Программа государственного экзамена по русскому языку





Скачать 113.61 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по русскому языку
Дата публикации06.11.2014
Размер113.61 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.КАНТА

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА СЛАВЯНО-РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ


Программа государственного экзамена
по русскому языку

Специальность: 031001.65 «Филология»

Специализация: «Русский язык и литература»

Калининград

2013

Составители:

Д.ф.н., профессор Н.Г. Бабенко

Д.ф.н., профессор Г.И. Берестнев

К.ф.н., доцент А.Н. Черняков

К.ф.н., доцент Лукьяненко


Утверждено на заседании кафедры славяно-русской филологии
«___» ____________ 2013 г.

Зав. кафедрой к.ф.н., доцент Н.Е. Лихина

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Программа государственного экзамена по русскому языку нацелена на объективную оценку языковедческих компетенций выпускника. Экзамен включает:

  1. ответ на спецвопрос в виде представления членам ГАК предварительно подготовленного реферата по научной тематике, предложенной кафедрой славяно-русской филологии;

  2. ответ на вопросы экзаменационного билета. Тематика вопросов и заданий экзаменационного билета является комплексной и соответствует основным разделам учебных циклов (фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, история русского языка), формирующих конкретные компетенции.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ФОНЕТИКА

  1. Классификация звуков русского языка (общая характеристика). Физиолого-артикуляционные принципы (основания) классификационного деления и группировки. Определение значения основных терминов классификации. Практическое применение классификационного описания. Понятие о качестве звука.

  2. Классификация гласных звуков.

  3. Классификация согласных звуков.

  4. Фонетические процессы (позиционные и комбинаторные изменения звуков в реальном потоке речи), их причины, механизмы и следствия. Чередования звуков.

  5. Фонетическая транскрипция.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

  1. Значение слова. Компонентный состав лексического значения и компонентный анализ. Структура значения слова. Компонентный строй лексического значения в когнитивной точки зрения. Типология семантических компонентов.

  2. Многозначность слова. Многозначность как проявление вариантных значений в лексике. Соотношение понятий варианта и инварианта. Две модели лексического значения (полевая и парадигматическая). Типы лексической многозначности: по отношению производности, по выраженности связи между семемами.

  3. Метафора в русском языке. Определение метафоры. Понятие основания метафоризации. Сущностные характеристики метафоры. Классификация метафор. Алгоритм разгадывания метафоры. Метафоры языковые и когнитивные. Предметные метафоры в культуре.

  4. Метонимия в русском языке. Понятие смежности, относительность представлений о смежности явлений действительности. Классификации метонимий. Роль принципа метонимии в лексике. Проявление принципа метонимии в грамматике. Метонимия с точки зрения фреймовой семантики.

  5. Системные отношения в лексике. Лексическая омонимия и смежные с ней явления. Паронимия, парономазия. Понятие омонимов. Пути возникновения омонимов в русском языке. Проблема разграничения омонимии и многозначности. Типология омонимов в русском языке. Явления, смежные с омонимией. Паронимы. Парономазии.

  6. Синонимия в русском языке. Ключевые понятия темы: синонимический ряд, его доминанта. Типология синонимов. Синонимия и многозначность. Явление нейтрализации значений у синонимов: нейтрализация средствами контекста, «познавательная инерция». Функционально-стилевая роль синонимов.

  7. Антонимы, их типы и роль в лексико-семантической системе языка. Понятие антонимии и антонимов. Антонимы с точки зрения компонентного состава лексических значений. Типологии антонимов: с точки зрения семантической противопоставленности, с морфологической точки зрения. Антонимия и полисемия. Антонимы общеязыковые и окказиональные. Квазиантонимы. Стилевые функции антонимов.

  8. Конверсивы в системе русского языка. Понятие конверсивов. Характеристики и свойства конверсивов. Конверсивы в их отношении к синонимии и антонимии. Способы образования конверсивов: «естественная» конверсия в языке, конверсивы-существительные, прилагательные, наречия. Типологии конверсивов с точки зрения мантики, грамматики.


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  1. Основные понятия морфемики. Понятия морфемы, морфа, основы слова, типы морфем по месту в структуре слова, по функции (словообразовательные, формообразующие и словоизменительные морфемы, корневые и аффиксальные), по продуктивности.

  2. Понятие морфонемы и явления морфемного шва. Морфонема как ряд чередующихся звуков, представленных в разных морфах одной морфемы; альтернации, интерфиксация, интерференция, усечение производящей основы как явления морфемного шва.

  3. Способы словообразования. Лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический, морфологический (аффиксальный и безаффиксный) способы словообразования. Словообразование в синхронии и диахронии.

  4. Словообразовательная система и ее составляющие. Словообразовательные пара, цепь, парадигма, гнездо как составляющие словообразовательной системы, включающие однокоренные слова. Словообразовательные категория и тип как составляющие словообразовательной системы, включающие разнокоренные слова.


МОРФОЛОГИЯ

  1. Понятие части речи. Принципы классификации словоформ по частям речи. Часть речи как грамматический класс слов, объединенных частеречным значением, общностью основных грамматических категорий и характером словоизменения. Семантический, формальный (грамматический) и синтаксический принципы классификации слов по частям речи.

  2. Характеристика именных грамматических категорий. Род, число, падеж как именные грамматические категории. Словоизменительные, классификационные и комбинированные именные категории.

  3. Характеристика глагольных грамматических категорий. Вид, время, наклонение, залог, лицо как глагольные грамматические категории. Словоизменительные, классификационные и комбинированные глагольные категории.

  4. Характеристика грамматических парадигм знаменательных частей речи. Понятие грамматической парадигмы, субпарадигмы (подпарадигмы). Субпарадигмы, составляющие грамматические парадигмы существительного, прилагательного, глагола. Минимальная и максимальная численность парадигм существительного, прилагательного, глагола. Дефектные (ущербные) парадигмы.

  5. Характеристика служебных частей речи. Типология предлогов, союзов и частиц в аспектах происхождения, структуры, лексического значения.

  6. Характеристика междометия. Место междометия в системе частей речи. Разряды междометий по образованию. Междометия, обслуживающие сферу эмоциональных оценок, волеизъявлений и этикета. Синтаксические функции междометий.


СИНТАКСИС:

  1. Понятие синтаксической единицы, разновидности синтаксических единиц. Понятие и статус словосочетания. Типология словосочетаний. Понятие предложения. Типология простых предложений.

  2. Понятие осложнения простого предложения. Общая характеристика осложняющих факторов. Условия обособления второстепенных членов. Вопрос о внеструктурных факторах осложнения простого предложения (вводные конструкции, обращение, присоединительные конструкции).

  3. Общая характеристика сложного предложения. Отличительные признаки сложного предложения. Предложения открытой и закрытой структуры. Типология сложных предложений.

  4. Сложносочиненное предложение. Признаки ССП. Принципы классификации ССП. Традиционная и современная классификации ССП. Понятие второго союзного элемента.

  5. Сложноподчиненное предложение. Типология СПП. Средства связи компонентов СПП. СПП в классификации В.А. Белошапковой. СПП в классификации Н.С. Поспелова.

  6. Бессоюзное сложное предложение. Принципы классификации бессоюзных предложений. БСП в классификациях В.А. Белошапковой и Н.С. Поспелова.


ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Института гуманитарных наук _______
Билет №1
Весь этот день прошел как нельзя лучше. Мы веселились, как дети. Ася была очень мила и проста. Гагин радовался, глядя на нее. Я ушел поздно. Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению. Старик поднял весла — и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу — но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду — и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и любит.

Тургенев И. С. Ася

  1. Дать артикуляционно-физиологическую характеристику звукам в слове дети.

  2. Произведите словообразовательный анализ слов кругом, вниз.

  3. Произведите морфологический разбор имен собственных.

  4. Объясните значение сочетания как нельзя лучше. Приведите антоним слова вниз (по течению). Объясните способ употребления слова заразил.

  5. Выполните синтаксический анализ предложения «Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и любит».

  6. Установите, к каким др.-русск. словоформам восходят деепричастия ГЛЯДЯ, ВЫСЛУШАВ. Укажите, чем можно объяснить появление данной глагольной формы в русском языке.

Рассмотрено на заседании кафедры

Утверждено методическим советом Института гуманитарных наук

«___» ______ 2013

Зав. кафедрой славяно-русской филологии ________ (Н.Е. Лихина)

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦВОПРОСОВ

К ГОСЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ФОНЕТИКА

  1. Изменение произносительных норм в современном русском языке.

  2. Концепция Московской фонологической школы.

  3. Концепция Ленинградской фонологической школы.

  4. Причины и результаты реформ русского языка.

  5. Фоносимволизм. Идеи и методы.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

  1. Современное состояние теории метафоры.

  2. Омонимия и смежные явления как виды системных отношений в лексике.

  3. Паронимы и парономазия в современном русском языке.

  4. Антонимия в современном русском языке. Характеристика словаря антонимов М.Р. Львова.

  5. Компонентный состав лексического значения и компонентный анализ.


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  1. Нулевые аффиксы: понятие, типология, функции.

  2. Словообразовательная система русского языка.

  3. Словообразование имен существительных.

  4. Словообразование глаголов.

  5. Словообразование наречий.

МОРФОЛОГИЯ

  1. Части речи в русском языке: проблема определения и классификации.

  2. Категория падежа имени существительного.

  3. Вопрос о местоимениях в традиционной и современной грамматиках.

  4. Глагол как система форм.

  5. Транспозиция частей речи в современном русском языке.


СИНТАКСИС

  1. Вопрос о статусе словосочетания как синтаксической единицы.

  2. Понятие и проблема присловного распространения.

  3. Синтаксическая связь в биноминативных предложениях.

  4. Детерминанты и коммуникативная структура предложения.

  5. Актуальное членение сложного предложения.

Список основной литературы для подготовки к госэкзамену

по русскому языку:


  1. Бондарко А. В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. РАН. Ин-т лингвист. исслед.. — М.: Яз. славян. культуры, 2005. — 620 с. Режим доступа: НА(1)

  2. Виноградов В.В. Русский язык : (грамматическое учение о слове): научное издание; ред. — редактор Г. А. Золотова. — 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001. — 718 с. Режим доступа: всего 2: ч.з.N1(1), ч.з.N4(1)

  3. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Лексикология, фонетика, морфология: учеб. пособие/ Е. М. Галкина-Федорук, К. В. Горшкова, Н. М. Шанский. — 3-е изд.. — М.: Кн. Дом ЛИБРОКОМ: URSS, 2009. — 408 с. Режим доступа: ч.з.N4(1)

  4. Голанов И. Г. Морфология современного русского языка: учеб. пособие/ И. Г. Голанов. — М.: Академия, 2007. — 253 с. Режим доступа: ч.з.N4(1)

  5. Голев Н. Д. Морфология современного русского языка: учеб. пособ. для студентов в формате "Ноотека" — Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2006. — 208 с. Режим доступа: НА(1)

  6. Грамматический разбор: Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический. Более 4000 слов / [сост.: С. М. Снарская (авт. проекта), Н. В. Соловьев]. — СПб.: Норинт, 2005. — 190 с. Режим доступа: ч.з.N4(1)

  7. Гридина Т. А. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг: учеб. пособие для студентов вузов. / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова. — 2-е изд.. — М.: Флинта: Наука, 2009. – 156. Режим доступа: ч.з.N4(1)

  8. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Флинта, 2005. – 324 с. Режим доступа: всего 2: ч.з.N4(2)

  9. Земская Е. А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь: научное издание. — М.: Яз. славян. культуры, 2004. — 686 с. Режим доступа: ч.з.N 4 (1).

  10. Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология: учеб. пособие для студентов филол. гос. ун-тов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филол. фак. — 2-е изд. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2010 . — 239 с. Режим доступа: ч.з.N4(1)

  11. Лопатин В. В. Многогранное русское слово: избранные ст. по рус. яз. — М.: Азбуковник, 2007. — 743 с. Режим доступа: НА(1)

  12. Мусатов В. Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология. Словообразование: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Флинта: Наука, 2010. – 357 с. Режим доступа: ч.з.N4(1)

  13. Николина Н. А. Словообразование современного русского языка: учеб. пособие/ Н. А. Николина, Е. А. Фролова, М. М. Литвинова. — М.: Академия, 2005. — 160 с. Режим доступа: ч.з.N4(1)

  14. Русская грамматика: [в 2 т.]/ РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; [редкол.: Н. Ю. Шведов (гл. ред.) [и др.]. — [Репр. изд.]. – Т. 1-2. М.: Ин-т рус. яз. РАН, 2005. Режим доступа: ч.з.N4(1)

  15. Современный русский язык: [учеб. для филолог. спец. вузов]/ [В. А. Белошапкова, В. Н. Белоусов, Е. А. Брызгунова [и др.] ; под ред. В. А. Белошапковой. — 3-е изд. испр. и доп.. — М.: Азбуковник, 1997. — 926 с. — Библиогр.: с. 904-913. — ISBN 5-89285-005-6: 26.00 р. Имеются экземпляры в отделах: всего 191: УБ(188), ч.з.N8(1), ч.з.N1(1), НА(1)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа государственного экзамена по русскому языку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти данные свидетельствуют об устойчивой положительной динамике результатов единого государственного экзамена по русскому языку в...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconМетодические рекомендации по вопросам проведения государственного...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconСоответствие учебно-методических комплектов “Matrix” издательства...
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconЕгэ по русскому языку
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе
Программа государственного экзамена по русскому языку iconЕгэ по русскому языку
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 8 классе
Программа государственного экзамена по русскому языку iconЕгэ по русскому языку
Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по русскому языку 27 мая...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 9 класс
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 7 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции М. Т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. «Программа по русскому языку». // Программы...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной...
Планирование составлено на основе Государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по русскому языку...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconГ. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной...
Государственного стандарта, Примерной программы (основного)общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconПрограмма и методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс)
Настоящая программа разработана для выпускников IX классов и направлена на подготовку к егэ по русскому языку. Программа создана...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции Т. А. Ладыженской с учетом требований регионального образовательного стандарта Забайкальского...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку рассчитана на изучение русского...
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5-9 классов...
Программа государственного экзамена по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 9 а класс Учитель: Язовских Татьяна...
Государственного стандарта, примерной программы по русскому языку,М., Дрофа,,2008,программы по русскому языку к учебникам для 5-9...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск