Скачать 69.64 Kb.
|
Библиотечный урок«Работа со справочной литературой» Цель: 1.Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить самостоятельной работе с ней. 2.Вызвать у детей желание пополнять свой словарный запас, научить их получать удовольствие от работы со словом. 3. Познакомить детей с многообразием справочной литературы. Оборудование: 1. Экспозиция словарей 2. Мультимедийная установка Ход урока: В век современных информационных технологий любую информацию можно почерпнуть из интернета. Но пока еще далеко не все имеют компьютер и выход в интернет, особенно в сельской местности. Поэтому получить информацию можно традиционным способом – из справочной литературы. Мы, конечно, с начальных классов пользуемся языковыми словарями. Но с возрастом возникает необходимость получения более обширной информации. И словарей по русскому языку становится недостаточно. Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, то, по крайней мере, в одну книгу, книгу - справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все». С тех пор прошло свыше тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий, различных словарей. Посмотрите на нашу выставку, где представлена только малая часть справочной литературы! Из энциклопедий можно почерпнуть любые сведения о различных явлениях природы, о выдающихся людях, географических открытиях, достижениях науки и техники, исторических событиях и о многом другом. Слово «энциклопедия» - греческое и означает «круг знаний». Энциклопедии бывают общие (сведения из самых разных областей), универсальные и отраслевые (в них включены термины какой-либо науки, области искусства, техники), например, энциклопедии:
И, конечно же, издается огромное количество языковых словарей:
Я перечислила только те словари и энциклопедии, с которыми мы можем вас познакомить, на самом же деле их гораздо больше. Но, чтобы почерпнуть знания, которые предлагают нам эти замечательные книги (источники), нужно уметь ими пользоваться. Информация о назначении того или иного словаря или справочника расположена на обложке. Обязательно в начале каждого справочного издания имеется пояснительная записка, в которой подробно излагаются сведения о том, какая информация заложена в этой книге, объясняются условные обозначения. Для того, чтобы быстро найти нужную информацию, можно пользоваться алфавитным указателем, который расположен в конце справочника. Например, вам необходимы сведения о замечательном русском полководце Александре Васильевиче Суворове. В каком справочнике будем искать? Конечно, в исторической энциклопедии. Ищем в алфавитном указателе фамилию полководца, возле которой указаны номера страниц, где можно найти о нем информацию. Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами словарей, энциклопедий и будем учиться пользоваться справочной литературой. 1. У вас на столах лежат топонимические словари. Топонимика – это раздел языкознания, посвященный изучению географических названий. Каждой группе предлагаю найти разные географические названия. Задание на скорость. (Ребята находят в словарях географические названия: Нагоя, Яунде, Террор, Истрия, Декан). 2. А теперь будет задание прямо противоположное – вы будете искать одно и то же слово, но в разной справочной литературе. И слово это – ЭПИТЕТ. На столах у школьников лежат словари: орфографический, орфоэпический, толковый иностранных слов юного литературоведа, фольклорный. Ребята находят слово эпитет и делают вывод о сведениях, которые можно получить из разных справочников. А сейчас я предлагаю поиграть со словами и словарями. Игры со словами и словарями.
Команды за 1 минуту должны «заполнить портфель» словами на букву «Э». Выигрывает команда, написавшая наибольшее количество слов. Ведущий зачитывает из словаря слова на букву «Э».
Командам поочередно зачитываются фразеологизмы. Надо незамедлительно назвать соответствующий им глагол. - Повесить нос (приуныть)
Ведущий называет английскую пословицу, а ребята – аналогичную русскую. Булочника на хлебе не проведешь.
У кого болтливый рот, у того тело в синяках.
После обеда приходится платить.
Птицу можно узнать по ее песне.
Пусть каждый хвалит мост, по которому он ходит.
Слишком поздно закрывать дверь конюшни, когда лошадь убежала.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.
Если ляжешь с собаками, то встанешь с блохами.
Один час утром стоит двух часов вечером.
Тот, кто любит яйца, должен примириться с кудахтаньем.
Ястреб не выклюет глаза ястребам.
Трава всегда зеленее по ту сторону забора.
Никогда не позволяй волку стеречь барана.
Красивыми словами пастернак не помаслишь.
Тот, у кого большой нос, думает, что все говорят об этом.
Поспешность ведет к потерям.
Друг в беде – истинный друг.
У страха увеличивающие глаза.
Четыре глаза видят больше, чем два.
Нельзя из яичницы снова сделать яйцо.
Вы можете привести лошадь к воде, но не сможете заставить ее пить.
Легче снести, чем построить.
Ошпаренный петух и от дождя убегает.
Тот не заблудится, кто спрашивает.
Сейчас мы напишем с вами маленький диктант. (каждой группе диктуются все слова, а одна группа ищет эти слова в словаре «Слитно или раздельно?») металлически-желтый металлически звенящий металлически-звонкий металлически-резкий металлически-темный
Четырем группам дается по одному слову для подбора синонимов, а одна группа ищет эти слова в словаре.Вежливый – учтивыйкорректный уважительный обходительный предупредительный любезный галантный Выпить - пропустить хлебнуть хватить тяпнуть дернуть дербануть дербалызнуть дерябнуть клюкнуть куликнуть лакнуть опрокинуть раздавить зашибить муху Жестокий - жестокосердный жестокосердый бессердечный бесчеловечный безжалостный беспощадный Крепкий (сон) - глубокий мертвый мертвецкий богатырский непробудный беспробудный беспросыпный Обобщение:
Информационные источники очень разнообразны, они несут огромное количество информации и помогают взрослым в работе, школьникам в учебе. Мы очень надеемся, что заинтересовали вас и вы теперь будете активно использовать справочную литературу. |
У кого спросить ? Задача урока: дать представление об изданиях справочного характера, научить пользоваться справочной литературой | Самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной... Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05. 03. 94 г. №180) | ||
Самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной,... ... | Разработка и использование видеоуроков Существует несколько новых методов, которые появились благодаря использованию современных средств икт. Работа учащихся со справочной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить умения: определять мягкую и твердую основу в словах, определять падежи и склонения, склонять существительные, работать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; совершенствование навыка работы со справочной... | Программа дисциплины «политическая история россии» Приступая к изучению данного курса, студент должен иметь общее представление об истории нашего Отечества в объеме средней общеобразовательной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: дать представление о великом богатстве и многообразии справочной литературы; познакомить с расположением материала в... | Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у... Научить учащихся анализировать, делать выводы, развивать наблюдательность в процессе демонстрации мультимедиа. Развивать умение работать... | ||
Тема: Путешествие в зеленую аптеку (лекарственные растения) Цель: Познакомить с лекарственными растениями данной местности, научить находить и разумно использовать дары природы, научить самостоятельно,... | Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой Обеспечение обучающихся, воспитанников учебной литературой, указанной в учебной программе предмета (курса, дисциплины в качестве... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы учащихся: работа с литературой и электронными источниками информации | Яркая неделя в жизни школы Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, так как она предполагает развитие у школьников... | ||
Самостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект... Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: расширить представление учащихся об устном народном творчестве и начать знакомство с мордовской литературой |