Скачать 124.12 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 муниципального образования город-курорт Анапа Методическая разработка мероприятия по теме «Русская гармонь в народном творчестве Кубани» Разработчик: Семенченко Ирина Владимировна зам.директора по НМР, руководитель школьного музея Тема: «Русская гармонь в народном творчестве Кубани» Форма проведения: музейный урок. Пояснительная записка. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Музейный урок – одна из интересных форм воспитания патриотических чувств детей и стоит в ряду мероприятий, посвященных Юбилею Краснодарского края (13 сентября). Мероприятие требует специального оборудования, дополнительно устанавливаемого в музее (мультимедийный проектор, ноутбук с колонками. экран) и приглашения ансамбля фольклорной песни «Соловейка». Основное условие – участие в подготовке и проведении мероприятия учащихся из актива музея. Количественный состав участников мероприятия – один класс. Продолжительность может варьироваться в зависимости от возраста группы (от 7 лет) – от 30 до 60 минут. Учащимся младших классов можно рассказать и показать только гармонь, исключив сведения из истории Кубанского казачьего хора и эволюции музыкального инструмента. Результатом мероприятия является развитие познавательного интереса к истории края, чувства гордости за свою малую Родину. Учащиеся-активисты, овладевшие навыками подготовки и проведения музейных мероприятий, смогут самостоятельно провести его элементы для сверстников и учащихся младших классов. Таким образом, данное мероприятие решает задачи первого и третьего уровня. Цель мероприятия: формирование патриотических чувств, нравственно-эстетического восприятия, развитие познавательного интереса. Задачи: - расширить у учащихся знания культурном наследии Кубанской земли в области музыкального искусства; – способствовать воспитанию культуры поведения человека; – способствовать получению учащимися навыков организации активного отдыха и полезного досуга; - воспитывать бережное отношение к школьным традициям, любовь к родному краю. - обучить коммуникативным навыкам; - обучить навыкам активного слушания. Оборудование: - костюмы фольклорного коллектива «Соловейки»; - презентация «О русской гармони»; - проектор; - ноутбук с колонками; - экран для проектора; - звукозапись песен в исполнении Кубанского казачьего хора; - музейный экспонат – тульская гармошка. Предварительная подготовка:
Ожидаемый результат:
План проведения занятия
План-конспект занятия Учащиеся собираются в музее, где их приветствует педагог и предлагает разместиться на скамейках. Педагог объясняет гостям цель посещения музея, знакомит с ведущими: - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались по очень важному поводу – Краснодарский край празднует свой 75-летний Юбилей. Вы узнаете историю образования края, о его выдающемся музыкальном коллективе – Кубанском казачьем хоре, о музыкальном инструменте – русской гармони, которая появилась в нашем музее в этом году, услышите песни кубанских казаков и сможете даже поплясать под гармонь. Хочу представить вам своих помощников – это активисты музея Лиза и Влад. Ведущие: - Добрый день! Я – Лиза, - Я – Влад. Включается проекция интерактивной карты Краснодарского края. Лиза: - Земля кубанская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Влад: - Древняя Кубань имеет очень бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю - основывали свои города-колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживающих тесные связи с адыгейскими племенами. Лиза: - Первое славянское поселение появилось еще в Х веке, после основания на Таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия. Вторая волна русских переселенцев связана с разгоном восстания Кондратия Булавина, когда его сподвижник Игнат Некрасов привел сюда оставшихся в живых участников. Влад: - Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких воин XVIII века. Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску (бывшим запорожцам) Екатерина II даровала 30 июня 1792 года земли Таманского полуострова с окрестностями с целью охраны новых южных границ России. Первая партия строевых казаков во главе с Саввой Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани. Лиза: - Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105,5 тыс. квадратных километров. В 1924 году образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр - Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр - Ставрополь) края. Влад: - 13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край разделен на Ростовскую область и Краснодарский край с территорией 85 тыс. квадратных километров, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея. Город Краснодар стал краевым центром Краснодарского края. Звучит песня «Играй, гармонь!» (аудиозапись в исполнении Кубанского казачьего хора). Педагог: - Эта славная песня прозвучала в исполнении легендарно музыкального коллектива – Кубанского казачьего хора. Кто из вас уже слышал песни в его исполнении? Где это было? Какие песни вам уже знакомы? (ответы детей). Кубанский казачий хор в определенном смысле является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, - так раньше назывался город Краснодар, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советского национального искусства. Хор показывает как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России. А какие музыкальные инструменты вы услышали в звучании песни? (ответы детей). Да, среди тех инструментов хорошо слышно звучание гармони. Это удивительный музыкальный инструмент со своей историей. В нашем музее в этом году появилась одна из таких гармоней – тульская гармошка (обращает внимание учащихся к экспонату). Тульская – потому что ее изобрели и изготовили в городе Тула. А вообще разновидностей гармони достаточно много. Сейчас мы вас с ними познакомим. Презентация «О гармони» Влад: - Первая гармошка, которая еще называется Хромка из-за особенностей ее звучания, появилась в 1870 году в городе мастеров - Туле путем дальнейшего совершенствования венской гармони по идее Н. Белобородова (1828-1912 гг.). (1 слайд). Лиза: - "Хромка" была хороша тем, что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Ее называли ещё "двухрядкой" за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами (слайд 2). Влад: - Об инструментальной культуре казаков в научном мире имеются самые поверхностные представления. Отсутствие активного интереса к казачьему инструментальному наследию имеет во многом объективные причины. Исследователей в первую очередь привлекают популярные музыкальные жанры и формы, какими являются казачьи песни. Инструментальная культура казаков, на первый взгляд, не представляется системой, имеющей особенные выразительные характеристики (слайд 3). Лиза: - Исторически сложилось так, что потребность казачьей общины в песенных жанрах значительно выше, чем в инструментальных. Если песню гуртом может петь любой и каждый, то играть на музыкальных инструментах может далеко не каждый (слайд 4). Влад: - Причиной отсутствия научного интереса к инструментальному наследию казаков может выступать и недостаточная подготовленность исследователей. Записи полных развернутых форм инструментальной музыки на Кубани стали производиться лишь в последнее десятилетие. Лиза: - В казачий быт гармоника входит сложно и напряженно. «Общественное ухо» очень медленно привыкает к звучанию гармоники, «признает» ее постепенно, не сразу и не повсеместно. В русских селениях, в отличие от казачьих, гармоника приживалась гораздо проще. Вероятно, это было связано с тем, что русские переселенцы привозили с собой гармонику как часть собственной культуры. Среди казачьего населения гармоника на первых порах казалась «чужой» музыкой и «чужой» культурой (слайд 5). Влад: - С распространением гармоники на Кавказе сразу же возникла потребность в ремонте старых или поломанных инструментов и создании новых образцов, отвечающих духовным и эстетическим представлениям современных людей. Мастеровые инициативные казаки быстро осваивали новый промысел. Самыми известными из них в Кубанском регионе уже в первой половине ХХ века стали Ефим Кириленко, Василий Сидельников, Павел Злобин (6 слайд). Лиза: - Следует подчеркнуть, что сбыт гармоник ручной работы в 50-70-ые годы был запрещен. Продавать гармоники было небезопасно. Кубанские мастера сбывали инструменты тайком, под угрозой быть наказанными «за спекуляцию». Тем не менее, гармоники хорошо оплачивались и пользовались исключительным спросом (слайд 7). Влад: - В настоящем гармоника бытует не только в фольклорной, но и в профессиональной сфере. Кубанский композитор Василий Волченко создает оригинальные произведения для гармоники, часть из которых основывается на кубанском песенном материале. В современной культуре кубанского казачества гармоника остается важнейшим музыкальным инструментом, сопровождающим танцы на свадьбах и по случаю семейных торжеств. Под гармонику исполняются шуточные, лирические и современные авторские песни, она звучит со сцены художественной самодеятельности, на городских площадях и станичных улицах (слайд 8). Лиза: - И, конечно, многие казачьи песни под гармонь давно стали народными. Послушаем одну из них в исполнении Ирины Владимировны Семенченко. Песня «Обломилась доска» в исполнении педагога. Ведущие показывают пример для учащихся к исполнению плясовых движений. Педагог: - Вы можете поближе рассмотреть гармошку. Как вы считаете, что это за разновидность? (ответы детей). Далее педагог показывает и поясняет, где у гармони мех, ряды, разрешает желающим попробовать «поиграть» на гармошке. Затем рассказывает, как появилась данная гармошка в музее. Входят участники фольклорного ансамбля «Соловейки». Ведущие: У нас в гостях ансамбль фольклорной песни «Соловейки». Песня в исполнении ансамбля. Ведущие начинают ритмично хлопать, побуждая учащихся последовать их примеру. Участники ансамбля поздравляют всех присутствующих с Юбилеем края. Педагог: - А теперь я приглашаю вас всех на экскурсию по нашему музею. Во время экскурсии звучат песни в исполнении Кубанского казачьего хора. По окончании экскурсии педагог задает учащимся вопросы: - Что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным? Хотелось бы еще приходить в школьный музей? (ответы детей). Педагог провожает учащихся из музея. Список литературы: Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции /М., 1997, 247 с./. Головко А.К. Обучение игре на гармони в Краснодарской детской экспериментальной школе народного искусства: проблемы, поиски, решения (итоги первого десятилетия) // Гармоника: история, теория, практика. Материалы международной научно-практической конференции. Майкоп, 2000. С.112-119.. Кубанская область // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Мациевский И. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч.1 М., 1987. С.10-11 Мирек А. М. … И звучит гармоника. — М.: Советский композитор, 1979. — 176 с. Соколова А.Н.. Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002 |
Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Методическая разработка сценария внеурочного мероприятия по физике по теме «Звездам навстречу» Парусные корабли. История географических открытий. Известные мореходы. Картины маринистов и фотографии современных парусников | Методическая разработка по теме: Внеклассное мероприятие, посвящённое Цель мероприятия: Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д. И. Менделеева для понимания значимости его вклада в отечественную... | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | ||
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Методическая разработка» Разработка по теме «Семья» Данная технология направлена на расширение словарного запаса уч-ся, а также развитие умений устной речи по заданной теме, что является... | Методическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному... Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной... | ||
Методическая разработка издание, содержащее конкретные материалы... Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного... | Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | ||
Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | ||
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия (игры) «процент» по дисциплине: «математика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методическая разработка по организации мероприятия Никулина О. А. учитель математики «Организация и проведение Фестиваля педагогических идей по применению икт в гимназическом образовании» |