Скачать 82.22 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждениеКуркульская cредняя общеобразовательная школаКОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ по теме: «Гласный звук [у], буквы У, у» Учителя начальных классов Данилова Светлана Сергеевна 2011-2012 уч.год КОНСПЕКТ УРОКА ГРАМОТЫ В 1 КЛАССЕ Авторы программы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин. Учебник: «Русская азбука». В.Г.Горецкий и др. Тема: Гласный звук [у], буквы У, у. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [у] и способом его обозначения на письме с помощью букв У, у. Задачи: 1) обучающие:
Оборудование: для учителя: учебник «Русская азбука»; игра «Буквы-парашютисты»; мягкая игрушка утенка; письмо от утенка; карточки с изображением печатных и письменных букв У, у, ; картинки с предметами, которые похожи на букву У; картонный домик для букв красного цвета; карточки-звуки и карточки-слияния в бело-красном варианте; наборное полотно; книга Волиной В.В.Учимся, играя. - М.: Новая школа, 1994г. –448с.; кукла Минутка с циферблатом в руках; для учащихся: учебник «Русская азбука»; кусок бархатной бумаги и обрывки ниток разного размера (в конверте); касса букв; индивидуальные наборы карточек-звуков и карточек-слияний в бело-красном варианте (в конверте). Ход урока
а) Приветствие б) Проверка готовности к уроку - Сегодня на уроке нам потребуется учебник «Русская азбука», касса букв, набор для составления схем слов, набор для ниткописи. Учитель показывает куклу Минутку и говорит: - Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? (пока дети проверяют наличие перечисленного, учитель делает один оборот на часах куклы Минутки)
Учитель готовит игру на доске во время перемены. К началу урока створки доски прикрыты. Для игры необходим набор: карточки с буквами А, а, О, о, И, и , ы; карточки, на которых изображены: кот, акула, рак, рыбы, кит, осень, лист, мышь.; парашют к каждой букве, изображение самолета; мел. - Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились прыгать с парашютом. После прыжка буковки долго парили в воздухе. Но им пора приземляться на землю. Приземлиться буква может только на тот участок «земли», где лежит картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук, обозначаемой этой буквой. Давайте поможем буквам приземлиться. Дети мелом соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор, например: буква о приземлится на карточку с изображением кота, потому что в слове [к о т] я слышу звук [о]. Звук [о] на письме обозначается буквой О. - Буквы вам благодарны за успешную посадку. Они хотят спеть вам песенку. Я буду показывать на букву, а вы должны долго тянуть ее звук до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву. Дети поют песенку, например: [оооо ааа ыы иииии аааааааааа ы о]. - Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка? Предполагаемый ответ: буквы О, о, А, а, ы, И, и обозначают гласные звуки.
Руку правую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. Руку левую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. Ногу правую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы. Ногу левую вперед, а потом ее назад, А потом ее вперед и немного потрясем. Мы танцуем буги-буги, поворачиваясь в круге, Хлопаем в ладоши мы.
а) Введение в тему урока - Ребята, перед уроками я получила письмо: «Дорогие друзья, я знаю, что вы хотите быстрее научиться читать. Но для этого необходимо знать все буквы алфавита. Я хочу подарить вам первую букву из своего слова-названия. Чтобы не было скучно меня ждать, отгадайте кто я: Удивительный ребенок, Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать». - Кто же этот таинственный гость? Предполагаемый ответ: утенок. - Как догадались, что это утенок? Предполагаемый ответ: утенок плавает и ныряет сразу после рождения. б) Выделение звука [у] из слова - Утенок обещал подарить нам первую букву из своего слова-названия. Давайте послушаем, какой звук обозначает эта буква. Дети выделяют звук в слове УТЕНОК: [у] - Какой это звук: гласный или согласный? Предполагаемый ответ: звук [у] гласный, т.к. он тянется и поется, воздух во рту преград не встречает. - Какое расположение принимают губы при произношении звука [у]? - Вспомните, в каких еще словах мы встречаем этот гласный звук? Дети вслух произносят слова, выделяя голосом звук [у]; определяют его местоположение в слове: начало, конец, середина. в) Упражнение в умении слышать звук [у] в словах - Сейчас мы с вами поиграем и поучимся слышать звук [у] в словах. Послушайте рассказ и запомните слова с этим звуком. После чтения каждый ряд по очереди будет называть одно слово со звуком [у]. Выиграет тот ряд, который назовет больше слов. Учитель зачитывает рассказ из книги В.Волиной «Учимся, играя» с.190. Про маленького паучка На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух. Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья — большие пауки ругали и называли лодырем. «Надо доказать всем, что я не лодырь», — решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду. «Вот обрадуются утром братья, — думал довольный паучок, — ведь это так красиво — красная паутина!» Но, увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины. Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась. А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет… (Г.Юдин) Выявляется ряд-победитель. г) Знакомство с буквами У, у В классе появляется утенок (озвучивает учитель) - Здравствуйте ребята! Я сейчас слышал, как вы играли в какую-то интересную игру. Какое правило было в вашей игре? Предполагаемый ответ: надо было послушать рассказ и запомнить слова со звуком [у]. - А я вам как раз принес букву, которой обозначается этот звук на письме. Вот она какая. Буква «у» бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной. Утенок показывает буквы У, у. Карточка с буквой у ставится в «кармашек» красного домика для букв (в этом домике обычно стоит та буква, которая изучается на уроке; сам домик имеет постоянное место на доске; при изучении согласных, рядом появляется синий домик). - Чтобы вам было легче запомнить ее изображение, выучите стишок: Буква У совсем проста. Тянет ушки из хвоста. - Внимательно посмотрите и скажите, на какие предметы похожа эта буква? Предполагаемый ответ: ветка дерева, рогатка, рожки у улитки. Если дети затрудняются с ответами, то можно показать изображения этих предметов. - Попробуйте «вышить» эту букву на своих ковриках. Дети выполняют упражнение «Ниткопись» с помощью куска бархатной бумаги и обрезков ниток. д) Работа со схемой слова - Ребята, мне очень понравилось у вас, меня дома ждут мама и папа. Я хотел бы на память получить от вас подарок. Составьте, пожалуйста, для меня схему слова «утки». Один учащийся составляет схему у доски на наборном полотне, а остальные на партах с помощью индивидуального набора. Рассуждения учащихся: в слове «утки» два слога: «ут-», «-ки». Первый слог является ударным: [утки]. Первый звук в первом слоге – звук [у]. Он является гласным звуком, т.к. его можно петь, тянуть [уууу]. Обозначаем этот звук красным квадратом. Второй звук в первом слоге – звук [т]. Он является согласным, т.к. он не тянется, не поется. На схеме звук [т] обозначаем белым квадратом. Второй слог «-ки» является слиянием согласного звука [к’] (не тянется, не поется) с гласным звуком [и] (можно петь, тянуть[ииии]). На схеме обозначим слог-слияние прямоугольником. Чтение слова с опорой на схему. - Очень красивая схема получилась. А нет ли в схеме места для буквы У? Подставьте ее под квадрат, обозначающий звук [у]. Дети подставляют букву У из кассы букв. У - Большое спасибо, ребята. Всем моим родственникам уткам понравится ваша работа. До свидания. V. Первичное закрепление по учебнику а) ) Составление рассказа по иллюстрации, с.40-41 - Назовите одним словом, кто изображен на рисунке (домашние птицы) -Почему этих птиц называют домашними? (люди занимаются их разведением, ухаживают за ними, чтобы получать мясо, яйца, перья, пух) - Посмотрите внимательно на иллюстрацию и вспомните название сказки и ее автора .(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок») - Какой момент сказки изображен? Примерный текст: Утка-мать свила гнездо. В гнездо она снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Только одно самое крупное яйцо оставалось целым. Вскоре и из него вылупился утенок. Он не был похож на своих братьев и сестер. Но мама-утка все равно его любила. Когда утята подросли, утка повела их знакомиться с другими жителями двора. Она шла впереди, а за ней друг за другом бежали утята. Все птицы поздравляли утку. б) Упражнение в выделении звука [у] -Назовите, какие домашние птицы изображены на иллюстрации (куры, гуси, утки, индюк, петух, утята) - В названии каких птиц слышится звук [у]? Где звук располагается в слове: середине, начале, конце? - Какой буквой обозначается звук [у] на письме? (буквой У) - Найдите букву У в кассе букв. Положите ее около любой птицы, в названии которой есть звук [у]. VI. Итог урока (2 мин) а) Основные выводы по теме урока - Какой звук учились слышать и выделять из слов? - Звук [у] является гласным или согласным? Почему? - Как на письме обозначают звук [у]? б) Оценка работы учащихся на уроке |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гласный звук [о], строчная и заглавная буквы О. 10 урок в период обучения грамоте | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Написание строчной буквы ф. Чтение и письмо... | ||
Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Умк «Планета... Цели урока: Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ы], учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые... | Урок по теме. Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, накопления... Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.» | ||
Тема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж» План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока обучения грамоте в первом классе по теме «Письмо прописной... Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности | ||
Тема: Дифференциация букв п-т Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.» | Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звуки ⦋в⦌,⦋в... ... | ||
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная... Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу» | ||
Конспект урока Гласный звук (а), буквы А,а. Фио: Целюрик Ирина Александровна.... Базовый учебник: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. «Азбука». 1 класс М., Просвещение, 2011 | Конспект по теме: «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации» Цели урока: Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ы], учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые... | ||
Урок обучения грамоте. Тема: «Гласный звук [о], буква о.» Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с гласным звуком [о], гласными буквами О,о; наблюдать за позиционным изменением... | План-конспект открытого урока по теме Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых... | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых... | Конспект урока английского языка в 6-м классе по теме "Спорт" Тема урока: Чтение буквы Uu в закрытом слоге, и гласной буквы Yy в конце слов в безударных слогах. Команды с глаголом must. (Соответствует... |