Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока





Скачать 57.11 Kb.
НазваниеПрограмма «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока
Дата публикации17.08.2014
Размер57.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Методическая разработка урока по окружающему миру. 4 класс

учителя средней школы № 20 Ветошкиной Галины Александровны

Тема: «Природные зоны . Пустыни». Программа «Гармония», автор Поглазова О.Т.
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Задачи урока:

1. Конкретизировать, углубить, систематизировать знания о природной зоне пустынь.

2. Научить учащихся анализировать, делать выводы, развивать наблюдательность в процессе демонстрации мультимедиа. Развивать умение работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.

3. Воспитывать бережное отношению к растениям и животным, способствовать патриотическому и правоохранительному воспитанию.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, карточки с планом работы группы – исследователей, гербарий, презентация мультимедиа, подготовленные заранее сообщения о животных пустынь.
1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока. Проблемная ситуация. СЛАЙД 1.

Игра «Найди лишнее». Работа на карточках в парах.
*Многолетняя мерзлота, продолжительная зима, летом многочисленные озерца, холмы – барханы

*Белый медведь, морж, верблюд, розовая чайка

*Сосна, саксаул, берёза, черёмуха

*Банан, пшеница, подсолнечник, яблоки
Проверяем задание. Какие слова лишние? Почему? (холмы – барханы, верблюд, саксаул, банан)

Что удивило? Что интересного заметили? Какой будет тема урока? (Пустыни) . СЛАЙД 2.
3. Климатические особенности зоны пустынь.

Работа с картой природных зон.

1.Карта в учебнике Поглазовой, Шилина с.107

2.На экране. СЛАЙД 3.

- К юго – востоку от степей находится зона пустынь. Она занимает обширные пространства к востоку от Каспийского моря. Между Каспийским морем и рекой Амударьёй находится пустыня Каракумы.

- Как выглядит поверхность пустыни? СЛАЙД 4 – 5.

- Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Ветер перемещает их. Встречаются и ровные места. Это участки глинистой пустыни. На юге пустыню ограничивают горы. СЛАЙД 6.

- Предположите, какой климат будет в пустыне? (ответы детей)

- Работа по учебнику. С.148 – 149 («Чем пустыня отличается от степи») СЛАЙД 7.

- Вывод: Характерной особенностью пустыни является сухость и обилие света. Небо безоблачно, солнце палит беспощадно. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя. Солнце так сильно нагревает поверхность, что её температура поднимается до + 80' С. В такое время без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке. От поверхности нагревается воздух. В тени термометр показывает + 40' +50' С. Однако ночи в пустыне прохладные.

Зима в пустыне морозная, длится 2-3 месяца. Морозы достигают – 20' – 25' С.

- Мы употребляли слово «пустыня» применительно ещё к одной природной зоне. Какой? (зона арктических пустынь)

- Работа в парах.

Соедините линией явления природы и природную зону, которой соответствует данное явление.
Суховей

Метель

Пурга

Арктика Песчаная буря Пустыня

Мираж

Северное сияние

Дождь зимой

Снегопад зимой
Работа в тетради с печатной основой (по группам из 4 человек)

- Заполните таблицу климатических условий природных зон ( задание № 37 на с. 58).


Природная

зона

t° воздуха

зимой

t° воздуха

летом

Осадки

зимой

Осадки

летом

Природные

явления

Лесная зона

- 4° С

+ 20° С

***

///

Снегопады, ливни,

дожди

Пустыня

- 20 ° С

+ 45° С

///

-

Суховеи, пыльные бури


ПРОВЕРКА самостоятельной работы.

4. Растительный и животный мир пустынь.

- Исходя из особенностей климата, предположите, какой будет растительный и животный мир пустыни.

- Работа по группам (1 – изучают растительный мир,

2 – изучают животный мир).

Свои выводы представляют всему классу.
План работы для 1 группы (растительный мир):

1. Приспособление растений в пустыне

2. Названия растений

3. Короткий рассказ о самом интересном растении, на взгляд группы.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ:

1. Статья учебника «Пусто ли в пустыне», с.150 – 152

2. Энциклопедия «Почемучка», с. 24 – 26

3. Гербарий

Выступление группы с использованием слайдов презентации - мультимедиа. СЛАЙД 8 – 9.

Вывод: Растения не образуют сплошного покрова. Растут пучками, редкими кустиками, между ними видна растрескавшаяся глина или сухой песок.

У растений корни уходят глубоко в землю(20-30 м), так как только там могут найти влагу. Мелкие листья испаряют мало воды. Вместо листьев могут быть колючки. Ворсинки и колючки собирают ночную влагу. В засушливый период листья опадают. Быстрый цикл развития (за короткую весну). Семена снабжены крылышками, чтобы их разнёс ветер.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

План работы для 2 группы (животный мир):

1. Приспособление животных в пустыне

2. Названия животных

3. Короткое представление своих сообщений ( творческое домашнее задание)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ:

1. Статья учебника «Какие животные обитают в пустынях», с.152 –154

2. Подготовленные сообщения с иллюстрациями.
Выступление группы с использованием слайдов презентации - мультимедиа. СЛАЙД 10
Вывод: Животные нетребовательны к пище и воде. Ведут часто ночной образ жизни, днём укрываются в норках. У большинства животных маскирующая желтовато – серая окраска. Накапливают жир (верблюд, курдючные овцы, тушканчики). Могут быстро передвигаться.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2) СЛАЙД 11 - 14
5. Занятия населения пустынь.

Фронтальная беседа

Живут ли люди в зоне пустынь? Где? (Вдоль рек, озёр)

Почему жители пустыни летом носят головные уборы и тёплые халаты на вате?

Чем занимаются люди в пустыне? СЛАЙД 15.
Самостоятельное изучение материала в учебнике.

Вывод: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (хлопчатник, яблоки, груши, виноград, арбузы, дыни) , ЖИВОТНОВОДСТВО (РАЗВЕДЕНИЕ КОЗ, ОВЕЦ, ВЕРБЛЮДОВ), ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. СЛАЙД 16 - 17.

- Людям также приходится приспосабливаться к условиям жизни в пустыне. Они прокладывают оросительные каналы, чтобы напоить сухую землю. И всё-таки в пустыне в пустыне человек предпочитает оазисы, эти ничтожно маленькие островки жизни в безбрежном океане пустыни.
Оазис – это, прежде всего зелёные перистые кроны финиковых пальм. Для жителей пустыни – это и пища, и строительный материал: листьями кроют крыши, из них плетут верёвки. Это стройное и мощное дерево высотой до 30 м даёт тень.

Главное богатство пальмы – финики. Взрослое дерево даёт до 40 кг фиников и плодоносит в течение 100 лет. Финики можно назвать “хлебом” пустыни. Их едят сырыми, варёными, жареными, вялеными. А в некоторых отдельных районах они до сих пор заменяют деньги.
- Построив каналы, люди подвели во многие районы воду. Поэтому стало возможным земледелие. Появились сады, поля, виноградники. А самое распространённое культурное растение – хлопчатник (демонстрация гербария).
6. Подведение итогов урока.

Графический диктант СЛАЙД 18 – 19.


  1. У чёрного саксаула не бывает листопада, зато бывает веткопад.

  2. У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.

  3. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.

  4. В январе пустыня не кажется пустой: цветут маки, пахнет розами, сиренью.

  5. Самый чуткий в пустыне – клещ: он бежит к человеку за 5 метров.

  6. Самая сонная – обыкновенная черепаха. Она может спать до 5 лет.

7. Пустынный сверчок очень пугливый, что его пугает даже стук сердца человека.

ОТВЕТЫ: +, -, +, -, +, -, +. СЛАЙД 20.
7. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме «Пустыня», повторить материал учебника с 148 – 156

МОЛОДЦЫ! СЛАЙД 21.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать у учащихся представление о природной зоне пус­тынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями,...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока icon«Тушение лесных и торфяных пожаров» и 9 тренировок
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны,...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconРазнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах...
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны,...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconУчебник для четырехл нач шк. В 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В....
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны,...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconКонспект урока Тема: Зона степей
Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconУрок окружающего мира
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями,...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconУрока организация урока. Проверка домашнего задания
Цель урока: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал – объекте Всемирного наследия
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconУрок «Окружающий мир» 4 класс Учитель начальных классов моу торбеевская...
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с животным...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconТема : «Природные зоны. Зона степей»
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями,...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconУчебник для 10-11 классов, автор Н. Д. Угринович Цель урока
Цель урока: сформировать представление о компьютерных вирусах и антивирусных программах
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconКонспект урока по окружающему миру
Цель урока: сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconВладимирова Марина Алексеевна 2012 2013 уч год Цель урок
Цель урока: сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconНервозность, переживания
Цель урока: сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconКонспект непосредственно образовательной деятельности
Цель урока: сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconСоветы психолога сдающему экзамены
Цель урока: сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление...
Программа «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Задачи урока iconЗадачи урока: Сформировать представление о либеральных реформах
Познакомить учащихся с реформами 1860-70-х гг., определить их характер и значение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск