Урок трудового обучения. 2 класс.
Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка.
Цель: продолжить знакомство кружковцев с искусством вытинанки, с мастерами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- расширить представление детей об узорах вытинанок, научить совмещать в изделии различные виды вытинанок, продолжить формирование умении вырезания вытинанки;
- способствовать развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного, творческих способностей;
- воспитывать положительное отношение к белорусскому декоративно-прикладному искусству, трудолюбие.
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет В. Дубинко, мультфильм «Выцiнанка-выразанка» (М.Тумеля, В. Дубинко, этно-трио «Троiца», и др.), шары синего, красного и золотистого цвета (по количеству учащихся), ёлка, костюм Нестерки, магнитофон
Зрительный ряд: примеры изделий, выполненных в технике вытинанки, динамические карты, схемы для опроса, письмо Нестерки.
Литературный ряд: стихи Н. Галиновской «Цуда - кветка», Л. Забалотской "Сялянская хата"
Музыкальный ряд: музыка А. Вивальди «Зима», П. Чайковский «Вальс» и др.
«Кабы не было зимы» Успенский Э., Крылатов Е.
План занятия:
I. Этап организационно – мотивационный
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
III. Этап изучения нового материала
IV. Этап практической деятельности
V. Этап коррекции
VI. Подведение итогов занятия.
VII. Рефлексия.
Ход занятия:
Содержание
| № слайда
| I. Этап организационно – мотивационный
Звучит музыка (Аудио 1)
(Нестерка- подготовленный учащийся)
Разглядаеш ты малюнкі-
Цуда - кветкі, як карункі,
I пытаеш: "Хто ж мастак?".
Дзеткі, ножанкі i талент
Нам стварылі гэты цуд.
Беларускі наш арнамент
Ажывае казкай тут.
Зможаш так зрабіць!
Не верыш? Трэба вельмі пажадаць-
I дзівосы на паперы
Сам ты будзеш выразаць.
- Добрый день. Я вместе с Нестеркой рады видеть ваши весёлые, добрые, задорные глаза. Подарите тепло рук друг другу. Пожелаем удачи в работе.
- Назовите тему нашего занятия. Какие цели поставим перед собой?
- Сегодня Нестерка продолжит знакомить нас с одним из видов народного ремесла - розетковой вытинанкой. Помогать нам будут на занятии народные пословицы.
| 1
| II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
1. "Сумом больше сделаешь, чем одной силой"
- Скажите, откуда родом бумага? (Мы знаем, что бумага родом из Китая.)
- Где впервые начали вырезать? (Там же впервые и начали вырезать.)
- Что значит слово "вытинанка" (Само слово «выцинанка» произошло от белорусского «вытинатъ» - «тщательно вырезать».)
Вытинанка - это узор, вырезанный из бумаги.
| 2
3
4
| 2. Взгляд в прошлое.
Нестерка. Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали выцинанкой. Трудно было представить себе деревенское жилище послевоенной Беларуси без этого своеобразного украшения. В каждой местности выцинанка приобретала особенности, присущие тем людям, которые жили здесь. Вот и мы с вами украсили наш дом - комнату, где проходят наши занятия. Посмотрите как красиво.
| 5
6
| 3. "Всяк человек в деле познаётся "
- Какие виды вытинанок вы знаете? (Ответы детей)
Раппортная вытинанка - узор ритмичный, повторяется много раз.
Бумага складывается гармошкой.
Симметричная (зеркальная) вытинанка - на рисунке есть симметрия, одинаковость в расположении частей на противоположных сторонах от центра. Бумага складывается пополам.
Розетковая вытинанка - узор симметричный и повторяется по кругу. Бумага складывается на уголок.
Задание.
- Определите какие виды вытинанок изображены?
| 7
8
| 4.
- Какие же узоры характерны для вытинанок? (Ответы детей)
Геометрические узоры. Среди геометрических мотивов встречаются: квадрат, прямоугольник, ромб, крест, звезда. Эти формы могут выступать в различных сочетаниях.
Растения. Для народного орнамента характерны изображения васильков, колокольчиков, цветов розы, колосков, ягод рябины. Значительное место занимают изображения деревьев или веток. Это объясняется тем, что наши предки в узоре дерев видели знак жизни и долголетия.
Животные. Мотивы с изображениями животных связаны с языч-ницкой мифологией стародавних славян. По силуэту эти узоры напоминают птиц (голубей, петухов, павлинов) и зверей. В народном представлении эти изображения символизируют тепло, светло, весну.
|
| 5. иНе сиди сложа руки, не будет и скуки"
А) Разгадай, как складывал мастер бумагу для вытинанок.
Б) Покажите симметричную вытинанку, раппортную, розетковую.
| 9
| 6. "С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся»
- В настоящее время у нас в Беларуси этот вид деятельности снова становится популярен.
Рассказ о Вячеславе Дубинко.
- Мастер вытинанки, Вячеслав Дубинко, пользуется большим успехом среди зрителей. Во время выставок своих работ и даже в далёкой дороге Вячеслав не расстаётся с бумагой и ножницами. Сложив лист бумаги виртуозным движением ножниц мастер безо всяких эскизов и зарисовок за считанные минуты создаёт композиции с деревом жизни, голосистым петухом, пышнохвостыми павлинам» и др.
7. Просмотр мультфильма «Выцiнанка-выразанка» (М.Тумеля, В. Дубинко, этно-трио «Троiца», и др.)
- 3 года назад студия Беларусьфильм выпустила мультипликацион-ный фильм, в котором все персонажи и всё вокруг создано путём вырезания.
| 10
11
12
| 8.
- Как вы думаете, чем вытинанка отличается от аппликации?
От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную выцинанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку. (Демонстрация)
|
| III. Этап изучения нового материала
1. «От желания к исполнению приложи умение"
- По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы выцинан-ками каждый год перед Новым годом, Рождеством, Пасхой. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы.
- Скажите, какие праздники приближаются? (Новый год, Каляды, Рождество.)
- А чего не хватает на нашем окошке? (Нет ни одной снежинки)
- Праздники на носу, а мы ещё не научились их вырезать.
- Что значит на носу? (Совсем рядом, очень скоро, близко)
- С давних времён в Беларуси к большим праздникам и стар и млад вырезали из бумаги украшения для своего дома. Бабушки и дедушки, мамы и папы садились вместе с детьми и изготовляли вытинанки.
НЕСТЕРКА: Вялікдзень ці Каляды ля варот,
Ля лямпы за сталом сядзіць народ:
Бабулі, i матулі, i дзяўчынкі
Kapyнкi выразаюць безупынку:
Чырвоныя, ліловыя, ружовыя,
Як песенька калядна - асмысловая.
На сцены ix павесіць між акон -
Было на Беларусі так здавён.
У хату ўвойдзеш - ява тут i быль,
О, цуд з паперы! Сэрцы нам раскрыль!
Л. Забалоцкая "Сялянская хата"
| 13
14
| 2. "Где руки и охота, там спорная работа"
Подготовка инструментов и материала. Работа в группах.
- Какой материал нам понадобится, вы узнаете, разгадав ребус и
выбрав необходимое (на карточках)
1. В полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать. (Утюг)
2. Два конца, два кольца, посередине - гвоздик. (Ножницы)
3. По бумаге я бегу,
Всё умею, всё могу:
Хочешь - домик нарисую,
Хочешь - ёлочку в снегу,
Хочешь - дядю, хочешь - сад.
Мне любой ребёнок рад. (Карандаш)
4. Белое поле, краскам раздолье. (Бумага)
5. Всё приклею, всё смогу.
Подружусь я на ходу. (Клей)
- Основной материал в этой технике - бумага, а инструмент - ножницы (причем бабушки вырезали теми, что предназначены для стрижки овец).
| 15
| IV. Этап практической деятельности
«Кто работы не боится, у того она и спорится»
1. Вводный инструктаж
- Как расположены на рабочем месте инструменты? (Каждый на определённом месте)
- Как нужно передавать ножницы и другие острые предметы? (Вперёд тупым концом)
- Где должен стоять клей? (Чуть пооддаль от материалов)
2. Рассматривание динамических карт
- Как складывается лист бумаги?
|
| 3. Игровая музыкальная переменка
Звучит песня «Кабы не было зимы» Успенский Э., Крылатов Е.
Учащиеся по цепочке показывают танцевальные упражнения, нап-равленные на расслабление мышц шейного плечевого и поясничного отделов: I–ый показывает, II-ой повторяет за I-ым, III–ий повторяет за I-ым и II-ым и т.д. Заканчивается игра танцевальными движениями по кругу и апплодисментами себе и друг другу.
| 16
| 4. "Веселись, играй, да дело знай"
Самостоятельная работа.
(Звучит музыка А. Вивальди «Зима» и др.)
А) Вырезание с предварительным прорисовыванием.
Индивидуальные инструктажи.
НЕСТЕРКА: Я цудоўны клопат маю,
Выцінанку выразаю,
У свой блізкі поспех веру,
Бо ў руках мaix папера.
Я не ведаю прымукі,
Спрытна ходзяць мае pyкi,
Рэжуць лёгенька нажніцы...
Мне ўначыўзор прысніцца.
Выцінанка, выцінанка
-Папяровая фіранка,
Прывітанне зоркам, зорам
Шлю сваім жывым узорам.
| 17
18
| 5. «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Звучит музыка из звукового ряда
Б) Вырезание без прорисовывания.
Индивидуальные инструктажи.
Динамическая физкультминутка (физкультминутка)
Нестерка показывает движения
| 19
20
| V. Этап коррекции
«Глаза облюбовали, а руки сделали»
1. Оформляется выставка - окно. Ребята отмечают лучшие работы, аргументируют свой выбор.
2. Просмотр мультипликационного фильма «Воўк не пастух, а казёл не агароднік» (Поговорка)
- О чём, по – вашему, говорит эта пословица?
- Все персонажи мультфильма вырезаны В. Дубинко. Попробуйте и вы дома создать свою сказку своими руками.
| 21
22
| VI. Подведение итогов занятия
«Была бы охота - заладится всякая работа»
На занятии я узнал … Я понял …
Мне понравилось … Я думаю …
Хотелось бы … и. т.д.
|
23
| VII. Рефлексия
- Ребята, у вас лежат ёлочные украшения – шары. Сейчас мы с вами украсим нашу новогоднюю ёлочку, которую с собой принёс Нестерка
Красный шар – очень понравилось, всё было просто замечательно;
Синий шар – понравилось, но могло быть и лучше;
Золотистый шар – не понравилось, мне было не интересно.
- На первую колядную звезду загадывают желания. Чтобы вы загадали?
- Что бы вы пожелали друг другу в новом году?
"Труд - дело чести, будь всегда на первом месте"
Спасибо за работу!
|
24
|
Источники
1. www.minchanka.by/main_sections/.../272/
2. www.liveinternet.ru/tags/вячеслав+дубинка/ Литература
1. Журба, А. Ф. Трудовое обучение во 2 классе: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения / а. Ф. Журба, Н. А. Юрченко. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011.
2. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / авт. – сост. Л. М. Садкова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 141 с.
3. Лозка А. Ю. Беларусазнаўства / А. Ю. Лойка. – Мінск, 1992. – 251с.
|