Тема: Путешествие в слово. Пришельцы





НазваниеТема: Путешествие в слово. Пришельцы
Дата публикации15.07.2013
Размер26.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Кочелакова Нина Борисовна – учитель МБОУ «Лицей»

Занятие факультатива по русскому языку. 5 класс

Тема: Путешествие в слово. Пришельцы.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с одним из источников пополнения лексики русского языка – заимствованными словами. Формировать у учащихся ценностно-смысловые компетенции через формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к русскому языку как родному; формировать общекультурные компетенции через познание языковых процессов родного языка; развивать учебно-познавательные компетенции через организацию самостоятельной познавательной деятельности; работать над овладением учениками креативных навыков; развивать коммуникативные компетенции через умение работать в группе, через овладение приёмами действий в ситуациях общения.
Оборудование и оформление: мультимедийная установка, презентация, словари иностранных слов, этимологические словари, толковые словари, выставка книг по этимологии слова.

Ход занятия
1. Оргмомент (слайд №1)

Приветствие учащихся класса. Сообщение темы, цели занятия

2. Изучение материала

- Знаете ли вы, словами из скольких языков мы пользуемся?

(Да, действительно, в повседневной речи мы пользуемся словами из множества языков. На прошлом занятии мы рассматривали слова, в основе которых лежали части слов, пришедшие к нам из древнерусского языка. Сегодня поговорим о словах, пришедших к нам из других языков. А таких слов мы используем в повседневной речи около 10%)

-Можете назвать такие слова?

(Учащиеся приводят примеры слов, которые , на их взгляд, являются иноязычными)

-А вот посмотрите, оказывается такие всем знакомые слова, тоже являются «пришельцами» в нашем языке (слайд №2 : класс, школа - греческие слова, портфель – французское, ранец – немецкое, карандаш – тюркское, хоккей – английское, конфета – итальянское, чай – китайское, киоск – турецкое, шоколад – ацтекское, бегемот – еврейское)

- Как вы думаете, где мы можем найти информацию о происхождении слов?

( Учащиеся называют сайты интернета, словари. Особое внимание обращаю на словари, энциклопедии)

- Какую информацию о словах дают толковые словари? Есть ли в них сведения о происхождении слов?

( Учащиеся находят и зачитывают словарные статьи о словах, представленных в слайде №2)

- А знаете ли вы, что существуют специальные словари , которые дают информацию о происхождении слов? (слайд №3.). Это этимологические словари, а наука, которая изучает происхождение слов, называется этимологией (слайд №4)

- Узнать о происхождении слов можно из специальных книг. Я вам сегодня принесла 3 такие книги( краткое знакомство с выставкой книг)

( Примеры из книг 5-10 слайды)

- Вам было предложено по группам задание: « Пользуясь различными источниками информации, найти сведения о происхождении слова миллион. Выбрала я его неслучайно. Вы учитесь в лицее, где профильными предметами являются математика и физика. И как будущим математикам, я думаю, вам будет интересно узнать об этом слове. Каждая группа сейчас представит тот материал, который она нашла.

(Сообщения учащихся. Слайды 11-12)

3. Закрепление материала., актуализация знаний

- Назовите слова, образованные от слова миллион, которые живут в нашем языке (слайд №13)

-Реши задачу (слайд №14)

- Что интересного и нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

4. Итог занятия.

- Вам предлагаются темы для исследовательских работ (слайд № 15)

- Сдача листов взаимооценки

Спасибо за работу. Любознательность и трудолюбие пусть будут вашими союзниками и друзьями (слайд №16)

В подарок одна из фотографий Венеции – родины Марко Поло – автора слова миллион (слайд № 17)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconКонспект логопедического занятия с использованием икт тема: Осеннее...
Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо...
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconИсследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания....
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconУрок №25, тема «музыкальное путешествие в италию»
Вход в класс – звучит музыкальная заставка из «Путешествие вокруг земного шара» Вадима Поповича и «Песня Индийского гостя» из оперы...
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем...
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconУрок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану
...
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconСост. В. С. Колесник, М. И. Посошкова. Пришельцы из зазеркалья
История развития географической науки и роль выдающих ученых в формировании системы географических знаний
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconУрок родное слово тема: Закрепление изученного материала
А сейчас вам нужно будет объединить слова, которые я вам произнесу, одним понятием и найти лишнее слово
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconТема: «Горные породы и минералы»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconКонспект урока чтения Тема: С. А. Есенин «Черёмуха»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconУрок «Путешествие в сказку» Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Учитель: Мы проведем сегодня путешествие в сказку. Но эта сказка плохо заканчивается. Я хочу, чтобы вы изменили ее ход и сделали...
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconКонспект открытого мероприятия в группе продленного дня Тема: «Путешествие...
Тема: №5 «Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconТема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С. А. Есенина
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconТема: В. Осеева «Волшебное слово»
Цели: познакомить детей с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания...
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconРеймонд Дрейк Боги и пришельцы Древнего Востока
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы...
Тема: Путешествие в слово. Пришельцы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Слово о русском языке. Лексика. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск