
| По-
втори-
тель-
но-
обоб-
щаю-
щий
урок
| Способы связи
предложений в тексте
| Знать; основные способы связи предложений в тексте; синтаксические сред-
ства выразительности.
Уметь: анализировать текст с точки зрения логичности построения, требова-
ний выразительности речи
| Анализ
стихотворения И.С. Тургенева «Весенний вечер»
(задание 79), составление текстов-повествований
и текстов-описаний с использованием разных способов связи предло-
жений в тексте, схематический диктант.
Вид контроля: пунктуа-
ционный анализ текста
| Таблица. Средства и способы связи предложений в тексте.
| Синтак-
сический
разбор
сложных
предло-
жений
(по выбо-
ру)
|
|
| 19
| Комплексный
Анализ текста
|
| По-
втори-
тель-
но-
обоб-
щаю-
щий
урок
| Разделы языка. Основные виды разбора. Текст и его
признаки. Средства
связи предложений в тексте. Стили и типы речи. Средства словесной образности
| Знать; признаки и особенности употребления пред-
ложений в речи.
Уметь; выполнять комплексный анализ текста, основные виды разбора
| Анализ идейно-художественных особенностей
стихотворения Н.С. Гумилева (по выбору)
| Печатные тетради
| Подго-
товиться
к сочине-
нию
|
|
| 20
| Сочинение - рассуждение
|
| Урок
раз-
вития
речи
| Функциональные
стили речи. Рассуждение
| Знать; структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: доказывать свою точку зрения в письменной
форме
| Сочинение-рассуждение
в жанре эссе на тему «Какие мысли и чувства вызвало у меня стихотворение» (по выбору)
| Памятка: как написать эссе
| Тестовые
задания,
анало-
гичные
заданию
В1 ЕГЭ
|
|
| Источники расширения словарного состава современного русского языка (20 часов: 19 + 1)
| 21
|
| Словообразо-
вание
| Урок
усвое-
ния
новых
зна-
ний
| Письменная фор-
ма литературного
языка. Гнезда
родственных слов.
Способы слово-
образования. На-
учные термины.
Окказионализмы
| Знать; средства словесной
образности; способы сло-
вообразования.
Уметь; выполнять линг-
вистический анализ художественных текстов
| Составление сложного плана, словообразовательный
разбор слов, анализ новообразований (задание 217), объяс.диктант.
Вид контроля: тестовые задания, аналогичные заданию В1 ЕГЭ
| Словари - словообразовательные, презентация
| Задание
297
|
|
| 22
|
| Появ-
ление
у слов
новых
лекси-
ческих
значе-
ний
| Урок
усвое-
ния
новых
зна-
ний
| Лексика. Лексиче-
ское значение сло-
ва. Однозначные
и многозначные
слова. Многознач-
ные слова и омо-
нимы
| Знать: системные отношения в лексике русского языка, их выражение
в многозначности, омонимии; особенности лексики
русского языка с точки зрения ее происхождения,
стилистической дифференциации.
.Иметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать изменения в стилистической окраске слов
| Конструи-
рование словосочетаний
и предложений, лексический разбор слов, работа с толковыми словарями,
сочинение- миниатюра по опорным словам, орфографический анализ текста.
Вид контроля: тестовые задания, аналогичные ЕГЭ
| Словари - толковые
| Тестовые
задания,
анало-
гичные
заданиям ЕГЭ
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 23
| Лексика
пассив-
ного
словар-
ного
фонда
| 1
| Повтори-
тельно-
обобщаю-
щий
урок
| Лексика. Устарев-
шие слова. Исто-
ризмы и архаизмы
| Знать: особенности лексики русского языка с точки
зрения активного и пассивного запаса; различие между видами устаревших
слов (историзмами и архаизмами).
Уметь: анализировать роль
лексики пассивного словарного фонда в раскрытии авторского замысла
| Работа с «Толковым словарем
живого великорусского языка» В.И. Даля, комп-
лексный анализ отрывка из повести АС. Пушкина «Станционный смотритель», из сказа Н.С. Лес-
кова «Левша», определение стилистических
различий форм глагола.
Вид контроля: тестовые задания, аналогичные ЕГЭ
| Толковые словари
| Пунктуа-
ционный
анализ
текста
|
|
| 24
| Повторение.
Пунктуация.Тире между подле-
жащим и сказуемым
| 1
| Повтори-
тельно-
обобщаю-
ший урок
| Пунктуация. Тире
между подлежащим
и сказуемым
| Знать: способы выражения
подлежащего и сказуемого;условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.
Уметь: правильно и обоснованно употреблять тире
между подлежащим и сказуемым
| Синтаксический разбор пред-
ложений, составление
обобщающей таблицы
«Тире между подлежа-
щим и сказуемым», ком-
ментированный диктант,
тестовые задания, ана-
логичные заданию ЕГЭ, редактирование.
| Таблицы
| Тестовые
задания,
анало-
гичные
заданию ЕГЭ
|
|
| 25
| Использование
Историзмов и ар-
хаизмов
| 1
| Повтор и-
тельно-
обобщаю-
ший урок
| Устаревшие слова.
Историзмы и арха-
измы. Синонимический ряд
| Знать: особенности лексики русского языка с точки
зрения активного и пассивного запаса; различие между видами устаревших
слов (историзмами и архаизмами).
Уметь: анализировать роль историзмов и архаизмов
в раскрытии авторского замысла
| Работа с «Толковым словарем
живого великорусского языка» В.И. Даля, эти-
мологическим словарем,
комплексный анализ отрывка из романа АС. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворения
М.Ю. Лермонтова «Нищий», сравнительный
анализ слов с точки зрения их стилистической
окраски.
Вид контроля: словарный
диктант
| Словари, презентаци, интердоска
| Комп-
лексный
анализ
текста
|
|
| 26
| Повторение.
Пунктуация.
Тире внеполных
предложениях
| 1
| Повтори-
тельно-
обобщаю-
щий урок
| Пунктуация. Полные и неполные предложения. Тире в неполных предложениях
| Знать: понятия полные/неполные предложения; типы
простых предложений.
Уметь: правильно и обоснованно употреблять тире между подлежащим и сказуемым и в неполных
предложениях
| Синтакси-
ческий разбор предложений, составление обобщающей таблицы «Тире
между подлежащим и сказуемым и в непол-
ном предложении», комментированный диктант.
| Таблицы, презентация
| Тестовые
задания,
анало-
гичные
заданию
А23 ЕГЭ
|
|
| |