Скачать 55.53 Kb.
|
Факультативное занятие на тему: « Пасхальные традиции русского народа» Цели: 1. Воспитывать любовь к своей земле, к своему народу. 2. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. 3. Знакомить с обычаями, играми, обрядами русского народа. Оборудование: 1. Кулич. 2. Пасха. 3. Крашеные яйца. 4. Карточки « Знаки символы» 5. Карточки « Знаете ли вы игры» 6. Шаблон яйца из картона. 7. Цветные карандаши, фломастеры. Ход занятия.
Учитель: Прочитайте тему урока на доске: « Пасхальные традиции русского народа». - О чем сегодня будем говорить на уроке? Учитель: Сегодня мы узнаем, как праздновали праздник « Пасхи» в старину, какие обычаи и обряды сохранились в настоящее время. Многие традиции мы утеряли, но празднование Пасхи жива потому, что основана на самых светлых, чистых порывах души. Праздник этот подвижный и каждый год отмечается в разные дни, но всегда выпадает на воскресенье и на весенние дни. Первый день Пасхи называется Светлым воскресеньем, Велико днём. Пасха длилась целую неделю, и эта неделя была наполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. Эта неделя именуется церковью Светлой седмицей. - К уроку вы должны были узнать у бабушек, мам как праздновалась Пасха в их время. Сегодня на уроке мы поделимся той информацией, которую вы собрали. - Как люди приветствовали друг друга в Пасху? Какими словами? ( Христос Воскресе, Воистину Воскресе. При этом целовались три раза и обменивались красным яйцом. Мы делаем это оттого, что радость Воскресения учит нас тому, что все люди действительно братья между собой и мы больше не помним ни врагов своих ни обидевших нас. Верующие приветствовали друг друга этими словами до праздника Святой троицы. Этот обряд называется – Христосованием) После Великого поста православные разговлялись и собирали богатый пасхальный стол. - Что обязательно для пасхального стола? Что готовили бабушки, мамы на этот праздник в отличии от других праздников? ( Кулич. Пасху. Яйца.) Учитель: Считали, что если кулич удался, в семье все будет хорошо. Если же он в печи не подойдет или растрескается корка, жди несчастья, поэтому хозяйки очень старались и соблюдали все тонкости и секреты выпечки. Народ думал всегда, что на Пасху Христос ходит в виде странника или нищего по домам, чтобы испытать людское милосердие. Вот почему все приготовляли в таком изобилии явства, чтобы угостить всякого, кто войдёт в дом - Что является символом Пасхи? (Яйцо) Освещенному в церкви яйцу приписывали магические свойства: оно спасало от пожара, оберегало урожай от града. Яйцо очень ценили.Ну а как могли выразить предки свое уважение к нему. Конечно украсив любимый предмет. - Какие яйца готовили на Пасху?( Крашенки. Писанки. Яйчата). - Как украсили вы пасхальные яйца?(Рассказы детей о способах покраски пасхальных яиц) - Почему яйца красили в красный цвет?( Рассказы детей ) Учитель: По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с 1 века по Рождистве Христовом. Одна из Учениц Христа, Святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав к императору, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему, что - либо в дар. Святая Мария была бедна и принесла в дар куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал. « Как может, кто-то воскреснуть из мёртвых». Это так же невозможно, если бы яйцо стало красным. И тут же на глазах императора, совершилось чудо, яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христово Воскресенья. С тех пор Христиане стали окрашивать яйца и дарить друг другу со словами пасхального приветствия. Яйцо- это знак жизни.Мы знаем, что из яйца выходит живое существо. Окрашивается в красный цвет потому, что Христос своей кровью освятил жизнь. Расписные яйца назывались «Писанками» Писанки выполняли роль оберегов. От грозы и пожара на чердаке держали пасхальную писанку, от засухи наносили маленькие грабельки, для счастливого замужества мать готовила дочке писанку с рушником, а при рождении ребенка- дочке с одной звездочкой, а сыну- с дубовым листиком. Расписывание яиц- целая наука: каждый рисунок имеет свою историю и значение, например узор «Бараньи рожки»- легенда гласит, что он оберегает от мороза. Роспись «Бабочки»- верхний ряд летит вправо, нижний влево, основа крылышек спираль. Считается, что спираль придает космические силы. - Чтобы легче разгадать язык рисунков, познакомтесь со значением основных символов и орнаментов.( Приложение ) - Попробуйте выполнить писанку сами. Практическая работа. Роспись яйца. Учитель: На Пасху каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. В первый день ими разговлялась вся семья. А после праздничного завтрака игра. В руках у ребятишек пасхальные яйца, жалко их так кушать и тут начинались игры. Проводятся игры. « Катание яиц», « Волчок», « Долбянка». Учитель: Дети очень любили играть в прятки. Кто нибудь из взрослых ранехонько выйдет в сад с большой сумкой подарков, а вернется с пустыми руками. Куда же всё подевалось? Тут-то и настает черед юных кладоискателей. Они бежали в сад и начинали искать подарки. Учитель: А сможете ли вы отличить пасхальные игры от современных? Работа по карточкам. Вычеркнуть современные игры. «Долбянка» «Волчок» «Катание яиц» «Волейбол» «Футбол» «Перекати яйцо» «Хромая лиса» «Плетень» Учитель: Пасха не бывала без качелей. В каждом дворе устраивали их для детей, а также на деревенской площади. Качались все. Верили люди: чем выше и больше качаешься, тем выше растут лен и пшеница. Существовало и много других поверий. - О каких узнали вы? ( Сообщения детей) Итог занятия: Что нового узнали на занятии? Заполни таблицу.
Исполнение песни «Пасха» Пасху, Пасху празднуем семьёй. Пасха, Пасха- праздник озорной. Крашеные яйца весело едим, Вас поздравить с праздником хотим. Припев: Бабушка рядышком с дедушкой Дружно кулич доедают. Мамочка рядышком с папочкой С весельем гостей принимают. Этот праздник знать вы все должны, Поздравления летят со всей страны. Будем праздник весело справлять Про старинные обычаи вспоминать. Припев: МОУ Северная основная общеобразовательная школа. Факультативное занятие во 2 классе на тему: « Пасхальные обычаи и обряды». Разработала: Цветкова Т. В. 2006год |
Пасхальные традиции русского народа Занятие по внеурочной деятельности... Создавать межведомственное взаимодействие между центром «Радуга» и детским садом «Росинка» по профилактике и раннему выявлению семейного... | И традиции русского народа Докина С. А., преподаватель истории, первая дидактическая степень, теоретический лицей им. Петру Мовилэ, мун. Кишинэу | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма проведения (классный час, факультативное занятие, конференция, интегрированный урок и др.) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма: урок-презентация, посвящённый Особо охраняемым природным территориям Сахалинской области, либо факультативное занятие | Факультативное занятие по теме: «Сердечно-сосудистая система» Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения хирургического торакального, которое является структурным... | ||
Реферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский... Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле... | А. Б. Гофман. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка... | Акаемова А. В., доцент кафедры маркетинга, к и. н Каждый народ имеет свои символы, обычаи, традиции. Символы происходят от греческого – знак, примета, признак. Символ – это предмет,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформулируйте тему и цели (цели и задачи) урока русского языка в 4 классе по разделу «Части речи» | Занятие в гпд на тему: «Животные дикие и домашние». Цели и задачи урока Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | ||
Программа «Дослык» Программа предназначена для изучения ногайской культуры, знакомство с ее древними и богатейшими традициями и их изучение. Большинство... | Открытая межрегиональная конференция школьников: «Православие основа... Конференция «Православие – основа нравственного и культурного возрождения русского народа» учащихся общеобразовательных учреждений... | ||
Урок по истории России XIX в. «Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века» ... | Тема: Первые образы. Мир Цели: Воспитание преемственности традиции образа, чувства патриотизма, миролюбия. Осмысление традиции образа мир. Развитие коммуникативных... |