Скачать 281.47 Kb.
|
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Высокоключевая средняя общеобразовательная школа» Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта А.С.Пушкина и его семьи. Выполнила: ученица 11 класса, Стрелкова Валерия Владимировна Руководитель: преподаватель истории Высокоключевой школы Синявская Лидия Ивановна Гатчинский муниципальный район п. Высокоключевой 2007 Содержание. С. Введение…………………………………………………………….. 3 Глава первая: Нелёгкая судьба Арины Родионовны………………………...…..5 Глава вторая: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!» ………………………………………..… 14 Заключение………………………………………………………... 24 Список использованной литературы…………………………...25 Приложение ………………………………………………………..26 Введение. Суйда, село Воскресенское – это моя Родина. Я горжусь, что родилась именно здесь. Наши места называют пушкинскими, так как здесь жил прадед А.С.Пушкина А.П.Ганнибал. В имение Абрама Петровича приезжали родители Пушкина. В церкви Воскресения Христова они венчались. Отсюда родом и его няня Арина Родионовна. Многое напоминает о ее жизни в нашем крае: памятный знак в селе Воскресенском, заново отстроенная церковь, которая выглядит точно так, как и в то время, когда Арина Родионовна венчалась в ней, домик няни в соседнем селе Кобрине. В 2008 году исполнится 250 лет со дня рождения Арины Родионовны. Мои земляки свято чтят память няни А.С.Пушкина. В Пушкинском музее нашей школы есть стенд, посвященный этой удивительной женщине. А мне захотелось пополнить его материалы исследованием жизни няни великого русского поэта. Цель моей работы - выяснить, какое место занимала Арина Родионовна в жизни великого поэта А.С.Пушкина и его семьи. Для ее осуществления я поставила следующие задачи: - изучить основные вехи жизни Арины Родионовны, - определить отношение А.С. Пушкина к няне, а также отношение к ней семьи А.С.Пушкина. Для написания работы я использовала следующие источники: Ульянский А. И. «Няня Пушкина», Люблинский П. И. «Из семейного прошлого предков Пушкина», Козлова Л.И. «Домик няни в Кобрино». При изучении данной темы очень помогла книга Грановской И.И. «Если ехать вам случится…» Мой реферат состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении дан анализ литературы, сформулированы цель и задачи исследования. Глава первая «Нелёгкая судьба Арины Родионовны» посвящена жизни Арины Родионовны. В ней рассказывается о нелёгкой доле крепостной. Глава вторая «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» показывает, какие взаимоотношения складывались у Арины Родионовны с помещиками. В заключении сформулированы основные выводы. Реферат имеет приложение. На фотографиях изображён «Домик няни», портрет няни, мемориальная доска. Глава первая: Нелёгкая судьба Арины Родионовны. Няню А.С. Пушкина мы знаем с детства, будто не только поэта, но и нас самих она выходила. Ей принадлежит почетное место в любой биографии этого гениального человека. В молодости ее звали Арина. Под старость некоторые именовали ее Родионовна, как делается иногда в деревнях. Сам А.С.Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал "няня" (один раз даже с заглавной буквы). В научной российской и западной литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. Согласно метрической книге Воскресенской Суйдинской церкви, няня родилась 10 апреля 1758 года в Суйде (теперь село Воскресенское). Мать Арины Родионовны, Лукерья Кириллова, считалась «старинной села Суйды». Предки ее были новгородцами, жили здесь с древних времен. Судя по воспоминаниям современников, на родине няни сохранился и старинный новгородский диалект — «тягучая напевная речь». Эта напевность чувствовалась у Арины Родионовны до самой старости. Подтверждением этого служат слова об Арине Родионовне Петра Парфенова, кучера А. С. Пушкина, который отмечал: «Она ведь из-за Гатчины была у них взята, с Суйды, там эдак все певком говорят». Отец Арины Родионовны, Родион Яковлев, был потомком переселенцев либо крещеных карелов (чуди). Его родители рано умерли. Мальчик остался круглым сиротой и был взят приемышем в семью бездетных крестьян — Петра Полуектова и его жены Вассой Емельяновой. В документах того времени (ревизских сказках, исповедальных росписях, метрических церковных книгах) она названа по отцу — Родионовой, а в быту звали ее Родионовной. Никто из современников поэта Яковлевой няню не называл. Сохранившийся архив Суйдинской церкви Воскресения Христова помог многое узнать об Арине Родионовне и ее семье, о владельцах этих мест Ганнибалах. По этим документам можно было установить, что родители Арины Родионовны, Родион Яковлев и Лукерья Кириллова, жили в селе Воскресенском, в одном дворе с приемными родителями ее отца — Петром Полуектовым и Вассой Емельяновой. Арина Родионовна была третьим ребенком в семье. Самой старшей была сестра Евдокия, следующий за ней - брат Семен. Евдокией была названа и самая младшая сестра Арины Родионовны. Арину Родионовну крестили в Воскресенской Суйдинской церкви и назвали именем тетки «старинной сего села» Ирины Кирилловой. При крещении крёстными были родной дядя — крестьянин Ларион Кириллов, также «старинный села», и крестьянская дочь девица Ефимия Лукина. Через четыре года после женитьбы Родиона Яковлева скончалась Васса Емельянова, его приемная мать, и Петр Полуектов вторично женился на «пасечнице Суйдинской мызы» вдове Настасье Филипповой, у которой были две дочери и сын Еремей Агафонов (позднее он женился на старшей сестре Арины Родионовны). В 1768 году, когда Арине Родионовне было десять лет, она потеряла отца. Родион Яковлев умер тридцати девяти лет от роду, оставив семь детей (двоих сыновей и пять дочерей). В 1772 году умер и Петр Полуектов, на четыре года переживший своего приемного сына Родиона Яковлева. После смерти кормильцев обе семьи, состоявшие главным образом из малолетних детей, продолжали жить вместе. В доме было две вдовы, Настасья Филиппова и Лукерья Кириллова. У той и у другой вместе семь дочерей. Крестьяне деревни Кобрино были крепостными А.П.Ганнибала и платили ему оброк. Трудно жилось им. Надо было не только самим прокормиться, но и оброк помещику заплатить. Возможно, обе вдовы кормились рукоделием. Единственным в доме мужчиной-кормильцем оказался Еремей Агафонов. Братья Арины Родионовны были еще малы. Сама Арина Родионовна с детства привыкла к самой тяжелой крестьянской работе: умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. Она была удивительной мастерицей. Позднее няня учила рукоделию дворовых девушек в Михайловском. Под ее началом там работали крепостные швеи, ткавшие и вышивавшие господские уроки. И. И. Пущин, навестивший Пушкина в Михайловской ссылке, вспоминал в «Записках», что в няниной комнате «стояло множество пяльцев... Среди молодой своей команды няня преважно разгуливала с чулком в руках. Мы полюбовались работами»1. Когда в 1780 году женился старший брат Арины Родионовны, Семен Родионов, настала и ее очередь выходить замуж. К этому времени старшая сестра Евдокия уже вышла за Еремея Агафонова. Засватали Арину Родионовну за кобринского крестьянина Федора Матвеева. Со свадьбой родные жениха и невесты торопились. Владелец Воскресенского и Кобрина старик А.П.Ганнибал был при смерти. После него вотчину должны были разделить его сыновья. Если один из них захотел бы продать деревню, то жених и невеста были бы разлучены и брак их состояться не смог бы. Согласно церковной записи 5 февраля 1781 года, в Суйдинской церкви Воскресения Христова были повенчаны: «Деревни Кобрина крестьянский сын отрок Федор Матвеев, деревни Суйды с крестьянской дочерью девкою Ириньею Родионовой, оба первым браком» В церковных книгах Арину Родионовну всюду именовали Ириной, в некоторых других документах — Ириньей. «По ним поруки подписались: деревни Таиц Кузьма Никитин, Ефим Петров, Семен Родионов, Ларион Кирилин» 2. Среди поручителей со стороны невесты были старший брат Семен Родионов и крестный отец — родной дядя (брат матери) Ларион Кириллов. Федор Матвеев, как и Арина Родионовна, был сиротой, избы своей в Кобрине не имел. В их деревне вообще редкая семья жила отдельным двором. Крепостной двор состоял обычно из двух и даже из трех семей. Можно только удивляться, как помещалось в маленьких избах такое количество людей. Поэтому до брака он жил в семье сестры своей Марьи Матвеевой. После женитьбы на первых порах молодые приютились в избе Онисья Галактионова и прожили с его большой семьей несколько лет. Затем перешли в дом Давида Варфоломеева. В 1782 году в семье Арины Родионовны и Федора Матвеева родился сын Егор, через четыре года — дочь Надежда, еще через два года — дочь Мария. Последний ребенок — сын Стефан — родился в 1797 году. Так, в условиях крайней стесненности и скудости, не имея собственного угла, прожила семья Арины Родионовны около четырнадцати лет, до тех пор, пока она не взята была в семейство Пушкиных-Ганнибалов. Всеми уважаемая крестьянка Арина Родионовна была взята, по одним сведениям, в няни, по другим — в кормилицы. Последнее было весьма вероятно. К этому времени Арина Родионовна имела троих детей и младшему ребенку, дочери Марии (родилась 1 апреля 1789 года), шел третий год, а прежде детей кормили подолгу. Двоюродный дядя поэта Александр Юрьевич Пушкин вспоминал: «...когда дядя мой Михайло Алексеевич Пушкин в 1791 году женился на Анне Андреевне Мишуковой... и в 1792 году родился сын Алексей, то Марья Алексеевна Ганнибалова дала ему в кормилицы из Кобрина вышеописанную Арину Родионовну... Ирина... оставлена была у него в няньках до 1796 года». Далее в этих же воспоминаниях А. Ю. Пушкин говорит: «...дочь Ирины Родионовны, Марья, молочная сестра брата моего Алексея Пушкина...» 1 Положение няни и в особенности кормилицы считалось почетным. Однако очевидно и то, что семья Арины Родионовны находилась на особом положении, как семья кормилицы и няни. Членам ее хотя и не дали вольную, но предоставляли какие-то льготы. На определенное время их отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Такая форма отношений барина с крепостным была распространена вблизи больших городов, особенно Петербурга и Москвы. Крестьяне, обычно дворовые помещика или его оброчные крестьяне, могли искать заработки в городах, на сезонных работах. Мужчины устраивались в извозчики, кучера, дворники. Женщины — в горничные, няни, кухарки. Частью заработанных денег они платили помещику оброк. Подобные отношения, видимо, существовали у Сергея Львовича с членами семьи Арины Родионовны. Но по истечении срока дети няни должны были возвращаться к помещику. Поэтому в 1795 году в Кобрине была построена отдельная изба для семьи Арины Родионовны. Она и теперь стоит, самая старая в деревне. В ней жили до наших дней потомки брата и золовки Арины Родионовны.1 Так домик дошел до нас. К 175-летию со дня рождения А. С. Пушкина изба няни была реставрирована. При исследовании сруба дома подтвердилось время постройки — конец XVIII века. Оказалось также, что изба, специально строившаяся для семьи Арины Родионовны, была несколько просторнее, чем обыкновенные крестьянские дома в то время. Но все же изба вначале топилась по-черному. («Белые» избы строили в Петербургской губернии в то время только государственные податные крестьяне, платившие подати непосредственно государству, у помещичьих же крестьян они были большой редкостью).2 Живя у господ в Рунове, что близ Кобрина, Арина Родионовна часто могла бывать в своем доме. А когда на зиму она уезжала с господином в Петербург, семья её оставалась на попечении золовки и другой родни. Восстановить период жизни Арины Родионовны в Кобрине помогает перепись населения 1795 года, документом которой является «Ревизская сказка». В ней говорится, что всего на 1795 год в Кобрине и мызе Руново числилось 94 «мужска» и 114 «женска» пола крестьян. О семье Арины Родионовны говорится, что живут они в Кобрине с 1781 года. В специальной графе обозначены их «лета»: «Федор Матвеев — 39, у него жена Иринья Родионова — 37, у них дети, писанный в последнюю перед сим ревизию Егор — 13, рожденный после ревизии Надежда — 7, Марья — 4»1. В трудное для деревни время здесь появляется Арина Родионовна, вышедшая замуж за кобринского крестьянина. Бойкая, красноречивая Арина Родионовна и ее муж Федор Матвеев становятся уважаемыми крестьянами этих мест, без участия которых не обходились крестины, свадьбы и другие события деревенской жизни, о чем рассказывают документы Воскресенской Суйдинской церкви. В 1800 году деревня Кобрино была продана вместе с крестьянами и всеми строениями. Бабушка Пушкина Мария Алексеевна, очевидно, договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны, исключенные из «запродажной» Кобрина; впоследствии же при необходимости в дом поселят односельчан из их родни. Кобрино было продано, а семья Арины Родионовны продолжала жить в своей избе до 1807 года. В 1802 году, после смерти мужа няни Федора Матвеева, к осиротевшим детям подселили семью его сестры Марьи Матвеевой. Вскоре женился старший сын Арины Родионовны — Егор Федоров. Теперь вместе с его женой Агриппиной Ивановой, судя по исповедальным росписям Суйдинской церкви, в дом перешли жить еще ее отец и мать. Так в этой избе (тогда лучшей в деревне) поселились две родственные семьи, потомки которых продолжали жить в ней до наших дней. Время от времени и после 1807 года здесь бывали Федоровы — дети Арины Родионовны, приезжая помогать родственникам вести хозяйство, косить сено и т. д. Известно, что целых два года, с 1828-го по 1830-й, прожил в Кобрине у родных, в своей старой избе, Егор Федоров вместе с семьей. И сама няня много раз бывала на родине. Известно, что она приезжала сюда в 1800, 1803 и 1804 годах. Арина Родионовна гостила тогда не только в Кобрине, по и в Суйде, где жили ее мать и брат — Семен Родионов, и в Воскресенском у старшей сестры. В 1803 и 1804 годах Арина Родионовна пробыла в этих местах длительное время в связи с печальными семейными обстоятельствами — умерла ее мать Лукерья Кириллова и овдовела сестра Евдокия Родионова. Бывала няня в родных местах и в последующие года, когда ее отпускали господа (например, когда в 1814— 1816 годах Сергей Львович служил в Варшаве). Через несколько месяцев после приезда к Ольге Сергеевне Арина Родионовна умерла. Ольга Сергеевна пишет в «Воспоминаниях»: «Умерла она у нас в доме, в 1828 году, лет семидесяти с лишком от роду, после кратковременной болезни»1. Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. «...Удивительно,— отмечал А.И.Ульянский,— что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны — Льву Николаевичу Павлищеву...»2, к которому обращались по этому поводу. Со временем появилось несколько версий о местонахождении могилы няни Пушкина.
А.И. Ульянский предполагал, что Арина Родионовна похоронена на Большеохтинском кладбище, в Петербурге. В метрической книге церкви, в части, где перечислены умершие за 1828 год, А.И.Ульянский обнаружил запись от 31 июля № 73: «5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостою иерей Алексей Нарбеков. В Смоленской»1. Так долго существовавшая версия о том, что няня похоронена на Большеохтинском кладбище, была им отвергнута. В 1940 году А.И.Ульянский в результате кропотливых поисков в архивах узнал, что Арина Родионовна погребена на Смоленском кладбище. Была обнаружена еще одна запись в книге церкви «Смоленский божия матери, что на Васильевском острове при кладбище» от 31 июля: ,, Ирина Родионова дому 5-го класса, чиновника Пушкина служащая женщина л. 76 старость владимирской иерей Алексей Норбеков"»2. Арина Родионовна родилась и умерла крепостной, и могила ее вскоре была утрачена. Интересно ещё и то, что возраст Арины Родионовны в приведенных церковных книгах указан неправильно — она родилась в 1758 году, а умерла в 1828 году — семидесяти лет от роду. Но А.И.Ульянский ошибся, считая днем смерти няни 31 июля. Хоронили всегда на третий день, включая день кончины. Следовательно, отпели и похоронили Арину Родионовну 31 июля, а умерла няня Пушкина 29 июля 1828 года. В Петербурге у няни не было близких родных. Дочь Марья жила в подмосковном Захарове, сын Егор до 1830 года находился в Кобрине, остальных детей — Надежды и Стефана,— есть основания предполагать, к 1828 году уже не было в живых. Сохранились воспоминания о кресте, могильной плите и камне, будто бы имевших надпись: «Няня Пушкина». На Смоленском кладбище в июньские Пушкинские дни 1977 года была открыта, наконец, памятная мемориальная доска (вместо ошибочно установленной в 1928 году, к столетию со дня смерти Арины Родионовны, памятной доски на Большеохтинском кладбище). При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись: «На этом кладбище похоронена Арина Родионовна, няня А. С. Пушкина. 1758-1828. „Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя"». Вывод. Из вышесказанного можно сделать вывод, что жизнь крепостной женщины была очень трудной и тяжёлой. Арина Родионовна пережила все тяготы крепостной жизни, хотя это давалось очень нелегко, жизнь была скудна, жила семья няни очень бедно. Но и в такой жизни были счастливые минуты: замужество, рождение детей, хотя ради господских детей ей пришлось оставить своих. |
К ласс: 9 Зачёт №1 «Творчество А. С. Пушкина» Список произведений Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Он блестяще владел французским языком, а также изучал латинский, греческий, итальянский, немецкий, английский, испанский, арабский,... | ||
Место и роль интернета в жизни младших школьников На сегодняшний день Интернет занимает важное место в жизни людей. Это и средство общения, и возможность получения информации, и развлечения.... | Реферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих... | ||
Реферат по истории «Молодежь в годы вов» реферат по истории «Социология молодежи» В смотровую комиссию городского смотра-конкурса в честь 90-летия комсомола в 2008 году | Реферат Охрана труда в вычислительном центре Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое... | ||
Вопросы к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики | Реферат по дисциплине «Математика» на тему : «Число» Целью нашего реферата является изучение истории возникновения числа π, его развития и применения в повседневной жизни | ||
Реферат по дисциплине «Математика» на тему : «Число» Целью нашего реферата является изучение истории возникновения числа π, его развития и применения в повседневной жизни | Революции не могла также не появиться в поэзии Маяковского, своеобразного... Сергей Есенин представлял народную поэзию, творчество, которое уходит своими корнями в деревню, в жизнь простого народа. У каждого... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие «средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории средневековья | Реферат тема: «марийские праздники» Воплотив в себе ценное, что есть в народе народное мировоззрение, психологию, художественное творчество, народные праздники и обряды... | ||
А. М. Фоминых учебный реферат по истории Учебный реферат по истории: методические рекомендации для студентов I и II курсов педагогического колледжа / Сост. Фоминых А. М.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни | ||
План Введение Жизненный и творческий путь поэта Заключение Список литературы Приложение Основной целью данной работы является изучение жизненного и творческого пути выдающегося чувашского поэта Петра Петровича Хузангая,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история» России с древнейших времен до наших дней в контексте всемирно-исторического процесса, раскрыть место и значение истории в обществе,... |