«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины





Название«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины
страница1/22
Дата публикации17.08.2013
Размер1.64 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.4, ОПД.Ф.05, ДС.2, ОПД.Р.3, ОПД.Ф.1.4, ОПД.Ф.1.5, ОПД.Ф.7, ОПД.Ф.4, ОПД.Ф.5, ОПД.Р.1, ОПД.Р.2, ОПД.Ф.5, СД.12


ПСИХОЛОГИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

050303 «Русский язык и литература»

050716 «Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия»

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

«040101 – Социальная работа»

«050711-Социальная педагогика»

«050720 – Физическая культура»

«050104 – Безопасность жизнедеятельности»

«050703-Дошкольная педагогика и психология»

«040201-Социология»

«050203.00-Физика с дополнительной специальностью информатика»

«050202-Информатика»

«050602-Изобразительное искусство со специализацией «ЖиЖК»

«050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкальные компьютерные технологии»

«050403-Культурология с доп. специальностями «МО» и «СКД»

«050403-Культурология с доп. специальностью «Иностранный язык»

«050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

«050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика»

«050501-Профессиональное обучение (дизайн)»

«050502-Технология и предпринимательство»

«050201-Математика с дополнительной специальностью «Информатика»

«050715-Логопедия»

«050714-Олигофренопедагогика»

«050301-Иностранный язык»

«050102-Биология»

«050103-География»


  1. Утверждено на заседании

  2. кафедры психологии

  3. Психолого-педагогического

  4. института

  5. (протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)



  6. Зав. кафедрой

  7. ____________ (Синкевич И.А.)



  8. 2012



    1. Автор программы: И.А.Синкевич, М.А.Тишкевич, Н.В.Юшина




    1. Пояснительная записка

Психология является структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования. Любые знания создает, сохраняет, воспроизводит, при­нимает только реальный живой человек, его конкретная психика. Поэтому чем больше мы будем знать о человеческой психике, чем грамотнее и гуманнее учитывать в образовательном процес­се ее феноменологию, закономерности и механизмы, тем эффективнее и человечнее будет це­ленаправленный учебно-воспитательный процесс в школе и вузе.

Программа курса «Социальная психология» составлена с учетом традиционных вопросов и актуальных проблем со­циальной психологии и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах.

Эффективность деятельности учителя во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать ре­альные социально-психологические условия в классе, школе и обществе в целом, от умения управлять динамикой групповых процессов, от ориентировки в социально-психологических осо­бенностях общения внутри учебного коллектива, от точности и объективности диагностики соци­ально-психологического профиля ученика.

Основные задачи курса:

  • дать студенту общие представления о проблемах социальной психологии, методах их изучения;

  • познакомить студентов с фундаментальными понятиями социальной психологии, основными теорети­ческими направлениями и подходами;

  • сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор студента;

  • познакомить будущих учителей с основными проблемами взаимодействия личности и со­циума; с особенностями, факторами и динамикой групповых процессов;

  • способствовать пробуждению, сохранению или развитию интереса к социальной психологии, желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного разви­тия и личностного роста и др.

В основе изложения программы курса лежит материалистический подход к анализу социальных явлений, когда под причиной психических явлений понимается влияние социокультурного и социально-экономических факторов.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и гипотезы.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Детально разработанные семинарские и практические занятия позволяет оптимально организовать самостоятельную работу студентов.

В результате изучения дисциплины «Социальная психология» студенты должны знать:

  • индивидуальные особенности человека, эмоционально-воле­вую регуляцию его поведения, мотивационную сферу;

  • основные категории и понятия социальной психологии;

  • основные направления, подходы, теории в социальной психологии и современные тенденции разви­тия социально-психологических концепций;

  • закономерности общения и взаимодействия людей, характеристики больших и малых групп, особенности личности и ее деятельности в результате включения в социальные группы;

  • социально-психологическую сущность, специфику и основные компоненты педагогической деятель­ности.

Студенты должны быть готовы решать практические педагогические задачи, непременно используя психологические знания, полученные в ходе изучения психологии.

Для этого они должны уметь:

  • применять методы социальной психологии и интерпретировать полученные результаты в исследователь­ских целях;

  • осуществлять процесс личностного развития детей в образовательных учреждениях в социокультурном контексте;

  • учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особен­ности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

  • осуществлять по­мощь родителям в деле семейного воспитания;

  • анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

При разработке программы по социальной психологии авторы опирались на примерную программу по психологии, рекомендуемую Министерством образования Российской Федерации, составленную докт.псих.наук, проф. МПГУ Б.А.Сосновским, канд.псих.наук, доц. МПГУ Ф.Г.Асадуллиной, канд.псих.наук, доц. МПГУ О.В.Калиновой, канд.псих.наук, доц. МПГУ О.Н.Молчановой.

Программа по социальной психологии составлена в соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специальностям «050303-Русский язык и литература», «050716-Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия», «050717-Специальная дошкольная педагогика и психология», «040101 – Социальная работа», «050720 – Физическая культура», «050104 – Безопасность жизнедеятельности», «050703-Дошкольная педагогика и психология», «040201-Социология», «050203.00-Физика с дополнительной специальностью информатика», «050202-Информатика», «050602-Изобразительное искусство со специализацией «ЖиЖК», «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкальные компьютерные технологии», «050403-Культурология с доп. специальностями «МО» и «СКД», «050403-Культурология с доп. специальностью «Иностранный язык», «050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык», «050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика», «050501-Профессиональное обучение (дизайн)», «050502-Технология и предпринимательство»; «050201- Математика с дополнительной специальностью», «050715-Логопедия», «050714-Олигофренопедагогика», «050102-Биология», «050103-География», «050711-Социальная педагогика»..

Основное содержание программы по курсу «Социальная психология» отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта к современным программам педагогических вузов по всем специальностям.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

для специальностей «050303 - Русский язык и литература», «050104 – Безопасность жизнедеятельности», «050202-Информатика», «050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык», «050715-Логопедия», «050714-Олигофренопедагогика», «050301-Иностранный язык»

п/п

Наименование раздела

дисциплины.Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

½ вар.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Раздел I. Введение в социальную психологию

Становление и развитие социальной психологии как науки

- вопросы для самостоятельного изучения,

- изучение литературы; составление словаря

4/4/6/6

- проверка конспекта


2.

Методологические принципы и актуальные проблемы социальной психологии

- изучение литературы; составление словаря;

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- проверка конспекта

- защита рефератов

- тестирование

3.

Раздел II. Проблема общения в социальной психологии

Межличностные отношения. Проблема общения

- вопросы для самостоятельного изучения,

- тесты

- рефераты.

рефераты.


6/4/6/6

- защита рефератов.


4.

Общение как обмен информации (коммуникативная сторона общения)

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


5.

Интерактивная сторона общения

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты




- защита рефератов.

6.

Общение как взаимопонимание и взаимопознание людей (перцептивная сторона общения)

- изучение литературы; составление словаря;

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.





- проверка конспекта

- защита рефератов

- тестирование

7.

Раздел III. Проблема группы в социальной психологии

Социально-психоло-гическая среда

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.


6/4/6/6

- защита рефератов.


8.

Психология больших социальных групп

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


9.

Социально-психоло-гические параметры малых групп

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты,

- контрольные работы




- защита рефератов,

- проверка контрольных работ.


10.

Структура власти в малой группе

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


11.

Проблема разви­тия социальной группы

- изучение литературы; составление словаря;

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.





- проверка конспекта

- защита рефератов

- тестирование

12.

Раздел IV. Личность в социуме

Проблема соотношения личности и социума

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.

6/4/6/6

- защита рефератов.


13.

Проблема социализации

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


14.

Социальное развитие человека

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


15

Личностные сценарии, роли и установки

- изучение литературы; составление словаря;

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- проверка конспекта

- защита рефератов

- тестирование

16.

Раздел V. Прикладное значение социальной психологии

Актуальное состояние и перспективы социальной психологии

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.

4/4/6/6

- защита рефератов.





Всего:




26/20/30/28





Примечание: Вариант 1 для специальности «050303 - Русский язык и литература», «050104 – Безопасность жизнедеятельности», «050202-Информатика», «050201 — Математика-информатика», «050715-Логопедия», «050714-Олигофренопедагогика», «050301-Иностранный язык»

Темы для самостоятельного изучения

для специальностей «050720 – Физическая культура», «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкальные компьютерные технологии», «050403-Культурология с доп. специальностью «Иностранный язык»»


п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

½ вар.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Раздел I. Введение в социальную психологию

Становление и развитие социальной психологии как науки

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.

4/2/2

- защита рефератов.


2.

Методологические принципы и актуальные проблемы социальной психологии

- изучение литературы; составление словаря;

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- проверка конспекта

- защита рефератов

- тестирование

3.

Раздел II. Проблема общения в социальной психологии

Межличностные отношения. Проблема общения

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.


4/2/4

- защита рефератов.


4.

Общение как обмен информации (коммуникативная сторона общения)

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


5.

Интерактивная сторона общения

- вопросы для самостоятельного изучения




- защита рефератов.

6.

Общение как взаимопонимание и взаимопознание людей (перцептивная сторона общения)

- изучение литературы; составление словаря;

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- проверка конспекта

- защита рефератов

- тестирование

7.

Раздел III. Проблема группы в социальной психологии

Социально-психоло-гическая среда

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.

4/2/4

- защита рефератов.


8.

Психология больших социальных групп

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


9.

Социально-психоло-гические параметры малых групп

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты,

- контрольные работы




- защита рефератов,

- проверка контрольных работ.


10.

Структура власти в малой группе

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


11.

Проблема разви­тия социальной группы

- изучение литературы; составление словаря;

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- проверка конспекта

- защита рефератов

- тестирование

12.

Раздел IV. Личность в социуме

Проблема соотношения личности и социума

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.

4/2/4

- защита рефератов.


13.

Проблема социализации

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


14.

Социальное развитие человека

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- защита рефератов.


15

Личностные сценарии, роли и установки

- изучение литературы; составление словаря;

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.




- проверка конспекта

- защита рефератов

- тестирование

16.

Раздел V. Прикладное значение социальной психологии

Актуальное состояние и перспективы социальной психологии

- вопросы для самостоятельного изучения, рефераты.

2/2/2

- защита рефератов.





Всего:




18/10/16



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (мггу) методические...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Автор программы: к фил н., доцент кафедры английского языка и английской филологии С. А. Виноградова
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Российской Федерации от 17. 12. 2012 №1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату,...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») программа
Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины ен. Ф. 7 Концепции современного естествознания
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск