Скачать 85.1 Kb.
|
Деятельностный аспект обучения в процессе преподавания русского языка и литературы Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность. Бернард Шоу Важность проблемы мотивации обучения русскому языку всегда осознавалась учеными, предлагались разнообразные пути ее решения. Однако в настоящее время необходимы новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпела школа к концу XX века. Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации, за счет введения поисково-исследовательских компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации, и в конечном счете позволяющих достигать гарантированные результаты обучения. Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме. Русский язык и до школы и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается интерес к языку, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Задача учителя – развить этот интерес. Не дать угаснуть тому небольшому огоньку, который только-только начинает разгораться в душе ребёнке. А сделать это можно благодаря инновационным технологиям, применяемым на уроках русского языка и литературы. Деятельностный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания. Считаю свой опыт актуальным, так как он нацелен на повышение практической направленности преподавания русского языка и литературы, привитие прочных умений и навыков, осуществление перспективного обучения, самоанализа и саморегуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. Противоречия:
Технология опыта: Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объём теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания. Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Актуальность деятельностного обучения состоит в следующем:
самостоятельной творческой деятельности. Цель: Создать условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Гипотеза: Если процесс изучения русского языка строится с учетом основных требований инновационного обучения, то учебная мотивация формируется успешно. Дидактические задачи деятельностного обучения:
творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности;
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
Методические задачи инновационного обучения:
создание учебного исследования;
Ведущая идея опыта: Создание на уроках русского языка и литературы условий для сознательного активного участия обучающихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления трудностей, радость открытия, радость достижения поставленной цели. Сущность опыта заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных ключевых компетентностей, позволяющих молодому человеку гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике; достигать образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни. Личная концепция учителя:
Новизна опыта заключается в том, что: 1) проблема формирования положительной мотивации при изучении русского языка решается с учетом возможностей инновационного обучения, представляющего собой одно из современных направлений, реализующих идеи развивающего обучения. 2) в качестве средства реализации единства внешней и внутренней мотивации предлагается новая модель обучения - поисково-технологическая, совершенствующая владение логико-языковыми операциями как арсеналом логического мышления, развивающая умения образного мышления при осмыслении языковой теории и способствующая речевому развитию школьников. Методологической базой работы является теория интеллектуальных систем, философское понимание неразрывности языка - мышления – речи = творческий характер языка. В основе деятельностного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитее критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке . Основными принципами деятельностного обучения являются:
От общих методических принципов деятельностного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю следующие методы:
Технологию организации исследовательской деятельности можно представить в виде данной схемы: Учитель, который обеспечивает мотивированное включение школьников в познавательную деятельность с целью самостоятельного «добывания» знаний», и ученик, он ставит цель, сам мотивирует постановку цели, выполняет различные практические действия, чтобы получить результат и оценку своему труду. Деятельность: цель мотив действие средство результат оценка В совершенствовании преподавания русского языка наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по предмету. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА
Выводы Достичь определённых результатов в изучении русского языка и литературы возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них познавательных способностей необходимо включить их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода - научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Все вышеперечисленное ставит перед учителем задачу хорошо владеть своим предметом, уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках не только смежных дисциплин, строить учебные планы. |
Кабинет русского языка №11 Современная школа. Уроки литературы 5-11классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы | Программа ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы» | ||
Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы... «икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов» | 6 урок коррекции знаний Общие требования к проведению урока русского языка. Методический аспект урока русского языка в начальной школе. Система расположения... | ||
Инновационного педагогического опыта Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений... Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Задачами школьного кабинета русского языка и литературы являются Состояние кабинета русского языка и литературы и его работа являются важным показателем постановки преподавания предмета | Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Отчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы «Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных... | Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | ||
Культуроведческий аспект преподавания русского языка (Дидактический... Поэтому необходимость психологического образования вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам,... | Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | ||
Тема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и... Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | ||
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка... Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... | Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... |