ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Гласный звук [о], строчная и заглавная буквы О.
Фёдорова Олеся Сергеевна
МБОУ «Школа № 54», г. Казань
Учитель начальных классов
Литературное чтение
1 класс
Гласный звук [о], строчная и заглавная буквы О. 10 урок в период обучения грамоте
Учебник «Букварь» авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В.Пронина.
Цель урока: Познакомить с буквой О, со звуком [о], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке.
Задачи:
- Формировать умение выделять звук [о] в речи, умение слышать и слушать способствовать формированию умения выделять ударный слог, учить озвучивать буквы делить слоги на звуки
- Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой О;
- Воспитывать доброе и чуткое отношение друг к другу, воспитывать интерес к учебной деятельности.
10. Ознакомление с новым материалом.
11. Фронтальная, индивидуальная.
12. Мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, образцы печатной и письменной буквы О.
13. Структура урока:
Орг.момент
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
Выдвижение версий
Актуализация имеющихся знаний
Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике
Подведение промежуточного итога.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Самооценка.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| I. Орг.момент
II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
III. Выдвижение версий
IV. Актуализация имеющихся знаний
V. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике
Подведение промежуточного итога.
VI. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
| Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.
- Умницы!
- Молодцы!
1.побуждающий диалог - постановка проблемы
(на доске буквы – человечки, изученные ранее).
- К нам в гости пришли буквы – человечки, они вам знакомы. Назовите их.
- Разделите этих человечков на группы.
- Что мы можем сказать о согласных?
(Согласные можно разделить на глухие и звонкие. Звонкие звуки состоят из голова и шума, глухие – только из шума.)
- А что вы скажите о гласной и?
(Гласные поются, тянутся, образуют слог)
- Выберите слова, в которых есть звук [и].
- А что ещё общего у этих слов, кроме того, что в этих словах встречается звук [и]?
- Какой буквой на письме обозначается звук [о]?
- Назовите тему нашего урока.
- Откройте учебник стр. 36. Рассмотрите букву о.
- Как вы думаете, почему буква И стоит в паре с буквой О, почему они держаться за ручки?
- Откройте тетради, найдите человечка с буквой о. Что нужно сделать, если мы знаем, что о – гласный?
- Сравните, правильно ли вы разукрасили. Проверьте, отметили ли вы то, что гласный может быть ударным и безударным.
- Отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(ослик)
- Верно, найдите картинку ОСЛИКА (картинка нарисована или наклеена заранее в тетради, тетрадь раздается перед уроком).
- Начертите схему слова под картинкой
- Найдите гласные звуки в этом слове, какой первый гласный звук, нарисуйте один красный кружок
- Назовите второй гласный звук, отметьте на схеме.
- сколько в этом слове слогов? Почему?
- Разделите слово на слоги.
- Чего еще не хватает в схеме?
- Давайте определим, какой гласный звук ударный?
- В каком слоге он находится? Поставьте ударение. Со словом ОВОЩИ аналогичный разбор. Работа по учебнику.
- Рассмотрите картинки в учебнике и назовите слова, в которых тоже встречается звук [о], но про которые мы не говорили?
- Где в этих слова встречается звук [о]?
- Что ещё заметили?
Физкультминутка.
1. Чтение слогов буквой о.
- Давайте прочитаем слоги с буквой о.
столбик:
хором первый столбик сверху вниз;
хором первый столбик снизу вверх;
читающий ребенок первый столбик.
2 столбик:
хором второй столбик сверху вниз;
хором второй столбик мальчики.
столбик:
хором третий столбик сверху вниз;
хором третий столбик девочки.
4 столбик:
хором четвертый столбик сверху вниз;
хором четвертый столбик снизу вверх;
читающий ребенок четвертый столбик.
5 столбик:
хором пятый столбик сверху вниз;
хором пятый столбик по-очереди, сначала учитель, потом дети;
хором пятый столбик по-очереди, сначала дети, потом учитель;
индивидуальное чтение по столбикам.
2. Чтение слов с буквой о.
1 столбик:
хором чтение первого столбика
индивидуальное чтение (2-3 чел.)
- Сколько слогов в этих словах? Почему?
столбик:
- хором чтение второго столбика
- Какое слово не понятно?
- индивидуальное чтение (2-3 чел.)
- Прочитайте слово, обозначающий съедобный предмет.
3 столбик:
- хором чтение третьего столбика
- Какое слово не понятно?
-индивидуальное чтение (2-3 чел.)
- Что нужно дровосеку?
- Прочитайте последнее слово в 3 столбике. А теперь его прочитайте справа налево. Такие слова называются слова-перевертыши. Если перечитать их с конца, то они звучат так же.
- Теперь сами найдите похожее слово.
столбик:
-хором чтение четвертого столбика
- Какое слово не понятно?
- Прочитайте слово, которое означает много предметов.
-Прочитайте слово, в котором 1 слог.
- Какие слова ещё из этого столбика не прочитали?
- Что мы можем сказать о гласном звуке [о]? Физкультминутка. Работа с текстом.
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 37.
-Что вы видите на ней?
-Про кого пойдет речь, как вы думаете? Посмотрите, наш художник нарисовал буквы, бегущие навстречу друг другу. А что было до этого?
- А кто придумал эту историю? Кто поможет прочитать имя автора?
-Как назвал своё произведение Александр Шибаев?
- Как вы понимаете название «Всегда вместе»?
- Я сейчас прочитаю этот текст, а вы внимательно прослушайте и подумайте: о чём же этот текст?
Чтение текста учителем.
- О чем текст? кто с кем поссорился? Почему?
-Почему же автор назвал текст «Всегда вместе»?
-Если исчезнут буквы и звуки, то исчезнут слоги, нельзя будет составить с
лова и предложения, написать рассказ. Буквы и звуки должны жить вместе в алфавите!
-но только ли буквы и звуки должны жить в мире и согласии? Чему учит нас этот текст?
-Конечно же, мы с вами тоже должны быть дружными, помогать друг другу, выручать и не обижать друг друга.
- Поможем друг другу вспомнить: что же мы изучали сегодня на уроке?
-Какой звук изучили? какая буква при письме обозначает звук [о]?
- К уроку я приготовила небольшой мультфильм про букву о. Давайте его посмотрим.
- Отметьте свою работу на уроке в своих еженедельниках.
-Урок закончен. Всем спасибо.
| Приветствие учителя, самоорганизация
Садятся девочки.
Садятся мальчики. 1.диалог с учителем
Дети называют буквы Р[эр], Т[тэ], П[пэ], И, Г [гэ]. Рассматриваются варианты, приходим к выводу, что их надо разделить на согласные и гласные. Дети называют слова: овощи, обои, ослик, иголка и т. п.
Рассматриваются варианты, приходим к тому, что в этих словах встречается звук [о]
2.формулирование темы
- Буква о.
- Познакомится со звуком [о], буквой о.
- Узнать все про новый звук, новую букву. Научится читать слоги и слова с буквой о.
1.диалог с учителем
(выслушиваем версии)
- Буква О гласная, она поется, тянется, может быть ударной и безударной, создает слог, также как буква И.
Работа в тетради: разукрашивание башмачков. Сравнивают с человечком – образцом. Отгадывают загадку.
Звукобуквенный анализ слова.
(дети активно участвую в анализе)
Ребенок чертит схему слова под картинкой.
Ребенок выходит к доске.
Ребенок выходит к доске. Сколько гласных, столько слогов.
Ребенок выходит к доске.
- Ударение.
Ребенок выходит к доске.
- Осы, обувь.
- В начале слова. - Он ударный.
Чтение слогов с буквой о.
Чтение слов с буквой о.
- В словах один слог.
Просмотр презентации.
СЛАЙД 2 - 3
Порт – место для стоянки, погрузки судов.
СЛАЙД 4-5
Грот – неглубокая пещера с широким входом.
Ропот – недовольство, выражаемое негромкими голосами.
Потоп – наводнение, разлив воды.
- топот, потоп. СЛАЙД 6.
Грог – горячий напиток.
СЛАЙД 7.
Порог – брусок, закрывающий проем между дверью и полом.
диалог с учителем.
Версии детей.
Прослушивание текста. 2.диалог с учителем.
Просмотр презентации по букве о.
| |