Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)





Скачать 75.93 Kb.
НазваниеМетодическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)
Дата публикации30.09.2014
Размер75.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Предлагаемая методическая разработка — участник конкурса
Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)


Более подробную информацию о конкурсе можно найти на сайте:
http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/news/020908.html



План к школьному уроку о русской выхухоли

По предмету «Обществознание»

для учащихся старших классов

Тема урока: Можно ли преодолеть экологический кризис?

Автор: Васильев Геннадий Никандрович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения «Псковская общеобразовательная школа-интернат».

e-mail: vgns@yandex.ru,

телефон: 89052380144.


Тема урока: Можно ли преодолеть экологический кризис?
Цели:
1. Выяснить особенности современной экологической ситуации в регионе. Проанализировать с учащимися возможные пути разрешения (смягчения) экологических проблем. Показать, конкретизировать в сознании учащихся связь «Природа – человек – деятельность», значение экологических проблем в жизни современного общества.
2. Развитие познавательной деятельности учащихся; работа над формированием следующих форм учебной деятельности: самостоятельный поиск информации, развитие умений работать с дополнительной литературой.
3. Воспитание нравственного отношения к природе, значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды, распространение информации о русской выхухоли - редком водном животном, занесенном в Красную книгу, привлечение внимания к проблеме ее сохранения, а также охране рек и озер, на которых этот зверек обитает. Способствовать воспитанию умения видеть остроту экологических проблем своего региона, искать пути выхода, занимая активную жизненную позицию.
Оборудование урока:

  1. Учебник Л.Н. Боголюбова «Введение в обществознание»;

  2. карта области;

  3. карта: «Изменение ареала русской выхухоли в XIX-XXI веках»;

  4. Конституция Российской Федерации;

  5. статьи местных газет;

  6. фильм «Русская выхухоль» (телестудия "Брянский лес", 2002);

  7. комплект Информационных материалов к уроку о выхухоли, размещенный на сайте ЦОДП: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html


Тип урока:

Комбинированный.

План урока:

Вводная беседа;

Работа с документом (Конституцией РФ);

Знакомство с примерами деятельности человека по загрязнению окружающей среды через: анализ газетных статей, работу с картой области.

Работа с комплектом Информационных материалов к уроку о выхухоли, размещенных на сайте ЦОДП.
Ход урока

I. Вводная беседа:
Можно ли преодолеть экологический кризис? Этот вопрос волнует все человечество.
Дайте определение экологическому кризису? (это такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку; резкое ухудшение природных условий существования человека).
Что, по-вашему, привело к ухудшению экологической обстановки?
Вопрос отношения человека и природы волнует нас давно. Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что мир находится на краю экологической катастрофы. Это показало необходимость вмешательства в проблемы экологии закона.
II. Работа с документом (Конституция РФ)
Статьи: 41 п.3; 42, 58.
- О каком праве идет речь?
Какие обязанности рассматривает ст. 58 Конституции РФ?
Соблюдаются ли наши конституционные права на благоприятную экологическую обстановку?
III. Примеры бесхозяйственная деятельность человека.
Работа с картой области (например, Псковской).
Приведите примеры из статей газет о бесхозяйственной деятельности человека в нашей области.
- Почему и в нашей области имеются факты неблагоприятной экологической обстановки?
Приведите примеры из статей газет об экологических акциях, примерах экологически чистых производств в нашей области.

(Одна из информаций о том, что выхухоль реакклиматизирована в Псковской и Ленинградской областях (показ на карте)).
Что вы можете предложить по вопросу защиты природы?

(не мусорить, не загрязнять лес, водоемы, не жечь костры и т. д.)
IV. Подведение итогов:
- Какого высказывания вы придерживаетесь?
1. Экологический кризис можно приостановить лишь в том случае, если он будет восприниматься как вопрос «жизни и смерти».
2. Торопиться некуда. Природа - саморегулирующаяся, самовосстанавливающаяся система.
V. Русская выхухоль.
Раздаточные материалы выдаются всем учащимся: «Вы можете помочь! Рекомендации по сохранению выхухоли». (Вы можете раздать эти материалы своим родственникам и друзьям).
Результаты анкетирования, проведенного учащимися в школе в ходе подготовки к уроку: «Знаете ли Вы, что означает слово «выхухоль»»?
Просмотр фильма "Русская выхухоль", телестудия "Брянский лес", 2002.
Работа в группах:
Задание: Выполнить предложенные группам задания с использованием раздаточных материалов из комплекта Информационных материалов к уроку о выхухоли, размещенных на сайте ЦОДП и разработать свою часть компьютерной презентации (в Power Point) о русской выхухоли, интерпретированной для детей подготовительной группы школы-интерната.
1 группа
Раздаточные материалы:

  1. Изменение ареала выхухоли.

  2. Ареал выхухоли на 2005 год.

  3. Реакклиматизация выхухоли в Псковской и Ленинградской областях.

  4. Причины сокращения численности русской выхухоли. Рекомендации по сохранению русской выхухоли.

..
Задания:

1. Проследить изменение ареала выхухоли в XIX – XXI веках.

2. Назвать причины сокращения ареала.

3. Подготовить соответствующие слайды компьютерной презентации.
2 группа
Раздаточные материалы:

  1. «Ровесник мамонта»

  2. Биология и образ жизни

  3. Рекомендации по сохранению русской выхухоли.

  4. Фотографии


Задания:

1. Подготовить краткую адаптированную для учеников младших классов информацию о русской выхухоли.

2. Подготовить рекомендации по сохранению русской выхухоли.

2. Подготовить соответствующие слайды компьютерной презентации.
3 группа.
Раздаточные материалы:

  1. Фотографии

  2. Учебно-просветительский плакат "Выхухоль - носатое чудо"

  3. Тест о русской выхухоли

  4. Правильные ответы к тесту


Задания:

1. Подготовить адаптированные для проведения урока в младших классах тесты о русской выхухоли.

2. Подготовить соответствующие слайды компьютерной презентации.
Заключение:

1. Подведение итогов работы групп: показ подготовленных слайдов презентации в Power Point.

Итак, мы увидели некоторые главные, злободневные вопросы состояния окружающей среды нашего региона. При подготовке к уроку Вы узнали, сколько служб осуществляют контрольные функции. Есть и государственные законы по охране природы, но, пожалуй, все же важнее: совместные посильные действия всех граждан по сохранению окружающей среды.

Давайте подумаем, какова личная роль каждого из нас в охране природы, в приумножении ее богатств?

Вывод: Мы должны учиться любви к Природе, учиться сопереживать её бедам, учиться грамотно, защищать её, и бороться за её сохранение.
2. Каждому ученику раздать листовки ЦОДП «Защитим русскую выхухоль»

При этом можно сказать примерно следующее:

«Ребята! С 2000 года специалисты профессиональной природоохранной организации Центр охраны дикой природы реализуют программу, направленную на сохранение русской выхухоли в природе. Но помочь выхухоли выжить могут не только специалисты, но и каждый из нас. Сейчас я раздам вам листовки с краткой информацией о проблеме исчезновения этого зверька. Эти листовки можно размножить на ксероксе или скачать из Интернета и распечатать на принтере. Пожалуйста, сделайте несколько копий этих листовок и разместите их на досках объявлений в посещаемых вами местах. Раздайте их вашим родителям, расскажите им о выхухоли, попросите их отнести эти листовки на работу. Этим вы внесете свой вклад в дело спасения этого уникального животного.

Домашнее задание:

  1. Подумать, какая твоя (личная) роль в охране природы, в приумножении ее богатств?

  2. Выступить с подготовленной презентацией в подготовительном отделении и первом классе школы.

  3. Раздать листовки «Защитим русскую выхухоль» своим родственникам и друзьям: «На следующем уроке пусть каждый из вас расскажет, сколько листовок вам удалось раздать и сколько людей узнало благодаря вам о проблеме исчезновения русской выхухоли».


Выставление отметок за работу на уроке.
Примечание для учителя

Урок можно дополнить одной из разработанных к урокам о выхухоли презентаций, размещенных на сайте ЦОДП в разделе «Дополнения для уроков»: http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html


Полезные ссылки к уроку:

http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/gallery/video.html

1. Фильм «Русская выхухоль», телестудии «Брянский лес» (11 мин., рус. и англ. язык)

2. Фильм «Знакомьтесь: русская выхухоль», видеостудия заповедника «Керженский» (13 мин., рус. язык)

3. Видеоролик социальной рекламы, посвященный борьбе с использованием для лова рыбы лесочных сетей и защите русской выхухоли (35 секунд).
http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html

Комплект информационных материалов к уроку о русской выхухоли, разработанный Центром охраны дикой природы. В комплект входят научно-популярные фильмы и статьи о русской выхухоли, научная монография, карты ареала, рекомендации по сохранению вида, тест на проверку полученных знаний, фотографии и ряд других материалов. Также здесь размещен набор планов к уроку о русской выхухоли, разработанный профессиональными педагогами для школьников разных возрастов, а также приложенные к планам учебные игры и красочные презентации, которыми можно дополнить ваш урок.

http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/vyhuh-leaflet.doc

Информационная листовка, кратко освещающая проблему катастрофического уменьшения численности русской выхухоли.

Данный урок был проведен в 9-б классе муниципального образовательного учреждения «Псковская общеобразовательная школа-интернат» в декабре 2008 года как открытый урок для педагогов. С подготовленной в ходе урока презентацией учащиеся выступили в подготовительной группе и перед учащимися начальной школы интерната.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы...
«Их занесли в Красную книгу». И первой в эту серию попала именно русская выхухоль. Я с большим удовольствием посылаю вам разработанный...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconУчастники конкурса цодп «Школьный урок о русской выхухоли», 2008 г
Моу «Кеульская средняя общеобразовательная школа», с. Кеуль Усть-Илимского р-на Иркутской области
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работы победителей конкурса Центра охраны дикой природы на лучшее мероприятие противопожарной тематики, прошедшего в рамках "Марша...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка проведения урока на тему
В ноябре 2009 года в образовательных учреждениях муниципального района Туймазинский район прошел школьный этап конкурса «Я избиратель»...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconБогданов Кирилл, участник Республиканского конкурса будущих вожатых....
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка осень чудная пора зотова надежда григорьевна мбоу «Васильчуковская сош»
Цели: ознакомить детей с признаками осени; развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; воспитывать любовь к природе,...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconУрок ролевая игра на тему: «Экстремальные виды спорта. За и против.»
Методическая разработка урока в 10 классе гимназии №397 Кировского района г. Санкт Петербурга в рамках конкурса
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка урока географии в 8 классе тема: «Байкал жемчужина Сибири»
Цель: познакомить учащихся с уникальным водоемом нашей планеты, его географическими, биологическими, экологическими характеристиками,...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии»
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconДоклад для неправительственных (общественных) организаций «Экологическая вахта Сахалина»
Доклад для неправительственных (общественных) организаций «Экологическая вахта Сахалина» (Россия), «Друзья Земли -япония», исар,...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Театрализованное мероприятие для учащихся начальной школы, посвященное охране русской выхухоли
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconМетодическая разработка на тему: Современный урок с позиции здоровье сберегающих технологий
В ней рассматривается пути сохранения здоровья учащихся при помощи здоровье сберегающих технологий. Данная методическая разработка...
Методическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.) iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск