Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта





Скачать 281.47 Kb.
НазваниеРеферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта
страница1/3
Дата публикации17.01.2015
Размер281.47 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3


Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Высокоключевая

средняя общеобразовательная школа»


Реферат по истории:

Место Арины Родионовны

в жизни поэта

А.С.Пушкина и его семьи.

Выполнила:

ученица 11 класса,

Стрелкова Валерия

Владимировна

Руководитель:

преподаватель истории

Высокоключевой школы

Синявская Лидия Ивановна

Гатчинский муниципальный район

п. Высокоключевой

2007

Содержание.

С.

Введение…………………………………………………………….. 3

Глава первая:

Нелёгкая судьба Арины Родионовны………………………...…..5

Глава вторая:

«Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!» ………………………………………..… 14

Заключение………………………………………………………... 24

Список использованной литературы…………………………...25

Приложение ………………………………………………………..26

Введение.

Суйда, село Воскресенское – это моя Родина. Я горжусь, что родилась именно здесь. Наши места называют пушкинскими, так как здесь жил прадед А.С.Пушкина А.П.Ганнибал. В имение Абрама Петровича приезжали родители Пушкина. В церкви Воскресения Христова они венчались. Отсюда родом и его няня Арина Родионовна. Многое напоминает о ее жизни в нашем крае: памятный знак в селе Воскресенском, заново отстроенная церковь, которая выглядит точно так, как и в то время, когда Арина Родионовна венчалась в ней, домик няни в соседнем селе Кобрине.

В 2008 году исполнится 250 лет со дня рождения Арины Родионовны. Мои земляки свято чтят память няни А.С.Пушкина. В Пушкинском музее нашей школы есть стенд, посвященный этой удивительной женщине. А мне захотелось пополнить его материалы исследованием жизни няни великого русского поэта.

Цель моей работы - выяснить, какое место занимала Арина Родионовна в жизни великого поэта А.С.Пушкина и его семьи.

Для ее осуществления я поставила следующие задачи:

- изучить основные вехи жизни Арины Родионовны,

- определить отношение А.С. Пушкина к няне, а также отношение к ней семьи А.С.Пушкина.

Для написания работы я использовала следующие источники: Ульянский А. И. «Няня Пушкина», Люблинский П. И. «Из семейного прошлого предков Пушкина», Козлова Л.И. «Домик няни в Кобрино». При изучении данной темы очень помогла книга Грановской И.И. «Если ехать вам случится…»

Мой реферат состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении дан анализ литературы, сформулированы цель и задачи исследования. Глава первая «Нелёгкая судьба Арины Родионовны» посвящена жизни Арины Родионовны. В ней рассказывается о нелёгкой доле крепостной.

Глава вторая «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» показывает, какие взаимоотношения складывались у Арины Родионовны с помещиками.

В заключении сформулированы основные выводы. Реферат имеет приложение. На фотографиях изображён «Домик няни», портрет няни, мемориальная доска.

Глава первая:

Нелёгкая судьба Арины Родионовны.

Няню А.С. Пушкина мы знаем с детства, будто не только поэта, но и нас самих она выходила. Ей принадлежит почетное место в любой биографии этого гениального человека.

В молодости ее звали Арина. Под старость некоторые именовали ее Родионовна, как делается иногда в деревнях. Сам А.С.Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал "няня" (один раз даже с заглавной буквы). В научной российской и западной литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева.

Согласно метрической книге Воскресенской Суйдинской церкви, няня родилась 10 апреля 1758 года в Суйде (теперь село Воскресенское).

Мать Арины Родионовны, Лукерья Кириллова, счи­талась «старинной села Суйды». Предки ее были новго­родцами, жили здесь с древних времен.

Судя по воспоминаниям современников, на родине няни сохранился и старинный новгородский диалект — «тягучая напевная речь». Эта напевность чувствовалась у Арины Родионовны до самой старости. Подтверждением этого служат слова об Ари­не Родионовне Петра Парфенова, кучера А. С. Пушкина, который отмечал: «Она ведь из-за Гатчины была у них взята, с Суйды, там эдак все певком говорят».

Отец Арины Родионовны, Родион Яковлев, был потомком переселенцев либо крещеных каре­лов (чуди). Его родители рано умерли. Мальчик остал­ся круглым сиротой и был взят приемышем в семью без­детных крестьян — Петра Полуектова и его жены Вассой Емельяновой.

В документах того времени (ревизских сказках, исповедальных росписях, метри­ческих церковных книгах) она названа по отцу — Родионовой, а в быту звали ее Родионовной. Никто из современников поэта Яковлевой няню не называл.

Сохранившийся архив Суйдинской церкви Воскресения Христова помог многое узнать об Арине Родионовне и ее семье, о владельцах этих мест Ганнибалах. По этим до­кументам можно было установить, что родители Арины Родионовны, Родион Яковлев и Лукерья Кириллова, жи­ли в селе Воскресенском, в одном дворе с приемными ро­дителями ее отца — Петром Полуектовым и Вассой Емельяновой.

Арина Родионовна была третьим ребенком в семье. Са­мой старшей была сестра Евдокия, следующий за ней - брат Семен. Евдокией была названа и самая младшая сестра Арины Ро­дионовны.

Арину Родионовну крестили в Воскре­сенской Суйдинской церкви и назвали именем тетки «старинной сего села» Ирины Кирилловой. При крещении крёстными были родной дядя — крестьянин Ларион Кириллов, также «старинный села», и крестьянская дочь девица Ефимия Лукина.

Через четыре года после женитьбы Родиона Яковлева скончалась Васса Емелья­нова, его приемная мать, и Петр Полуектов вторично женился на «пасечнице Суйдинской мызы» вдове Настасье Филипповой, у которой были две дочери и сын Еремей Агафонов (позднее он женился на старшей сестре Ари­ны Родионовны).

В 1768 году, когда Арине Родионовне было десять лет, она потеряла отца. Родион Яковлев умер тридцати девяти лет от роду, оставив семь детей (двоих сыновей и пять дочерей). В 1772 году умер и Петр Полуектов, на четыре года переживший своего приемного сына Родио­на Яковлева. После смерти кормильцев обе семьи, состо­явшие главным образом из малолетних детей, продолжали жить вместе.

В доме было две вдовы, Настасья Филиппова и Лукерья Кириллова. У той и у другой вместе семь дочерей.

Крестьяне дерев­ни Кобрино были крепостными А.П.Ганнибала и платили ему оброк. Трудно жилось им. Надо было не толь­ко самим прокормиться, но и оброк помещику заплатить. Возможно, обе вдовы кормились рукоделием. Единственным в доме мужчиной-кормильцем оказался Еремей Агафонов. Братья Арины Родионовны были еще малы. Сама Арина Родионовна с детства привыкла к самой тяже­лой крестьянской работе: умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева.

Она была удивительной мастерицей. Позднее няня учила рукоделию дво­ровых девушек в Михайловском. Под ее началом там ра­ботали крепостные швеи, ткавшие и вышивавшие гос­подские уроки.

И. И. Пущин, навестивший Пушкина в Михайловской ссылке, вспоминал в «Записках», что в няниной комнате «стояло множество пяльцев... Среди молодой своей команды няня преважно разгуливала с чулком в руках. Мы полюбовались работами»1.

Когда в 1780 году женился старший брат Арины Ро­дионовны, Семен Родионов, настала и ее очередь выходить замуж. К этому времени старшая сестра Евдокия уже вышла за Еремея Агафонова.

Засватали Арину Родионовну за кобринского крестья­нина Федора Матвеева. Со свадьбой родные жениха и не­весты торопились. Владелец Воскресенского и Кобрина старик А.П.Ганнибал был при смерти. После него вотчину должны были разделить его сыновья. Если один из них захотел бы продать деревню, то жених и невеста были бы разлучены и брак их состояться не смог бы.

Согласно церковной записи 5 февраля 1781 года, в Суйдинской церкви Воскресения Христова были повенчаны: «Деревни Кобрина крестьянский сын отрок Федор Мат­веев, деревни Суйды с крестьянской дочерью девкою Ириньею Родионовой, оба первым браком» В церковных книгах Арину Родионовну всюду именовали Ириной, в некоторых других документах — Ириньей. «По ним поруки подписались: деревни Таиц Кузьма Никитин, Ефим Петров, Семен Родионов, Ларион Кири­лин» 2. Среди поручителей со стороны невесты были старший брат Семен Родионов и крестный отец — родной дядя (брат матери) Ларион Кириллов.

Федор Матвеев, как и Арина Родионовна, был сиро­той, избы своей в Кобрине не имел. В их деревне вообще редкая семья жила отдельным двором. Крепостной двор состоял обычно из двух и даже из трех семей. Можно только удивляться, как помещалось в маленьких избах такое количество людей. Поэтому до брака он жил в семье сестры своей Марьи Матвеевой. После женитьбы на первых порах молодые приютились в избе Онисья Галактионова и про­жили с его большой семьей несколько лет. Затем пере­шли в дом Давида Варфоломеева.

В 1782 году в семье Арины Родионов­ны и Федора Матвеева родился сын Егор, через четы­ре года — дочь Надежда, еще через два года — дочь Мария. Последний ребенок — сын Стефан — родился в 1797 году. Так, в условиях крайней стесненности и скудости, не имея собственного угла, прожила семья Арины Родионовны около четырнадцати лет, до тех пор, пока она не взя­та была в семейство Пушкиных-Ганнибалов.

Всеми уважаемая крестьянка Арина Родионовна бы­ла взята, по одним сведениям, в няни, по другим — в кор­милицы. Последнее было весьма вероятно. К это­му времени Арина Родионовна имела троих детей и младшему ребенку, дочери Марии (родилась 1 апреля 1789 года), шел третий год, а прежде детей кормили по­долгу.

Двоюродный дядя поэта Александр Юрьевич Пушкин вспоминал: «...когда дядя мой Михайло Алексеевич Пуш­кин в 1791 году женился на Анне Андреевне Мишуковой... и в 1792 году родился сын Алексей, то Марья Алексеевна Ганнибалова дала ему в кормилицы из Коб­рина вышеописанную Арину Родионовну... Ирина... остав­лена была у него в няньках до 1796 года». Далее в этих же воспоминаниях А. Ю. Пушкин говорит: «...дочь Ири­ны Родионовны, Марья, молочная сестра брата моего Алексея Пушкина...» 1

Положение няни и в особенности кормилицы счита­лось почетным. Однако очевидно и то, что семья Арины Родионовны находилась на особом положении, как семья кормилицы и няни. Членам ее хотя и не дали вольную, но предо­ставляли какие-то льготы. На определенное время их от­пускали, они могли иметь побочный заработок или помо­гать по хозяйству родственникам в своей деревне. Такая форма отношений барина с крепостным была распрост­ранена вблизи больших городов, особенно Петербурга и Москвы. Крестьяне, обычно дворовые помещика или его оброчные крестьяне, могли искать заработки в городах, на сезонных работах. Мужчины устраивались в извоз­чики, кучера, дворники. Женщины — в горничные, няни, кухарки. Частью заработанных денег они платили поме­щику оброк. Подобные отношения, видимо, существовали у Сергея Львовича с членами семьи Арины Родионовны. Но по истечении срока дети няни должны были возвра­щаться к помещику.

Поэтому в 1795 году в Кобрине была построена отдельная из­ба для семьи Арины Родионовны. Она и теперь стоит, самая старая в деревне. В ней жили до наших дней по­томки брата и золовки Арины Родионовны.1 Так домик дошел до нас. К 175-летию со дня рождения А. С. Пуш­кина изба няни была реставрирована. При исследова­нии сруба дома подтвердилось время постройки — конец XVIII века. Оказалось также, что изба, специально строившаяся для семьи Арины Родионовны, была несколько просторнее, чем обыкновенные крестьянские до­ма в то время. Но все же изба вначале топилась по-чер­ному. («Белые» избы строили в Петербургской губернии в то время только государственные податные крестьяне, платившие подати непосредственно государству, у поме­щичьих же крестьян они были большой редкостью).2

Живя у господ в Рунове, что близ Кобрина, Арина Родионовна часто могла бывать в своем доме. А когда на зиму она уезжала с господином в Петербург, семья её оставалась на попечении золовки и другой родни.

Восстановить период жизни Арины Родионовны в Кобрине помогает перепись населения 1795 года, документом которой является «Ревизская сказка». В ней говорит­ся, что всего на 1795 год в Кобрине и мызе Руново числи­лось 94 «мужска» и 114 «женска» пола крестьян. О семье Арины Родионовны говорится, что живут они в Кобрине с 1781 года.

В спе­циальной графе обозначены их «лета»: «Федор Матвеев — 39, у него же­на Иринья Родионова — 37, у них дети, писанный в по­следнюю перед сим ревизию Егор — 13, рожденный после ревизии Надежда — 7, Марья — 4»1.

В трудное для деревни время здесь появляет­ся Арина Родионовна, вышедшая замуж за кобринского крестьянина. Бойкая, красноречивая Арина Родионовна и ее муж Федор Матвеев становятся уважаемыми кре­стьянами этих мест, без участия которых не обходились крестины, свадьбы и другие события деревенской жизни, о чем рассказывают документы Воскресенской Суйдинской церкви.

В 1800 году дерев­ня Кобрино была продана вместе с крестьянами и всеми строениями. Бабушка Пушкина Мария Алексеевна, очевидно, договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны, исключенные из «запро­дажной» Кобрина; впоследствии же при необходимости в дом поселят односельчан из их родни. Кобрино было продано, а семья Арины Родионовны продолжала жить в своей избе до 1807 года. В 1802 году, после смерти мужа няни Федора Матвеева, к осиротев­шим детям подселили семью его сестры Марьи Матве­евой. Вскоре женился старший сын Арины Родионов­ны — Егор Федоров. Теперь вместе с его женой Агриппи­ной Ивановой, судя по исповедальным росписям Суйдинской церкви, в дом перешли жить еще ее отец и мать.

Так в этой избе (тогда лучшей в деревне) поселились две родственные семьи, потомки которых продолжали жить в ней до наших дней. Время от времени и после 1807 года здесь бывали Федоровы — дети Арины Родио­новны, приезжая помогать родственникам вести хозяйст­во, косить сено и т. д. Известно, что целых два года, с 1828-го по 1830-й, прожил в Кобрине у родных, в своей старой избе, Егор Федоров вместе с семьей.

И сама ня­ня много раз бывала на родине. Известно, что она приезжала сюда в 1800, 1803 и 1804 годах. Арина Родионовна гостила тогда не только в Коб­рине, по и в Суйде, где жили ее мать и брат — Семен Родионов, и в Воскресенском у старшей сестры. В 1803 и 1804 годах Арина Родионовна пробыла в этих местах длительное время в связи с печальными семейными об­стоятельствами — умерла ее мать Лукерья Кириллова и овдовела сестра Евдокия Родионова.

Бывала няня в родных местах и в последующие го­да, когда ее отпускали господа (например, когда в 1814— 1816 годах Сергей Львович служил в Варшаве).

Через несколько месяцев после приезда к Ольге Сергеевне Арина Родионовна умерла. Ольга Сергеевна пишет в «Воспоминаниях»: «Умерла она у нас в доме, в 1828 году, лет семидесяти с лишком от роду, после кратковременной болезни»1. Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. «...Удивительно,— отмечал А.И.Ульянский,— что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны — Льву Николаевичу Павлищеву...»2, к которому обращались по этому поводу.

Со временем появилось несколько версий о местонахожде­нии могилы няни Пушкина.

  • По одной—Арина Родионовна по­коится в Святогорском монастыре, вблизи могилы самого поэта.

  • По другой — в Суйде, на старом погосте, среди могил родичей и земляков.

  • По третьей — она была похоронена на Большеохтинском кладбище, в Петербурге.

А.И. Ульянский предполагал, что Арина Родионовна похоронена на Большеохтинском кладбище, в Петербурге.

В метрической книге церкви, в части, где перечислены умершие за 1828 год, А.И.Ульянский обнаружил запись от 31 июля № 73: «5-го класса чинов­ника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Ро­дионова 76 старостою иерей Алексей Нарбеков. В Смо­ленской»1.

Так долго существовавшая версия о том, что няня похоронена на Большеохтинском кладбище, была им отвергнута. В 1940 году А.И.Ульянский в результате кропотливых поисков в архивах узнал, что Арина Родионовна погребе­на на Смоленском кладбище. Была обнаружена еще одна запись в книге церкви «Смолен­ский божия матери, что на Васильевском острове при кладбище» от 31 июля:

,, Ирина Родионова дому 5-го класса, чиновника Пушки­на служащая женщина л. 76 старость владимирской иерей Алексей Норбеков"»2.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной, и могила ее вскоре была утрачена.

Интересно ещё и то, что возраст Арины Родионовны в приведенных церков­ных книгах указан неправильно — она родилась в 1758 году, а умерла в 1828 году — семидесяти лет от роду.

Но А.И.Ульянский ошибся, считая днем смерти няни 31 июля. Хоронили всегда на третий день, включая день кончины. Следовательно, отпели и похоронили Арину Родионовну 31 июля, а умерла няня Пушкина 29 июля 1828 года.

В Петербурге у няни не было близких род­ных. Дочь Марья жила в подмосковном Захарове, сын Егор до 1830 года находился в Кобрине, остальных де­тей — Надежды и Стефана,— есть основания предпола­гать, к 1828 году уже не было в живых.

Сохранились воспоминания о крес­те, могильной плите и камне, будто бы имевших надпись: «Няня Пушкина».

На Смоленском кладбище в июньские Пушкинские дни 1977 года была открыта, наконец, памятная мемори­альная доска (вместо ошибочно установленной в 1928 го­ду, к столетию со дня смерти Арины Родионовны, памят­ной доски на Большеохтинском кладбище).

При входе на кладбище в специальной нише на мра­море высечена надпись:

«На этом кладбище похоронена Арина Родионовна, няня

А. С. Пушкина. 1758-1828.

„Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя"».

Вывод.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что жизнь крепостной женщины была очень трудной и тяжёлой. Арина Родионовна пережила все тяготы крепостной жизни, хотя это давалось очень нелегко, жизнь была скудна, жила семья няни очень бедно. Но и в такой жизни были счастливые минуты: замужество, рождение детей, хотя ради господских детей ей пришлось оставить своих.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconК ласс: 9 Зачёт №1 «Творчество А. С. Пушкина» Список произведений
Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние....
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Он блестяще владел французским языком, а также изучал латинский, греческий, итальянский, немецкий, английский, испанский, арабский,...
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconМесто и роль интернета в жизни младших школьников
На сегодняшний день Интернет занимает важное место в жизни людей. Это и средство общения, и возможность получения информации, и развлечения....
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconРеферат: Тема жизни и смерти в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Большое место в русской литературе занимает философская тема жизни и смерти. Эта тема не нова в литературе и искусстве. У многих...
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconРеферат по истории «Молодежь в годы вов» реферат по истории «Социология молодежи»
В смотровую комиссию городского смотра-конкурса в честь 90-летия комсомола в 2008 году
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconРеферат Охрана труда в вычислительном центре
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое...
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconВопросы к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconРеферат по дисциплине «Математика» на тему : «Число»
Целью нашего реферата является изучение истории возникновения числа π, его развития и применения в повседневной жизни
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconРеферат по дисциплине «Математика» на тему : «Число»
Целью нашего реферата является изучение истории возникновения числа π, его развития и применения в повседневной жизни
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconРеволюции не могла также не появиться в поэзии Маяковского, своеобразного...
Сергей Есенин представлял народную поэзию, творчество, которое уходит своими корнями в деревню, в жизнь простого народа. У каждого...
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории средневековья
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconРеферат тема: «марийские праздники»
Воплотив в себе ценное, что есть в народе народное мировоззрение, психологию, художественное творчество, народные праздники и обряды...
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconА. М. Фоминых учебный реферат по истории
Учебный реферат по истории: методические рекомендации для студентов I и II курсов педагогического колледжа / Сост. Фоминых А. М....
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconПлан Введение Жизненный и творческий путь поэта Заключение Список литературы Приложение
Основной целью данной работы является изучение жизненного и творческого пути выдающегося чувашского поэта Петра Петровича Хузангая,...
Реферат по истории: Место Арины Родионовны в жизни поэта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «отечественная история»
России с древнейших времен до наших дней в контексте всемирно-исторического процесса, раскрыть место и значение истории в обществе,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск