Планирование уроков обучения грамоте 1 класс
(авторы учебника «Букварь» Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова)
(автор учебника «Литературное чтение»-учебная хрестоматия Л.А. Ефросинина) Содержание программы:
Предложение и слово
Выделение предложения из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Звуковой анализ
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдость и мягкость согласных звуков как словоразличительная функция.
Построение моделей звукового состава слова, отражающие качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнение построенной модели с образцом; обоснование выполняемых и выполненных действий; поиск и исправление ошибок.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове. Выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Чтение.
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребёнка. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Восприятие художественного произведения
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Чтение по ролям. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).
Первоначальное знакомство с литературными жанрами – стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.
Графика и письмо
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука й в различных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Практическое освоение гигиенических требований при письме.
Начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Списывание текста. Последовательность действий при списывании.
Правила правописания: раздельное написание слов, обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных.
Развитие речи.
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.
Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений).
№ урока
| Тема урока
| Страницы учебника
| Страницы тетради
| Дата
| Уроки 1 - 2
| Составление рассказов по сюжетным картинкам
| 4 - 5
| 6 - 7
| 03.09
| Уроки 3- 4
| Составление рассказов по сюжетным картинкам
| 6 – 7
| 8 - 9
| 04.09
| Урок 5
| «О тебе, моя Родина»: С. Дрожжин. Привет. С. Маршак. Тихая сказка.
| 3; 75 - 76
| 3; 34
| 07.09
| Уроки 6 - 7
| Составление рассказов по картинкам. Ведение понятия «слово»
| 8 – 9
| 10 - 11
| 08.09
| Уроки 8 - 9
| Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами. Выявление сходства и различия в объектах
| 10 – 11
| 12 - 13
| 09.09
| Уроки 10 - 11
| Пересказ сказки «Репка». Деление предложения на слова
| 12 – 13
| 14 - 15
| 10.09
| Уроки 12 – 13
| Выделение первого звука в каждом слове. Сравнение звуков по твёрдости - мягкости
| 14 - 15
| 16 - 17
| 11.09
| Урок 14
| «О тебе, моя Родина»: Е. Серова. Мой дом. Е. Ильина. Шум и Шумок.
| 4; 101 - 103
| 4 – 5; 44 - 45
| 14.09
| Уроки 15 – 16
| Звуковой анализ слова «ау». Знакомство со схемой звукового состава слова. Нахождение места звуков [а ], [у ] в словах.
| 16 – 17
| 18 - 19
| 15.09
| Уроки 17 – 18
| Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком [м ], расположенным в начале, в середине и в конце слова. Игра «Назови слово со звуком [м ] , [м ’ ]»
| 18 – 19
| 20 - 21
| 16.09
| Уроки 19 – 20
| Звуковой анализ слов «сыр», «нос». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Нахождение места звука [ы ] в словах. Игра «Назови слово со звуком [р ] , [р ’ ]»
| 20 – 21
| 22 - 23
| 17.09
| Уроки 21 - 22
| Звуковой анализ слов «кит», «кот». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Составление рассказа по сюжетным картинкам.
| 22 - 24
| 24 – 25
| 18.09
| Урок 23
| «О тебе, моя Родина»: Д. Павлычко. Где всего прекрасней на земле?
| 5
| 5 - 6
| 21.09
| Уроки 24 - 25
| Звуковой анализ слов «лук», «лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре. Игра «Назови слово со звуком [л] , [л ’ ]»
| 25 – 26
| 26 - 27
| 22.09
| Уроки 26 – 27
| Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласного звука красной фишкой.
| 27
| 28 - 29
| 23.09
| Уроки 28 – 29
| Звуковой анализ слова «Нина». Введение понятия «согласный звук». Обозначение согласных звуков в модели слова. Звуковой анализ слова «сани».
| 28 – 29
| 30 - 33
| 24.09
| Уроки 30 - 31
| Знакомство с буквой «А,а». Звуковой анализ слов «Анюта», «луна». Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Различение понятий: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (правый) столбец (рисунки в учебнике.
| 30 – 31
| 34 - 35
| 25.09
| Урок 32
| «О тебе, моя Родина»: С. Романовский. Москва.
| 6 - 7
| 7 - 8
| 28.09
| Уроки 33 – 34
| Знакомство с буквой «Я,я». Звуковой анализ слов «пять», «дыня». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
| 32 – 33
| 36 - 37
| 29.09
| Уроки 35 – 36
| Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й]. Звуковой анализ слова «яхта». Буква «я» в начале слова обозначает на письме звуки [й] и [а] .
| 34 – 35
| 38 - 39
| 30.09
| Уроки 37 - 38
| Знакомство с буквой «О, о». Звуковой анализ слова «полка». Составление различных имён с изученными буквами. Называние слов со звуком [ о] в начале, середине и в конце слова.
| 36 – 37
| 40 - 41
| 01.10
| Уроки 39 - 40
| Знакомство с буквой «Ё,ё». Звуковой анализ слов «клён», «пёс», «утёнок»
| 38 – 39
| 42 - 43
| 02.10
| Урок 41
| «Мир родной природы»: Берёзонька (русская народная песня). В. Драгунский. Что любит Мишка.
| 8; 136 - 139
| 8 – 9; 58
| 05.10
| Уроки 42 – 43
| Буква «ё» в начале слова обозначает на письме звуки [ й] и [ о]. Звуковой анализ слов «ёжик», «ёлка». Составление рассказа по сюжетным картинкам
| 40 – 41
| 44 - 45
| 06.10
| Уроки 44 – 45
| Знакомство с буквой «У, у». Звуковой анализ слов «труба», стул». Сравнение слов «утка», «утята». Составление рассказа по сюжетным картинкам
| 42 – 43
| 46 - 47
| 07.10
| Уроки 46 – 47
| Знакомство с буквой «Ю, ю». Звуковой анализ слов «ключ», «утюг». Определение положения звука [ у] в слове
| 44 – 45
| 48 - 49
| 08.10
| Уроки 48 - 49
| Буква «ю» в начале слова обозначает на письме звуки [ й] и [ у]. Звуковой анализ слов «юла», «юнга».
| 46 – 47
| 50 - 51
| 09.10
| Урок 50
| «Мир родной природы»: И. Соколов-Микитов. Русский лес.
| 9 - 12
| 9 - 10
| 12.10
| Уроки 51 – 52
| Знакомство с буквой «Э, э». Звуковой анализ слова «экран»
| 48 – 49
| 52 - 53
| 13.10
| Уроки 53 – 54
| Знакомство с буквой «Е, е». звуковой анализ слов «лев», «белка».
| 50 – 51
| 54 - 55
| 14.10
| Уроки 55 – 56
| Буква «е» в начале слова обозначает на письме звуки [ й] и [ э]. Звуковой анализ слов «ели», «ежата». Построение звуковой цепочки.
| 52 – 53
| 56 - 57
| 15.10
| Уроки 57 – 58
| Знакомство с буквой «ы». звуковой анализ слов «рыба», «дым», «усы». Преобразование одного слова в другое путём замены буквы.
| 54 - 55
| 58 - 59
| 16.10
| Урок 59
| «Мир родной природы»: В. Белов. Родничок.
| 13 - 15
| 10 - 11
| 19.10
| Уроки 60 – 61
| Знакомство с буквой «И, и». Звуковой анализ слов «флаги», «гиря». Называние слов со звуком [ и ] в начале, середине и в конце слова.
| 56 – 57
| 60 – 61
| 20.10
| Уроки 62 – 63
| Повторение правила написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Классификация предметов по заданному признаку
| 58 – 59
| 62
| 21.10
| Уроки 64 – 65
| Чтение слов, получающихся при замене гласной буквы. Упражнение на повторение правила написания гласных букв после парных твёрдых и мягких согласных звуков
| 60 - 61
| 63 - 64
| 22.10
| Уроки 66 - 67
| Знакомство с буквой «М, м». звуковой анализ слов «Маша», «Миша». Показ чтения прямого слога с помощью окошечек. Чтение слогов, слов
| 62 – 63
| №2
4 - 7
| 23.10
| Урок 68
| «Мир родной природы»: Мусса Гали. Земные краски.
| 16
| 12
| 26.10
| Уроки 69 - 70
| Знакомство с буквой «Н, н». звуковой анализ слов «нос», «нитки». Чтение слогов, слов и текстов
| 64 - 65
| 8 - 11
| 27.10
| Уроки 71 - 72
| Знакомство с буквой «Р, р». Звуковой анализ слов «рысь», «речка». Чтение слогов, слов, предложений. Чтение рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело».
| 66 - 68
| 12 - 15
| 28.10
| Уроки 73 – 74
| Знакомство с буквой «Л, л». ». Звуковой анализ слов «луна», «лиса». Чтение слогов, слов, предложений.
| 69 – 70
| 16 - 19
| 29.10
| Уроки 75 - 76
| Знакомство с буквой «Й, й». Звуковой анализ слов «чайка», «гайка». Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 71 – 73
| 20 - 23
| 30.10
| Урок 77
| «Мир родной природы»: М. Михайлов. Лесные хоромы. Сказка.
| 17 - 20
| 13
| 02.11
| Уроки 78 – 79
| Деление слов на слоги. Чтение слов, предложений, текста.
| 74 – 76
| 24 - 27
|
| Уроки 80 – 81
| Знакомство с буквой «Г, г». Звуковой анализ слов «рога», «флаги». Понятие об ударении. Чтение слов, предложений, текста.
| 77 – 80
| 28 – 31
|
| Уроки 82 – 83
| Знакомство с буквой «К, к». звуковой анализ слов «карта», «брюки». Деление слов на слоги. Чтение слов, предложений, текста.
| 81 – 83
| 32 – 35
|
| Уроки 84 - 85
| Сопоставление звуков [ г ] и [ к ]. По звонкости-глухости, отражение этой функции в модели слова. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости первых звуков. Чтение слов, предложений, текста.
| 84 - 87
| 36 - 39
|
| Урок 86
| «Учимся уму-разуму»: А. Барто. В школу.
| 21 - 22
| 14 - 15
|
| Уроки 87 – 88
| Знакомство с буквой «З, з». Звуковой анализ слов «зебра», «замок». Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 88 – 90
| 40 - 43
|
| Уроки 89 – 90
| Знакомство с буквой «С, с». Звуковой анализ слов «гуси», «сумка». Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 91 – 93
| 44 – 47
|
| Уроки 91 – 92
| Сопоставление звуков [ з ] и [ с ] по глухости-звонкости. Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 94 – 97
| 48 - 51
|
| Уроки 93 - 94
| Знакомство с буквой «Д, д». Звуковой анализ слов «душ», «дятел». Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 98 – 101
| 52 - 55
|
| Урок 95
| «Учимся уму-разуму»: В. Железников. История с азбукой.
| 23 - 26
| 15 - 16
|
| Уроки 96 – 97
| Знакомство с буквой «Т, т». Звуковой анализ слов «тигр», «труба». Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 102 – 104
| 56 - 59
|
| Уроки 98 – 99
| Чтение слов и классификация их на две группы: с глухим согласным [ т ] и звонким согласным [ д ]. Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 105 - 108
| № 3
4 - 8
|
| Уроки 100-101
| Звуковой анализ слов «бант», «бинт». Сравнение слов по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости первых звуков. Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 109 – 112
| 9 - 12
|
| Уроки 102-103
| Звуковой анализ слов «печка», «пушка». Сравнение слов. Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 113 – 115
| 13 - 16
|
| Урок 104
| «Учимся уму-разуму»: Л. Пантелеев. Буква «ты».
| 27 - 30
| 16 - 17
|
| Уроки 105-106
| Звуковой анализ слов «ветка», «волна». Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 116 – 118
| 17 – 20
|
| Уроки 107-108
| Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Смыслоразличительная функция ударения. Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 119 - 121
| 21 – 24
|
| Уроки 109-110
| Звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок». Выяснение особенностей звука [ ж ] Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 122 – 124
| 25 – 28
|
| Уроки 111-112
| Звуковой анализ слов «груша», «катушка». Выяснение особенностей звука [ ш ] Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 125 - 128
| 29 - 34
|
| Урок 113
| «Учимся уму-разуму»: Я. Аким. Мой верный чиж.
| 31 - 33
| 17 - 18
|
| Уроки 114-115
| Звуковой анализ слов «чайник», «спички». Выяснение особенностей звука [ ч ]. Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 129 – 131
| 35 – 38
|
| Уроки 116-117
| Звуковой анализ слов «ящик», «клещи». Выяснение особенностей звука [ щ ]. Чтение слогов, слов, предложений, текста. Знакомство с правилом написания гласных после [ ч’], [ щ’].
| 132 – 134
| 39 - 42
|
| Уроки 118-119
| Звуковой анализ слов «хобот», «хвост», называние слов с мягкой парой согласного звука [ х’]. Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 135 – 137
| 43 – 46
|
| Уроки 120-121
| Звуковой анализ слов «цапля», «синица». Выяснение особенностей звука [ ц ]. Чтение слогов, слов, предложений, текста.
| 138 – 141
| 47 - 50
|
| Урок 122
| «Мир сказок»: В. Сутеев. Дядя Миша.
| 34 - 38
| 19
|
| Уроки 123-124
| Чтение слогов, слов, предложений, текста. Знакомство с одной из функций мягкого знака (показатель мягкости). Чтение слов по моделям.
| 142 – 144
| 51 - 54
|
| Уроки 125-126
| Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Образование форм множественного числа с использованием мягкого знака. Чтение слов, предложений, текста.
| 145 – 147
| 55 - 58
|
| Уроки 127-128
| Знакомство с особенностями твёрдого знака. Сравнение слов. Чтение слов, предложений, текста.
| 148 - 151
| 59 - 65
|
| Урок 129
| «Мир сказок»: Привередница (русская народная сказка). Пересказ В. Даля
| 39 - 44
| 20 - 21
|
| |