«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить





Скачать 69.64 Kb.
Название«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить
Дата публикации11.10.2014
Размер69.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Библиотечный урок


«Работа со справочной литературой»

Цель: 1.Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить

самостоятельной работе с ней.

2.Вызвать у детей желание пополнять свой словарный запас, научить

их получать удовольствие от работы со словом.

3. Познакомить детей с многообразием справочной литературы.
Оборудование: 1. Экспозиция словарей

2. Мультимедийная установка


Ход урока:
В век современных информационных технологий любую информацию можно почерпнуть из интернета. Но пока еще далеко не все имеют компьютер и выход в интернет, особенно в сельской местности. Поэтому получить информацию можно традиционным способом –

из справочной литературы.

Мы, конечно, с начальных классов пользуемся языковыми словарями. Но с возрастом возникает необходимость получения более обширной информации. И словарей по русскому языку становится недостаточно.

Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, то, по крайней мере, в одну книгу, книгу - справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все». С тех пор прошло свыше тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий, различных словарей. Посмотрите на нашу выставку, где представлена только малая часть справочной литературы!

Из энциклопедий можно почерпнуть любые сведения о различных явлениях природы, о выдающихся людях, географических открытиях, достижениях науки и техники, исторических событиях и о многом другом. Слово «энциклопедия» - греческое и означает «круг знаний». Энциклопедии бывают общие (сведения из самых разных областей), универсальные и отраслевые (в них включены термины какой-либо науки, области искусства, техники), например, энциклопедии:

  • Юного астронома

  • Юного математика

  • Юного литературоведа

  • Юного зрителя

  • Юного техника

  • Юного спортсмена

  • Юного земледельца и т.д.

  • Мировая история в датах

  • Школьная энциклопедия по истории

  • Русские писатели

  • Энциклопедия литературных героев

  • Топонимический словарь (географических названий)

  • Русский фольклор (в переводе - народная мудрость) и даже

  • Энциклопедия детского фольклора (потешки, прибаутки, колыбельные песни, игры).


И, конечно же, издается огромное количество языковых словарей:


  • Орфографический («правильно пишу»)

  • Орфоэпический («правильно произношу»)

  • Толковый (объясняет значение слов)

  • Иностранных слов (значение заимствованных слов)

  • Этимологический (история возникновения слова)

  • Фразеологический (значение фразеологических оборотов и крылатых выражений)

  • Синонимов (слова, близкие по смыслу)

  • Антонимов (слова, противоположные по смыслу)

  • Омонимов (слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению)

  • Слитно или раздельно

  • Сборник афоризмов

  • Словообразовательный словарь

  • Фонетический разбор

  • Разбор слов по составу

  • Русские пословицы и поговорки

  • Английские и русские пословицы и поговорки



Я перечислила только те словари и энциклопедии, с которыми мы можем вас познакомить, на самом же деле их гораздо больше.

Но, чтобы почерпнуть знания, которые предлагают нам эти замечательные книги (источники), нужно уметь ими пользоваться.

Информация о назначении того или иного словаря или справочника расположена на обложке. Обязательно в начале каждого справочного издания имеется пояснительная записка, в которой подробно излагаются сведения о том, какая информация заложена в этой книге, объясняются условные обозначения.

Для того, чтобы быстро найти нужную информацию, можно пользоваться алфавитным указателем, который расположен в конце справочника.

Например, вам необходимы сведения о замечательном русском полководце Александре Васильевиче Суворове. В каком справочнике будем искать? Конечно, в исторической энциклопедии. Ищем в алфавитном указателе фамилию полководца, возле которой указаны номера страниц, где можно найти о нем информацию.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами словарей, энциклопедий и будем учиться пользоваться справочной литературой.

1. У вас на столах лежат топонимические словари. Топонимикаэто раздел языкознания, посвященный изучению географических названий.

Каждой группе предлагаю найти разные географические названия. Задание на скорость.
(Ребята находят в словарях географические названия:

Нагоя, Яунде, Террор, Истрия, Декан).
2. А теперь будет задание прямо противоположное – вы будете искать одно и то же слово, но в разной справочной литературе. И слово это – ЭПИТЕТ.
На столах у школьников лежат словари: орфографический,

орфоэпический,

толковый

иностранных слов

юного литературоведа,

фольклорный.

Ребята находят слово эпитет и делают вывод о сведениях, которые можно получить из разных справочников.
А сейчас я предлагаю поиграть со словами и словарями.
Игры со словами и словарями.


  1. «Чей портфель тяжелее».



Команды за 1 минуту должны «заполнить портфель» словами на букву «Э». Выигрывает команда, написавшая наибольшее количество слов.

Ведущий зачитывает из словаря слова на букву «Э».


  1. «С русского на русский».


Командам поочередно зачитываются фразеологизмы. Надо незамедлительно назвать соответствующий им глагол.
- Повесить нос (приуныть)

  • Вставлять палки в колеса (мешать)

  • Втирать очки (обманывать)

  • Зуб на зуб не попадает (замерз)

  • Побойся Бога (одумайся)

  • Распускать нюни (плакать)

  • Кусать локти (сожалеть)

  • Бросить якорь (обосноваться)

  • Надуть губы (обидеться)

  • Пускать пыль в глаза (хвастаться)

  • Сделать из мухи слона (преувеличить)

  • Брать в оборот (ругать)

  • Вывести на чистую воду (разоблачить)

  • Чесать язык (болтать)

  • В зубах навязло (надоело)



  1. «Сходные пословицы»


Ведущий называет английскую пословицу, а ребята – аналогичную русскую.
Булочника на хлебе не проведешь.

  • Старого воробья на мякине не проведешь.


У кого болтливый рот, у того тело в синяках.

  • Язык мой – враг мой.


После обеда приходится платить.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.


Птицу можно узнать по ее песне.

  • Птицу видно по полету.


Пусть каждый хвалит мост, по которому он ходит.

  • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.


Слишком поздно закрывать дверь конюшни, когда лошадь убежала.

  • После драки кулаками не машут.


Бесполезно плакать над пролитым молоком.

  • Слезами горю не поможешь.


Если ляжешь с собаками, то встанешь с блохами.

  • С кем поведешься, от того и наберешься.


Один час утром стоит двух часов вечером.

  • Утро вечера мудренее.


Тот, кто любит яйца, должен примириться с кудахтаньем.

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.


Ястреб не выклюет глаза ястребам.

  • Ворон ворону глаз не выклюет.


Трава всегда зеленее по ту сторону забора.

  • Хорошо там, где нас нет.



Никогда не позволяй волку стеречь барана.

  • Не пускай козла в огород.


Красивыми словами пастернак не помаслишь.

  • Соловья баснями не кормят.


Тот, у кого большой нос, думает, что все говорят об этом.

  • На воре шапка горит.


Поспешность ведет к потерям.

  • Поспешишь – людей насмешишь.


Друг в беде – истинный друг.

  • Друг познается в беде.


У страха увеличивающие глаза.

  • У страха глаза велики.


Четыре глаза видят больше, чем два.

  • Ум хорошо, а два лучше.


Нельзя из яичницы снова сделать яйцо.

  • Что с возу упало, то пропало.


Вы можете привести лошадь к воде, но не сможете заставить ее пить.

  • Насильно мил не будешь.


Легче снести, чем построить.

  • Ломать - не делать.


Ошпаренный петух и от дождя убегает.

  • Обжегся на молоке, дует и на воду.


Тот не заблудится, кто спрашивает.

  • Язык до Киева доведет.


  1. «Слитно или раздельно?»


Сейчас мы напишем с вами маленький диктант.

(каждой группе диктуются все слова, а одна группа ищет эти слова в словаре «Слитно или раздельно?»)
металлически-желтый

металлически звенящий

металлически-звонкий

металлически-резкий

металлически-темный



  1. «Придумай синонимы».

Четырем группам дается по одному слову для подбора синонимов, а одна группа ищет эти слова в словаре.

Вежливый – учтивый


корректный

уважительный

обходительный

предупредительный

любезный

галантный

Выпить - пропустить

хлебнуть

хватить

тяпнуть

дернуть

дербануть

дербалызнуть

дерябнуть

клюкнуть

куликнуть

лакнуть

опрокинуть

раздавить

зашибить муху
Жестокий - жестокосердный

жестокосердый

бессердечный

бесчеловечный

безжалостный

беспощадный

Крепкий (сон) - глубокий

мертвый

мертвецкий

богатырский

непробудный

беспробудный

беспросыпный

Обобщение:


  • Понравилось ли вам работать со справочной литературой?

  • Убедили ли мы вас, что работать со справочниками интересно?

  • Как вы думаете, пополнился ли ваш словарный запас?


Информационные источники очень разнообразны, они несут огромное количество информации и помогают взрослым в работе, школьникам в учебе. Мы очень надеемся, что заинтересовали вас и вы теперь будете активно использовать справочную литературу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconУ кого спросить ?
Задача урока: дать представление об изданиях справочного характера, научить пользоваться справочной литературой
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconСамостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной...
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05. 03. 94 г. №180)
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconСамостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной,...
...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconРазработка и использование видеоуроков
Существует несколько новых методов, которые появились благодаря использованию современных средств икт. Работа учащихся со справочной...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить умения: определять мягкую и твердую основу в словах, определять падежи и склонения, склонять существительные, работать...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; совершенствование навыка работы со справочной...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconПрограмма дисциплины «политическая история россии»
Приступая к изучению данного курса, студент должен иметь общее представление об истории нашего Отечества в объеме средней общеобразовательной...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: дать представление о великом богатстве и многообразии справочной литературы; познакомить с расположением материала в...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconПрограмма «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у...
Научить учащихся анализировать, делать выводы, развивать наблюдательность в процессе демонстрации мультимедиа. Развивать умение работать...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconТема: Путешествие в зеленую аптеку (лекарственные растения)
Цель: Познакомить с лекарственными растениями данной местности, научить находить и разумно использовать дары природы, научить самостоятельно,...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconСведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой
Обеспечение обучающихся, воспитанников учебной литературой, указанной в учебной программе предмета (курса, дисциплины в качестве...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы учащихся: работа с литературой и электронными источниками информации
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconЯркая неделя в жизни школы
Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, так как она предполагает развитие у школьников...
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconСамостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект...
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
«Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся справочной литературой, научить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: расширить представление учащихся об устном народном творчестве и начать знакомство с мордовской литературой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск