Обычно в нашем сознании понятие "стресс "ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность





НазваниеОбычно в нашем сознании понятие "стресс "ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность
страница1/10
Дата публикации24.04.2015
Размер1.77 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



ВВЕДЕНИЕ

Обычно в нашем сознании понятие "стресс "ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность, связанную с бесконечными встречами, разъездами, необходимостью быстрого принятия решений. Между тем стресс подстере­гает буквально на каждом шагу всех людей, неза­висимо от сферы их занятий, будь то бизнесмен или представитель какой угодно профессии, работ­ник наемного труда или вольный труженик, сту­дент или домохозяйка. Стресс может возникнуть вследствие чрезмерного нервного и физического на­пряжения, уныния, отсутствия положительных перспектив или состояния неопределенности. А это значит, что данная книга предназначена и тем, кто находится в состоянии повышенного нервного воз­буждения, и тем, кто не может справиться со сво­ими чувствами и эмоциями, и тем, кто испытыва­ет сильные перегрузки на работе, и тем, кто страдает от ощущения пустоты и нехватки по­ложительных стимулов в жизни.

Современные исследования свидетельствуют о том, что стресс может оказать самое негатив­ное воздействие на здоровье. Люди, которые по­стоянно находятся в состоянии сильного нервного напряжения, склонны аккумулировать разнообраз­ные хронические заболевания. Так, например, было доказано, что если человек неадекватно реагиру­ет на крайние проявления гнева, то он рискует заполучить сердечно-сосудистое заболевание. Со­стояние нервного напряжения может способство­вать повышению кровяного давления, отражать­ся на работе иммунной системы, сказываться на темпах выздоровления, вызывать нарушения сна и т.п. Люди, находящиеся под прессом сильного стрес­са, часто обнаруживают, что их отношения с ок­ружающими ухудшаются, а уровень их работоспо­собности и активности снижается.

В последнее время заметно усилилась тенден­ция к пониманию данной проблемы и повышению общественного интереса к различным методикам борьбы со стрессом, соответствующие курсы все чаще превращаются в центры воспитания взрос­лых, все большее число людей овладевает навыка­ми активного управления различными уровнями стрессового состояния. Руководители предприя­тий постепенно осознают, что их сотрудники на­чинают трудиться более продуктивно, когда при­обретают умение творчески справляться со стрессом, и организуют для них соответствую­щие курсы непосредственно на рабочем месте.

Материал, изложенный в данной книге, предназ­начается для индивидуальной работы или для за­нятий, которые организуются в кругу родных и близких. Вы сами можете организовать неболь-

шую группу друзей и знакомых и регулярно зани­маться по предложенной методике, постепенно ос­ваивая приемы и упражнения, которые приводят­ся в книге, а также беседуя по отдельным вопросам, предлагаемым для обсуждения (в книге такие воп­росы даются в рамке).

Первая часть книги научит вас улавливать мо­мент, когда стресс только начинает проявляться и осложнять вашу жизнь. Далее предлагается методика эффективной борьбы с ним по двум на­правлениям: физический стресс-контроль и управ­ление стрессом. Техника релаксации поможет вам понять суть ваших физических реакций на стресс. Вы овладеете общими приемами техники релак­сации и познакомитесь с разными способами прак­тического применения этих приемов, что поможет вам справляться с эмоциональным и физическим дискомфортом. Если вы хотите подробнее озна­комиться именно с этими аспектами предлагае­мой методики борьбы со стрессом, обратитесь к материалу, изложенному в главах 6, 7 и 8. (Если вас не интересует методика физического расслабления, то можете просто пропустить эти главы.)

Изучая разделы, посвященные методике управ­ления стрессом, вы получите возможность по-но­вому оценить себя как личность — свой характер, образ мышления и стиль жизни. Вы сможете на­чать работать над собой, с тем чтобы научиться постоянно поддерживать душевное и физическое равновесие, познакомитесь с разными способами борьбы с нервными перегрузками, узнаете, как мож­но научиться говорить другим "нет ", не испыты­вая при этом чувства вины. Вы освоите приемы планирования будущих событий, а также технику

преодоления трудных ситуаций и тяжелых душев­ных состояний, которые сможете потом приме­нять сообразно своим собственным жизненным об­стоятельствам, характеру и потребностям.

Свою главную цель я вижу в том, чтобы по­мочь вам вновь обрести способность радоваться жизни. Люди, находящиеся под воздействием стрес­са, обычно воспринимают себя слишком серьезно, относятся к себе слишком сурово и не желают доставить себе удовольствие. Когда же в нас снова пробуждается чувство юмора и мы начинаем смотреть на мир другими глазами, то, даже стал­киваясь с самыми тягостными жизненными про­блемами, мы видим в них возможность проявить себя, испытать свою волю и характер, то есть воспринимаем реальную жизнь в игровом аспекте, а значит, можем пробудить в себе ребенка. Тогда мы начинаем смотреть на свою жизнь скорее как на увлекательное приключение, нежели как на од­нообразный механический труд. И пусть мы час­то не можем повлиять на то, что с нами происхо­дит в жизни, однако мы всегда способны изменить то, как мы воспринимаем происходящее и как реа­гируем на него.

Научившись усмирять стресс в своей жизни, мы сумеем заставить его работать на себя, сумеем превратить жестокого, сурового хозяина в добро­совестного, умелого слугу.

ГЛАВА 1

ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС

СЛЕДИТЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ

Когда люди подпадают под воздействие силь­нейшего стресса и находятся в состоянии внут­реннего напряжения, они, как правило, отча­янно пытаются найти для себя какой-то выход, но зачастую даже не представляют, с чего на­чать. В результате они или продолжают, стиснув зубы, держать оборону, сопротивляясь из пос­ледних сил, или пытаются решить проблему неадекватными способами: прибегнув к помо­щи домашней аптечки, бара, спиртных напит­ков или пачки сигарет. Иногда они начинают вести себя как заведенные: перегружают себя заботами, работают на износ, до полного изне­можения, или пускаются в загул.

Часто люди не сразу осознают, что с ними происходит. Ниже перечисляются некоторые признаки, по которым можно распознать у себя симптомы стресса:

  • вам требуется с каждым разом все боль­
    ше времени для выполнения какого-либо за­
    дания;

  • все чаще и чаще у вас случаются провалы
    в памяти, бытовые травмы;

  • вы легко раздражаетесь, впадаете в беспо­
    койное состояние или становитесь чрезвычайно
    рассеянным и невнимательным;

  • вы ощущаете постоянную усталость, у вас
    наблюдаются нарушения сна;

  • вам не хватает времени на себя;

  • вы испытываете угнетенное душевное со­
    стояние, подавленность.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СТРЕССА

Сколько бы я ни обращалась к знакомым с просьбой дать общее определение стресса, все они, как правило, скорее приводили частные приме­ры стрессовых ситуаций, нежели раскрывали суть данного явления. Обычно люди рассказывали мне о том, как на них наваливалось множество про­блем, с которыми они пытались справиться од­новременно; о том, как им катастрофически не хватало времени, чтобы переделать все сваливши-

еся на них дела, о том, как они пытались дер­жаться на ногах и продолжали выполнять свои обя­занности, невзирая на боль или плохое самочув­ствие; о том, как они тщетно пытались поддер­живать порядок в доме, в то время как рабочие, которых наняли делать ремонт, каждый раз уст­раивали в доме настоящий кавардак.

Ситуации, кратко обрисованные в приведен­ных примерах, имеют одну общую особенность: все они заставляют нас приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Итак, кажет­ся, мы немного продвинулись в направлении общего определения стресса. Как вам понравит­ся, например, такое:

Стресс — это ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Да, в общих чертах это верно, но все-таки этого явно недостаточно. Мы имеем некую внут­реннюю потребность, как физического, так и душевного свойства, находиться в состоянии равновесия. Иными словами, нам необходимо постоянно настраивать свой организм таким об­разом, чтобы он в случае необходимости был способен справиться с дисгармоничной ситуа­цией и вернуться к комфортному состоянию. Значит, в условиях стресса нашему организму требуется перенастроиться, то есть приспосо­биться к новым обстоятельствам. Таким обра­зом, понятие стресса должно быть так или ина­че связано с адаптационными возможностями

организма, позволяющими ему восстановить свое нормальное состояние.

Итак, теперь мы можем дать более полное определение стресса:

Стресс — это адаптивная реакция

организма на любое требование,

предъявляемое человеку.

От человека требуется перенастроить свой организм таким образом, чтобы он адаптиро­вался к новым обстоятельствам и вернулся в не­обходимое ему состояние равновесия.

СТРЕСС

ИЛИ ДИСТРЕСС?

Примеры, которые приводят люди, говоря о стрессе, как правило, отражают его негативную природу. Обычно они описывают дистресс — со­стояние горя, страдания, печали. Тем не менее факторы стресса (стрессоры), или причины, ко­торые его вызывают, могут быть не только тя­гостными, но и приятными. Но чем бы ни был обусловлен стресс, радостью или горем, чело­век оказывается под давлением определенных обстоятельств и собственных ответных эмоций, и только количество и сила воздействия стрес­соров может так или иначе повлиять на способ­ность человека противостоять им.

Переживая стрессовую ситуацию, вызванную

приятными моментами, мы испытываем радост­ное возбуждение, так что, как правило, и не вос­принимаем свое состояние как стресс. И только если это состояние становится слишком интен­сивным, оно может начать нас даже подавлять. Дистресс же ввергает нас в настолько болезнен­ное и тяжелое душевное состояние, что мы цели­ком и полностью сосредоточиваемся на нем, ис­пытывая при этом жалость к самим себе, злость или недовольство, отчего наши страдания только усиливаются. Иногда мы пребываем в самом мрач­ном расположении духа. Но независимо от того, чем стресс вызван, радостью или горем, он зас­тавляет нас расходовать физические и эмоциональ­ные ресурсы организма.

Обычно отмечаются четыре стадии ответной реакции организма на воздействие стрессоров:

  • состояние тревоги (быстро охватывает че­
    ловека);

  • временное ощущение истощения (возни­
    кает под растущим напором все новых и новых
    требований);

  • стадия борьбы (длительная, изнуряющая
    человека физически и морально);

  • полное истощение (когда уже не остается
    сил к сопротивлению).

Банковский служащий мог бы, наверное, проиллюстрировать эти четыре стадии в хоро­шо знакомых ему образах.

• Майкл снимает деньги с текущего счета,
чтобы оплатить непредвиденные расходы.

  • Он испытывает временные затруднения с
    наличностью.

  • Ему постоянно приходится забирать день­
    ги из отложенной суммы.

  • У него ничего не осталось, и он становит­
    ся банкротом.

Все мы в разной степени обладаем способ­ностью собраться с силами и встретить выпав­шее на нашу долю испытание. Нервное и фи­зическое истощение, которое наступает вскоре после того, как на нас обрушивается первый шквал требований перестроить себя, имеет ха­рактер временный, поверхностный и может быть вполне обратимо, если мы дадим себе воз­можность оправиться и восстановить силы. Другое дело, если мы постоянно пребываем в состоянии тревоги и напряжения. Это застав­ляет нас непрестанно и активно расходовать внутренние запасы энергии. А это наши ре­зервы, в основном невосстановимые, и в ре­зультате мы остаемся вымотанными до преде­ла. Наши адаптационные возможности далеко не безграничны.

Итак, выбор остается за нами. Мы можем либо безрассудно растрачивать свои внутренние ре­зервы, как говорится, жечь свечу сразу с обоих концов, либо научиться сберегать свои активы и распоряжаться этим ценным имуществом бе­режно и мудро. Оказавшись в состоянии дист­ресса, нужно уметь до минимума сократить свои энергетические расходы и позаботиться о том,

12

чтобы наша жизнь была наполнена деятельнос­тью, приносящей удовлетворение и радость.

АКТИВНЫЙ

И ПАССИВНЫЙ

ДИСТРЕСС

В обыденном представлении понятие стресса обычно связывается с людьми, загруженными работой или другими занятиями, живущими чрезвычайно напряженной жизнью, независи­мо от того, работают ли они или сидят дома. Такие люди подвержены активному дистрессу. Пассивный дистресс возникает обычно у лю­дей, страдающих от нехватки положительных стимулов и возможностей для самореализации, поэтому данное пособие адресовано в том чис­ле и тем людям, которые утратили вкус и инте­рес к жизни, впали в уныние или чувствуют себя слишком уставшими, опустошенными и не имеют сил радоваться жизни.

ПРИЧИНЫ СТРЕССА И НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Давайте посмотрим, какие обстоятельства могут ввергнуть нас в стрессовое состояние. Впрочем, нам с вами следует развивать пози-



тивное мышление, поэтому лучше выразиться иначе. Давайте рассмотрим ряд обстоятельств, которые дают нам возможность испытать себя и требуют от нас умения мобилизовать свои внут­ренние силы и эффективно использовать свои адаптационные возможности и навыки.

Характер нашей ответной реакции зависит от интенсивности стресса и количества стрессовых ситуаций, приходящихся на одно и то же время.

Состояние утраты

Когда мы что-то теряем, это ввергает нас в состояние утраты. Слово "утрата", которое я здесь использую, может относиться к потере чего

бы то ни было. Всем нам знакома та боль, кото­рую мы испытываем, когда теряем дорогих и близких людей. Наверное, это самая неперено­симая боль, какая только возможна. Обычно ей сопутствуют мучительные переживания по по­воду неверия в себя, заниженной самооценки, неопределенности и отсутствия положительных перспектив. Иногда мы можем столкнуться с ощущением утраты (в зависимости от обстоя­тельств более или менее интенсивным), попав в ситуацию, связанную с переживанием потери чего бы то ни было: это может быть потеря ра­боты, потеря принадлежащих нам вещей, поте­ря репутации. Даже когда мы завершаем какое-то крупное предприятие или достигаем личного успеха в каком-то деле, которое в течение не­которого времени придавало особый смысл на­шему существованию, мы можем оказаться в стрессовом состоянии. Те из нас, кому довелось когда-либо пережить период подготовки к экза­менам, наверняка помнят странное чувство опу­стошенности, которое охватывает нас, как толь­ко экзамены остаются позади и больше не надо сидеть за столом, уперев глаза в вечно раскры­тый перед носом учебник.

Переживая состояние утраты, мы должны быть особенно добры и великодушны по отно­шению к самим себе, до тех пор пока не адап­тируемся к новым жизненным обстоятельствам и не обретем вновь утраченное ощущение смысла бытия.

Случалось ли вам в последнее время ис­пытать чувство потери? Как это подействовало на вас? К каким обстоятельствам вам пришлось адаптироваться?

Уныние (пассивный дистресс)

Мы можем переживать стресс и в такой си­туации, когда страдаем от нехватки положитель­ных жизненных стимулов. В это трудно поверить, так как мы привыкли думать, что только чрез­мерные нагрузки способны привести человека в состояние дистресса, однако ощущение пус­тоты жизни и невостребованности также чрева­то нервным напряжением. Эта проблема будет более подробно рассмотрена в главе 11.

Есть ли у вас ощущение, что ваша жизнь менее интересна и насыщенна, чем вам бы хотелось?

Ваше отношение к тому, чем вы занимаетесь

Каждый раз, когда мы беремся за какое-то новое дело или хотим чему-либо научиться, мы

прибегаем к использованию своих адаптацион­ных ресурсов. С практикой наша задача значи­тельно облегчается. Я помню свои ощущения, когда училась водить машину. Приходилось все время держать под контролем огромное количе­ство разных факторов одновременно: следить за тем, что делают ноги, что делают руки, ста­раться заметить все, что происходит по ту сто­рону ветрового стекла, держать в голове все пра­вила дорожного движения... Затем все это перешло в привычку, которая, как водится, ста­ла второй натурой. То есть задачи остались теми же, а стресса стало значительно меньше. Появи­лась возможность послушать радио, поболтать с пассажирами или обдумать планы на вечер. Из­менились не сами задачи, связанные с вожде­нием, а только моя реакция на них.

Когда я преподавала в последних классах кол­леджа, некоторые ученики решили пойти ра­ботать, не дожидаясь его окончания, и мне приходилось употреблять весь свой дар крас­норечия, чтобы убедить кое-кого из них не впадать в полное отчаяние и не бросать рабо­ту в первый же месяц. Они не переставали жаловаться мне, что постоянно чувствуют себя усталыми, что не могут устойчиво кон­центрировать внимание на выполняемой ра­боте и что не имеют ни сил, ни желания ни на что другое, помимо работы. Я старалась их

ободрить и советовала исключить до поры до времени любые другие занятия, не имеющие для них существенного значения. Если по окончании рабочего дня их единственным же­ланием было добраться до дому и плюхнуть­ся в постель, то, значит, не нужно было де­лать ничего другого. "И это и есть взрослая жизнь?" — ныли мои ученики. Однако про­шел месяц, и стоило им немного попривык­нуть к новому режиму и ритму жизни, как они стали рисовать мне уже совсем другие картинки. Постепенно они начали открывать для себя, что в жизни взрослых существует еще много всего интересного, помимо работы.

Имеются ли у вас какие-нибудь новые за­нятия, которые вам приходится осваивать, затрачивая на это массу сил и энергии? Как вы обычно справляетесь с подобны­ми ситуациями?

Фрустрация (неудача)

Это то, что мы чувствуем, когда абсолютно не властны над тем, что с нами происходит. Мно­гие предпочитают держать свою жизнь по воз­можности под контролем и, когда этот конт-

роль оказывается вдруг утрачен, начинают ощу­щать себя жертвами обстоятельств. Это самый тяжелый вид стресса. Мы не в силах изменить сложившиеся обстоятельства, но можем изме­нить нашу реакцию на них. А такое изменение — это чуть ли не вызов судьбе.

Когда-то давно я была знакома с одной не­молодой дамой, назовем ее миссис Смит, которая обычно молча сидела и внимательно слушала, что говорят окружающие. Время от времени, понимающе качая головой, она произносила одну-единственную фразу: "Ах, так, значит, вон оно как!" После чего снова впадала в безмолвие. Я тогда никак не могла решить для себя: безнадежно ли глупа мис­сис Смит или она все же поистине мудра. Теперь, по прошествии времени, я все же склонна думать, что она все-таки была весь­ма мудрая дама.

И если мне приходится переживать крупную неудачу, когда, как говорится, хочется волком выть, то я качаю головой, как миссис Смит, и повторяю ее слова: "Ах, так, значит, вон оно как!" На самом деле это очень ценное качество — уметь принять то, чего нельзя изменить. В ре­зультате мы экономим большое количество внут­ренней энергии, вместо того чтобы растрачи­вать ее попусту на всякие стенания, брыкания, бесполезную борьбу или жалость к самому себе.

Случалось ли вам переживать такие моменты в жизни, когда все ваше внимание сосредото­чено исключительно на какой-то неудаче? Сколько внутренней энергии вы потрати­ли при этом зря, позволив себе биться го­ловой об стенку?

Приведите ряд возможных ситуаций, в ко­торых было бы уместно повторить слова миссис Смит.

Опасность

Мы подвергаемся стрессу в любой ситуации, которую воспринимаем как потенциально опас­ную. Я хотела бы специально выделить здесь сло­во "воспринимаем", поскольку наша реакция есть сугубо субъективный ответ нашего организ­ма на происходящее. Приведу два примера.

  1. Олджи впервые отправляется в загранич­
    ную поездку. Путешествие на самолете для
    него внове, и он мало что знает об этом. Нео­
    жиданно самолет начинает сотрясаться и ур­
    чать. Сердце Олджи начинает биться чаще,
    он весь вспотел и сильно испуган.

  2. Эдуард, который сидит от него через про­
    ход, сам летчик по профессии, но сейчас он
    направляется в очередной отпуск. Самолет для
    него как дом родной, и он сразу же понима­
    ет в чем дело, мельком отмечая, что они по-

пали в турбулентный вихрь, после чего про­должает спокойно читать газету.

Одна и та же ситуация вызвала два типа реак­ции: ситуация одна и та же, а восприятие разное.

Мы по-разному ведем себя даже в таких об­стоятельствах, которые, казалось, вполне объек­тивно могли бы рассматриваться как опасные. Что у одних вызывает страх, то другим пред­ставляется увлекательным приключением. Кому-то на каждом шагу мерещатся опасности; а есть такие, которые считают, что мир вообще место довольно опасное, и постоянно находятся в со­стоянии боевой готовности.

Считаете ли вы, что жизнь — это борьба? Как вы ведете себя, когда вам что-то уг­рожает, и что предпринимаете, дабы убе­речь себя от опасности?

Физический стресс

Когда мы пытаемся справиться с болью, бо­лезнью или тяжелой травмой, лишившей нас возможности вести привычный образ жизни, мы постоянно находимся под воздействием внут­реннего стресса. А так как наши адаптационные возможности ограничены, мы вступаем в борь­бу со стрессом, имея в наличии уже сильно со­кратившиеся резервы. Иногда бывает достаточ-

но малейшего толчка, чтобы человек перешел границу терпения. Люди, постоянно находящи­еся под воздействием физического стресса, за­частую забывают, какую тяжелую, непрекраща­ющуюся борьбу они ведут, и удивляются или даже испытывают чувство вины, когда вдруг по­нимают, что им не под силу взять на себя еще какую-то дополнительную нагрузку. Окружаю­щие бывают невнимательны по отношению к ним и, не думая о ближних, иногда готовы взва­лить массу дополнительных забот на тех, кто и без того несет нелегкое бремя. Поэтому нужно уметь вести себя так, чтобы не оказаться в роли мученика.

Внешние физические стрессоры тоже не­устанно собирают дань: если жизнь под гне­том постоянной опасности выматывает душу, то загрязнение окружающей среды наносит се­рьезный вред и душе и телу. К тому, что обык­новенно понимается под загрязнением окру­жающей среды, я бы добавила температурные скачки и шум.

школой пролетал самолет, уровень шума в классах становился просто непереносимым. Гул периодически то нарастал, то стихал, и учитель был вынужден то повышать голос, то понижать, то есть ему приходилось каж­дые две минуты менять тон голоса, чтобы уче­ники могли слышать его объяснения. Я обра­тила внимание, что стоило учителю поднять голос, как в классе возникало заметное на­пряжение. Таким образом, в течение двух минут, пока учитель говорил громко, учени­ки находились в состоянии напряжения, за­тем следовали две минуты, пока он говорил тихо, и тогда они ненадолго успокаивались. Я почти уверена, что проблемы этой школы на самом деле были не такими уж необъяс­нимыми. К вечеру, вернувшись домой, я по­чувствовала себя совершенно разбитой, со­знавая, что мне ни за что не хотелось бы провести еще денек в подобной обстановке.


Однажды мне пришлось побывать в школе, которая пользовалась далеко не лучшей ре­путацией среди других учебных заведений из-за необъяснимых проблем с поведением уча­щихся и непрекращающейся текучки кадров. Эта школа располагалась в непосредственной близости от аэропорта Хитроу. Когда над

Есть ли причина, которая заставляет вас ис­пытывать внутренний физический стресс? Часто ли вы подвергаетесь воздействию ка­ких-либо стрессоров, имеющих отноше­ние к состоянию окружающей среды? Думали ли вы о том, что вам нужно сде­лать, чтобы пережить это состояние, не переходя границы терпения?

Изменения в жизни

Несмотря на то что некоторые события, свя­занные с изменением тех или иных жизненных обстоятельств, приносят нам радость и счастье, они все же требуют от нас адаптации к новым условиям и поэтому тоже являются стрессовы­ми. Ниже приводится перечень основных стрес­соров, которые могут вызвать у нас либо ра­дость, либо печаль:

  • брак;

  • рождение ребенка;

  • переезд в новый дом;

  • новая работа;

  • развод;

  • увольнение с работы;

  • уход на пенсию;

  • семейные празднества (например, Рождество);

  • отпуск;

  • изменение в:

степени ответственности на работе, рабочем графике или условиях работы, привычках, связанных со сном, привычках, связанных с едой.

Сколько перемен в привычном образе жиз­ни вам довелось испытать за последний год?

Каким образом вам приходилось адапти­роваться к новым обстоятельствам?

Удовлетворены ли вы тем, как справились с этой задачей, или вам хотелось бы сде­лать это с меньшим ущербом для себя?

Если мы не хотим, чтобы в нашем механиз­ме полетели все предохранители, мы должны следить за тем, чтобы нагрузка, приходящаяся на сеть электропитания, была нам по силам — как физически, так и эмоционально. Всегда сле­дует помнить о той последней капле, которая может переполнить чашу, и я сама вынуждена признать, что, как правило, именно какой-ни­будь пустяк может заставить меня потерять над собой контроль, притом что я могу великолеп­но справляться с гораздо более сложными зада­чами.

Позвольте мне еще раз вам напомнить: ин­тенсивность стресса и количество стрессовых си­туаций, которые приходится переживать одно­временно, — вот что может заставить полететь ваши предохранители. А это значит, что мы дол­жны строить свою жизнь и деятельность таким образом, чтобы не допустить подобных перегру­зок. В главе 11 вы найдете практические реко­мендации по данному вопросу.

ГЛАВА 2

ПРИРОДА СТРЕССА

СОСТОЯНИЕ ТРЕВОГИ

Достаточно ли хорошо вы знаете свое тело? Ведь с физической точки зрения все мы, будь то самая утонченная и ультрасовременная лич­ность, мужчина или женщина, обладаем при­митивным телом — телом пещерного человека. Давайте представим себе тот образ жизни, ка­кой в качестве этого пещерного человека вы могли бы вести. Для этого вам придется перене­стись во времени назад. И вот вы — типичный пещерный житель с хорошо развитыми инстин­ктивными реакциями, которые помогают вам защитить самого себя и своих близких. От чего же вам нужно защищаться? Какие навыки и умения вам могут потребоваться, чтобы эффек­тивно выполнять данную задачу? Давайте вооб­разим, что неожиданно вы встречаетесь нос к носу с саблезубым тигром. Что делать в подоб-

26

ной ситуации? Одно из двух на выбор: либо, если вы чувствуете себя на это способным, всту­пить в схватку со зверем, либо, если вы по на­туре больше похожи на меня, пуститься наутек. И в том и в другом случае вам потребуется вся ваша мускульная сила. Вы должны настроить свое тело, приведя его в состояние боевой готовности или приготовившись спасаться бегством. Для это­го в вашем теле произойдут определенные изме­нения, которые должны помочь ему выстоять в трудной или опасной ситуации. В случае ожидае­мой схватки со зверем или спасения бегством могут наблюдаться следующие проявления здоровой реакции человеческого организма на стресс.

  • Учащается сердцебиение и увеличивается
    частота пульса.

  • Повышается кровяное давление.

  • Кровь приливает к крупным мышцам тела.

  • Дыхание убыстряется.

  • Вы начинаете дышать верхушками легких,
    а это может вызвать одышку или затрудненное
    дыхание.

  • Вы можете почувствовать, как у вас пере­
    сыхает во рту.

  • Вы можете ощутить слабость или дурноту.

  • У вас может возникнуть непреодолимое
    желание опорожнить кишечник или мочевой
    пузырь.

  • Ваши мышцы напряжены до предела.

  • Возможно, вы покроетесь потом, особен­
    но влажными станут ладони.

  • Вероятны признаки несварения желудка
    (кислотность).

  • Волосы на теле могут встать дыбом, вас,
    возможно, охватит дрожь или вы покроетесь
    гусиной кожей.

  • В крови может повыситься содержание са­
    хара и жиров, быстро преобразующихся в необ­
    ходимую энергию.

Все эти процессы происходят по мере того, как крупные мышцы вашего тела активно снаб­жаются кровью, обогащенной дополнительным кислородом, который поступает из легких. В ва­ших мышцах карбогидраты сжигаются для выс­вобождения большего количества энергии. А это и есть та самая энергия, которая вам потребует­ся для того, чтобы сразиться со зверем или уд­рать от него. При этом не следует забывать, что такова здоровая и успешная мобилизация орга­низма в ответ на возникшую стрессовую ситуа­цию. В результате тело примитивного человека оказывается самым эффективным образом под­готовленным к борьбе со стрессом. Активизиру­ются только те функции тела, которые абсолют­но необходимы для этого, другие функции оказываются временно приглушенными.

А давно ли, скажите на милость, вам дово­дилось в последний раз столкнуться нос к носу с саблезубым тигром?

На самом деле вы встречаетесь с ним регу­лярно, хотя внешне это выглядит по-другому.

• Вы едете на машине, опаздывая на важ-

ную встречу. На дороге затор, и хвост автомо­бильного потока растянулся на несколько миль. Вы пытаетесь продвигаться вперед, объезжая попутные машины. То же самое делают десятки других водителей. В результате вы все оказывае­тесь в еще более ужасной пробке. И теперь уж наверняка прибудете на встречу с большим опоз­данием.

  • Вы возвращаетесь из супермаркета, таща в
    обеих руках пакеты со снедью, и, войдя на кух­
    ню, видите, что ваша посудомоечная машина
    сломалась, а вся кухня затоплена хлещущей из
    нее водой.

  • Вы удобно усаживаетесь перед телевизо­
    ром в надежде полчасика хорошенько рассла­
    биться и отдохнуть. Раздается телефонный зво­
    нок. Ваша пожилая матушка названивает вам уже
    в шестой раз за сегодняшний день. На этот раз
    она просит вас подъехать к ней поменять сго­
    ревший предохранитель.

  • Вы направляетесь на важную встречу и хо­
    тите выглядеть соответствующим образом. Мимо
    проезжает машина, попадает колесами в лужу и
    обдает вас грязью с головы до ног.

Беда в том, что со всеми этими современны­ми саблезубыми тиграми не всегда можно спра­виться с помощью грубой силы. А наше прими­тивное тело, распознав опасность, по-прежнему реагирует на нее единственно знакомым ему спо­собом: оно начинает готовить наш организм к использованию энергетических резервов, необ-

холимых для того, чтобы вступить в схватку со зверем, несмотря на то что с нынешним "зве­рем" приходится бороться совсем иначе.

Составьте список "саблезубых тигров", с которыми вам приходится чаще всего встречаться.

Затем просмотрите еще раз приведенный выше список физиологических проявлений здоровой реакции на стресс, который мог возникнуть у примитивного человека при встрече с тигром. Некоторые из этих про­явлений вы, разумеется, не сможете от­следить, так как они протекают внутри ва­шего организма, однако кое-какие из них вы сумеете легко узнать. Отметьте те проявления, которые вам зна­комы по собственному опыту.

При встрече с фактором стресса (современ­ным саблезубым тигром) наше физическое тело реагирует точно так же, как и тело примитив­ного человека, — оно начинает вырабатывать энергию, необходимую для совершения боль­шого физического усилия, однако проблема не всегда может решаться с помощью физической силы. То есть тело приведено в состояние пол­ной боевой готовности, однако физические дей­ствия неприменимы.

Не все стрессы имеют физическую природу. Некоторые люди настолько привыкают бороться за свое место под солнцем, что начинают вообще смотреть на мир как на место, полное опасностей. Находиться в состоянии постоянного напряжения и боевой готовности становится для них нормой. Они не только на каждом шагу сталкиваются с ситуациями, провоцирующими состояние трево­ги и возбуждения, но не могут расслабиться даже тогда, когда не видят вокруг никаких тигров.

Подобное состояние мы называем состояни­ем возбуждения.

КАК НА НАС ВЛИЯЕТ СОСТОЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ

А сейчас пришло время понаблюдать за другими людьми. Наблюдая за другими, мы можем многому научиться. Можете ли вы припомнить кого-нибудь из своих знакомых, кто часто выглядит из­лишне возбужденным? Можете ли вы определить, когда эти люди находятся в возбужденном состоянии? Понаблюдайте, как они сидят, стоят, как жестикулируют, какое у них при этом вы­ражение лица.

Прислушайтесь к их тону, обратите вни­мание на скорость их речи, поинтересуй­тесь, не свойственно ли им смотреть на все только с плохой стороны. Запишите или поделитесь с кем-нибудь своими наблюдениями.

А теперь можете спросить себя самого. Что вы испытываете в обществе людей, находящих­ся в состоянии внутреннего напряжения? Не за­мечаете ли вы, что их поведение каким-то об­разом отражается и на вас?

Будучи учителем, я в течение некоторого времени имела возможность наблюдать за рабо­той своих молодых неопытных коллег. Когда они тщетно пытались обуздать неуправляемый класс, в их поведении проявлялись многие из приве­денных выше черт. Чем сильнее становилось со­стояние стресса, в которое впадал начинающий учитель, тем большее возбуждение охватывало класс.

По мере того как его голос становился гром­че и резче, шум в классе усиливался до предела. Работать в таких классах было очень непросто. Иногда я задаюсь вопросом, а не были ли мои собственные первые годы учительства столь му­чительными оттого, что я и сама, должно быть, когда-то совершала подобные ошибки. В отли­чие от новичков опытные педагоги, научившие-

ся держать учеников в ежовых рукавицах (наде­юсь, что и мне удалось стать одной из них), ре­агировали на шум и возбуждение в классе спо­койно, разговаривали тихим голосом, произнося слова медленно, используя низкие голосовые регистры. В результате ученики, сами того не за­мечая, постепенно успокаивались. Иными сло­вами, если опытные учителя и испытывали иног­да острое желание задушить этих несносных маленьких дьяволят, то уж ни в коем случае они не могли допустить, чтобы ученики вы­вели их из себя. Попробуйте воспользоваться этим методом, и вы убедитесь, что он весьма эффективен.

А теперь припомните, есть ли среди ваших знакомых спокойные по натуре люди. Вспомни­те, как они себя ведут, какие качества им свой­ственны.

Представьте себе, какие ощущения вы ис­пытываете, находясь в обществе таких людей. Хорошо ли вам среди них?

Итак, давайте задумаемся над тем, какое воздействие мы сами оказываем на людей, ко­торые нас окружают? Доставляет ли им удо­вольствие находиться с нами в компании или мы распространяем вокруг себя ауру напря­жения и дистресса? Это ведь прекрасно, если люди ищут нашего общества, потому что мы являем собой образец спокойствия и внутрен­ней гармонии и потому что с нами легко и приятно общаться.

КАК СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ОТРАЖАЕТСЯ НА НАШЕЙ СПОСОБНОСТИ К ПРАВИЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

А теперь посмотрим, как внутреннее напря­жение сказывается на нашей работоспособности.

Старый бык и молодой бык стоят на склоне холма и смотрят на пасущееся у подножия стадо коров. "Давай сбежим вниз, —'предла­гает молодой бык, - и покроем нескольких коров". "Э нет, сынок, — отвечает старый. — Давай-ка лучше не спеша спустимся по скло­ну и покроем всех коров".

Замечали ли вы когда-нибудь, как, занима­ясь чем-либо в суете и спешке, вы чаще, чем обычно, ошибаетесь и в результате успеваете сде­лать гораздо меньше, чем хотели? Можете ли вы вспомнить, что вы сделали, а что забыли? Точно ли вы выключили газ на кухне? Заперли ли вы входную дверь?

Встаньте лицом к лицу с партнером, взяв­шись с ним за руки, либо возьмитесь за дверную ручку, которую нужно будет с си^ лой потянуть на себя. Теперь начинайте тянуть на себя дверь со всей силой, на которую вы только спо-

собны; вам придется приложить для этого изрядное физическое усилие. А пока вы тянете, попробуйте произносить по очереди имена своих друзей и знакомых, перечисляя их в возрастном порядке.

Насколько хорошо вы способны сосредото­чить свое внимание, в то время как вам прихо­дится совершать немалое физическое усилие? Полагаю, вы не слишком в этом преуспели! Похоже, мускульное напряжение и физическое усилие не очень-то способствуют нашему мыс­лительному процессу.

Большинство из нас знакомы с ситуацией, когда никак не можешь вспомнить то, что, как говорят, так и вертится на языке. Стараешься припомнить чье-то имя — оно как будто витает где-то совсем близко, но засело в мозгу и никак не хочет выходить наружу. Однако стоит нам рас­слабиться и перестать мучить себя, тщетно пы­таясь вспомнить то, что нужно, или даже про­сто задремать на минутку, как память к нам возвращается.

Находясь в нежелательном состоянии возбуж­дения, мы чувствуем себя весьма дискомфорт­но. Оно забирает у нас всю энергию, а само по себе является абсолютно непродуктивным. Ког­да мы внутренне напряжены и чрезмерно бес­покойны, наша жизнь превращается в сплош­ное несчастье и окружающим явно не доставляет

большого удовольствия общение с нами. На са­мом деле, если мы позволяем пещерному чело­веку в себе целиком и полностью подчинить ци­вилизованную личность, то это означает, что мы просто скользим вниз по спирали неадек­ватного и деструктивного поведения.

В жизни много радости! Так давайте же радо­ваться как можно больше!

Мир вокруг нас полон вовсе не препятствий, а всевозможных приключений и самых разно­образных возможностей дерзнуть и в чем-то про­явить себя. И хотя мы не всегда властны изме­нить то, что с нами случается, но в наших силах изменить наше восприятие происходящего и соответственно реакцию на него.

Тигров можно приручить!

Далее вы узнаете из этой книги, как это сде­лать.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconЭкологически обусловленный стресс и старение человека на севере
Ключевые слова: северный стресс, преждевременное старение, дизадаптация, окислительный стресс, метаболические, эндокринные, психоэмоциональные...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconРеферат по теме: «Басенное творчество И. А. Крылова»
Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, суждениями. Образы и крылатые...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconНет ничего невозможного. Все границы существуют в нашем сознании
Фундаментальное и прикладное значение нейропсихологии для медицины, психологии, педагогики и дефектологии. Нейропсихология индивидуальных...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconРеферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья»
Духа Святого, когда человек самовольно уходит из жизни. Презрение к здоровью ведет к тому, что человек сам укорачивает свою жизнь....
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconРеферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта
Христова они венчались. Отсюда родом и его няня Арина Родионовна. Многое напоминает о ее жизни в нашем крае: памятный знак в селе...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconМышление и искусственный интеллект
Какова природа мышления? Какие процессы происходят в нашем организме, когда мы думаем, чувствуем, видим, понимаем? Возможно ли в...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тестирование на оксидативный стресс (физиологический стресс или повреждение организма вследствие протекания нехарактерных для собственного...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconМетод проектов: история и практика применения
«всё из жизни, всё для жизни». Ребёнок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconСущность и природа стресса. Виды стрессов
Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconУчитель русского языка и литературы
Когда человек находит своё призвание в жизни, работа превращается в увлекательный процесс, который способствует полной самоотдаче...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconОтчет мкоу дов гци «Эгида»
За апрель в нашем центре повысили квалификацию в области икт 180 человек. Все методисты отдела имеют необходимую квалификацию для...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность icon«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма
НШ: предъявлял требование соц Актуальности Чистое искусство – дурная крайность дурной крайности (дидактического искусства). понятие...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconВ рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического...
В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий характеризуется довольно низкими показателями. Доля наукоемкого...
Обычно в нашем сознании понятие \"стресс \"ас­социируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогран­ную деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить детей с понятием в музыке- ритмом, помочь понять, что ритм является основой не только музыки, но и всей жизни,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск