МБОУ Видновский художественно-технический лицей
Открытый урок литературного чтения в 2 «в» Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
учитель: Лошкарева Мария Викторовна Цели: познакомить детей с рассказом В. Осеевой « Волшебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим. Задачи: создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся, ознакомить с рассказом;
· создать условия для развития речи, мышления, умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст, совершенствовать навыки беглого выразительного чтения;
· воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.
Планируемы результаты:
Учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать вслух постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему;
Оборудование: учебник, портрет В. Осеевой, выставка книг В. Осеевой, карточки со стихами «вежливые слова», карточки «вежливые слова», интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент
Дети говорят с учителем хором.
Доброе утро! –
Солнцу и птицам,
Доброе утро вам – Улыбчивым лицам.
Постановка целей урока Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
- Какие добрые слова вы знаете и часто говорите?
- как вы думаете, о чем мы будем сегодня читать? Чему будем учиться?
3. Работа по теме урока
- Мы сегодня познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово». И к концу урока постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым (портрет Валентины Осеевой).
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать - корректором в газете. После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В.Осеева стала педагогом - воспитателем. Став детской писательницей, В.Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи. Произведения В.Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.
Обзор книг Валентины Осеевой: Эти книги вы можете найти в библиотеке и прочитать рассказы В.Осеевой в сборнике «Волшебное слово» на урок внеклассного чтения.
- Ребята, когда вы слышите слова «волшебник», «волшебное», что вы представляете? (ответы учащихся).
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Я вам прочитаю часть рассказа «Волшебное слово», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: как можно назвать эту часть рассказа? (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).
Первичное чтение – чтение с остановками. (Читает учитель и одновременно –словарная работа) читать рассказ будем с остановками.
Чуть не поддал хорошенько-чуть не ударил.
Стряпает- готовит пищу
Физминутка
Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображают волны.)
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке.
(Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать
Надо чаще приседать.
(Приседания.)
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок.
(Дети садятся за парты.)
1) Работа по содержанию - Какое название вы бы дали этой части рассказа? (Встреча со старичком, Павлик узнал волшебное слово)
- Каким предстает перед нами Павлик? Нравится ли он вам? Кому можно посочувствовать: Лене, бабушке или Павлику? (Нет, старику)
- Но у этого рассказа есть продолжение. Как вам кажется, что произойдет дальше? (ответы детей)
-Давайте выясним правы ли вы и прочитаем вторую часть рассказа.(читает учитель)
5. Гимнастика для глаз
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим – на парту глядим.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем её.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного ещё. 2) Вторичное восприятие (чтение учащимися).
Откройте учебник на странице 170. Читаем по одному предложению по цепочке, начиная с первого ряда, следите внимательно и прочитывайте каждое предложение про себя.
6. Закрепление изученного
- Как вы думаете, можно ли назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь)
- Молодцы! Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.
- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.
- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
- Подумайте, какая пословица подходит к этому рассказу: Доброе слово путь к сердцу открывает и Вежливость украшает человека. (на доске) (Обе пословицы подходят, потому что доброе слово, сказанное человеку помогает, это мы увидели, когда Павлик просил у Лены краски, у бабушки пирожок, у брата – покататься, а вежливость важна для человека и украшает его)
7. Итог
- Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? («Волшебное слово»)
- Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете? (ответы детей) |