МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
____________________А.В. Гущина «___»______________20___г.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
«Научно-педагогическая практика»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа
«Психология организационно-управленческой деятельности»
(квалификация (степень) «магистр»)
(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием профиля (названия магистерской программы)
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета
кафедры психологии Психолого-педагогического института
Психолого-педагогического института (протокол № от 20 г.)
(протокол № 4 от 20 декабря 2012 г.)
Зав. кафедрой Директор института
_______________И.А. Синкевич ________________Т.В. Кузьмичева
Автор(ы) программы
Двоеглазова М.Ю., канд.психол.наук, доцент кафедры психологии МГГУ
Рецензент(ы)
Синкевич И.А. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного университета
Гошева Е.Н – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и общих гуманитарных дисциплин филиала НОУ ВПО «СФГА» в г.Мурманске
Программа производственной практики
студентов, обучающихся по направлению подготовки
050400.68 Психолого-педагогическое образование,
магистерская программа
«Психология организационно-управленческой деятельности». Сроки проведения практики:
практика проводится в 10 семестре;
продолжительность практики составляет 8 недель.
1. Цели производственной практики
Производственная практика занимает важное место в системе подготовки специалиста-психолога, одной из значимых задач которой является формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности».
Производственная практика в соответствии с Государственным образовательным стандартом является обязательным элементом обучения. Научно-педагогическая практика является важной составной частью производственной практики.
Целью производственной практики является освоение магистрантами основных структурных элементов научной, преподавательской, воспитательной, культурно-просветительской, диагностической и социально-педагогической деятельности как важнейших компонентов области организационно-управленческой работы.
К моменту начала производственной практики студенты освоили дисциплины, формирующие теоретические, исследовательские и практические компетенции.
Задачи производственной практики
Научно-педагогическая практика состоит из 2 модулей. Длительность 1 модуля научно педагогической практики (педагогическая часть) составляет 4 недели, длительность 2 модуля научно-педагогической практики (научная часть) также составляет 4 недели.
Задачи производственной практики, решаемые практикантом в ходе 1 модуля:
Углубление, систематизация и применение в практической деятельности теоретических знаний, полученных в процессе обучения.
Овладение профессиональными умениями, необходимыми для продуктивной в области организационно-управленческой деятельности:
умение объективно анализировать реальные условия и состояние образовательной среды;
умение определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи занятия, внеаудиторных мероприятий по предмету;
умение организовывать при помощи активных методов учебно-познавательную активность обучаемых;
умение отбирать и применять адекватно содержанию учебного материала различные приемы и формы организации обучающих и воспитательных мероприятий;
умение объективно оценивать результаты психолого-педагогической деятельности.
3. Развитие творческого, исследовательского подхода к реализации задач педагогической деятельности, формирование умения изучать и обобщать передовой педагогический опыт, внедрять его в практику собственной профессиональной деятельности.
Задачи производственной практики, решаемые практикантом в процессе осуществления 2 модуля:
Сформировать у студентов умение самостоятельно планировать и организовывать психодиагностическое исследование, подбирать необходимые методики в соответствии с поставленными задачами.
Сформировать у студентов умение методически грамотно и с соблюдением этических требований проводить психодиагностическое исследование.
Сформировать у студентов умение самостоятельно осуществлять количественную и качественную обработку данных, обобщать их, интерпретировать, а также представлять в виде таблиц, диаграмм, схем, заключений.
Сформировать у студентов умение самостоятельно делать выводы и рекомендации для практиков по итогам проведенной ими психодиагностической работы.
Развитие умения осуществлять психопрофилактическую работу и психологическое просвещение.
Предполагаемые результаты прохождения 1 модуля практики (для студента-практиканта):
умение конструировать, организовывать и проводить занятия и внеурочные работы, внеклассные мероприятия воспитательной и просветительской направленности;
умение объективно анализировать реальные условия и состояние образовательной среды;
умение организовывать при помощи активных методов учебно-познавательную активность обучаемых;
умение отбирать и применять адекватно содержанию учебного материала различные приемы и формы организации обучающих и воспитательных мероприятий;
умение объективно оценивать результаты психолого-педагогической деятельности;
развитие творческого подхода к реализации задач педагогической деятельности;;
формирование умения изучать и обобщать передовой педагогический опыт, внедрять его в практику собственной деятельности.
Предполагаемые результаты прохождения 2 модуля практики (для студента-практиканта):
освоение профессиональной позиции исследователя;
умение самостоятельно планировать и организовывать психодиагностическое исследование, подбирать необходимые методики в соответствии с поставленными задачами;
умение методически грамотно и с соблюдением этических требований проводить психодиагностическое исследование;
умение самостоятельно осуществлять количественную и качественную обработку данных, обобщать их, интерпретировать, а также представлять в виде таблиц, диаграмм, схем, заключений;
умение самостоятельно делать выводы и рекомендации для практиков по итогам проведенной ими психодиагностической работы;
умение осуществлять психопрофилактическую работу и психологическое просвещение.
3. Место производственной практики в структуре ООП ВПО
Теоретическую основу «Научно-преподавательской практики» составляют такие предварительно изучаемые студентами дисциплины как: «Инновационные процессы в образовании», «Проектирование и экспертиза образовательных систем», «Психология управления», «Научное исследование в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Методология и методы организации научного исследования», «Организация деятельности психолого-педагогического направления», «Организационно-управленческая диагностика», «Организационная психология» и др.
Прохождение научно-педагогической практики позволяет магистрантам сформировать умение грамотно строить и осуществлять теоретико-эмпирическое исследование в образовательном учреждении.
Для качественного выполнения цели и задач педагогической практики у обучающихся перед прохождением практики должны быть сформированы:
представления о специфике научно-педагогического исследования в образовательном учреждении;
знания об этапах, методах и способах познания научных фактов в образовательном учреждении;
знания о специфике организационно-управленческой диагностики в образовательном учреждении;
представления о методах математико-статистического и качественного анализа данных, полученных в исследовании;
знание о методах и способах практического внедрения полученных результатов в практику образовательного учреждения;
знание о методах активного обучения, применяющихся для стимуляции учебно-познавательной активности обучающихся;
представление о критериях объективного анализа условий и состояния образовательной среды; критериях объективной оценки результатов психолого-педагогической деятельности.
4. Место проведения производственной практики
Прохождение магистрантами научно-педагогической практики осуществляется на базе структурных подразделений МГГУ, непосредственно осуществляющих обучение студентов по различным направлениям подготовки. Магистранты выполняют психологическое сопровождение подготовки студентов и проводят исследование студентов и педагогического коллектива, а также консультирование и просвещение участников образовательного процесса. 5. Содержание и характер деятельности студентов
Перед проведением практики на базе МГГУ осуществляется проведение установочной конференции, в ходе которой обучающихся знакомят с целью и задачами практики, спецификой заданий, которые магистрантам необходимо выполнить в ее процессе, отчетной документацией по результатам прохождения практики, сроками ее сдачи.
В процессе 1 модуля практики магистрант должен выполнить следующие виды заданий:
в течение первой недели магистрант должен спланировать проведение 2 обучающих и 1 воспитательного мероприятия; продумать форму, методы и приемы их осуществления на практике; составленные конспекты мероприятий согласовать с руководителем по практике;
в период с 2 по 3 неделю магистрант осуществляет на практике обучающие и воспитательные мероприятия, выполняет рефлексивный самоанализ результатов собственной педагогической деятельности в дневнике практики;
в течение 4 недели магистрант анализирует условия и состояние образовательной среды вуза, определяет факторы эффективного функционирования организации;
В процессе 2 модуля практики магистрант должен выполнить следующие виды заданий:
в течение 5 недели магистрант должен спланировать проведение научно-практического исследования выбрав из нескольких направлений психодиагностической работы 2 по собственному усмотрению:
- диагностика личностных особенностей персонала;
- диагностика интеллекта сотрудников организации;
- диагностика социально-психологических особенностей малой группы;
- диагностика конфликта в малых группах;
- диагностика развития малых групп;
- диагностика условий, определяющих психологическую безопасность образовательной среды учреждения и пр.
выбрать стратегию его осуществления; подобрать методы исследования и диагностический инструментарий; составленную программу исследования согласовать с руководителем по практике;
в период с 6 по 7 неделю магистрант осуществляет на практике программу исследования, фиксирует данные, полученные в ее ходе, оформляет их в протоколах исследования; осуществляет математико-статистическую обработку полученных в ходе исследования данных и их интерпретацию; формулировку выводов и развернутых рекомендаций по результатам исследования;
в ходе 8 недели магистрант осуществляет программу профилактической и просветительской работы с педагогическим коллективом;
в конце 8 недели магистрант осуществляет подготовку научно-практического отчета по результатам диагностической, профилактической, просветительской работы.
Отчетная документация по практике включает:
дневник по практике;
заполненную учетную карту;
анализ условий и состояния образовательной среды образовательного учреждения;
конспекты 2 обучающих и 1 воспитательного мероприятия;
рефлексивный самоанализ проведенных практикантом обучающих и воспитательных мероприятий;
предложения по улучшению условий и состояния образовательной среды вуза;
результаты научно-практического исследования, зафиксированные в протоколах;
математическую обработку и качественную интерпретацию полученных в исследовании данных;
выводы и рекомендации по результатам эмпирического исследования;
материалы проведенной просветительской, профилактической работы;
отчет по практике.
Общая трудоемкость практики составляет __12__ зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов). 6. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике
В процессе выполнения цели и задач, заданий «Научно-педагогической» практики магистранты могут использовать:
информационные ресурсы Интернет для осуществления диагностической, развивающей, просветительской, коррекционной и консультативной деятельности (учебную и учебно-методическую информацию, представленную в научных электронных журналах и на сайтах библиотек);
ресурсы программы Exсel, SPSS, Statistica, Stadiya для обработки данных, полученных в ходе диагностического обследования;
программу Microsoft Office PowerPoint для создания презентации, отражающей результаты исследования;
развивающие и коррекционные программы, диагностический инструментарий, разработанный психологическим центрами «Иматон» (Санкт-Петербург), «Когито-центр» (Москва).
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике Учебно-методические рекомендации по выполнению заданий
«Научно-педагогической практики»
Отчетная документация по практике оформляется в печатном виде на листах формата А4 и сдается на проверку по истечении 5 рабочих дней с момента окончания практики. Отчетная документация проверяется групповым руководителем по практике, выставляющим итоговую оценку за практику.
Отчетная документация должна включать:
титульный лист с указанием названия института и факультета, фамилии, инициалов магистранта, семестра обучения, названия практики, времени ее прохождения, ф.и.о. группового руководителя практики;
на 2 листе указывается название учреждения, на базе которого осуществляется прохождение педагогической практики, ФИО руководителя ОУ или подразделения ОУ, психолога ОУ;
ежедневный календарный план работы студента на практике с 1 по 8 неделю
Дата
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Анализ процесса
и результатов деятельности
| Рекомендации по совершенствованию процесса и результатов деятельности
|
анализ условий и состояния образовательной среды образовательного учреждения;
предложения по улучшению условий и состояния образовательной среды образовательного учреждения
конспекты 2 обучающих и 1 воспитательного мероприятия;
самоанализ проведенных мероприятий;
результаты исследования, зафиксированные в протоколах;
результаты исследования математически обработанные и качественно проинтерпретированные;
выводы, сформулированные по результатам научного исследования;
рекомендации;
отчет о результатах прохождения «Научно-педагогической практики» пишется в свободной форме с указанием значения практики в профессиональной подготовке магистранта, степени решения цели и задач практики, достижений и трудностей, возникших у студента в процессе прохождения практики; анализ результатов учебной, социально-воспитательной, просветительской, диагностической деятельности; общее впечатление о практике в целом; рефлексия приобретенных и усовершенствованных профессиональных знаний и умений (осуществление связи теории с практикой, характеристика собственной психологической готовности к педагогической деятельности, анализ уровня культурного развития и предметной подготовки), направления профессионального и личностного саморазвития и самосовершенствования, предложения по совершенствованию содержания и организации производственной практики;
учетная карта включает перечень видов учебной, воспитательной и исследовательской работы, выполненной практикантом за время прохождения практики, характеристику педагогической деятельности практиканта, составленную преподавателем.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики:
В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400.68 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»), магистр, обучающийся по курсу «Научно-педагогическая практика» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
способностью разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6);
способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельность (ОК-7);
способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);
способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
способностью выделять существенные связи и отношения проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);
готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);
способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ-6);
способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9);
способностью проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для учреждений различных типов и видов (ПКОД-7);
способностью совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8);
способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9) и др.
9. Формы отчетности и итоговая аттестация
Отчетная документация по практике оформляется в печатном виде на листах формата А4 и сдается на проверку по истечении 5 рабочих дней с момента окончания практики.
Отчетная документация проверяется групповым руководителем по практике, выставляющим итоговую оценку за практику.
Отчетная документация должна включать:
Дневник по практике с ежедневным календарным планом работы студента на практике с 1 по 8 неделю практики
анализ условий и состояния образовательной среды образовательного учреждения;
предложения по улучшению условий и состояния образовательной среды образовательного учреждения
конспекты 2 обучающих и 1 воспитательного мероприятия;
самоанализ проведенных мероприятий;
результаты исследования, зафиксированные в протоколах;
результаты исследования математически обработанные и качественно проинтерпретированные;
выводы, сформулированные по результатам научного исследования;
рекомендации;
отчет о результатах прохождения «Научно-педагогической практики»;
учетная карта.
В ходе итоговой конференции каждый студент представляет свой отчет по результатам проведанной в процессе практики работы. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики
Основная литература:
Акимова А.К. Психологическая диагностика.- М., 2005.
Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - М., 2005
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвящение, 1989.
Ануфриев А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось - 89, 2005.
Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий.-М., 1995
Барышева Т.Д. Подготовка психолога к работе в системе среднего профессионального образования (СПО): рефлексивная модель обучения: [монография] - Мурманск : МГГУ, 2011.
Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. - М., 2003.
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.-Спб., 2003
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.- М: Пер СЭ, 2001.
Бузин В.Н. Краткий отборочный тест.- М.: СМЫСЛ, 1992.
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.
Вучкович-Стадник А.А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения. – М., 2008
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2002.
Елизаветина Т.М. Компьютерная презентация: от риторики до слайд-шоу. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и развития экспериментальной психологии в России. - М.: Наука, 1990.
Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб., 2001.
Квале С. Исследовательское интервью. – М., 2003.
Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом в организации. Отбор и оценка при найме, аттестации. – М., 2004.
Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта, Наука, 2008.
Котова С.А. Как сохранить здоровье, работая в школе. - М.: НИИ школьных технологий, 2010.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001.
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: Ось-89, 1999.
Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и формления. – М.: Дашков и К, 2007.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.
Куликов В.П. Дипломное проектирование. Правила написания и оформления. – М.: Форум, 2008.
Куликов Л. В. Психологическое исследование. - СПб.: Речь, 2001.
Культура устной и письменной речи. Справочник. / ред сост. Н.С. Водина, А.Ю. Иванова и др. – М.: Флинта, Наука, 2006.
Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. – СПб., 2003.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб., 1997.
Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.-М., 1996.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М., 1984.
Магура М.Н., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации. – М., 2002.
Мананикова Е.Н. Психология управления. - М. : Дашков и К, 2010.
Методология и методы психолого-педагогического исследования: основная образоват. программа подгот. специалиста по спец. 031000 "Педагогика и психология"- Мурманск : МГПУ, 2005.
Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учеб. пособие для вузов. - М., 1998.
Мотовилин О.Г., Мотовилина И.А. Оценка персонала в современных организациях. – М., 2009.
Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии.- СПб., 2001.
Никандров В.В. Неэмпирические методы в психологии.- СПб., 2003.
Никандров В.В. Психомоторика человека.- СПб., 2004.
Никандров В.В. Экспериментальная психология.- СПб.: Речь, 2007.
Носс И.Н. Руководство по психодиагностике.- М., 2005.
Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000.
Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. /Под ред. М.М.Михалевской, Т.В.Корниловой. - М.: МГУ, 1985.
Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. : АПКиППРО, 2011.
Основы психологии. Практикум / Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/ Дону: Феникс, 1999.
Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / под ред. В.А. Бодрова. – М., 2003.
Практикум по общей психологии. / Под ред. А.И.Щербакова. - М., 1990.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003.
Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Ред. В.В.Столин, А.Г.Шмелев. - М., 1984.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб. : Речь, 2003.
Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец.] / Пряжников Н. С. - М. : Академия, 2008. - 366, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). - ISBN 978-5-7695-3572-7[Гриф] : 509-41.
Рабочая книга практического психолога: Технологии эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих в организации). – М.: Изд-во «Красная площадь», 1996.
Реан А.А. Социальная педагогическая психология / Реан А. А., Коломинский Я. Л. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
Реддин В. Дж. Тесты для менеджера. – Ростов н/Дону: Фениекс, 1997.
Сивуха С.В. Практикум по социальной психологии. – Мн.: ЕГУ, 2002.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: теория и практика психодиагностики.- М., 1997.
Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология.- М., 1990.
Сороков Д.Г. Работа с научной информацией. Написание и защита квалификационных работ по психологии. – М.: ФОРУМ, 2010.
Стадник А. Путеводитель по кадровому менеджменту. Оценка персонала. – М., 2005.
Тарасова С.М. Психолого-педагогический практикум по наблюдению и наблюдательности - Мурманск : МГГУ, 2012. - 69 с..
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.- СПб.: СПбУПМ, 1997.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и группы. – М., 2002.
Человек в организационно-управленческих системах: гуманитарные технологии и гуманитаризация управления : науч.-метод. материалы для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [П. А. Бавина и др.] ; под общ. ред. А. Я. Линькова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Книжный Дом, 2008. - 388 с. : табл. - Инновационная образовательная программа. - Авт. указаны на обороте тит. л. - Библиогр.: с. 375-387 (162 назв.). - ISBN 978-5-94777-147-3 [Гриф] :
Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб., 2004.
Шадриков В.Д. Профессиональные способности : монография - М. : Университетская книга, 2010.
Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы- М. : Логос, 2012.
Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Изд-во «БАХРАХ-М», 2001.
Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М., 2001.
Шпалинский В.В. Психология менеджмента. – М.: Изд-во УРАО, 2000.
Эденборо Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. – СПб., 2003.
Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов /Т.Г.Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В.Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
Эткинд А.М. Цветовой Тест Отношений. Методические рекомендации // Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева.-Л., 1983
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.
|