Скачать 75.93 Kb.
|
Предлагаемая методическая разработка — участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) Более подробную информацию о конкурсе можно найти на сайте: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/news/020908.html План к школьному уроку о русской выхухоли По предмету «Обществознание» для учащихся старших классов Тема урока: Можно ли преодолеть экологический кризис? Автор: Васильев Геннадий Никандрович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения «Псковская общеобразовательная школа-интернат». e-mail: vgns@yandex.ru, телефон: 89052380144. Тема урока: Можно ли преодолеть экологический кризис? Цели: 1. Выяснить особенности современной экологической ситуации в регионе. Проанализировать с учащимися возможные пути разрешения (смягчения) экологических проблем. Показать, конкретизировать в сознании учащихся связь «Природа – человек – деятельность», значение экологических проблем в жизни современного общества. 2. Развитие познавательной деятельности учащихся; работа над формированием следующих форм учебной деятельности: самостоятельный поиск информации, развитие умений работать с дополнительной литературой. 3. Воспитание нравственного отношения к природе, значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды, распространение информации о русской выхухоли - редком водном животном, занесенном в Красную книгу, привлечение внимания к проблеме ее сохранения, а также охране рек и озер, на которых этот зверек обитает. Способствовать воспитанию умения видеть остроту экологических проблем своего региона, искать пути выхода, занимая активную жизненную позицию. Оборудование урока:
Тип урока: Комбинированный. План урока: Вводная беседа; Работа с документом (Конституцией РФ); Знакомство с примерами деятельности человека по загрязнению окружающей среды через: анализ газетных статей, работу с картой области. Работа с комплектом Информационных материалов к уроку о выхухоли, размещенных на сайте ЦОДП. Ход урока I. Вводная беседа: Можно ли преодолеть экологический кризис? Этот вопрос волнует все человечество. Дайте определение экологическому кризису? (это такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку; резкое ухудшение природных условий существования человека). Что, по-вашему, привело к ухудшению экологической обстановки? Вопрос отношения человека и природы волнует нас давно. Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что мир находится на краю экологической катастрофы. Это показало необходимость вмешательства в проблемы экологии закона. II. Работа с документом (Конституция РФ) Статьи: 41 п.3; 42, 58. - О каком праве идет речь? Какие обязанности рассматривает ст. 58 Конституции РФ? Соблюдаются ли наши конституционные права на благоприятную экологическую обстановку? III. Примеры бесхозяйственная деятельность человека. Работа с картой области (например, Псковской). Приведите примеры из статей газет о бесхозяйственной деятельности человека в нашей области. - Почему и в нашей области имеются факты неблагоприятной экологической обстановки? Приведите примеры из статей газет об экологических акциях, примерах экологически чистых производств в нашей области. (Одна из информаций о том, что выхухоль реакклиматизирована в Псковской и Ленинградской областях (показ на карте)). Что вы можете предложить по вопросу защиты природы? (не мусорить, не загрязнять лес, водоемы, не жечь костры и т. д.) IV. Подведение итогов: - Какого высказывания вы придерживаетесь? 1. Экологический кризис можно приостановить лишь в том случае, если он будет восприниматься как вопрос «жизни и смерти». 2. Торопиться некуда. Природа - саморегулирующаяся, самовосстанавливающаяся система. V. Русская выхухоль. Раздаточные материалы выдаются всем учащимся: «Вы можете помочь! Рекомендации по сохранению выхухоли». (Вы можете раздать эти материалы своим родственникам и друзьям). Результаты анкетирования, проведенного учащимися в школе в ходе подготовки к уроку: «Знаете ли Вы, что означает слово «выхухоль»»? Просмотр фильма "Русская выхухоль", телестудия "Брянский лес", 2002. Работа в группах: Задание: Выполнить предложенные группам задания с использованием раздаточных материалов из комплекта Информационных материалов к уроку о выхухоли, размещенных на сайте ЦОДП и разработать свою часть компьютерной презентации (в Power Point) о русской выхухоли, интерпретированной для детей подготовительной группы школы-интерната. 1 группа Раздаточные материалы:
.. Задания: 1. Проследить изменение ареала выхухоли в XIX – XXI веках. 2. Назвать причины сокращения ареала. 3. Подготовить соответствующие слайды компьютерной презентации. 2 группа Раздаточные материалы:
Задания: 1. Подготовить краткую адаптированную для учеников младших классов информацию о русской выхухоли. 2. Подготовить рекомендации по сохранению русской выхухоли. 2. Подготовить соответствующие слайды компьютерной презентации. 3 группа. Раздаточные материалы:
Задания: 1. Подготовить адаптированные для проведения урока в младших классах тесты о русской выхухоли. 2. Подготовить соответствующие слайды компьютерной презентации. Заключение: 1. Подведение итогов работы групп: показ подготовленных слайдов презентации в Power Point. Итак, мы увидели некоторые главные, злободневные вопросы состояния окружающей среды нашего региона. При подготовке к уроку Вы узнали, сколько служб осуществляют контрольные функции. Есть и государственные законы по охране природы, но, пожалуй, все же важнее: совместные посильные действия всех граждан по сохранению окружающей среды. Давайте подумаем, какова личная роль каждого из нас в охране природы, в приумножении ее богатств? Вывод: Мы должны учиться любви к Природе, учиться сопереживать её бедам, учиться грамотно, защищать её, и бороться за её сохранение. 2. Каждому ученику раздать листовки ЦОДП «Защитим русскую выхухоль» При этом можно сказать примерно следующее: «Ребята! С 2000 года специалисты профессиональной природоохранной организации Центр охраны дикой природы реализуют программу, направленную на сохранение русской выхухоли в природе. Но помочь выхухоли выжить могут не только специалисты, но и каждый из нас. Сейчас я раздам вам листовки с краткой информацией о проблеме исчезновения этого зверька. Эти листовки можно размножить на ксероксе или скачать из Интернета и распечатать на принтере. Пожалуйста, сделайте несколько копий этих листовок и разместите их на досках объявлений в посещаемых вами местах. Раздайте их вашим родителям, расскажите им о выхухоли, попросите их отнести эти листовки на работу. Этим вы внесете свой вклад в дело спасения этого уникального животного. Домашнее задание:
Выставление отметок за работу на уроке. Примечание для учителя Урок можно дополнить одной из разработанных к урокам о выхухоли презентаций, размещенных на сайте ЦОДП в разделе «Дополнения для уроков»: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html Полезные ссылки к уроку: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/gallery/video.html 1. Фильм «Русская выхухоль», телестудии «Брянский лес» (11 мин., рус. и англ. язык) 2. Фильм «Знакомьтесь: русская выхухоль», видеостудия заповедника «Керженский» (13 мин., рус. язык) 3. Видеоролик социальной рекламы, посвященный борьбе с использованием для лова рыбы лесочных сетей и защите русской выхухоли (35 секунд). http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html Комплект информационных материалов к уроку о русской выхухоли, разработанный Центром охраны дикой природы. В комплект входят научно-популярные фильмы и статьи о русской выхухоли, научная монография, карты ареала, рекомендации по сохранению вида, тест на проверку полученных знаний, фотографии и ряд других материалов. Также здесь размещен набор планов к уроку о русской выхухоли, разработанный профессиональными педагогами для школьников разных возрастов, а также приложенные к планам учебные игры и красочные презентации, которыми можно дополнить ваш урок. http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/vyhuh-leaflet.doc Информационная листовка, кратко освещающая проблему катастрофического уменьшения численности русской выхухоли. Данный урок был проведен в 9-б классе муниципального образовательного учреждения «Псковская общеобразовательная школа-интернат» в декабре 2008 года как открытый урок для педагогов. С подготовленной в ходе урока презентацией учащиеся выступили в подготовительной группе и перед учащимися начальной школы интерната. |
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы... «Их занесли в Красную книгу». И первой в эту серию попала именно русская выхухоль. Я с большим удовольствием посылаю вам разработанный... | Участники конкурса цодп «Школьный урок о русской выхухоли», 2008 г Моу «Кеульская средняя общеобразовательная школа», с. Кеуль Усть-Илимского р-на Иркутской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работы победителей конкурса Центра охраны дикой природы на лучшее мероприятие противопожарной тематики, прошедшего в рамках "Марша... | Методическая разработка проведения урока на тему В ноябре 2009 года в образовательных учреждениях муниципального района Туймазинский район прошел школьный этап конкурса «Я избиратель»... | ||
Богданов Кирилл, участник Республиканского конкурса будущих вожатых.... Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное.... | Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | ||
Методическая разработка осень чудная пора зотова надежда григорьевна мбоу «Васильчуковская сош» Цели: ознакомить детей с признаками осени; развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; воспитывать любовь к природе,... | Урок ролевая игра на тему: «Экстремальные виды спорта. За и против.» Методическая разработка урока в 10 классе гимназии №397 Кировского района г. Санкт Петербурга в рамках конкурса | ||
Методическая разработка урока географии в 8 классе тема: «Байкал жемчужина Сибири» Цель: познакомить учащихся с уникальным водоемом нашей планеты, его географическими, биологическими, экологическими характеристиками,... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами» Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии» | ||
Доклад для неправительственных (общественных) организаций «Экологическая вахта Сахалина» Доклад для неправительственных (общественных) организаций «Экологическая вахта Сахалина» (Россия), «Друзья Земли -япония», исар,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Театрализованное мероприятие для учащихся начальной школы, посвященное охране русской выхухоли | ||
Методическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка... | Урок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала.... Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 |