Успешный педагог кто он?





Скачать 69.35 Kb.
НазваниеУспешный педагог кто он?
Дата публикации21.09.2014
Размер69.35 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
Успешный педагог – кто он?

«Ученик – не сосуд,
который надо наполнить знаниями,

а факел, который надо зажечь…».

К.Д. Ушинский.

Школа… Школьные годы – это целая эпоха в жизни любого человека. Память надолго хранит тот день, когда мы пришли в первый класс, когда столкнулись с первой неудачей, влюбились в первый раз.

Школа… Школьные годы – это целая эпоха в жизни любого учителя, независимо от стажа работы. Память надолго хранит тот день, когда мы первый раз сказали ученикам: «Здравствуйте, я ваш новый учитель!».

Школа – это большая и значимая ступень в процессе становления личности. И только от учителя зависит тот багаж, те знания, которые ребенок возьмет с собой во взрослую жизнь.

Каким же должен быть педагог, чтобы школьные годы ученика были позитивными, а знания и умения могли стать стартовой площадкой для дальнейшего развития? Что такое успешный педагог? Как успех учителя влияет на успешность ученика?

Еще несколько лет назад слово «успешность» употреблялось не так, как сейчас. Можно было сказать «успешные переговоры», «успешный процесс», но использование словосочетания «успешный человек» было невозможно. В традиционной русской культуре не было культа успеха. Конечно, люди стремились чего-то добиться, но это не считалось основополагающей жизненной ценностью. Сейчас появилось словосочетание «Успешный человек», это говорит о том, русский язык отразил те изменения, которые происходят в нашем сознании, в нашем обществе.

Глагол «успеть» в древнерусском языке имел значения: достигнуть, добиться, помочь, принести пользу, иметь успех, удачу, результат.

Так что же такое успешный учитель и успех в его педагогической деятельности?

Здесь хотелось бы разделить успешность на две составляющих: личностную (внутреннюю) и профессиональную (внешнюю) успешность.

Внутренняя успешность – это ощущение удовлетворенности жизнью, полноты самораскрытия, внешняя – профессиональный статус, квалификационная категория и т.п. Успех напрямую связан с потребностями. Успешность понятие относительное, показывающее умение согласовывать материальные, социальные и духовные потребности собственной личности с реальностью. Наверное, ни один педагог не скажет, что он всегда доволен собой, каждым своим днем в учебной деятельности, каждым уроком. Бывают и неудачи, но без них невозможно движение вперед, не будет развития.

Мне кажется, что любой из нас должен стремиться к достижению внутреннего успеха, то есть к достижению удовлетворенности педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Внешний успех, карьеру разумнее рассматривать как побочную цель. Если рассматривать наоборот, то, наверное, можно достичь определенных результатов в карьерном росте, но стать профессионалом-педагогом, который сопереживает, слышит, чувствует, сочувствует другому человеку, невозможно.

Не секрет, что общество, государство не высоко ценят труд учителя. Очень часто старшеклассники и их родители воспринимают учителей как карьерных «неудачников», так как одной из составляющих успеха в нашем обществе считается высокая зарплата. В последние годы ситуация в стране несколько изменилась, по крайней мере, победители национального проекта «Образование» получили соответствующую материальную поддержку. Но для большинства педагогов, понятие «высокая зарплата» остается недосягаемой. Чтобы выжить большинство учителей берут на себя огромную учебную нагрузку, пытаясь при этом работать качественно и ответственно, жертвуя своим здоровьем и временем.

Очень легко сбиться с ритма, работая по 24 часа в сутки, и 7 дней в неделю. Планы должны быть написаны, уроки проведены, документы оформлены, работы проверены. Преподавание может отнять все время у педагога. Поэтому, если учитель хочет добиться долгосрочных успехов, он должен уметь балансировать между работой и личной жизнью.

Главный залог успеха – это личность педагога. Только личность может повлиять на формирование другой личности, от этого часто зависит и интерес ребенка к учебе. Учитель-личность не будет смотреть свысока на детей, с мнением учеников он считается. Слово и мнение ученика он ценит, а не только оценивает. Мысли учеников не отвергает, а развивает, пока в них не откроется что-то новое или, наоборот, пока мысль не зайдет в тупик. Учеников воспринимает всерьез, их поддерживает, а не ограничивает. Учителю необходимо быть добрым, строгим, требовательным, справедливым одновременно. Ребенок должен учителю верить и доверять. Ребенок как никто другой способен распознать истинные чувства, он всегда определит, фальшивит ли в отношениях с ним взрослый, играет ли в демократию. Чтобы быть успешным, надо быть самим собой.

Если учитель уверен в своей личной и профессиональной компетентности, уверен в своем внутреннем успехе, то у него высокая самооценка, он оказывает позитивное влияние на отношение детей к нему, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность учащегося. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Увидеть их, помочь им раскрыться – цель учителя.

Ребенок действительно «не пустой сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Эта цитата отражает два основных вопроса педагогики: чему учить и как учить? Мы все прекрасно знаем, что знание не является главной педагогической целью. Но с нас и учащихся спрашивают именно их. И успех педагога измеряется не в финансовом эквиваленте, а в количестве знаний и навыков, которые нашли место в головах учеников. Поэтому нужно абстрактные формулы, определения, формулировки связать практическим применением знаний, а еще лучше через практическое применение придти к знаниям. Предмет информатика, который я преподаю, обычно у любого ученика вызывает интерес: играть на компьютере любят все дети. Поэтому я должна поддержать этот интерес, показать возможности использования компьютера, донести до детей достаточно сложные теоретические знания, научить их применять полученные знания и умения. Для этого я не всегда предлагаю им готовые знания и умозаключения, а даю возможность прийти к ним самостоятельно. Я давно убедилась в том, что те знания, которые ребенок пропустил через себя, проработал, будут для него ценными. Самое важное – научить ребенка учиться! Процесс создания урока процесс творческий, в котором важна каждая деталь. Нужно на протяжении всего урока удерживать интерес ребят, их внимание, рабочий настрой. Только в диалоге, в совместном творчестве с детьми рождается настоящий урок, повышается мотивация к учебной деятельности. Учителю необходимо искать и находить новые способы преподавания. Успешный учитель не боится инновационных подходов и техник, использует разнообразные формы, которые работают во благо ученика, делает учеников вовлеченных в процесс обучения.

Сегодняшние школьники отличаются от советских школьников. Они рано начинают осознавать себя свободными, независимыми, противопоставляют свои взгляды и принципы принципам и морали взрослых. Не секрет, что процесс воспитания личности долгий и трудный, ведь часто педагога и ученика отделяет целая пропасть, обусловленная разницей в возрасте, в воспитании, мировоззрении. Как же преодолеть это расстояние. Умный педагог создаст ситуацию успеха для каждого воспитанника, независимо от его талантов и способностей. Ведь ребенок по-своему уникален, и педагогу необходимо нацелить его на успех, вселить веру в свои силы. Личность учителя способна создать вокруг себя некоторую среду, в которой ученик будет развиваться. Я работаю в обычной общеобразовательной школе и, к сожалению, у некоторых детей настолько негативная обстановка в семье, что они «ни во что хорошее не верят». У других детей, из вполне благополучных семей, родители постоянно заняты: для них работа, материальное благополучие стоят на первом месте, дети в таких семьях часто получают мало родительского тепла и внимания, и учитель, которому они доверяют, может в какой-то мере восполнить этот пробел. Я, как классный руководитель, заметила, чем больше проблем в семье, тем больше ребенок тянется к учителю, тем больше у него возникает желание с тобой поговорить, посоветоваться, поделиться, найти поддержку. У меня достаточно близкие отношения между мной и учениками. Это видно уже по тому, как они на перемене ходят вокруг меня, или по тому, как ждут одобрения своего ответа. Даже повзрослев, в 8, 9 классах, ребята заходят утром в кабинет просто поздороваться и после этого идут на свой урок. Внеклассная работа дает огромные возможности для раскрытия разных сторон личности учителя и ученика. При подготовке мероприятий, в походе, в театре, на экскурсии, в процессе неформального общения и ученик, и учитель предстают в ином качестве, раскрываются с неожиданной стороны. Процесс воспитания обоюдный: педагог и ученик, взаимодействуя друг с другом, способны меняться, обогащаясь духовно и эмоционально.

Важнейшее условие успешности педагогической деятельности – готовность к непрерывному педагогическому образованию. Информатизация системы образования, которая сейчас активно осуществляется, направлена на техническое и технологическое переоснащение образовательных учреждений, формирование новой информационной культуры, изменение подходов к образованию, пересмотр парадигмы и включение в нее современных образовательных и информационных технологий, поэтому любому учителю нужно овладеть этими технологиями на хорошем уровне. Знание возможностей (технических и дидактических) средств информатизации, их роли – как позитивной, так и негативной – позволит учителю грамотно, целенаправленно их использовать в профессиональной деятельности при обучении. Открытость педагога инновациям, поиск новых форм и методов – залог успешной работы, которая принесет желаемые результаты.

В школе нет двух одинаковых учеников, даже если они близнецы, каждый из них уникален.

В школе нет одинаковых учителей, каждый из них индивидуален, каждый из них личность. Школьное пространство – это большой простор для творчества, как учителей, так и учащихся. Как писал Д.И. Менделеев: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным не тех, которые стремятся обеспечить свою жизнь, а тех которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем удовлетворение, понимая общую народную надобность». Мне кажется, что сейчас в школе случайных людей практически не осталось, а остались те, для которых преподавание – это призвание, способ жизни.

Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Учитель, как никто другой, может помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Успешный учитель – личность, которая помогает другим становиться лучше.

Каждый из нас, посвятив свою жизнь профессии учителя, выбрал путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда - и только при сложении всех этих составляющих можно добиться успеха и удовлетворения от работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Успешный педагог кто он? iconЭссе «Слагаемые успеха»
Успех, успешность, преуспевать…В современной жизни стало престижным быть успешным. Успешный бизнесмен, успешный политик, успешный...
Успешный педагог кто он? icon«В чём проявляется успех ученика»: уверенный в себе, имеет хорошие...
Успешный учитель…Успешный ученик…Взаимодействие — взаимопонимание — сотрудничество
Успешный педагог кто он? icon«Стрит-джаз», педагог Ксения Шлезингер (1) «Диско. Вводный урок», педагог София Морозова (1)
«Базовая техника фламенко на примере стиля "Tangos"», педагог Юля Катышкина (1)
Успешный педагог кто он? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководители проекта: Стаина О. А., директор Центра «Галактика», Карсаков И. А., педагог дополнительного образования, руководитель...
Успешный педагог кто он? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Торопливые сборы близстоящих были видны довольно отчетливо; кто отпускал, кто подтягивал стремена, кто подавал ружье или патроны,...
Успешный педагог кто он? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Например, кто точнее расскажет правило…, кто больше назовёт…, кто правильнее подчеркнёт или даст определение…, кто образнее опишет…...
Успешный педагог кто он? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Баврина Н. М.,педагог- организатор, Дурнева О. В., зам дир по вр, Шатохина В. С., педагог доп образования
Успешный педагог кто он? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ваши убеждения, Вы поймёте возможности Вашей веры: кто-то верит во всемогущество Творца, кто-то рассчитывает только на свои силы,...
Успешный педагог кто он? iconНаучная конференция по теме «Могущество математики»
Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается...
Успешный педагог кто он? iconОбразовательная программа «Омега» Возраст учащихся: 13-15 лет
Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается...
Успешный педагог кто он? iconСеминара: Успешный урок (введение)
Уроки молодых специалистов прошли традиционные комбинированные. Все были прове­дены на хорошем уровне
Успешный педагог кто он? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Успешный опыт костромичей Павел Астахов обещал пропагандировать в других регионах 6
Успешный педагог кто он? iconДиплом «успешный дебют» Био 1-3 Сунцова Анастасия работа «Охрана и привлечение птиц»
Поощрение за выступление на школьном конкурсе реферативных работ 14 мая 2011 года
Успешный педагог кто он? iconДень открытых дверей
Кто-то вспомнит своё школьное детство и сравнит, кто-то лучше начнёт понимать своего ребёнка, кто-то проникается сочувствием к учителям....
Успешный педагог кто он? iconСпецкурсы естественно- естественно-научного цикла (2012 – 2013 учебный год)
Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается...
Успешный педагог кто он? iconОбычно в нашем сознании понятие "стресс "ас­социируется с чрезвычайно...
Книга предназначена и тем, кто находится в состоянии повышенного нервного воз­буждения, и тем, кто не может справиться со сво­ими...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск