Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений «





НазваниеЛитература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений «
страница1/8
Дата публикации08.03.2016
Размер1.17 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 2 издание, переработанное, М. Просвещение 2014 и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ .
Цели рабочей программы:

  • формирование духовно развитой личности, об­ладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссий­ским гражданским сознанием, чувством патрио­тизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведе­ний отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании об­разной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, исто­ризма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постиже­ния смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказы­вании), и создание собственного текста, пред­ставление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными действи­ями (формулировать цели деятельности, пла­нировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, вклю­чая Интернет и др.):

  • использование опыта обобщения с произве­дениями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Задачи реализации программы:

  • обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с огра­ниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образова­тельной программы и соответствующему уси­лению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психо­лого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образователь­ного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ного процесса, взаимодействия всех его участ­ников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающих­ся, в том числе одаренных детей, детей с ограни­ченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систе­му клубов, секций, студий и кружков, организа­цию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений до­полнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии

  • внутри школьной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для при обретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отве­чающих требованиям информационного обще­ства, инновационной экономики, задачам по­строения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конcтруирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (ре­зультата) личностного и познавательного раз­вития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образо­вания, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в до­стижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении обра­зовательного процесса и определении обра­зовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигну­ты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с клас­сическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоин­ствами, выражающими жизненную правду, общегу­манистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художествен­ных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и по­нимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о про­изведениях;

  • написание сочинений по литературным произ­ведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Требования к результатам освоения шестиклассниками

программы по литературе
Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентич­ности: патриотизма, любви и уважения к Отече­ству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Рос­сии; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гума­нистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к уче­нию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан­ному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профес­сиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, со­ответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающе­го социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценно­стям народов России и народов мира; готовно­сти и способности вести диалог с другими людь­ми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и со­обществах, включая взрослые и социальные со­общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокуль­турных, социальных и экономических особенно­стей;

  • развитие морального сознания и компетентно­сти в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравствен­ных чувств и нравственного поведения, осознан­ного и ответственного отношения к собствен­ным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учеб­но-исследовательской, творческой и других ви­дов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни челове­ка и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но­вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемы­ми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предло­женных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанно­го выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логи­ческое рассуждение, умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверст­никами; работать индивидуально и в группе: на­ходить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интере­сов; формулировать, аргументировать и отстаи­вать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потреб­ностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной ре­чью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в об­ласти использования информационно-комму­никационных технологий.


Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произ­ведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литера­туры народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произве­дение: определять его принадлежность к одно­му из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный па­фос литературного произведения; характеризо­вать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюже­та, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произ­ведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценно­стям русской литературы и культуры, сопостав­ление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведе­ния или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отве­чать на вопросы по прослушанному или прочи­танному тексту, создавать устные монологиче­ские высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, свя­занные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекуль­турные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми­рование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Технологии, используемые в обучении:

  • развивающее обучение

  • обучение в сотрудничестве

  • проблемное обучение

  • развитие исследовательских навыков

  • информационно-коммуникационные

  • здоровьесбережение и т.д.


Виды и формы контроля:

  • подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,

  • тест;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • зачётная система по некоторым темам курса.

  • классное и домашнее сочинение по изученному произведению;

  • устное высказывание на заданную тему

  • ответ на проблемный вопрос.


Планируемый уровень подготовки обучающихся:

 

К концу шестого класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

 

  • знать тексты, изученные в 6 классе, и понимать их идейно-художественное содержание;

  • уметь объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимать роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знать теоретико-литературные понятия и уметь пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • уметь анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе ХVIII, XIX, ХХ вв. Рус­ская литература является одним из основных источ­ников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изуче­ние языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» опре­деляется тем, что он представляет собой единство сло­весного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологиче­ского и проблемно-тематического принципов. Содер­жание курса включает произведения русской и зару­бежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 клас­се - художественное произведение и автор. В програм­ме соблюдена системная направленность - курс 6 клас­са представлен разделами:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII.

Русская литература XIX века.

Русская литература ХХ века.

Литература народов России.

Зарубежная литература.

Обзоры.

Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений ху­дожественной литературы, краткие аннотации, раскры­вающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Мето­дическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального ком­понента государственного стандарта общего образова­ния», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную дея­тельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, от­зывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки про­изведений для самостоятельного чтения.

Место предмета по учебному плану МБОУ Капыревщинская СШ
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Основные виды деятельности учащихся на уроке:

1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

2. выразительное чтение художественного текста;

3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

6. анализ и интерпретация произведения;

7. составление планов и написание отзывов о произведениях;

8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 ч.

Устное народное творчество – 4 ч.

Из древнерусской литературы – 1 ч.

Из русской литературы XVIII века – 1 ч.

Из русской литературы XIX века - 50 ч.

Из русской литературы XX века - 26 ч

Из литературы народов России – 2 ч.

Из зарубежной литературы - 17 ч.

Повторение, обобщение, итоговый контроль - 1 ч.
Содержание тем учебного курса

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядо­вые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народ­ного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность! Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные пред­ставления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, за­гадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском ки­селе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма; ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чу­жих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении обществен­ного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комиче­ское изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицей­ские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтиче­ский колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное Восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции про­изведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщи­ка), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём анти­тезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтиче­ских тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции по­вести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к ге­роям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (раз­витие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Учениче­ские годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (на­чальные представления). Поэтическая интонация (начальные пред­ставления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, лю­бознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатле­вающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космиче­ского масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Ли­стья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречён­ность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у ниху дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие, тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красо­ты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкаль­ность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта по­эта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реаль­ных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление по­нятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ;1 его трудолюбие, талант­ливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (на­чальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмо­ристическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художествен­ной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуа­ция (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмо­три, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, веснаI Как воз­дух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях 6 родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая меч­та в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщи­ны...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

.. Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробужда­ющие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обо­стряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибир­ской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы расска­за — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька; Левонтьев, бабушка Катерина Петров­на) особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути),

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»;

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в сти­хотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представ­лений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев- «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая от­крытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «ра­достная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие ро­дину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в ли­тературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жиз­ни., Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одис­сей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове цикло­пов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, муже­ственных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (началь­ные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Ма­стерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ ми­ровой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные Образы» в искусстве (началь­ные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное до­стоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные пред­ставления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой приро­ды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота воспри­ятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)


[Основные виды деятельности учащихся на уроке:

1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

2. выразительное чтение художественного текста;

3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

6. анализ и интерпретация произведения;

7. составление планов и написание отзывов о произведениях;

8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Дата Дата

План факт.

урока

Раздел

Тема урока

Вид деятельности




1




Урок 1. Художественное про­изведение, автор, герои.


Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм выражения авторской позиции в произведениях различ­ных родов литературы: лирики, эпоса, драмы (с обобще­нием ранее изученного). Выполнение тестовых заданий. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Что мне близко в рассуждениях В. Б. Шклов­ского о книгах и читателях?». Подготовка устного со­общения «Книги и чтение в моей жизни» или под­готовка заметки для школьной электронной газеты «Как я выбираю книги для чтения»




2

Устное народное твор­чество (4 ч).

Урок 2. Обрядовый фоль­клор.

Выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирова­ние выразительного чтения одноклассников, испол­нения актёрами обрядового фольклора (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с ис­пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.Самостоятельная работа.Письменный ответ на вопрос «Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей (композиторов, художников)?».

Проект.Театрализованный праздник календарно­обрядовых песен. Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен





3




Урок 3. Пословицы и по­говорки.

Ис­пользование пословиц и поговорок в устных и пись­менных высказываниях. Поиск пословиц и поговорок в сказках и баснях. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...» (различение пословиц и поговорок; выявление в них иронии и юмора, срав­нений, антитез; игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторин, решение кроссвордов и др.). Практическая работа.Составление таблицы «Темы русских пословиц и поговорок».

Самостоятельная работа.Создание рассказа по по­словице











Урок 4. Загадки. Урок внеклассного чтения

Использование загадок в устных и письменных высказываниях. Сочинение загадки. Игровые виды деятель­ности: исполнение обрядовых песен, конкурсы на лучшее устное сочинение по заданной пословице, отгадывание и сочинение загадок.

Практические работы.Толкование прямого и пе­реносного смысла загадок. Отгадывание загадок из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Самостоятельная работа.Поиск в словаре В. И. Да­ля «Пословицы русского народа» (раздел «Загадки») загадок на разные темы и составление таблицы «Темы русских загадок». Сочинение загадок на разные темы






5

р\р

Урок 5. Р\Р. Урок-посиделки «Русский фольклор.

Составление плана, письменный ответ на вопрос.




6

Из древне-русской литературы (1 ч.)

Урок 6. Русская летопись.

Участие в коллективном диалоге. Выявление ключевых тем, об­разов и приёмов изображения человека в древнерус­ской литературе. Подбор примеров, иллюстрирующих характерные для древнерусской литературы темы, об­разы и приёмы изображения человека.

Практическая работа. Составление таблицы «Осо­бенности древнерусской литературы». Самостоятельная работа. Подготовка устного со­общения об особенностях древнерусской литературы и выразительного чтения летописного сказания. До­полнение таблицы примерами из «Сказания о Белго­родском киселе».




7

Из литературы 18 века ( 1ч.)

Урок 7. Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха»

Чтение и обсуждение статей учебника «Русская басня» и «Иван Иванович Дмитриев». Составление плана статьи. Выявление тем, образов и приёмов изображения человека в басне. Характеристика героев басни. Выявление её иносказательного смысла. Фор­мулирование вопросов к тексту интерпретации басни «Муха». Устные ответы на вопросы (с использовани­ем цитирования). Участие в коллективном диалоге.







Из литературы 19 века. (50 ч.)

Урок 8. И.А. Крылов. «Осел и соловей»

Устные рассказы о детстве И. А. Крылова. Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Андреевич Крылов» и составление её плана. Выразительное чтение басен (в том числе наизусть). Устное рецен­зирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цити­рования). Характеристика героев басни. Выявление способов и приёмов изображения человека в бас­не. Формулирование вопросов к данной в учебникеинтерпретации басни «Осёл и Соловей». Истолкова­ние аллегории и морали. Обсуждение иллюстраций к басне.

Практическая работа. Письменный ответ на во­прос «В чём заключается аллегория и мораль басни „Осёл и Соловей"?».

Самостоятельная работа. Подготовка сообщения о Крылове и его баснях. Подготовка выразительного чтения басни наизусть. Создание иллюстраций к бас­не и подготовка к их презентации и защите











Урок 9. И.А. Крылов «Листы и корни»

Выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников, исполнения актёров (см. задания фонохре­стоматии). Истолкование устаревших слов и выражений в баснях Крылова. Устные ответы на вопросы (с исполь­зованием цитирования). Характеристика героев басни. Формулирование вопросов к данной в учебнике интер­претации басни сЛарчик». Истолкование аллегории и морали. Обсуждение иллюстрации учебника к басне. Практическая работа. Составление таблицы «Осуж­дение человеческих пороков в баснях И. А Крылова». Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения басни наизусть. Создание иллюстраций к басне и подготовка к их презентации и защите.










Урок 10 И.А. Крылов «Ларчик»







р\р

Урок 11. Р\р. Русские басни

Составление плана ответа на проблемный вопрос и устного высказывания по плану.

Выбор басен для исполнения. Выразительное чтение басен наизусть и их инсценирование. Устное рецен­зирование выразительного чтения одноклассников. Истолкование аллегории и морали. Игровые виды деятельности: конкурсы на лучшее инсценирование басни, на лучший рассказ о баснописце, на лучшую иллюстрацию к басне, викторина на знание басен и их иллюстраторов.

Самостоятельная работа. Подготовка к чтению наизусть стихотворений Пушкина, изученных в 5 классе. Поиск материалов о детстве и лицейских годах поэта с использованием справочной литерату­ры и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Домашняя контрольная работа.

Подготовка письменного ответа на проблемный вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в своих баснях?»











Урок 12. А.С. Пушкин. «Пущину»

Чтение статьи учебника. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге. Выявление в стихотворении черт ли­рического послания.

Практическая работа. Подбор цитат, иллюстрирую­щих особенности жанра дружеского послания в сти­хотворении «И. И. Пущину». Составление цитатной таблицы «Черты лирического послания в стихотво­рении».

Самостоятельная работа. Подготовка устного со­общения о детстве и лицейских годах Пушкина. Под­готовка выразительного чтения и письменный анализ стихотворения «И. И. Пущину». Подготовка сообще­ния на тему «Мой первый друг...» с использованием фрагментов книги И. И. Пущина «Записки о Пушки­не» (см. задания практикума «Читаем, думаем, спо­рим...»). Чтение рассказа Ю. М. Нагибина «Мой пер­вый друг, мой друг бесценный...», комментирование названия рассказа и выполнение заданий практикум «Читаем, думаем, спорим...»











Урок 13. А. С. Пушкин «Узник»

Чтение, рецензия, ответы на вопросы.










Урок 14. А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения. Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Устные ответы на вопросы










Урок 15. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина (урок внеклассного чтения

Выразительное чтение стихотворения «Зимняя дорога» и других стихов о дороге (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворений (по группам). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «эпитет», «метафора», «композиция». Определение роли эпитета, метафоры, композиции в выражении авторской позиции. Практическая работа.Подбор цитат по теме «Пейзаж и его роль в стихотворениях Пушкина о дороге». Самостоятельная работа.Подготовка выразительного чтения наизусть и анализ одного из стихотворений Пушкина о дороге (по выбору). Письменный ответ на проблемный вопрос: «Какие размышления Пушкина о жизненном пути отразились вего стихах о дороге?»







р\р

Урок 16. А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха

Чтение и обсуждение статьи учебника «Двусложные ' размеры стиха». Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих стихотворные размеры. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Практическая работа.Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных размеров стиха. Подготовка к устному и письменному ответу на проблемный вопрос: «Какие „чувства добрые" пробуждает А. С. Пушкин своими стихами?».

Самостоятельная работа.Определение стихотворных размеров. Создание письменного ответа на проблемный вопрос. Чтение романа «Дубровский»











Урок 17. А. С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров.

Чтение статьи учебника «О романе „Дубровский"» и составление её плана. Чтение и пересказ справки об истории создания романа «Дубровский» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устные высказывания по этому плану. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций учебника к роману «Дубровский».

Практическая работа.Составление плана сравнительной характеристики героев: Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Подбор цитат, характеризующих героев.Самостоятельная работа.Чтение романа «Дубровский». Создание письменной сравнительной характеристики Троекурова и Дубровского-старшего. Создание иллюстраций к эпизодам романа и подготовка к их презентации и защите
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
«Литература» 8 класс М., «Просвещение», 2011 год составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа по истории 6 класса разработана на основе Основной...
Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с учётом авторской программы...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа по истории для 6 класса на 2013-14 учебный год...
Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории основного общего образования, с учетом авторской...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconПрограмма по литературе для 10 класса создана на основе федерального...
Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 5 класса...
Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального...
Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Федеральному компоненту Государственного стандарта образования и базисному учебному плану образовательного учреждения на 2014-2015...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа на 2014-2015 учебный год
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса...
Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе...
Обеспеченность учебно-методической документацией (за полный прошедший учебный год) по дисциплине «Адвокатура»
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в умк под редакцией Г. И. Беленького...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа курса химии (разработана на основе Примерной программы...
Вания по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений « iconРабочая программа по геометрии составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск