Скачать 0.54 Mb.
|
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 11 «Б» класса по предмету «Литература» на 2013-2014 учебный год
1.Пояснительная записка Настоящая программа по литературе составлена на основе: 1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. 2. Обязательного минимума содержания образования. 3.Программы по литературе для 5-11 классов образовательной школы/авт.-сост.Зинин С. А., Чалмаев В. А..-М.: «Русское слово»,2011 4. Учебника. Литература: Учебник для общеобразовательных учреждений/Чалмаев В. А., Зинин С. А.- М.:ООО «ТИД» Русское слово-РС»,2010 Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
Изменения, внесенные в авторскую программу Так как программа по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина не предусматривает изучение произведений зарубежной литературы, то, следуя требованиям стандарта среднего (полного) общего образования, в рабочую программу включена тема: «Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века»В 11 классе тема: «Обзор зарубежной литературы» представлена изучением творчества Э.Хемингуэйя «Прощай, оружие!», Селинджера «По-над пропастью во ржи». Место предмета Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 11 классе предполагается обучение в объёме 136часов (4 часа в неделю). Исходным материалом для программы явились программа и учебник под редакциейГ.С.Меркина,С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 11 классе реализуется программа базового уровня 2.Описание учебного курса Изучение курса реализуется через УМК:Литература: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.С.Меркин.- М.:ООО «ТИД» Русское слово-РС»,2011. Учебник Г.С.Меркина входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательныепрограммы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год. В данном УМК для реализации задач литературного образования предлагается в 5-8 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10, 11 классах. Авторам представляется основным понятием, раскрываемым в ходе изучения школьного предмета литература, историко-литературный процесс и его структурообразующие элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиция, новаторство и др. Раскрытие данного понятия позволит научить ученика понимать прочитанное, а без понимания невозможно привить ребёнку любви к чтению. В современных условиях господства аудиовизуальных средств передачи информации крайне важно воспитать читателя. Кроме всего прочего, чтение, как никакой вид интеллектуальной деятельности способствуют развитию воображения. Без развитого воображения невозможно представить себе гражданина Российской Федерации, способного ответить на самый главный вызов эпох. Наше общество необходимо перевести в самое короткое время с консервативно-сырьевой на инновационную модель развития. Красной нитью через все учебники литературы проходит несколько сюжетов. Это рассказ о взаимоотношениях писателей с самого раннего детства с книгой; факты личной жизни писателей сопрягаемые с изучаемыми текстами; краеведческий материал, ведь творчество всех писателей тесно связанно с их малой родиной; роль пространства родного дома в жизни и творчестве писателя. Тексты, дидактические материалы подобраны таким образом, чтобы сформировать у учащихся эстетический вкус, нравственный идеал, читательской самостоятельности, навыки вдумчивого творческого чтения, речевые умения как письменные, так и устные. Таким образом, данный УМК позволяет учителю наиболее эффективным способом подготовить учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по литературе и побудить их читать и за пределами школьной программы, пронести любовь к чтению через всю жизнь, что крайне важно так как Россия страна традиционно «литературоцентричная». Методы и формы обучения Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей. В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы. - Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки. - Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей - Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям - Уроки внеклассного чтения. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
Формы организации учебного процесса Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы организации учебного процесса, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний, умений и навыков: наблюдение, беседа, открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, фронтальный опрос, ответы на вопросы, письменные работы (сочинения), характеристики героев, анализ текста, отзывы на прочитанные произведения, тезисные, простые и сложные планы, исследовательские работы и проекты, чтение наизусть и др. 3.Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен Знать \ понимать: - Образную природу словесного искусства. - Содержание изученных литературных произведений. - Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века. - Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. - Основные теоретико-литературные понятия. |
1. Пояснительная записка Литература Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б»... | Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной... Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 11 «Б»... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 11 «Б»... | ||
Рабочая программа для реализации общеобразовательной программы основного... Учебный план для 7-х общеобразовательных классов разработан для реализации основной общеобразовательной программы второго уровня... | Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе Стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего... | Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе... Мо и нрт №4154/12 от 09. 07. 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт, реализующих... | ||
Рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса на 2013-2014... «Технология» для 2 класса на 2013-2014 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандара... | Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального... Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых... | ||
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений «Литература»... | Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 а класса на 2013 2014 учебный год Построенная на основе стандарта основного общего образования по математике, авторской программы по Ю. М. Колягина и Обязательного... | ||
Учебному плану для 4 класса Учебный план начального общего образования для учащихся 4 класса мбоу «Вортчинская оош» на 2013 – 2014 учебный год разработан на... | Рабочая программа по геометрии для 8 класса 2012-2013 учебный год Примерной программы основного общего образования и программы курса геометрии автора А. В. Погорелова. При составлении рабочей программы... | ||
Рабочая программа по математике для 5-6 классов Учебный год: 2012-2014... Примерной программе основного общего образования по математике. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития... | Рабочая программа основного общего образования по истории 8 классы Пояснительная записка Нормативно-правовая база рабочей программы по истории для среднего общего образования (базовый уровень) |