Скачать 115.9 Kb.
|
Игровой урок по разделам «Технология обработки ткани, изготовление поясного изделия» ОТ ИДЕИ ДО МОДЕЛИ Учитель Кислицына Светлана Михайловна Цели: повторение и систематизация знаний, закрепление умений и навыков по технологии обработки тканей и изготовлению поясного изделия, способствование поддержания интереса к предмету, развитие творческой активности ,формирование умений работать самостоятельно и в коллективе. Оборудование: плакаты с пословицами и поговорками, модели изделий; изделия коллекции театров моды, рабочие коробки. Д/з: подготовить сообщения об истории вещей. Ход урока Мы начинаем ставший уже традиционным урок-конкурс под названием «От идеи до модели». Наше плавание по безбрежному океану знаний продолжается. Сегодня мы закончим исследование еще одного маленького островка. Для проведения урока хочу представить две команды участницы: «Хозяюшки» и «Рукодельницы».И жюри учащиеся 8 класса. 1.Приветствие команд.
будем маме помогать, чтоб хозяюшками стать. Мы желаем «Рукодельницам» быть достойными названия, чтобы не были бездельницами, проявили все старания!
Победить мы надеемся вместе, но один проиграет, увы! И нам очень хотелось бы, если проигравшими станете вы! 2. История вещей. (на доске написаны слова: андарак, панёва, панье, вертюгаден) Ребята о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Что обозначают эти слова? Ответ: Юбка. Речь сегодня пойдет о юбке и о ней будут зачитывать сообщения. Слово «юбка» исследователи считают близким к слову «шуба», которое в свою очередь, происходит от арабского слова «джубба»- так раньше называли суконную тунику без рукавов. В русский язык слово «юбка» попало из польского, а в него- из немецкого. В середине века это- одеяние от шеи до колен, присборенное у шеи и подпоясанное на талии. Носили такую одежду как женщины, так и мужчины. В 15в. Женская готическая «юбка» бала разделена на две части: нижняя стала собственно юбкой, а верхняя- верхом платья. И кокой она только не была! В середине века ее украшали шлейфом – удлиненным концом, волочащимся сзади по земле. Он зрительно удлинял фигуру, делал ее величественной. И чем длиннее был шлейф ,тем знатнее, богаче была персона, его носящая. Королева, например, могла носить шлейф длиной в 11 локтей, ее дочери в 9,дальние родственники- в7, герцогини- в3. А самый большой шлейф был на коронационном туалете русской царицы Екатерины: длина его достигала 70м, а ширина7м. В народной одежде шлейф просто не мог прижиться, так как мешал движению, а значит работе. В 16веке стали популярны широкие юбки. Для придания соответствующей формы их набивали конским волосом. Носить их было не удобно, и вскоре был изобретен каркас для юбок, который делали из обручей. По-испански обруч назывался «вердугос»,поэтому такие юбки стали называться «вердугадо». Эти юбки пропутешествовали из Испании в Италию и Францию, но постепенно изменили свои объемы, стали легче. В 17веке юбка приобрела более удобные формы, но стала многослойной. Законодателями этой моды были французы. Представьте себе, что даже летом под основную юбку надевали по нескольку нижних, а зимой их количество доходило до 12. 18 век принес юбку в виде купола. Снова сооружаются каркасы, а на них натягиваются ткани. Юбка стала растянутой в боках и сплюснутой спереди и сзади. Называлась она «панье» (по-французски это слово означает «корзинка»). Она и впрямь напомнила ее. Для поднятия юбки в боках использовали каркасы-фижмы, выполненные из китового уса, что привело к хищническому уничтожению морских животных. К концу 80годов 18 столетия широкое распространение получила английская мода, которая предложила отменить жесткие каркасы, но заставила модниц драпировать юбку сзади, образуя турнюр(в переводе с французского это слово означает «сложение, осанка, манеры») Однако от каркаса избавлялись не охотно. В начале 19века возникает новый каркас-кринолин, созданный из льняного полотна, проплетенного конским волосом. Придумал его француз Идин. Вскоре такие каркасы были заменены проволочными. Они появились даже у простых людей, так как были доступнее прежних. Однако уже к середине 19 века популярность их спала. И вот, наконец, наш 20 век. Какой только юбка не была и как только ее не называли. В начале века была даже «хромая юбка»(оттого, что женщины во время ходьбы вынуждены были прихрамывать-так сильно была она заужена на уровне щиколоток). Длина юбки несколько раз менялась, становясь то длиннее то короче. Появились даже такие невиданные ранее формы юбок, как юбка-портфель, юбка-брюки. В русской деревне юбки появились не раньше середины 19века. До этого одеждой служила длинная холщевая рубаха и сарафан. Юбки шили из прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске. Корсажи, косточки и прочие приспособления были лишними в крестьянском обиходе, и деревенская юбка легко без них обходилась. Было принято верхние юбки шить из батиста или ситца: голубые, розовые, синие и красные. Деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. Телесная полнота означала для крестьянской девушки здоровье, а здоровье- это дети и работа до седьмого пота. Поэтому девушки на выданье в праздники надевали по нескольку юбок, чтобы казаться толще- полнота для них была все равно что красота. Полным хватало 2-3 нижних юбок, отличавшиеся худобой натягивали на себя по 4-5 юбок сразу. Зимой для тепла обязательно надевали стеганную на вате исподнюю юбку. Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, у замужних женщин была обязательно до пят. По числу юбок мерился достаток. У донских казачек бывало по15-20 юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета. Древнее юбки была на Руси понева(понева).По сути тоже юбка, только полы ее, как правило были не сшиты.Ее называли растополкой, то есть распашной. Держалась понева на гашнике(ремне, веревке, шнуре, тесьме). Изготовленные, как правило, из клетчатой домотканой шерсти, они были «добрые, хожалые, посвятные и последние». А еще поневы делились на синятки и краснятки с узором. Понева более всего напоминает наши прямые юбки. Поневы были будничные и праздничные.Будничные почти не украшались, а вот праздничные отделывались вышивкой, кружевом, всевозможными вставками. Мы привыкли считать, что юбка сугубо женский вид одежды, однако в некоторых странах юбки носят и мужчины. 3. Играем все: по одному человеку от команды получают задания: по имеющимся описаниям нужно назвать фасон юбки.
Из какой ткани шили поневу? Пестрядина-домотканная, грубая льняная или бумажная ткань из разноцветных ниток, тканый узор из разноцветной пряжи. Поневы шили из клетчатой домотканой шерсти. 4. Ромашка.(на лепестках ромашки написаны вопросы по изготовлению юбки)
5. Угадай шов (раздаются карточки с условными изображениями швов и зашифрованные названия швов)1.настрочной, шов вподгибку с обметанным срезом.2.накладной, стачной шов взаутюжку. У П К В О Б И Г Д О Й С Р Ч О Н А Н Т Й Н А К А Д Н Л О З У В А Ю К Ж У Т 6. Кроссворды(команда, быстрее справившаяся с заданием получает дополнительных два балла.) Кроссворд № 1.По горизонтали:1.поперечная нить ткани(уток).2.изменение, вносимые в выкройку, для изготовления изделия определенного фасона(моделирование)3.процесс, в результате которого из волокон получают пряжу(прядение).4.повторение абсолютно одинаковых элементов или группы элементов(раппорт)5.процесс получения ткани(ткачество)6.какое слово в переводе с латинского означает «украшение»?(орнамент) 7.вышитый узор на ткани(вышивка) 8.влажно-тепловая обработка ткани во избежание последующей усадки.(декатирование) По вертикали: получается ключевое слово (терпение).Вспомните пословицы и поговорки в которые входит полученное по вертикали слово. Кроссворд № 2. По горизонтали: 1. .какое слово в переводе с латинского означает «украшение»?(орнамент) 2.стежки, с помощью которых переводят разметочные линии с одной детали на другую или с изнаночной стороны на лицевую(копировальные). 3.процесс получения тканей из нитей(ткачество). 4. повторение абсолютно одинаковых элементов или группы элементов(раппорт). 5.процесс получения нитей из волокон (прядение) 6. приспособление, защищающее пальцы от уколов иглы при шитье (наперсток). По вертикали: получается ключевое слово (мастера). Вспомните пословицы и поговорки в которые входит полученное по вертикали слово. 7.Конкурс модельеров.
8.Конкурс рукодельницы. Приглашаются по одному участнику от команды, задание спрячь дефект. Оборудование: рабочая коробка, лоскуты ткани, дублерин, утюг, инструкция по ТБ (учащиеся вспоминают правила ТБ и ВТО). Выполнить декоративную заплату на юбке. 9.Конкурс капитанов.
Стиль- это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре, в искусстве исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств. Стиль отражает общность творческих принципов материальной и духовной культуры народа, общества. Современный стиль- удобство и простота художественных решений, гармоничное сочетание форм, цвета с назначением одежды. В чистом виде каждый стиль встречается крайне редко. Традиционные стили: классический, романтический, спортивный, фольклорный, или этнический. Объясните понятие силуэт в одежде, какие они бывают. Первое зрительное впечатление от костюма получают, обращая внимание на его силуэт. Современный костюм можно условно вписать в одну из простых геометрических фигур. Прямой силуэт приближается по своим очертаниям к прямоугольнику или квадрату. Силуэт «трапеция» напоминает трапецию- узкую вверху и расширенную внизу. Силуэт «треугольник» приближается к треугольнику. Силуэт «овал» и «полусфера» напоминает геометрическую фигуру овал. Соединение двух геометрических фигур : половина овала и нижняя часть- прямоугольник. Соотношение длины и ширины изделия, размеров каждой детали по отношению ко всему объёму изделия видно на следующих примерах: короткий верх, длинный низ; длинный верх, короткий низ; равноценный низ и верх. 10.Назови узлы обработки прямой юбки. (обработка вытачек, обработка боковых швов, обработка шлицы, обработка застежки тесьмой-молнией, обработка пояса, обработка застежки на поясе: петля и пуговица; петля и крючок, обработка низа юбки, отделка изделия если имеются декоративные детали) 11.Угадайка.
Плывет пароход: то взад, то вперед. А за ним такая гладь- ни морщинки не видать (утюг)
12.Терминологический диктант. Прослушав определение известных вам понятий, запишите их одним словом.
13.Поговорки о рукоделии и труде.
14.Подведение итогов конкурсов «закрой дефект» и «терминологический диктант» Пока жюри работает, участники кружка «Имидж» покажут последнюю коллекцию «русская краса» и прокомментируют модели представленные на манекенах. 15. Подведение итогов, награждение команды победительницы. Литература. Кирсанова Р.М. Ленты, кружева, ботинки… - М.: Изд-во Рудомино: Изд-во Эксмо, 2006. – 80 с. Симоненко В.Д. Технология 6, 7 класс. – М.: Изд-во Вентана-Граф, 2007. Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации ) специалистов ,,Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Проектный метод как средство развития общетрудовых умений учащихся на уроках технологии. Выполнила Кислицына Светлана Михайловна учитель технологии МБОУ "СОШ № 1 с УИОП г. Новый Оскол". Белгород 2012 г. |
Проектирование и изготовление поясного швейного изделия Формировать знания и умения по подготовке ткани к раскрою, раскладки выкройки юбки на ткани, применять полученные знания при выполнении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема занятия: «Обобщение знаний и умений по разделам: построение чертежа, изготовление выкройки, раскрой и пошив плечевого и поясного... | ||
Урок технологии в 5 классе по теме «Технология обработки изделия» Цели: обобщить знания учащихся по теме: «Технология обработки изделия», защитить презентацию | Урока в 6 классе Урок №18-19 Тема урока Данный урок является одним из уроков по разделу «Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки)» в 6 классе, на котором продолжаются... | ||
Урок по швейному делу. Тема: Подготовка ткани к раскрою. Раскрой поясного изделия Региональная научно-практическая конференция «Опыт создания Интернет-ресурсов педагогами Оренбуржья» (в рамках проекта «Информатизация... | Конспект открытого урока по теме «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия» Оборудование: швейная машина, учебник, образцы различных видов ткани, инструкционные карты по подготовке ткани к раскрою и раскрою... | ||
Рабочая программа по технологии в 5-8 классах Учитель технологии: Писцова М.: Мнемозина, 2012. Она рассматривает подготовку учениц основной школы по разделам «Кулинария», «Создание изделий из текстильных... | «Снятие мерок для построения чертежа юбки». 11 «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов в 6 классе по программе «Технология»» 2 | ||
План урока № тема №1: Ведение. Тема урока: Содержание курса. Тб. Ткани и инструменты Цель: Формирование навыков при выполнении последовательной обработки горловины изделия,подкройной обтачкой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для достижения данной цели в связи с современным развитием общества и его запросами в основу содержания раздела «Технология обработки... | ||
Тематическое планирование к рабочей программе «Технология. Технический труд», 8 класс Цель: Формирование навыков при выполнении последовательной обработки горловины изделия,подкройной обтачкой | Урок № Тема: «Изготовление предметов деревянной утвари» Обучить приёмам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контура детали | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по технологии на тему: «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия». Разновозрастная группа 7-8 классы | Урок технологии «Цветы из бисера» Цель урока. Ознакомить учащихся с историей французского бисероплетения, освоение технологии бисероплетения. Изготовление заданного... | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 04 Технология обработки металлов томск... Целью преподавания дисциплины «Технология обработки металлов» является приобретение студентами системы знаний, необходимых для анализа... | Конспект открытого урока, 8 класс «Обработка горловины изделия подкройной... Цель: Формирование навыков при выполнении последовательной обработки горловины изделия,подкройной обтачкой |