Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность»





Скачать 278.41 Kb.
НазваниеМетодическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность»
страница1/3
Дата публикации05.10.2013
Размер278.41 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Психология > Методическая разработка
  1   2   3
Министерство образования и науки хабаровского края

Краевое государственное казенное образовательное учреждение

начального профессионального образования



Профессиональное училище № 18

Методическая разработка

воспитательного мероприятия

по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность»

(бинарное занятие)

г. Комсомольск-на-Амуре

2013

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Тип урока: воспитательное занятие социализирующего характера для обучающихся с ограниченными возможностями в развитии.

Тема «Кукла в нашей жизни: история и современность», проводимого в рамках кружка технического творчества по профессии «Обувщик широкого профиля».
Разработала: Анфиногенова А.Ю. – мастер производственного обучения;

Гостевская Е.Г. – педагог-психолог КГБ ОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»
Рецензент: педагог-психолог КГБ ОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» Фомичева Л.С.

высшая квалификационная категория
Категория подростков и юношей с ограниченными возможностями развития имеет различные расстройства здоровья, но их объединяет недостаточность их возможностей в социальной адаптации и интеграции в общество.

Определяет их судьбу как ограниченность возможностей здоровья, так и его социальные последствия, комплекс личностных изменений и, прежде всего, в мотивационно-потребностной и коммуникативной сфере.

Найти свое место в жизни обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья может помочь психолого-педагогическое сопровождение, готовность педагогических работников для работы с ними. В качестве положительного примера совместных действий педагогов, тренеров и самих ребят можно назвать успехи российских спортсменов-паралимпийцев.

Тема «Кукла в нашей жизни: история и современность», изучаемая в рамках кружка технического творчества, позволяет плавно и ненавязчиво перейти к раскрытию личностного потенциала и выявлению актуальных психологических проблем участников занятия.

При проведении занятия опора осуществляется на субъектный опыт обучающихся, а также актуализируется основная идея инклюзивного образования: «Каждый из нас является самоценной индивидуальностью».

Обучающиеся в ходе занятия практически осваивают опыт проектной деятельности, работая каждый над собственным проектом «Моя Кукла», а также навыки самопрезентации и эффективной коммуникации.

Методическая разработка урока предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогических работников, работающих с подростками и юношами с ограниченными возможностями в развитии, педагогов-психологов, социальных педагогов.
Адрес: ул. Пионерская, 73, г. Комсомольск-на-Амуре, 681000, т. 54-61-70

Сайт: www.kmspu18.narod.ru

Пояснительная записка
Войдя в третье тысячелетие, общество столкнулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказались заменены другими «идеалами»: развлекательностью, накопительством, равнодушием. При этом теряется связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед родителями и педагогами встает проблема переосмысления ценностных ориентиров в воспитании детей. И здесь особое значение приобретает знакомство с наследием, приобщающим ребенка к традициям народной культуры.

Современному обществу приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение. В силу исторических и объективных причин эта естественная связь была прервана. Но на протяжении всего XX века этнографами велась работа по собиранию фольклорных материалов о русских национальных традициях. Благодаря этому педагоги могут через организацию разнообразных мероприятий, передать богатейший культурный опыт народа.

Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей, традиционные праздники сконцентрировали в себе все эти элементы. Подростки с ограниченными возможностями здоровья особенно остро воспринимают такую особенность народных праздников, как их связь с жизнью природы и общества. Тысячелетние православные праздничные традиции русского народа органично соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба насущного), образуя «годовой круг праздничных дней». Эти особенности использовались в планировании программы кружка технического творчества «Обувщик».

В кружке технического творчества обучаются подростки и юноши (156-25 лет), имеющие ограниченные возможности здоровья (далее - ОВЗ), многие из них относятся к «группе риска» по причине влияния на них с деструктивных семейных отношений, а также отличаются социальной незрелостью, физиологическими и психофизическими особенностями организма, такими как:

  • замедленный темп психического развития, личностная незрелость;

  • негрубые нарушения познавательной деятельности;

  • социально-педагогическая запущенность и т.д.

У таких обучающихся отмечаются:

  • стремление к необдуманному риску и поиску острых ощущений, любопытство и желание испытать новое;

  • недостаточная сформированность умений прогнозировать последствия своих поступков;

  • потребность в социальном одобрении со стороны референтной группы;

  • гипертрофированное стремление к независимости в сочетании с инфантилизмом.

Поведение таких детей и подростков часто не соответствует требованиям, предъявляемым к ним обществом, так как они не готовы к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают этого от них окружающие. Поэтому они априорно являются «группой риска» по возникновению у них в будущем социальной дезадаптации.

Одно из важных мест в системе нравственного воспитания, профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности, учебной и социальной дезадаптации принадлежит организации досуговой деятельности. Поэтому, с такими обучающимися необходима особая дополнительная работа не только по усвоению программного материала, но и по изменению качеств их эмоционально-волевой, когнитивной сферы, подхода к процессу усвоения и использования знаний, в том числе этических.

«При культурном развитии аномального ребенка возможна компенсация его недостатков, развитие его высших психических функций. Где невозможно дальнейшее органическое развитие, там безгранично открыт путь культурному развитию личности» (Л.С. Выготский).

Исходя из этого, для работы с подростками с ОВЗ разрабатываются специальные учебно-воспитательные программы, в которых досуговая деятельность рассматривается как способ отвлечения подростков от негативного влияния социальной среды, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния и оздоровления. Данная программа является одним из инструментов в работе педагога по содействию социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.

Программа кружка технического творчества «Обувщик» реализуется с 1 октября 2012 г. и предназначена для воспитания у подростков «группы риска». Данная программа предусматривает создание целостной воспитательной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с ОВЗ в соответствии с их особенностями и состоянием здоровья. С помощью программы реализуется коррекция и компенсация недостатков развития на основе ведущего вида деятельности для данного возраста – учебно-профессиональной в различных формах (с использованием интерактивных техник, техник арт-терапии, в форме игровой, проектной деятельности и т.д.).

Цель программы: социализация и реабилитация обучающихся с ОВЗ через формирование творческой активности и профессиональных компетенций.

Задачи:

  1. Развитие интереса к творчеству в своей профессии, через знакомство с самобытностью русского фольклора.

  2. Формирование у обучающихся с ОВЗ осознанного отношения к ценностям русской национальной культуры.

  3. Коррекция отклонений в поведении учащихся с ОВЗ в результате совместной деятельности педагога и ученика в ходе организации и проведения досуговой деятельности.

  4. Воспитание у обучающихся с ОВЗ чувства патриотизма на примерах традиций русского народа, в процессе подготовки к праздникам.

Реализация программы кружка технического творчества «Обувщик» помогает обучающимся имеющим ограниченные возможности здоровья, выразить свои эмоции в изобразительном искусстве, ручном труде, пробуждает интерес к творчеству, обогащает подростков новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, профессиональную активность.

Участие в различных мероприятиях, предусмотренных программой, позволяет обучающимся почувствовать себя успешными, востребованными,а это, в свою очередь, повышает самооценку участников программы, их жизненный тонус и мотивацию на дальнейшие достижения.

С целью повышения мотивации на занятия в кружке и улучшения психологического климата в учебной группе, первое, вводное занятие кружка мы спланировали и провели совместно (мастер производственного обучения и педагог-психолог).

Предлагаем вашему вниманию план-конспект бинарного занятия на тему «Кукла в нашей жизни: традиции и современность».В дополнение к плану-конспекту прилагаются материалы для построения дальнейших занятий кружка, а также видеофильм, демонстрирующий наш опыт проведения данного мероприятия.


План-конспект бинарного занятия

кружка технического творчества «Обувщик»
Тема: «Кукла в нашей жизни: традиции и современность».

Цель занятия: улучшение психологического климата в группе через мотивирования обучающихся на самораскрытие.

Задачи:

  1. развитие интереса к творчеству в своей профессии, череззнакомство с самобытностью русского фольклора (презентация «Виды кукол в русском народном творчестве»);

  2. стимуляция творческого самовыражения обучающихся, вовлечение в «ситуацию успеха» через создание индивидуального мини проекта «Моя Кукла»;

  3. гармонизация эмоционального состояния участников через проживание опыта безусловного принятия личных переживаний каждого участника группой в целом;

  4. получение психологом диагностичной информации из «Рассказов от имени куклы» об особенностях протекания адаптационного процесса у участников занятия, об их психологических проблемах.

Место проведения: комната психологической разгрузки КГКОУ НПО «Профессиональное училище № 18».

Материально-техническое обеспечение:

  1. Инструменты:

Ножницы закройные, кисть для клея, сосуд для клея, иглы-булавки, иглы швейные, фломастеры, маркеры.

  1. Материалы:

Тканевые заготовки для перчаточных кукол, обрезки цветной ткани, обрезки натуральных кож, обрезки искусственных кож, косая бейка, тесьма, шнурки и кружево (в ассортименте), нитки, клей, салфетки для декупажа, бисер (в ассортименте), бумага (в ассортименте), лепка (в ассортименте), пенька, пищевая упаковка, нитки цветные шерстяные, вата (синтепон), контейнеры от киндер-сюрпризов (по 1 шт. на каждого участника).

  1. КМО:

Бланки –подсказки «Рассказ от имени куклы» (каждому участнику, см. Приложение 2), презентация «Виды кукол в русском народном творчестве», ноутбук, телевизор (или проектор), аудиосистема, звукозапись релаксационного характера, светоприборы (шар зеркальный, установка «Звездное небо»), куклы-образцы для демонстрации (можно использовать любые детские куклы-игрушки, но желательно разного стиля и характера).
Ход занятия


  1. Организационный момент: постановка темы, задач, историческая справка.(10 минут)

Мастер производственного обучения:Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие я хочу начать с таких слов Максима Горького: «Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Под красотой понимается такое сочетание различных материалов,а также звуков, красок, слов, которое придает созданному – сработанному – человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость, и радость пред их способностью к творчеству».

Занятие сегодня у нас необычное и вести его будем мы совместно: я, мастер производственного обучения Анфиногенова Анна Юрьевна и педагог-психолог Гостевская Екатерина Геннадьевна. Тема сегодняшнего занятия: «Кукла в нашей жизни: традиции и современность». А сейчас послушайте, пожалуйста, немного из истории кукол.

На мультимедиа демонстрируется презентация «Куклы в народном творчестве»

Мастер производственного обучения:Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

  • обрядовые;

  • куклы-обереги;

  • игровые.

Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. За семь недель до Пасхи справлялась Масленица. В последний день Масленичной недели делали чучело Масленицы и передавали его огню. Сожжение Масленицы является отголоском языческой веры. Чучело Масленицы отождествляли со стихиями зимы. С помощью этого обряда народ гнал зиму прочь и с нетерпением ожидал весну. Существовали и другие куклы-чучела, которые наделяли силами стихий. Это Купава, Ярило, Семик и Семичиха. Кукол-чучел, обычно сплетенных из соломы, с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а после сжигали, кидали в реку или рвали и разбрасывали по полю. Взамен просили хороших урожаев, теплого лета, счастливой любви.

Что касается кукол-оберегов, то самыми распространенными в крестьянских семьях били тряпичные куклы-скрутки. После того как женщина узнавала, что она ждет ребенка, она уединялась для создания куклы. При этом она погружалась в состояние любви и добра и творила куклу-оберег своему будущему ребенку. Творила она ее без иголки путем сворачивания и скручивания. Считалось, что куклу нельзя ни порезать, ни уколоть. За две недели до рождения ребенка куклу клали в пустую колыбельку – обжить, обогреть. А, когда малыш рождался, куколку укладывали рядом с ним, приговаривая: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. Ребенок рос, и всегда с ним рядом была кукла-оберег. А, чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Это помогало ребенку проговорить, проиграть свои проблемы. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости. Она, молча, слушала, и ребенок принимался такой, какой он есть.

Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество. А во время свадебного застолья куколки в красных платьях украшали праздничное печенье – «рощу», «куличку», «пряницу». Гости также дарили кукол с пожеланием, чтобы родилось побольше детишек.

В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение. Кукле-оберегу печи была дана честь хранить и оберегать жилище от огня. Она делалась из тряпочек, внутрь закладывался уголек, поэтому и называли ее Золянка.

Все славянские куклы-обереги похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что если кукла будет с лицом, то в нее вселится злой дух. Зато большое внимание уделялось кукольному наряду. Платье шили целиком из кусочка яркой нарядной ткани, украшали красной тесьмой, бусинами, расшивали узоры (рис. 1, 2, 3, 4).



О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.

Кукла-- это игрушка, которая сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сегодня на занятии мы с Вами будем изготавливать куклу. Какую именно -- выбирайте сами. Может быть, это будет кукла-оберег, может быть, кукла-желаньица, а может быть, вы сами придумаете чем будет отличаться и что привносить в жизнь своего хозяина кукла, созданная вашими руками.

  1. Этап создания куклы (каждый создаёт свою) (15 мин.).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка мероприятия по теме
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка по теме: Внеклассное мероприятие, посвящённое
Цель мероприятия: Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д. И. Менделеева для понимания значимости его вклада в отечественную...
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка сценария внеурочного мероприятия по физике по теме «Звездам навстречу»
Парусные корабли. История географических открытий. Известные мореходы. Картины маринистов и фотографии современных парусников
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconКонспект воспитательного мероприятия «Осенняя история»
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка воспитательного мероприятия в форме группового соревнования
Подготовительный этап: Учащиеся получили опережающее задание: найти материал о современных профессиях (индивидуальные поручения),...
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка воспитательного мероприятия и её анализ
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconУрок в шестом классе по теме «Животные в нашей жизни»
Задачи урока: активизация навыков монологической речи по теме «Животные в нашей жизни»;актуализация навыков письма, чтения и аудирования;...
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка мероприятия по вд: классный час «Путешествие в страну Экология»
Клуб «История и культура кубанского казачества» Внеурочное занятие: «Понятие «казачья семья». Члены моей семьи»
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconКонспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова...
Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconКонспект воспитательного мероприятия *
Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит». Сегодня у нас урок...
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconКонспект воспитательного мероприятия *
Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного...
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Кукла в нашей жизни: история и современность» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск