Скачать 1.77 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ Обычно в нашем сознании понятие "стресс "ассоциируется с чрезвычайно напряженным ритмом жизни, когда человек вовлечен в бурную многогранную деятельность, связанную с бесконечными встречами, разъездами, необходимостью быстрого принятия решений. Между тем стресс подстерегает буквально на каждом шагу всех людей, независимо от сферы их занятий, будь то бизнесмен или представитель какой угодно профессии, работник наемного труда или вольный труженик, студент или домохозяйка. Стресс может возникнуть вследствие чрезмерного нервного и физического напряжения, уныния, отсутствия положительных перспектив или состояния неопределенности. А это значит, что данная книга предназначена и тем, кто находится в состоянии повышенного нервного возбуждения, и тем, кто не может справиться со своими чувствами и эмоциями, и тем, кто испытывает сильные перегрузки на работе, и тем, кто страдает от ощущения пустоты и нехватки положительных стимулов в жизни. Современные исследования свидетельствуют о том, что стресс может оказать самое негативное воздействие на здоровье. Люди, которые постоянно находятся в состоянии сильного нервного напряжения, склонны аккумулировать разнообразные хронические заболевания. Так, например, было доказано, что если человек неадекватно реагирует на крайние проявления гнева, то он рискует заполучить сердечно-сосудистое заболевание. Состояние нервного напряжения может способствовать повышению кровяного давления, отражаться на работе иммунной системы, сказываться на темпах выздоровления, вызывать нарушения сна и т.п. Люди, находящиеся под прессом сильного стресса, часто обнаруживают, что их отношения с окружающими ухудшаются, а уровень их работоспособности и активности снижается. В последнее время заметно усилилась тенденция к пониманию данной проблемы и повышению общественного интереса к различным методикам борьбы со стрессом, соответствующие курсы все чаще превращаются в центры воспитания взрослых, все большее число людей овладевает навыками активного управления различными уровнями стрессового состояния. Руководители предприятий постепенно осознают, что их сотрудники начинают трудиться более продуктивно, когда приобретают умение творчески справляться со стрессом, и организуют для них соответствующие курсы непосредственно на рабочем месте. Материал, изложенный в данной книге, предназначается для индивидуальной работы или для занятий, которые организуются в кругу родных и близких. Вы сами можете организовать неболь- шую группу друзей и знакомых и регулярно заниматься по предложенной методике, постепенно осваивая приемы и упражнения, которые приводятся в книге, а также беседуя по отдельным вопросам, предлагаемым для обсуждения (в книге такие вопросы даются в рамке). Первая часть книги научит вас улавливать момент, когда стресс только начинает проявляться и осложнять вашу жизнь. Далее предлагается методика эффективной борьбы с ним по двум направлениям: физический стресс-контроль и управление стрессом. Техника релаксации поможет вам понять суть ваших физических реакций на стресс. Вы овладеете общими приемами техники релаксации и познакомитесь с разными способами практического применения этих приемов, что поможет вам справляться с эмоциональным и физическим дискомфортом. Если вы хотите подробнее ознакомиться именно с этими аспектами предлагаемой методики борьбы со стрессом, обратитесь к материалу, изложенному в главах 6, 7 и 8. (Если вас не интересует методика физического расслабления, то можете просто пропустить эти главы.) Изучая разделы, посвященные методике управления стрессом, вы получите возможность по-новому оценить себя как личность — свой характер, образ мышления и стиль жизни. Вы сможете начать работать над собой, с тем чтобы научиться постоянно поддерживать душевное и физическое равновесие, познакомитесь с разными способами борьбы с нервными перегрузками, узнаете, как можно научиться говорить другим "нет ", не испытывая при этом чувства вины. Вы освоите приемы планирования будущих событий, а также технику преодоления трудных ситуаций и тяжелых душевных состояний, которые сможете потом применять сообразно своим собственным жизненным обстоятельствам, характеру и потребностям. Свою главную цель я вижу в том, чтобы помочь вам вновь обрести способность радоваться жизни. Люди, находящиеся под воздействием стресса, обычно воспринимают себя слишком серьезно, относятся к себе слишком сурово и не желают доставить себе удовольствие. Когда же в нас снова пробуждается чувство юмора и мы начинаем смотреть на мир другими глазами, то, даже сталкиваясь с самыми тягостными жизненными проблемами, мы видим в них возможность проявить себя, испытать свою волю и характер, то есть воспринимаем реальную жизнь в игровом аспекте, а значит, можем пробудить в себе ребенка. Тогда мы начинаем смотреть на свою жизнь скорее как на увлекательное приключение, нежели как на однообразный механический труд. И пусть мы часто не можем повлиять на то, что с нами происходит в жизни, однако мы всегда способны изменить то, как мы воспринимаем происходящее и как реагируем на него. Научившись усмирять стресс в своей жизни, мы сумеем заставить его работать на себя, сумеем превратить жестокого, сурового хозяина в добросовестного, умелого слугу. ГЛАВА 1 ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС СЛЕДИТЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ Когда люди подпадают под воздействие сильнейшего стресса и находятся в состоянии внутреннего напряжения, они, как правило, отчаянно пытаются найти для себя какой-то выход, но зачастую даже не представляют, с чего начать. В результате они или продолжают, стиснув зубы, держать оборону, сопротивляясь из последних сил, или пытаются решить проблему неадекватными способами: прибегнув к помощи домашней аптечки, бара, спиртных напитков или пачки сигарет. Иногда они начинают вести себя как заведенные: перегружают себя заботами, работают на износ, до полного изнеможения, или пускаются в загул. Часто люди не сразу осознают, что с ними происходит. Ниже перечисляются некоторые признаки, по которым можно распознать у себя симптомы стресса:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССА Сколько бы я ни обращалась к знакомым с просьбой дать общее определение стресса, все они, как правило, скорее приводили частные примеры стрессовых ситуаций, нежели раскрывали суть данного явления. Обычно люди рассказывали мне о том, как на них наваливалось множество проблем, с которыми они пытались справиться одновременно; о том, как им катастрофически не хватало времени, чтобы переделать все сваливши- еся на них дела, о том, как они пытались держаться на ногах и продолжали выполнять свои обязанности, невзирая на боль или плохое самочувствие; о том, как они тщетно пытались поддерживать порядок в доме, в то время как рабочие, которых наняли делать ремонт, каждый раз устраивали в доме настоящий кавардак. Ситуации, кратко обрисованные в приведенных примерах, имеют одну общую особенность: все они заставляют нас приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Итак, кажется, мы немного продвинулись в направлении общего определения стресса. Как вам понравится, например, такое: Стресс — это ответ организма на любое предъявленное ему требование. Да, в общих чертах это верно, но все-таки этого явно недостаточно. Мы имеем некую внутреннюю потребность, как физического, так и душевного свойства, находиться в состоянии равновесия. Иными словами, нам необходимо постоянно настраивать свой организм таким образом, чтобы он в случае необходимости был способен справиться с дисгармоничной ситуацией и вернуться к комфортному состоянию. Значит, в условиях стресса нашему организму требуется перенастроиться, то есть приспособиться к новым обстоятельствам. Таким образом, понятие стресса должно быть так или иначе связано с адаптационными возможностями организма, позволяющими ему восстановить свое нормальное состояние. Итак, теперь мы можем дать более полное определение стресса: Стресс — это адаптивная реакция организма на любое требование, предъявляемое человеку. От человека требуется перенастроить свой организм таким образом, чтобы он адаптировался к новым обстоятельствам и вернулся в необходимое ему состояние равновесия. СТРЕСС ИЛИ ДИСТРЕСС? Примеры, которые приводят люди, говоря о стрессе, как правило, отражают его негативную природу. Обычно они описывают дистресс — состояние горя, страдания, печали. Тем не менее факторы стресса (стрессоры), или причины, которые его вызывают, могут быть не только тягостными, но и приятными. Но чем бы ни был обусловлен стресс, радостью или горем, человек оказывается под давлением определенных обстоятельств и собственных ответных эмоций, и только количество и сила воздействия стрессоров может так или иначе повлиять на способность человека противостоять им. Переживая стрессовую ситуацию, вызванную приятными моментами, мы испытываем радостное возбуждение, так что, как правило, и не воспринимаем свое состояние как стресс. И только если это состояние становится слишком интенсивным, оно может начать нас даже подавлять. Дистресс же ввергает нас в настолько болезненное и тяжелое душевное состояние, что мы целиком и полностью сосредоточиваемся на нем, испытывая при этом жалость к самим себе, злость или недовольство, отчего наши страдания только усиливаются. Иногда мы пребываем в самом мрачном расположении духа. Но независимо от того, чем стресс вызван, радостью или горем, он заставляет нас расходовать физические и эмоциональные ресурсы организма. Обычно отмечаются четыре стадии ответной реакции организма на воздействие стрессоров:
Банковский служащий мог бы, наверное, проиллюстрировать эти четыре стадии в хорошо знакомых ему образах. • Майкл снимает деньги с текущего счета, чтобы оплатить непредвиденные расходы.
Все мы в разной степени обладаем способностью собраться с силами и встретить выпавшее на нашу долю испытание. Нервное и физическое истощение, которое наступает вскоре после того, как на нас обрушивается первый шквал требований перестроить себя, имеет характер временный, поверхностный и может быть вполне обратимо, если мы дадим себе возможность оправиться и восстановить силы. Другое дело, если мы постоянно пребываем в состоянии тревоги и напряжения. Это заставляет нас непрестанно и активно расходовать внутренние запасы энергии. А это наши резервы, в основном невосстановимые, и в результате мы остаемся вымотанными до предела. Наши адаптационные возможности далеко не безграничны. Итак, выбор остается за нами. Мы можем либо безрассудно растрачивать свои внутренние резервы, как говорится, жечь свечу сразу с обоих концов, либо научиться сберегать свои активы и распоряжаться этим ценным имуществом бережно и мудро. Оказавшись в состоянии дистресса, нужно уметь до минимума сократить свои энергетические расходы и позаботиться о том, 12 чтобы наша жизнь была наполнена деятельностью, приносящей удовлетворение и радость. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ДИСТРЕСС В обыденном представлении понятие стресса обычно связывается с людьми, загруженными работой или другими занятиями, живущими чрезвычайно напряженной жизнью, независимо от того, работают ли они или сидят дома. Такие люди подвержены активному дистрессу. Пассивный дистресс возникает обычно у людей, страдающих от нехватки положительных стимулов и возможностей для самореализации, поэтому данное пособие адресовано в том числе и тем людям, которые утратили вкус и интерес к жизни, впали в уныние или чувствуют себя слишком уставшими, опустошенными и не имеют сил радоваться жизни. ПРИЧИНЫ СТРЕССА И НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ Давайте посмотрим, какие обстоятельства могут ввергнуть нас в стрессовое состояние. Впрочем, нам с вами следует развивать пози- тивное мышление, поэтому лучше выразиться иначе. Давайте рассмотрим ряд обстоятельств, которые дают нам возможность испытать себя и требуют от нас умения мобилизовать свои внутренние силы и эффективно использовать свои адаптационные возможности и навыки. Характер нашей ответной реакции зависит от интенсивности стресса и количества стрессовых ситуаций, приходящихся на одно и то же время. Состояние утраты Когда мы что-то теряем, это ввергает нас в состояние утраты. Слово "утрата", которое я здесь использую, может относиться к потере чего бы то ни было. Всем нам знакома та боль, которую мы испытываем, когда теряем дорогих и близких людей. Наверное, это самая непереносимая боль, какая только возможна. Обычно ей сопутствуют мучительные переживания по поводу неверия в себя, заниженной самооценки, неопределенности и отсутствия положительных перспектив. Иногда мы можем столкнуться с ощущением утраты (в зависимости от обстоятельств более или менее интенсивным), попав в ситуацию, связанную с переживанием потери чего бы то ни было: это может быть потеря работы, потеря принадлежащих нам вещей, потеря репутации. Даже когда мы завершаем какое-то крупное предприятие или достигаем личного успеха в каком-то деле, которое в течение некоторого времени придавало особый смысл нашему существованию, мы можем оказаться в стрессовом состоянии. Те из нас, кому довелось когда-либо пережить период подготовки к экзаменам, наверняка помнят странное чувство опустошенности, которое охватывает нас, как только экзамены остаются позади и больше не надо сидеть за столом, уперев глаза в вечно раскрытый перед носом учебник. Переживая состояние утраты, мы должны быть особенно добры и великодушны по отношению к самим себе, до тех пор пока не адаптируемся к новым жизненным обстоятельствам и не обретем вновь утраченное ощущение смысла бытия. Случалось ли вам в последнее время испытать чувство потери? Как это подействовало на вас? К каким обстоятельствам вам пришлось адаптироваться? Уныние (пассивный дистресс) Мы можем переживать стресс и в такой ситуации, когда страдаем от нехватки положительных жизненных стимулов. В это трудно поверить, так как мы привыкли думать, что только чрезмерные нагрузки способны привести человека в состояние дистресса, однако ощущение пустоты жизни и невостребованности также чревато нервным напряжением. Эта проблема будет более подробно рассмотрена в главе 11. Есть ли у вас ощущение, что ваша жизнь менее интересна и насыщенна, чем вам бы хотелось? Ваше отношение к тому, чем вы занимаетесь Каждый раз, когда мы беремся за какое-то новое дело или хотим чему-либо научиться, мы прибегаем к использованию своих адаптационных ресурсов. С практикой наша задача значительно облегчается. Я помню свои ощущения, когда училась водить машину. Приходилось все время держать под контролем огромное количество разных факторов одновременно: следить за тем, что делают ноги, что делают руки, стараться заметить все, что происходит по ту сторону ветрового стекла, держать в голове все правила дорожного движения... Затем все это перешло в привычку, которая, как водится, стала второй натурой. То есть задачи остались теми же, а стресса стало значительно меньше. Появилась возможность послушать радио, поболтать с пассажирами или обдумать планы на вечер. Изменились не сами задачи, связанные с вождением, а только моя реакция на них. Когда я преподавала в последних классах колледжа, некоторые ученики решили пойти работать, не дожидаясь его окончания, и мне приходилось употреблять весь свой дар красноречия, чтобы убедить кое-кого из них не впадать в полное отчаяние и не бросать работу в первый же месяц. Они не переставали жаловаться мне, что постоянно чувствуют себя усталыми, что не могут устойчиво концентрировать внимание на выполняемой работе и что не имеют ни сил, ни желания ни на что другое, помимо работы. Я старалась их ободрить и советовала исключить до поры до времени любые другие занятия, не имеющие для них существенного значения. Если по окончании рабочего дня их единственным желанием было добраться до дому и плюхнуться в постель, то, значит, не нужно было делать ничего другого. "И это и есть взрослая жизнь?" — ныли мои ученики. Однако прошел месяц, и стоило им немного попривыкнуть к новому режиму и ритму жизни, как они стали рисовать мне уже совсем другие картинки. Постепенно они начали открывать для себя, что в жизни взрослых существует еще много всего интересного, помимо работы. Имеются ли у вас какие-нибудь новые занятия, которые вам приходится осваивать, затрачивая на это массу сил и энергии? Как вы обычно справляетесь с подобными ситуациями? Фрустрация (неудача) Это то, что мы чувствуем, когда абсолютно не властны над тем, что с нами происходит. Многие предпочитают держать свою жизнь по возможности под контролем и, когда этот конт- роль оказывается вдруг утрачен, начинают ощущать себя жертвами обстоятельств. Это самый тяжелый вид стресса. Мы не в силах изменить сложившиеся обстоятельства, но можем изменить нашу реакцию на них. А такое изменение — это чуть ли не вызов судьбе. Когда-то давно я была знакома с одной немолодой дамой, назовем ее миссис Смит, которая обычно молча сидела и внимательно слушала, что говорят окружающие. Время от времени, понимающе качая головой, она произносила одну-единственную фразу: "Ах, так, значит, вон оно как!" После чего снова впадала в безмолвие. Я тогда никак не могла решить для себя: безнадежно ли глупа миссис Смит или она все же поистине мудра. Теперь, по прошествии времени, я все же склонна думать, что она все-таки была весьма мудрая дама. И если мне приходится переживать крупную неудачу, когда, как говорится, хочется волком выть, то я качаю головой, как миссис Смит, и повторяю ее слова: "Ах, так, значит, вон оно как!" На самом деле это очень ценное качество — уметь принять то, чего нельзя изменить. В результате мы экономим большое количество внутренней энергии, вместо того чтобы растрачивать ее попусту на всякие стенания, брыкания, бесполезную борьбу или жалость к самому себе. Случалось ли вам переживать такие моменты в жизни, когда все ваше внимание сосредоточено исключительно на какой-то неудаче? Сколько внутренней энергии вы потратили при этом зря, позволив себе биться головой об стенку? Приведите ряд возможных ситуаций, в которых было бы уместно повторить слова миссис Смит. Опасность Мы подвергаемся стрессу в любой ситуации, которую воспринимаем как потенциально опасную. Я хотела бы специально выделить здесь слово "воспринимаем", поскольку наша реакция есть сугубо субъективный ответ нашего организма на происходящее. Приведу два примера.
пали в турбулентный вихрь, после чего продолжает спокойно читать газету. Одна и та же ситуация вызвала два типа реакции: ситуация одна и та же, а восприятие разное. Мы по-разному ведем себя даже в таких обстоятельствах, которые, казалось, вполне объективно могли бы рассматриваться как опасные. Что у одних вызывает страх, то другим представляется увлекательным приключением. Кому-то на каждом шагу мерещатся опасности; а есть такие, которые считают, что мир вообще место довольно опасное, и постоянно находятся в состоянии боевой готовности. Считаете ли вы, что жизнь — это борьба? Как вы ведете себя, когда вам что-то угрожает, и что предпринимаете, дабы уберечь себя от опасности? Физический стресс Когда мы пытаемся справиться с болью, болезнью или тяжелой травмой, лишившей нас возможности вести привычный образ жизни, мы постоянно находимся под воздействием внутреннего стресса. А так как наши адаптационные возможности ограничены, мы вступаем в борьбу со стрессом, имея в наличии уже сильно сократившиеся резервы. Иногда бывает достаточ- но малейшего толчка, чтобы человек перешел границу терпения. Люди, постоянно находящиеся под воздействием физического стресса, зачастую забывают, какую тяжелую, непрекращающуюся борьбу они ведут, и удивляются или даже испытывают чувство вины, когда вдруг понимают, что им не под силу взять на себя еще какую-то дополнительную нагрузку. Окружающие бывают невнимательны по отношению к ним и, не думая о ближних, иногда готовы взвалить массу дополнительных забот на тех, кто и без того несет нелегкое бремя. Поэтому нужно уметь вести себя так, чтобы не оказаться в роли мученика. Внешние физические стрессоры тоже неустанно собирают дань: если жизнь под гнетом постоянной опасности выматывает душу, то загрязнение окружающей среды наносит серьезный вред и душе и телу. К тому, что обыкновенно понимается под загрязнением окружающей среды, я бы добавила температурные скачки и шум. школой пролетал самолет, уровень шума в классах становился просто непереносимым. Гул периодически то нарастал, то стихал, и учитель был вынужден то повышать голос, то понижать, то есть ему приходилось каждые две минуты менять тон голоса, чтобы ученики могли слышать его объяснения. Я обратила внимание, что стоило учителю поднять голос, как в классе возникало заметное напряжение. Таким образом, в течение двух минут, пока учитель говорил громко, ученики находились в состоянии напряжения, затем следовали две минуты, пока он говорил тихо, и тогда они ненадолго успокаивались. Я почти уверена, что проблемы этой школы на самом деле были не такими уж необъяснимыми. К вечеру, вернувшись домой, я почувствовала себя совершенно разбитой, сознавая, что мне ни за что не хотелось бы провести еще денек в подобной обстановке. Однажды мне пришлось побывать в школе, которая пользовалась далеко не лучшей репутацией среди других учебных заведений из-за необъяснимых проблем с поведением учащихся и непрекращающейся текучки кадров. Эта школа располагалась в непосредственной близости от аэропорта Хитроу. Когда над Есть ли причина, которая заставляет вас испытывать внутренний физический стресс? Часто ли вы подвергаетесь воздействию каких-либо стрессоров, имеющих отношение к состоянию окружающей среды? Думали ли вы о том, что вам нужно сделать, чтобы пережить это состояние, не переходя границы терпения? Изменения в жизни Несмотря на то что некоторые события, связанные с изменением тех или иных жизненных обстоятельств, приносят нам радость и счастье, они все же требуют от нас адаптации к новым условиям и поэтому тоже являются стрессовыми. Ниже приводится перечень основных стрессоров, которые могут вызвать у нас либо радость, либо печаль:
степени ответственности на работе, рабочем графике или условиях работы, привычках, связанных со сном, привычках, связанных с едой. Сколько перемен в привычном образе жизни вам довелось испытать за последний год? Каким образом вам приходилось адаптироваться к новым обстоятельствам? Удовлетворены ли вы тем, как справились с этой задачей, или вам хотелось бы сделать это с меньшим ущербом для себя? Если мы не хотим, чтобы в нашем механизме полетели все предохранители, мы должны следить за тем, чтобы нагрузка, приходящаяся на сеть электропитания, была нам по силам — как физически, так и эмоционально. Всегда следует помнить о той последней капле, которая может переполнить чашу, и я сама вынуждена признать, что, как правило, именно какой-нибудь пустяк может заставить меня потерять над собой контроль, притом что я могу великолепно справляться с гораздо более сложными задачами. Позвольте мне еще раз вам напомнить: интенсивность стресса и количество стрессовых ситуаций, которые приходится переживать одновременно, — вот что может заставить полететь ваши предохранители. А это значит, что мы должны строить свою жизнь и деятельность таким образом, чтобы не допустить подобных перегрузок. В главе 11 вы найдете практические рекомендации по данному вопросу. ГЛАВА 2 ПРИРОДА СТРЕССА СОСТОЯНИЕ ТРЕВОГИ Достаточно ли хорошо вы знаете свое тело? Ведь с физической точки зрения все мы, будь то самая утонченная и ультрасовременная личность, мужчина или женщина, обладаем примитивным телом — телом пещерного человека. Давайте представим себе тот образ жизни, какой в качестве этого пещерного человека вы могли бы вести. Для этого вам придется перенестись во времени назад. И вот вы — типичный пещерный житель с хорошо развитыми инстинктивными реакциями, которые помогают вам защитить самого себя и своих близких. От чего же вам нужно защищаться? Какие навыки и умения вам могут потребоваться, чтобы эффективно выполнять данную задачу? Давайте вообразим, что неожиданно вы встречаетесь нос к носу с саблезубым тигром. Что делать в подоб- 26 ной ситуации? Одно из двух на выбор: либо, если вы чувствуете себя на это способным, вступить в схватку со зверем, либо, если вы по натуре больше похожи на меня, пуститься наутек. И в том и в другом случае вам потребуется вся ваша мускульная сила. Вы должны настроить свое тело, приведя его в состояние боевой готовности или приготовившись спасаться бегством. Для этого в вашем теле произойдут определенные изменения, которые должны помочь ему выстоять в трудной или опасной ситуации. В случае ожидаемой схватки со зверем или спасения бегством могут наблюдаться следующие проявления здоровой реакции человеческого организма на стресс.
Все эти процессы происходят по мере того, как крупные мышцы вашего тела активно снабжаются кровью, обогащенной дополнительным кислородом, который поступает из легких. В ваших мышцах карбогидраты сжигаются для высвобождения большего количества энергии. А это и есть та самая энергия, которая вам потребуется для того, чтобы сразиться со зверем или удрать от него. При этом не следует забывать, что такова здоровая и успешная мобилизация организма в ответ на возникшую стрессовую ситуацию. В результате тело примитивного человека оказывается самым эффективным образом подготовленным к борьбе со стрессом. Активизируются только те функции тела, которые абсолютно необходимы для этого, другие функции оказываются временно приглушенными. А давно ли, скажите на милость, вам доводилось в последний раз столкнуться нос к носу с саблезубым тигром? На самом деле вы встречаетесь с ним регулярно, хотя внешне это выглядит по-другому. • Вы едете на машине, опаздывая на важ- ную встречу. На дороге затор, и хвост автомобильного потока растянулся на несколько миль. Вы пытаетесь продвигаться вперед, объезжая попутные машины. То же самое делают десятки других водителей. В результате вы все оказываетесь в еще более ужасной пробке. И теперь уж наверняка прибудете на встречу с большим опозданием.
Беда в том, что со всеми этими современными саблезубыми тиграми не всегда можно справиться с помощью грубой силы. А наше примитивное тело, распознав опасность, по-прежнему реагирует на нее единственно знакомым ему способом: оно начинает готовить наш организм к использованию энергетических резервов, необ- холимых для того, чтобы вступить в схватку со зверем, несмотря на то что с нынешним "зверем" приходится бороться совсем иначе. Составьте список "саблезубых тигров", с которыми вам приходится чаще всего встречаться. Затем просмотрите еще раз приведенный выше список физиологических проявлений здоровой реакции на стресс, который мог возникнуть у примитивного человека при встрече с тигром. Некоторые из этих проявлений вы, разумеется, не сможете отследить, так как они протекают внутри вашего организма, однако кое-какие из них вы сумеете легко узнать. Отметьте те проявления, которые вам знакомы по собственному опыту. При встрече с фактором стресса (современным саблезубым тигром) наше физическое тело реагирует точно так же, как и тело примитивного человека, — оно начинает вырабатывать энергию, необходимую для совершения большого физического усилия, однако проблема не всегда может решаться с помощью физической силы. То есть тело приведено в состояние полной боевой готовности, однако физические действия неприменимы. Не все стрессы имеют физическую природу. Некоторые люди настолько привыкают бороться за свое место под солнцем, что начинают вообще смотреть на мир как на место, полное опасностей. Находиться в состоянии постоянного напряжения и боевой готовности становится для них нормой. Они не только на каждом шагу сталкиваются с ситуациями, провоцирующими состояние тревоги и возбуждения, но не могут расслабиться даже тогда, когда не видят вокруг никаких тигров. Подобное состояние мы называем состоянием возбуждения. КАК НА НАС ВЛИЯЕТ СОСТОЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ А сейчас пришло время понаблюдать за другими людьми. Наблюдая за другими, мы можем многому научиться. Можете ли вы припомнить кого-нибудь из своих знакомых, кто часто выглядит излишне возбужденным? Можете ли вы определить, когда эти люди находятся в возбужденном состоянии? Понаблюдайте, как они сидят, стоят, как жестикулируют, какое у них при этом выражение лица. Прислушайтесь к их тону, обратите внимание на скорость их речи, поинтересуйтесь, не свойственно ли им смотреть на все только с плохой стороны. Запишите или поделитесь с кем-нибудь своими наблюдениями. А теперь можете спросить себя самого. Что вы испытываете в обществе людей, находящихся в состоянии внутреннего напряжения? Не замечаете ли вы, что их поведение каким-то образом отражается и на вас? Будучи учителем, я в течение некоторого времени имела возможность наблюдать за работой своих молодых неопытных коллег. Когда они тщетно пытались обуздать неуправляемый класс, в их поведении проявлялись многие из приведенных выше черт. Чем сильнее становилось состояние стресса, в которое впадал начинающий учитель, тем большее возбуждение охватывало класс. По мере того как его голос становился громче и резче, шум в классе усиливался до предела. Работать в таких классах было очень непросто. Иногда я задаюсь вопросом, а не были ли мои собственные первые годы учительства столь мучительными оттого, что я и сама, должно быть, когда-то совершала подобные ошибки. В отличие от новичков опытные педагоги, научившие- ся держать учеников в ежовых рукавицах (надеюсь, что и мне удалось стать одной из них), реагировали на шум и возбуждение в классе спокойно, разговаривали тихим голосом, произнося слова медленно, используя низкие голосовые регистры. В результате ученики, сами того не замечая, постепенно успокаивались. Иными словами, если опытные учителя и испытывали иногда острое желание задушить этих несносных маленьких дьяволят, то уж ни в коем случае они не могли допустить, чтобы ученики вывели их из себя. Попробуйте воспользоваться этим методом, и вы убедитесь, что он весьма эффективен. А теперь припомните, есть ли среди ваших знакомых спокойные по натуре люди. Вспомните, как они себя ведут, какие качества им свойственны. Представьте себе, какие ощущения вы испытываете, находясь в обществе таких людей. Хорошо ли вам среди них? Итак, давайте задумаемся над тем, какое воздействие мы сами оказываем на людей, которые нас окружают? Доставляет ли им удовольствие находиться с нами в компании или мы распространяем вокруг себя ауру напряжения и дистресса? Это ведь прекрасно, если люди ищут нашего общества, потому что мы являем собой образец спокойствия и внутренней гармонии и потому что с нами легко и приятно общаться. КАК СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ОТРАЖАЕТСЯ НА НАШЕЙ СПОСОБНОСТИ К ПРАВИЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ А теперь посмотрим, как внутреннее напряжение сказывается на нашей работоспособности. Старый бык и молодой бык стоят на склоне холма и смотрят на пасущееся у подножия стадо коров. "Давай сбежим вниз, —'предлагает молодой бык, - и покроем нескольких коров". "Э нет, сынок, — отвечает старый. — Давай-ка лучше не спеша спустимся по склону и покроем всех коров". Замечали ли вы когда-нибудь, как, занимаясь чем-либо в суете и спешке, вы чаще, чем обычно, ошибаетесь и в результате успеваете сделать гораздо меньше, чем хотели? Можете ли вы вспомнить, что вы сделали, а что забыли? Точно ли вы выключили газ на кухне? Заперли ли вы входную дверь? Встаньте лицом к лицу с партнером, взявшись с ним за руки, либо возьмитесь за дверную ручку, которую нужно будет с си^ лой потянуть на себя. Теперь начинайте тянуть на себя дверь со всей силой, на которую вы только спо- собны; вам придется приложить для этого изрядное физическое усилие. А пока вы тянете, попробуйте произносить по очереди имена своих друзей и знакомых, перечисляя их в возрастном порядке. Насколько хорошо вы способны сосредоточить свое внимание, в то время как вам приходится совершать немалое физическое усилие? Полагаю, вы не слишком в этом преуспели! Похоже, мускульное напряжение и физическое усилие не очень-то способствуют нашему мыслительному процессу. Большинство из нас знакомы с ситуацией, когда никак не можешь вспомнить то, что, как говорят, так и вертится на языке. Стараешься припомнить чье-то имя — оно как будто витает где-то совсем близко, но засело в мозгу и никак не хочет выходить наружу. Однако стоит нам расслабиться и перестать мучить себя, тщетно пытаясь вспомнить то, что нужно, или даже просто задремать на минутку, как память к нам возвращается. Находясь в нежелательном состоянии возбуждения, мы чувствуем себя весьма дискомфортно. Оно забирает у нас всю энергию, а само по себе является абсолютно непродуктивным. Когда мы внутренне напряжены и чрезмерно беспокойны, наша жизнь превращается в сплошное несчастье и окружающим явно не доставляет большого удовольствия общение с нами. На самом деле, если мы позволяем пещерному человеку в себе целиком и полностью подчинить цивилизованную личность, то это означает, что мы просто скользим вниз по спирали неадекватного и деструктивного поведения. В жизни много радости! Так давайте же радоваться как можно больше! Мир вокруг нас полон вовсе не препятствий, а всевозможных приключений и самых разнообразных возможностей дерзнуть и в чем-то проявить себя. И хотя мы не всегда властны изменить то, что с нами случается, но в наших силах изменить наше восприятие происходящего и соответственно реакцию на него. Тигров можно приручить! Далее вы узнаете из этой книги, как это сделать. |
Экологически обусловленный стресс и старение человека на севере Ключевые слова: северный стресс, преждевременное старение, дизадаптация, окислительный стресс, метаболические, эндокринные, психоэмоциональные... | Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа | ||
Реферат по теме: «Басенное творчество И. А. Крылова» Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, суждениями. Образы и крылатые... | Нет ничего невозможного. Все границы существуют в нашем сознании Фундаментальное и прикладное значение нейропсихологии для медицины, психологии, педагогики и дефектологии. Нейропсихология индивидуальных... | ||
Реферат по дисциплине «Физическая культура» на тему «Христианские каноны здоровья» Духа Святого, когда человек самовольно уходит из жизни. Презрение к здоровью ведет к тому, что человек сам укорачивает свою жизнь.... | Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта Христова они венчались. Отсюда родом и его няня Арина Родионовна. Многое напоминает о ее жизни в нашем крае: памятный знак в селе... | ||
Мышление и искусственный интеллект Какова природа мышления? Какие процессы происходят в нашем организме, когда мы думаем, чувствуем, видим, понимаем? Возможно ли в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тестирование на оксидативный стресс (физиологический стресс или повреждение организма вследствие протекания нехарактерных для собственного... | ||
Метод проектов: история и практика применения «всё из жизни, всё для жизни». Ребёнок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения... | Сущность и природа стресса. Виды стрессов Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном... | ||
Учитель русского языка и литературы Когда человек находит своё призвание в жизни, работа превращается в увлекательный процесс, который способствует полной самоотдаче... | Отчет мкоу дов гци «Эгида» За апрель в нашем центре повысили квалификацию в области икт 180 человек. Все методисты отдела имеют необходимую квалификацию для... | ||
«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма НШ: предъявлял требование соц Актуальности Чистое искусство – дурная крайность дурной крайности (дидактического искусства). понятие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную... | ||
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического... В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий характеризуется довольно низкими показателями. Доля наукоемкого... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить детей с понятием в музыке- ритмом, помочь понять, что ритм является основой не только музыки, но и всей жизни,... |