Отдел образования ильичевского городского совета





Скачать 371.84 Kb.
НазваниеОтдел образования ильичевского городского совета
страница1/4
Дата публикации11.09.2014
Размер371.84 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИЛЬИЧЕВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

ИЛЬИЧЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С ПРОФИЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ I-IIIСТУПЕНЕЙ №7

Ярмарка педагогических идей


РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ




Головчанская Алёна Юрьевна,
учитель английского языка,
специалист с высшим образованием.
Педагогический стаж–2,5 года.


г. Ильичевск

январь, 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Постановка произношения на начальном этапе обучения иностранному языку………………………………………………………....4

1.1. Роль фонетики в обучении иностранному языку и особенности её преподавания детям………………………………………………………....4

1.2 Роль фонетической зарядки на уроке английского языка и различные подходы к её проведению...........................................................6

1.3 Различные подходы и методы обучения произносительным навыкам учащихся……………………………………………………………......…....8

Глава 2. Практические рекомендации учителям английского языка по развитию фонетических навыков учащихся……………………………….10

2.1 Упражнения для развития артикуляционной базы ученика.…...10

2.2 Фонетическая зарядка и фонетические сказки.………………….13

2.3 Упражнения для развития фонематического слуха, идентификацию и дифференциацию звуков.…………………………………………………..18

2.4 Упражнения на имитацию…………………………………………24

Заключение……………………………………………………………...27

Список использованной литературы………………………………….28

Введение

В современном мире трудно переоценить роль английского языка. Это язык международного общения и он востребован во всех сферах деятельности. Школьники начинают своё знакомство с английским языком уже с первого класса. Работая со школьниками, я столкнулась с проблемой постановки правильного произношения учащихся. Зачастую школьники имеют прочные знания грамматики, активно используют знания лексики при погружении в процесс коммуникации, но при этом их произношение не имеет ничего общего с произношением носителей языка. А ведь произношение это “визитная карточка” человека. К сожалению, в рамках школьной программы, фонетике не уделяется должного внимания, а ей стоит заниматься именно на начальных этапах обучения, так как в подростковом возрасте уже практически невозможно исправить неправильное произношение. Если не уделять произношению должного внимания на начальных стадиях обучения, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, не сможет правильно интонировать свою речь. Переучиваться впоследствии будет очень сложно, а звучание речи будет неанглийским.

В работе рассматривается обучение фонетических навыков на начальном этапе изучения. Основной задачей на данном этапе является формирование основополагающих навыков иноязычного общения.
Так, целью данной работы является изучение методики обучения произношению на начальном этапе изучения английского языка. 

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью повышать качество знаний английского языка, так как современное общество диктует свои правила. Теперь важно не только, что говорит человек, но и как он это делает. Способность построить грамотную речь с правильной интонацией, ритмом и произношением звуков становится актуальным в обучении иностранному языку. Именно на начальном этапе обучения дети быстро усваивают новый материал, им свойственна имитация, что помогает, на подсознательном уровне, откладывать вновь полученные знания.

Практическая ценность работы в разработанных упражнениях для развития фонетических навыков учащихся, которые я использую на своих уроках в 1-4 классах. Практическим заданиям посвящена вторая глава данной работы.

Глава 1. Постановка произношения на начальном этапе обучения иностранному языку.

1.1 Роль фонетики в обучении иностранному языку и особенности её преподавания детям.

Фонетика – наука о звуковом строе языка. Какова же роль этой дисциплины в обучении иностранному языку? Азы фонетики необходимы для обучения чтению, письму и орфографии иностранного языка.

При обучении иностранному языку огромную роль играет обучение фонетике, ведь от качества и чистоты произношения во многом зависят коммуникативные возможности человека. Произносительный навык включает в себя два основных навыка:

  • фонематический слух, позволяющий четко и правильно слышать звуки в речи и во время обучения, что является весьма важным фактором при работе с иностранным языком;

  • Благодаря владению этими навыками и формируется правильное произношение, или фонетика, которая, как уже было сказано, является одним из главных разделов изучения языка. Обучение фонетике в основном проводится на практике, так как обучать фонетике теоретически не эффективно.[4;336]

Обучение фонетике может стать крайней скучным занятием, если начать изучать её со школьниками младшего, именно поэтому обучение должно проводиться в игровой форме. Детям не нужна теория. Обучение произношению проводится, как правило, за счёт имитации, поскольку у детей чувство имитации очень развито, поэтому, необходимо использовать эту способность. Маленькие дети, безусловно, способны к запоминанию большого числа тематически связанных слов или ситуативно-эмоциональных выражений . Отобранные для них лексические единицы должны содержать звуки первой подгруппы и быть легкими для произношения, недлинными, но это только на первоначальной ступени обучения.

Английская фонетика для детей должна включать только фонетические моменты, а так же, отдельные организационные проблемы, и соответствовать особенностям возраста. А главное – обучение должно напоминать игру и представление.

Как считает В.С. Мухина, первые годы жизни ребенка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности - ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы [9,260]. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. 

При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интригующим, заговорческо-доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи, вселяющим успех. Главное, чтобы ученик, вступая в общение на английском языке не испытывал страх за ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. Как считает М.Н Вятютнев, методист, психолог, написавший множество книг по преподаванию языка в средней школе: “ошибки - это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией; их наличие не свидетельствует о неуспехе, наоборот, они показывают, что учебный процесс проходит нормально и учащиеся принимают в нем активное участие. [20;103]

На первом году обучения (с шести лет) английскому языку предусматривается овладение артикуляционной базой и интонационным оформлением речи. Как известно произносительные навыки включают слуховые, артикуляционные и интонационные.[10;96]

В основе работы над любыми средствами общения в I классе, включая и произносительные, лежат принципы коммуникативной ориентации и осознанного овладения языком. При обучении детей шестилетнего возраста произношению учителю важно учитывать три фактора:
1. Поскольку язык усваивается как средство общения, работа над произношением подчинена процессу овладения детьми речевыми навыками и умениями. Другими словами, формирование слуховых и артикуляционных навыков осуществляется на тех словах и образцах общения, которые дети учатся употреблять в речи в данный момент. Так, если на уроке детям предстоит усваивать глаголы движения jump, swim, walk, то необходима тренировка в произнесении звуков [w], [d], [u] и др.
Последовательность работы над фонетическими средствами общения определяется теми речевыми единицами, которые дети используют для общения и взаимодействия от урока к уроку.
2. Осознанное овладение произношением строится исходя из особенностей звукового состава английского языка с учетом родного (в данном случае русского или украинского) языка[10;97] 

Смыслоразличительной роли звуков также должно уделяется особое внимание. Для того чтобы обучить детей хорошему произношению на английском языке, необ­ходимо стремиться к тому, чтобы с первых уроков и на протяжении всего начального курса произношение всегда было в центре внимания учителя: нужно обеспечить детям хорошую тренировку в восприятии и произнесении звуков. [14;38]


1.2 Роль фонетической зарядки на уроке английского языка и различные подходы к её проведению

Для повышения эффективности обучения иностранному языку, необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе. Одним из наиболее эффективных средств воздействия на эмоции и чувства школьников является фонетическая зарядка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания».Фонетическая зарядка является основным способом формирования, поддержания и совершенствования произносительных навыков и представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков. Благодаря фонетической зарядке отрабатываются фонетические навыки, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.[16;201]

Я стараюсь проводить фонетическую зарядку на каждом занятии, но есть редкие случаи, когда она является лишней на уроке(например, на контрольной работе или уроке, посвященному страноведению)

На уроках иностранному языку можно использовать фонетическую зарядку по возможности на всех этапах учебного процесса:

- на начальном этапе урока;

- при формировании грамматических навыков;

- при формировании лексических навыков

Цель проведения фонетической зарядки на уроках иностранного языка – помочь учащимся в овладении и развитии основных навыков произношения и интонации иностранного языка и понимании иностранной речи на слух. Поэтому вместе с отработкой трудных отдельных звуков иностранного языка фонетическая зарядка предусматривает систематическую отработку интонационных моделей, воспроизведение коммуникативных ситуаций и синхронного понимания разговорной речи и знакомство с различными стилями произношения. Известно, что фонетические навыки являются наиболее неустойчивыми. Поэтому необходимо их постоянно поддерживать, развивать, совершенствовать и, при необходимости, реанимировать с помощью различных фонетических упражнений. Таким образом, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех без исключения видов речевой деятельности. Этим и объясняется то значение, которое придается в школе работе над произношением, и в частности фонетической зарядке, с помощью которой эта работа проводится.[16;203]

Материал, на основе которого будет проводится фонетическая разминка, зависит от преподавателя и возраста учащихся. Во второй главе моей работы приведены различные варианты проведения таких упражнений.

Фонетическая зарядка должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей. Фонетическая зарядка играет важную роль при формировании дикции, четкого и ясного произнесения не только звука, слова, но и фразы в целом.

Фонетическая зарядка способствует совершенствованию речевого дыхания, так как создает условия чёткости соблюдения пауз, благодаря этому появляется выразительность речи.

Фонетическая зарядка может оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в начальных классах. Преимущество состоит в том, что она помогает без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, а также грамматических навыков и других видов речевой деятельности.[ 9;97]

Фонетическая зарядка играет огромную роль как средство развития детской речи и ее компонентов, укрепляет не только произвольную выразительность речи, но и способствует выработке правильного произнесения отдельных звуков, слов, а также и фразы в целом, что способствует улучшению качества произношения.

1.3 Различные подходы и методы обучения произносительным навыкам учащихся

В данном разделе я бы хотела рассмотреть три основных подхода к обучению произносительным навыкам. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Артикуляторный подход. Основные теоретические положения данного подхода были разработаны советскими учеными-лингвистами: И.А.Грузинской и К.М.Колосовым. В чём же он заключается?

1.Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков. А для этого необходим вводный фонетический курс.

2.Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.

4. Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Отсюда были определены и основные этапы работы со звуком.

1.Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звука.

2.Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение.

3.Артикулирование, или собственно произнесение звука.

4.Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

5.Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов).[9;57]

Данный подход очень актуален, но имеет существенные недостатки. Звуки изучаются в отрыве от слуховых аудитивных навыков, а основной нашей целью является всё же формирование коммуникативной компетенции.

Акустический подход.

В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. Чистоте фонетического навыка в данном случае не придается большое значение.[9;66]

В условиях краткосрочных курсов обучения иностранному языку этот подход полностью оправдывает себя. Но данный метод хоть и эффективен, но для обучения школьников младшего возраста не подходит в чистом виде. Слишком велик процент ошибок, иногда он неоправданно велик.

Дифференцированный подход.

Он предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической речи учителя и дикторов, аудиозаписей. Не исключается и возможность объяснение способов артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это необязательно происходит с помощью специальных терминов. Предпочтение в данном случае отдается более доступным и понятным объяснениям.[9;82]

При встрече с новым или сложным явлением ориентировка и правильное решение во многом зависят от количества анализаторов, которые исполь­зуются человеком. Попытки исключить те или иные анализаторы при восприятии осложняют перцептивные процессы и разрыва­ют естественные связи, которые складываются между различ­ными анализаторами и воспринимаемым объектом. Знакомое сло­во представляется нам как комплекс слуховых, зрительных и речедвигательных ощущений, которые контролируют друг друга при говорении. Поэтому недооценка систематического предъявле­ния во взаимосвязи акустических, артикуляционных и графи­ческих символов осложняет процесс становления произноситель­ных навыков. Графические символы выступают в этом случае либо в знаках транскрипции (полное усвоение которой требует, однако, значительного учебного времени), либо в символиче­ском отображении артикуляционных позиций, либо в буквенном изображении слова. Именно их Л. В. Щерба считал зрительной поддержкой слуховых образов, которая совершенно необходи­ма для правильного произношения.

В данном подходе предполагается использовать не только акустические, но и графические образы. Формированию графемно – фонемных соответствий в рамках этого подхода уделяется большое внимание, так же как и использованию транскрипции.

Я считаю,что данный метод наиболее эффективнен и применяю его на своих уроках.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отдел образования ильичевского городского совета iconСлавянский – на – кубани государственный педагогический институт
Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном...
Отдел образования ильичевского городского совета iconРаспоряжение
О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Республике Бурятия", Уставом городского округа "город Улан-Удэ",...
Отдел образования ильичевского городского совета icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном...
Отдел образования ильичевского городского совета iconПрограмма воспитательной работы «Школа успеха»
Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном...
Отдел образования ильичевского городского совета iconПрограмма воспитательной работы класса: "Путь к успеху"
Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном...
Отдел образования ильичевского городского совета iconМетодическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла...
Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном...
Отдел образования ильичевского городского совета iconПриказ №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета...
Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном...
Отдел образования ильичевского городского совета icon2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата...
Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном...
Отдел образования ильичевского городского совета iconРеферат Объект исследований: Служба по делам детей Северодонецкого городского совета
Предмет исследования: локальная сеть Службы по делам детей Северодонецкого городского совета
Отдел образования ильичевского городского совета iconПроект повестки заседания Совета депутатов городского поселения Свердловский...
Совета по профилактике коррупции на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на 1-е полугодие...
Отдел образования ильичевского городского совета iconПедагогического совета: «Стратегия развития школьного образования...
...
Отдел образования ильичевского городского совета iconРабочая учебная программа история 11 класс
Отдел образования администрации Невельского городского округа Сахалинской области
Отдел образования ильичевского городского совета iconОтчет председателя Рыбницкого городского и районного Совета народных...
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным...
Отдел образования ильичевского городского совета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учредителями городского конкурса «Самый классный классный 2010» (далее Конкурс) являются отдел образования городского округа города...
Отдел образования ильичевского городского совета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отдел образования администрации Невельского городского округа Сахалинской области
Отдел образования ильичевского городского совета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное учреждение «отдел образования администрации городского округа город стерлитамак»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск