«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии





Название«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии
страница1/4
Дата публикации07.09.2013
Размер0.51 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.09 ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям


05706.65 «Педагогика и психология»

050716.65 «Специальная психология»

со специализацией «Семейное консультирование»

050715 «Логопедия» со специализацией «семейная коррекционная педагогика»

050708 «Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»


  1. Утверждено на заседании кафедры

  2. психологии

  3. психолого-педагогического института

  4. (протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

  5. Зав. кафедрой

  6. ________________И.А. Синкевич



2012



1. Автор программы:

Иванов А. Н., к. пед. н. , доцент кафедры психологии МГГУ.
2. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс (УМК) «История психологии» предназначен для студентов очной формы обучения Мурманского государственного гуманитарного университета, обучающихся по специальностям 05706 «Педагогика и психология», 05706.65 «Педагогика и психология»; 050716.65 «Специальная психология» со специализацией «Семейное консультирование»; 050715 «Логопедия» со специализацией «семейная коррекционная педагогика»; 050708 «Педагогика и методика начального образования» со специализацией «Обучение информатике в начальной школе».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки. Программа курса построена на основе новейших теоретических разработок в области истории психологии и смежных дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ по истории психологии. История психологии изложена по единой методологической схеме: наряду с исторической последовательностью развития психологических знаний освещены особенности философско-психологических, естественнонаучных и теологических воззрений ведущих европейских и восточных стран, оказавших наибольшее влияние на развитие мировой психологической мысли.

Цель данного УМК состоит в ознакомлении студентов с хронологией развития представлений о психической реальности от Античности до наших дней в зарубежной и отечественной естественных и гуманитарных областях знания. Главными задачами курса являются: 1) познакомить студентов с исторической психологической мыслью, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, 2) обозначить основные проблемы истории психологии в контексте будущей профессии студентов; 3) рассмотреть основные принципы, подходы и методы к познанию психического и физического в человеке, культивировать у студентов гуманистические традиции естественнонаучного и философского знания; 4) изучить особенности развития отечественной психологии в контексте исторического пути, пройденного Россией, показать своеобразие русской психологической мысли и взаимовлияние отечественной и мировой психологии.

В учебном и дидактическом отношении изучение истории психологии помогает привести и выстроить знания по психологии в единую, логически стройную систему, позволяет производить анализ современных теорий, так как в определенном смысле “любая теория науки есть свернутая и обобщенная ее история” (В. А. Якунин). В рамках межпредметных знаний программа курса скоординирована с дисциплинами общепрофессионального блока.

Студенты должны знать основные школы и направления современной психологии, их философско-методологические основы, а также эволюцию этих направлений, связно излагать их основные идеи, в русле которых развивалась психология в ХІХ – ХХ веках.

Для подготовки программы курса по истории психологии использовались материалы учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий и научных периодических изданий по данной дисциплине, рекомендованные Министерством Образования РФ, Советом УМО по классическому университетскому образованию и др. Программа разработана с учетом научно-методических работ П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, В.А. Якунина, М.Г. Ярошевского, А.С. Лучинина и др.

3. Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет и задачи истории психологии

Чтение, конспектирование

2/-

Опрос, реферат.

2

Теоретико-методологические основания истории психологии

Чтение, составление таблицы

1

Опрос, реферат

3

Зарождение психологии как науки

Чтение, составление таблицы

2/-

Опрос, реферат

4

Психологические воззрения в античную эпоху.

Чтение, составление таблицы

2/-

Опрос, дискуссия, проверочный тест

5

Психология Средних веков.

Чтение, конспектирование

2/-

Опрос, дискуссия

6

Психология Нового времени.

Чтение, конспектирование

2/-

Опрос, реферат, доклады

7

Развитие психологии в эпоху Просвещения.

Чтение, конспектирование

1

Опрос, реферат, дискуссия

8

Становление психологии как самостоятельной науки.

Чтение, конспектирование

2/-

Опрос, реферат

9

Психологические теории и направления

Чтение, конспектирование

1

Опрос, реферат

10

Основные психологические школы ХІХ в.

Чтение, конспектирование,

составление таблицы

1

Опрос, доклады, проверочный тест

11

Новые направления в психологии в ХХ в.

Чтение, конспектирование

1

Опрос, реферат

12

Зарождение отечественной психологии

Чтение, конспектирование

1

Опрос, доклад, обсуждение докладов,

13

Современное состояние психологической науки.

Чтение, конспектирование,

составление таблицы

1

Опрос, реферат

14

Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии

Чтение, конспектирование

1

Опрос, реферат

15

Всего:










Примечание:

Вариант 1 для специальности «050301 - Иностранный язык с доп. специальностью», 010501 «Прикладная математика и информатика» , «050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык», «050203.00-Физика с дополниетльной специальностью «Информатика», «050202-Информатика», «050720 - Физическая культура», «050104 - Безопасность жизнедеятельности», «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии», 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)», 050502 «Технология и предпринимательство»




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет и задачи истории психологии

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат.

2

Теоретико-методологические основания истории психологии

Чтение, составление таблицы

-/4/1/6

Опрос, реферат

3

Зарождение психологии как науки

Чтение, составление таблицы

1/6/1/9

Опрос, реферат

4

Психологические воззрения в античную эпоху.

Чтение, составление таблицы

-/6/1/9

Опрос, дискуссия, проверочный тест

5

Психология Средних веков.

Чтение, конспектирование

1/6/1/9

Опрос, дискуссия

6

Психология Нового времени.

Чтение, конспектирование

1/6/1/9

Опрос, реферат, доклады

7

Развитие психологии в эпоху Просвещения.

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат, дискуссия

8

Становление психологии как самостоятельной науки.

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат

9

Психологические теории и направления

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат

10

Основные психологические школы ХІХ в.

Чтение, конспектирование,

составление таблицы

-/4/1/6

Опрос, доклады, проверочный тест

11

Новые направления в психологии в ХХ в.

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, реферат

12

Зарождение отечественной психологии

Чтение, конспектирование

-/4/1/6

Опрос, доклад, обсуждение докладов,

13

Современное состояние психологической науки.

Чтение, конспектирование,

составление таблицы

1/4/1/6

Опрос, реферат

14

Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психолгии

Чтение, конспектирование

-/8/1/10

Опрос, реферат

15

Всего:




4/68/14/100




Вариант 2 для специальности «050716 - Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия», «050716 - Специальная психология»»,«050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология», «050711 - Социальная педагогика»
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Предмет и задачи истории психологии.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Для чего нужно изучать историю психологии?

  2. Какие существует способы “развертки” историко-психологического знания?

  3. Назовите и раскройте современные методы историко-психологического исследования.

Задание для самостоятельной работы.

Прочитайте, сделайте конспект книги: Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998. Стр. 9-28.

Литература

  1. Дружинин В. Н. Современная психология. — М., 1999. С. 578-588.

  2. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1997. С. 9-32.

  3. Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998. Стр. 9-28.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Теоретико-методологические основания истории психологии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите предмет истории психологии, принципы, подходы и парадигмы истории психологии.

  2. Какие существуют методы познания историко-психологической реальности?

  3. Назовите основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

  4. В чем состоит значение и назначение истории психологии, ее место в системе общественных наук.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. - С. 30 - 38 (конспект).

  2. Составить таблицу «Теоретико-методологическое содержание основных этапов развития психологии». См.: Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2004. – С.8-10

Литература:

Основная:

  1. Дружинин В. Н. Современная психология. - М., 1999. - С. 578 – 588.

  2. Гальперин П.Я. О предмете психологии. // Вопросы психологии. – 2002. - N 5. - С. 4-13.

  3. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2004. – С. 5 – 22.

  4. Ждан А.Н. История психологии как наука // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. – 1996. - № 4. – С. 7 – 14.

  5. Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной и психологической науки // Психологический журнал. – 2002. - N 2. - С. 6-18.

  6. Месяц С. В. Трактат Аристотеля "О памяти и припоминании" // Космос и Душа. - 2005. - С. 391-406.

  7. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии - М., 1984.

  8. Соколова Е. Е, Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1997. - С. 9-32

  9. Якунин В. А. История психологии. - СПб., 1998. - С. 9-28

  10. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М., 1996. – С. 5 - 20

  11. Чеснокова, А. Г. История психологии: вопросы методологии и проблемы преподавания // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2006. - N 1. - С. 3-10.

Дополнительная:

  1. Асмолов А. Г. Назад - к методологии психологии // Вопросы психологии. - 2004. – N 3. - С. 89-90.

  2. Дессуар М. Очерк истории психологии - М. ; Минск, 2002.

  3. Лихи Т. История современной психологии - СПб., 2003.

  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1997

  5. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. – СПб., 1994

  6. Гальперин П.Я. О предмете психологии. доклад на заседании Московского отделения Общества психологии // Вопросы психологии. – 2002. - N 5. - С. 4-13

  7. Гусельцева М. С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии // Вопросы психологии. - 2006. - N 1. - С. 3-15.

  8. Данилова А. Г. Кросскультурный анализ категориальной структуры ценностных ориентаций на материале исторических текстов // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, N 1. - С. 46-55.

  9. Кривцун О.А. Историческая психология и художественный процесс // Психологический журнал. – 1990. – Т. 11. № 5. – С. 86 – 97

  10. Яновский П.И. О классификации психологических теорий // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, N 4. - С. 3 – 11.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (мггу) методические...
Новосибирской области от 20. 04. 1995 n 17-оз "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", в целях...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Автор программы: к фил н., доцент кафедры английского языка и английской филологии С. А. Виноградова
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Российской Федерации от 17. 12. 2012 №1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату,...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») программа
Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендиции по изучению дисциплины дпп. Ф. 09 История психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины ен. Ф. 7 Концепции современного естествознания
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск