Скачать 58.4 Kb.
|
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения. Цель: Научить правильно писать окончания первого склонения. Задачи:
Ход урока.
Учитель: У вас в тетрадях прописаны образцы букв. Озвучьте их и объясните, что у них общего? 1 вариант: а о у ы э 1 вариант: я ё ю и е Дети: В 1 варианте записаны буквы, обозначающие гласные звуки, которые указывают на твердость предыдущего согласного, а у 2 варианта – на мягкость предыдущего согласного.
Запишите словосочетания, определит падежи и число существительных: Достать из печи, из капкана; придти к другу, к подруге; искать под столом, под скамьей. Учитель: Что заметили? Дети: В каждой группе слов одинаковый падеж и число, но разный род у существительных. Учитель: Выделите окончания у существительных и подумайте, почему в одном и том же падеже и числе существительные имеют разные окончания? Дети: Это зависит от типов склонения. Учитель: Какие существительные относятся к 1 склонению? Дети: Имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме на письме имеют окончание –а или –я. Учитель: Проверим себя по учебнику: стр.85. Вы догадались с существительными, какого склонения мы будем работать сегодня? Дети: Существительного 1–го склонения.
А) Конкретизация умения определять склонение существительных. Учитель: А как определить к какому склонению относятся слова? Дети: Нужно поставить в начальную форму и по окончанию и роду узнать склонение. Учитель: Давайте посмотрим, как на доске самостоятельно ученик справился с заданием №42. (Ученик комментирует выполнение задания – «выписать только существительные 1 склонения». Остальные учащиеся проверяют и исправляют ошибки). Учитель: Написание каких слов вам не понятно? Дети: Беседа, билет, вокзал, веялка, победа. Учитель: Это словарные слова. Запишите их в тетради. Найдем этимологию этих слов в словарях, которые у вас на столах. А один из вас будет работать с электронным словарем. Чтобы ему было легче, я приготовила ему алгоритм выполнения задания. (результат выводится через проектор на доску). Придумайте и запишите, используя данные слова, предложение с однородными членами. Б) Наблюдаем за написанием окончаний существительных с мягкой и твердой основой. Учитель: Прочтите слова из упражнения 41. Что можете о них сказать? Дети: Это существительные первого склонения. Учитель: На какие две группы вы можете их разбить? Дети: Существительные мужского рода и женского рода или существительные с мягкой основой и твердой основой. Учитель: Назовите орфограммы в каждом слове. Дети: С безударной гласной - пчела, стрела; с удвоенной согласной – коллекция, антенна, аллея, Анна; с непроизносимой согласной – лестница; с разделительным знаком - Илья; правописание имен собственных – Илья, Анна; непроверяемые орфограммы – коллекция, заря, антенна. Учитель: Давайте понаблюдаем, как склоняются существительные с разными основами. Что нам потребуется для исследования? Дети: Нужно взять существительные с твердой и мягкой основами, и еще они должны быть одушевленные и не одушевленные. Учитель: Как быстрее и продуктивнее выполнить эту работу? Дети: Разбиться на группы по 4 человека, и каждому просклонять по одному слову, а потом сравнить. Учитель: Выберите главного в своей команде, который распределит слова, а в конце работы заполнит и озвучит сводную таблицу с окончаниями. Дети: (Одна команда представляет результат на маркерной доске, а другие сверяют свои таблицы)
Учитель: Отличаются ли окончания существительных с твердой и мягкой основой? В каких падежах окончания одинаковые? Дети: Склоняясь по падежам, существительные с мягкой основой имеют в окончаниях гласные, которые смягчают предыдущий согласный, а с твердой основой - имеют в окончаниях гласные, которые указывают на твердость предыдущего согласного, кроме дательного и предложного падежей. Физминутка. В) Наблюдение за ударными и безударными окончаниями. Учитель: Выполнить упражнение на стр.87, №44. Дети: Нужно списать упражнение, найти существительные 1 склонения и определить у них падеж. Обратить внимание на окончания. Учитель: У какого существительного окончание вызвало сомнение? Почему. Дети: У существительного «к ёлке». Потому что оно безударное. Учитель: Давайте понаблюдаем, как просклоняли существительные в упражнении №45. Почему взяли именно эти существительные? Дети: У существительных «Луна» окончание –а ударное, а у «Венера» - безударное. У существительных «Земля» окончание –я ударное, а у «певунья» - безударное. Учитель: Сравните ударные и безударные падежные окончания существительных 1 склонения с твердой и мягкой основами. Сделайте вывод. Дети: Под ударением и без ударения в одном и том же падеже пишутся одинаковые окончания. Учитель: Где это правило может нам пригодиться? Дети: При проверке безударного падежного окончания. Учитель: Как же мы будем это делать? Дети: Надо подобрать существительное в том же склонении и падеже только с ударным окончанием.
Физминутка для глаз.
Зажгите на против каждого задания на полях огонек цветными карандашами: Красный – если все получилось, зеленый – если испытывали затруднения, синий – если с заданием не смогли справиться. Каких огоньков больше? Соответствует ли этот цвет вашему настроению в конце урока?
|