Скачать 61.34 Kb.
|
Конкурс на лучшую разработку по программе «Социокультурные истоки» Конспект урока по курсу «Истоки» (4 класс) Тема: ОТЕЧЕСТВО Учитель: Голыгина Лия Ивановна МОУ Верхнеёнтальская средняя общеобразовательная школа Директор школы–Г.М.Жерихин Стаж работы по программе - 8 лет. Проблемные курсы «Преподавание предмета «Истоки» в начальной и средней школе». (1 уровень) с 14.06 по 25.06.2005 г. Директор школы: Г.М.Жерихин Телефон: 43-2-44 (школа) 43-2-88 (дом.) Цели:
Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися:
Социокультурный инструментарий:
Оформление доски: Ход урока: 1. (Звучит песня «С чего начинается Родина?» На фоне музыки учитель присоединяется к теме урока, к учащимся). - Добрый день! Я очень рада видеть вас. Я хочу пожелать вам удачи и добра. Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей огромной Родине (Показ по карте России). Мы увидим, как необъятны родные просторы, постараемся понять, как в образе Отечества отражается живая связь времён, что в русской традиции рассматривается как священный долг. Куда ни посмотришь – родные, Открытые сердцу края. Я весь пред тобою, Россия, Судьба моя, совесть моя. Не ты ли меня окружила Простором лугов и полей, Не ты ли меня подружила С задумчивой музой моей! За песни, которым впервые Внимают родные края, Я весь пред тобою, Россия. Судьба моя, совесть моя! (Дети сидят в кругу). П. – Что такое Родина? Почему, когда мы произносим это слово из обычных 6 букв, в нашем сердце начинает играть бурный водопад искрящихся, самых тёплых и сильных чувств? Почему за Родину человек бывает готов отдать свою жизнь? Почему, когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет обратно с непреодолимой силой? (ответы детей по желанию) - Человека в муках рождает его мать. Потом крохотного, беспомощного, его отдают ей на руки, и его взгляд, впервые вылавливает перед собой нежно улыбающееся лицо женщины, которую он назовёт самым желанным и добрым словом «мама». (Звучит песня «Под крышей дома твоего») - Что же такое Родина? Что вы представляете, о чём вспоминаете, что чувствуете, произнося это слово? (Ресурсный круг на развитие целостного восприятия). «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…» - То, что человек видит в первые дни, месяцы, годы своего существования он запоминает на всю жизнь, и воспоминания именно об этих картинах, навсегда отпечатавшихся в памяти, вызывает такой же всплеск эмоций, как и лицо, облик или улыбка мамы. Это наша малая Родина. Казалось бы, перед нами обычное поле: «травка зеленеет, солнышко блестит…» Такое мы увидим в сотне других мест. Но это поле для нас – необычное, оно особенное, знакомое и родное. Мы видим каждую черточку, любим её и всегда узнаем. Здесь всё имеет свойственные только ему цвет, шум, запах: трава, ветер, облака. Я тоже часто вспоминаю свою деревню, свой дом, окруженный черемухой, извилистую деревенскую улицу, заросшую травой. Может быть, вам тоже захотелось что-то сказать о своей деревне? (Рассказы детей) - По мере взросления представления о Родине расширяются и мы постепенно создаём её величественный образ. Откройте учебник. Прочитайте, что говорилось об Отечестве в старинной русской песне. Чем поражает нас наше Отечество? - Как в нём отражается живая связь времён? - Родина, подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. (на доске рисунок дерева) Как и всякое дерево, оно имеет свои корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни – это наша история, то чем мы жили вчера. Это наши предки, чьи дела помогают нам жить. (обращение к видеоряду: А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Ю.А.Гагарин) - Что вы знаете об этих людях? Какими именами можете дополнить этот ряд? - Многое может родная земля. Может накормить нас теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества – долг тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой. Символом верности Отечеству издавна стали щит и меч. «Родина – мать, умей за неё постоять» гласит русская пословица. Задание: прочитать учебник на с.21-23, объясните смысл фразы «щит и меч воинские и духовные». Ш. Заключительный этап Рефлексия. - Наш урок подходит к концу. Вы активно работали. Подведём итоги. Заполните дерево – нашу Родину, листочками добрых дел на благо её. Запишите на корнях дерева добрые дела ваших родителей, бабушек, дедушек. - Посмотрите теперь на наше дерево. Что вы почувствовали? Почему? Д/з Попросите помощи у родителей и напишите сочинение на тему: «Защитники земли русской в моей семье» Или «Добрые дела нашей семьи на благо Родины». Литература.
ПРИЛОЖЕНИЕ С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? Муз. В.Баснера слова М.Матусовского 1. С чего начинается Родина? С картинки в твоём Букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. 2. А может она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. 3. С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот. С той самой берёзки, что во поле Под ветром склоняясь, растёт. 4. А может она начинается С весёлой запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца. 5. С чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали, Со старой отцовской буденовки, Что где-то в шкафу мы нашли. 6. А может она начинается Со стука вагонных колёс И с клятвы, которую в юности Ты её в своём сердце принёс. С чего начинается Родина? Методический кабинет Истоковедения ВИРО. |
Урока Литературное чтение 1 класс Тема урока: К. Д. Ушинский «Наше Отечество» Учебник: «Азбука» в 2-х частях, 2-ая часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина | Конспект урока по учебному курсу «Истоки» в 9 классе Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... | ||
Конспект урока Истоки в3классе. Тема урока: «Любовь добро, дружба единство» Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете ребёнок, мечтает его видеть талантливым, умным, удачливым,... | Конспект урока по курсу «Человек и мир» Класс 1 «Б» Учитель Лукьянова... Ребята! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами | ||
Урока истоки Пояснительная записка Учебник Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:... | Урок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет) | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект урока по краеведению. Елховская школа Тема урока: «Святые места села Елховка» Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена... | ||
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | Конспект урока по истории по теме«По страницам истории Отечества... Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) | ||
Конспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема... Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям | План-конспект урока технологии Класс Дата Тема раздела: Тема урока: Цели Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей | ||
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Тема: в гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки | Конспект урока (9 класс) Тип урока Тема урока: “Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом” |