Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59





НазваниеГ. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59
страница1/8
Дата публикации15.07.2013
Размер1.29 Mb.
ТипМонография
100-bal.ru > Литература > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Г.Ж. МИКЕРОВА


МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ




Краснодар

2008

УДК

ББК

М 59
Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор

Адыгейского государственного университета

М.Х. Шхапацева
Доктор педагогических наук, профессор

Армавирского государственного педагогического университета

В.И. Спирина
Микерова Г.Ж.

М 59 Моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц: монография /Г.Ж. Микерова. Краснодар, 2008. – ___с.

Монография посвящена обоснованию моделирования и проектирования методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц. Рассматривается структурно-описательный уровень модели методической системы, подробно представлены подсистемы: 1) формирования орфографического навыка; 2) обучения грамматике; 3) развития речи и творческого лингвистического мышления учащихся начальной школы.

Адресуется специалистам в области начального образования, педагогики и методики обучения русскому языку, преподавателям вузов, аспирантам, студентам и слушателям институтов дополнительного образования подготовки и переподготовки педагогических кадров.

УДК

ББК
ISBN ©

© Микерова Г.Ж., 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель концепции модернизации российского образования на период до 2010 года состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, в частности, достижения нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. В рамках модернизации обучения в начальной школе предстоит существенно расширить и закрепить возможности качественного изучения русского языка.

Ученые в своих исследованиях отмечают, «что нужно в корне изменить сложившуюся ситуацию с русским языком: очистить средства массовой информации от английского языка и все внимание сосредоточить на изучении русского языка в школах и вузах…, ибо Россия пока еще Великая держава» [81; С.123].

Основоположник технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниев обосновал теоретические основы данной технологии с позиции дидактики и методики обучения математике, его последователи исследовали дидактико-методические аспекты математики, физики, химии, т.е. естественнонаучной области. Между тем исследований в области лингводидактики, в частности проблеме моделирования и проектирования методической системы обучения русскому языку младших школьников, основанной на идее УДЕ, почти не имеется.

В предыдущих работах, посвященных идее УДЕ, мы отследили сущность и генетические корни технологии УДЕ, эффективность экспериментальных моделей укрупненных дидактических единиц.

В предлагаемом издании обоснованы основы моделирования и проектирования методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц и подробно описаны структурные компоненты обучения по этой системе.


1. Концептуальные подходы к Моделированию и проектированию методической системы обучения по технологии УДЕ
Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности [110]. В концепции отображен переход от теории к практике – от методологических оснований к собственно теоретическим положениям; в конечном счете формируются конкретные условия (требования) к проектированию и моделированию методической системы (Н.А. Асташова, С.П. Белых, В.И. Генецианский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, С.М. Маркова, В.М. Монахов, В.М. Полонский, В. Розин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Ю.С. Тюнников, Э.Г. Юдин, Н.О. Яковлева и др.).

Модель концепции методической системы обучения по технологии УДЕ включает три блока: логико-методологический, психолого-педагогический и технологический (Рис. № 1).

Рис № 1. Модель концепции методической системы обучения

русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе


Логико-методологический блок включает стратегию и теоретические основы моделируемого процесса. Стратегия предполагает максимальное использование ресурсов внутрипредметной интеграции и межпредметных связей. Теоретическую основу составляют следующие положения: (1) технология УДЕ является вариантом содержательного обобщения; (2) совместная педагогическая деятельность субъектов процесса обучения русскому языку в начальных классах отражает содержательное обобщение, состоящее из интегративных единиц усвоения, которые имеют взаимосвязанные, а иногда взаимоисключающие части и образуют целостность; (3) процесс обучения обусловлен закономерностями философии, логики, психофизиологии, дидактики, психологии, лингвистики. Среди них в технологии обучения русскому языку в начальных классах по УДЕ выделяются закономерности: процесса обучения, высшей нервной деятельности; функционирования оперативной и долговременной памяти, воображения, мышления; развития личности младшего школьного возраста, творческой деятельности, процессов усвоения понятий, знаний, умений и навыков, связи языка и мышления; (4) включение лингвистических оснований для содержательного обобщения, среди которых основными являются: системная связь языка и мышления; представления о языке как сложном многосистемном явлении, все стороны которого находятся между собой в диалектическом взаимодействии и единстве; теория инварианта словообразовательного типа; понятие о морфологии и синтаксисе, как двух тесно взаимосвязанных, взаимообусловленных разделов грамматики; синтагматические и парадигматические свойства лексических единиц и их единство; сочетаемость слов, которая определяется конкретным лексическим значением и грамматическими признаками сочетающихся слов, отражающими постоянный процесс взаимодействия лексики и грамматики; связь ряда синтаксических единиц: словоформа + словосочетание + предложение (простое и сложное) + сложное синтаксическое целое (ССЦ); (5) система лингвистических понятий при обучении русскому языку по технологии УДЕ выступает как основа и средство; (6) в процессе обучения русскому языку по технологии УДЕ нужно, учитывая природные особенности младших школьников, опираться на методологические и психологические основы их развития, обеспечивать усвоение содержания учебного предмета при одновременном учете операционного и мотивационного аспектов учения; (7) по технологии УДЕ процесс обучения русскому языку в начальных классах от содержательно-операционного переходит на операционно-содержательный уровень и вновь восходит к содержательно-операционному; (8) эффективность процесса обучения русскому языку младших школьников зависит от: комплексной постановки целей и задач урока; выделения главного в учебном содержании; выбора методов и их сочетаний согласно дидактическим условиям; постоянного изучения учащихся с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения; (9) уроки по технологии УДЕ, построенные сознательно на необходимости укрупнения знаний, направлены на окружение основного понятия, на наращивание знаний вокруг логического ядра урока, на повторение материала через его развитие, преобразование.

Психолого-педагогический блок включает подходы, принципы, систему целей, содержание методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе.

Современный русский литературный язык – результат длительного исторического развития. Лингвистический анализ легко обнаруживает в нем следы влияния предшествующих эпох. Вскрытие этих «отложений» в современном языке, несомненно, будет содействовать усвоению многих явлений современного языка. Отсюда – необходимость исторического подхода к некоторым фактам языка, изучение их не только в современном состоянии, но и в их историческом развитии.

Технология УДЕ направлена на системный подход к обучению. Многократный возврат к изучаемому материалу в связи с новыми знаниями, «движение по спирали» к более глубокому их усвоению может быть осуществлено лишь при системном подходе к обучению, когда вопрос о целесообразности и месте возврата к ранее изученному решается на основе анализа всей совокупности подлежащих усвоению единиц информации и взаимосвязей между ними. Отсюда основными и ведущими при обучении русскому языку по технологии УДЕ являются исторический и системный подходы.

Обучение русскому языку по технологии УДЕ отвечает требованиям принципов: общепедагогических (воспитывающий и развивающий характер обучения; сознательности; прочности; связи теории с практикой; наглядности; систематичности и последовательности); лингводидактических (комплексности; коммуникативности; функциональности; ситуативности; связи развития устной и письменной речи; развития чувства языка; взаимосвязи между уровнями языка); методических (внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи; понимания языковых значений; различения сообщающей и стилистической функции языковых единиц; связи развития устной и письменной речи), специфических (совместного и одновременного изучения взаимосвязанных (противоположных или аналогичных) действий и операций; рассмотрения во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий (деформированных упражнений); дополнительности в системе упражнений; обращения структуры упражнений; выявления сложной природы фактического знания, достижения системности знаний; обеспечения единства процессов составления и решения учебных задач, предложений, текстов и т.п.); психолого-педагогических (проблемности; индивидуализации и дифференциации; гармонического развития различных компонентов мышления; формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности; специальной организации мнемической деятельности), которые в процессе обучения интегрируются. Интегративное взаимодействие осуществляется на основе выделения укрупненных дидактических единиц в каждой науке: дидактике, лингвистике, методике обучения русскому языку, а также их взаимодействием в процессе реализации на одном уроке. Кроме этого принцип интегративности содержательных и процессуальных компонентов обучения выступает как структурно-системнообразующий при моделировании технологии УДЕ.

Система целей концепции методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе разрабатывалась с учетом её сущностных признаков и принципов. Общая цель состоит в одновременном и совместном формировании лингвистического единства содержательного, операционного и мотивационного компонентов мыслительной деятельности младших школьников, частными целями – стратегические задачи составных компонентов методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе.

Содержание концепции методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе отличается тем, что: (1) интегрируются: содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и разносторонний процесс учебной деятельности учащихся и общение между участниками учебного процесса, в котором складываются разнообразные отношения; (2) содержание учебного предмета русский язык представляет единство исторического и логического; (3) происходит укрупнение единиц усвоения, т.е. совместное изучение логически различных понятий, обладающих информационной общностью; (4) достигается целостность знаний, превращение отдельного знания в систему взаимодействующих знаний; (5) происходит окружение основного изучаемого понятия вспомогательными, нара­щивание знаний вокруг логического ядра урока, повторение материала на уроке через его развитие, преобразование; (6) осуществляется определенное структури-рование материала учебного предмета – русский язык, которое приводит к системности знаний учащихся.

Технологический блок модели концепции методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе включает педагогический инструментарий процесса обучения, систематизированный в соответствии со стратегическими задачами составных компонентов методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе. Он представлен определенными методами, приемами, средствами. В комплексе используются репродуктивные и продуктивные методы и приемы: противопоставление; составление слов, предложений, придумывание рассказов, сказок, сочинение стихотворений и т.п.; моделирование; проблемные ситуации; приемы «анализ через синтез», образное представление объекта, эвристические, алгоритмические, конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии ассоциаций и др. В различных комбинациях применяются следующие идеальные и материальные средства обучения: определенные виды наглядности в технологии УДЕ; структурирование учебного материала в программе и учебниках; логика построения урока; виды связи внутри каждой темы; использование наглядности при подаче учебной информации одновременно на всех четырех кодах: рисуночном, числовом, символичес­ком и словесном; укрупненных упражнений, содержащих четыре компонента: а) исходное задание, б) обратное задание, в) составление и решение задания, аналогичного исходному, г) обобщенное задание; мат­ричные задания; деятельностный компонент с использованием опорных средств; многосторонне-содержательные упражнения; задания на выбор; занимательность содержания; логическая стройность; доказательность; глубина научных знаний; особая творческая обстановка взаимосотрудничества в классе; индивидуализация заданий с постепенным их усложнением; помощь в преодолении встречающихся препятствий; создание специальных учебных ситуаций успеха.

Данные концепты положены в основу проектирования модели методической системы обучения по технологии УДЕ в начальной школе. При построении модели мы опирались на проектные характеристики, выделенные Ю.С. Тюнниковым [114]: целе-функциональные, логико-содержательные, организационно-управленческие, инструментально-технологические.

Целе-функциональные характеристики включают функции и цели методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе. Генеральная цель данной системы состоит в формировании умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме для осуществления коммуникации. Она подразделяется на цели воспитания, обучения и развития.

Цели воспитания включают формирование сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, дружбы, ответственности, любознательности, сознательного отношения к учению, интереса к учебному предмету русский язык, любви к труду, к родине, к родному языку, воспитание стремления к продуктивному общению и т.д.

Цели обучения: формирование системы лингвистических понятий, обеспечение качества знаний, умений и навыков по русскому языку.

Цели развития: всестороннее развитие восприятия, внимания, наблюдательности, живых представлений, памяти, мышления, (в частности творческого, лингвистического), речи учащихся; самообучение.

Функции моделируемого процесса раскрываются через функциональное поле, под которым следует понимать область их активного зарождения и влияния на процесс обучения. Они влияют на познавательную самостоятельность учащихся; выбор вариантов обобщения лингвистического материала, отношение к учебному предмету русский язык и лингвистическому материалу; творческую активность; общение с учителем и другими учащимися, сотрудничество с ними; уточнение непонятного; восприятие учебной информации.

Логико-содержательные характеристики включают уровни, этапы процесса, отбор содержания.

Модель методической системы технологии УДЕ представлена в двух уровнях: структурно-описательном и структурно-графическом. Структурно-описательный уровень основывается на выделенных нами укрупненных лингводидактических единицах: «орфоэпия + орфография + словообразование + состав слова», «морфология + синтаксис», «синтаксис + связная речь», которые в процессе обучения русскому языку в начальной школе и образуют эту систему. Она условно представляется в виде трех подсистем: 1) формирование орфографического навыка на основе фонетики и морфемики; 2) обучение грамматике на основе связи морфологии, синтаксиса и сочетаемости слов; 3) система развития речи и мышления на основе синтаксиса и теории связной речи. Все подсистемы органически связаны в процессе обучения русскому языку. Каждая подсистема имеет свою структуру, реализуется через определенные методы, приемы и средства. Структурно-графический уровень модели методической системы основан на моделировании как одном из дидактических средств наглядности (морфологическая модель предложения, синтаксическая модель предложения, модели склонения, спряжения, модели образования родственных слов и т.п.). Каждая подсистема структурно-графического уровня методической модели обучения по технологии УДЕ представлена своей учебной моделью.

Этапы процесса обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе носят циклический характер, поскольку в данной технологии реализуется принцип восходящей спирали: к одним и тем же лингвистическим понятиям учащиеся возвращаются много раз, закрепляя и расширяя их. В процессе обучения учитываются этапы формирования мыслительной деятельности учащихся. Они взаимосвязаны с формированием позитивной мотивации и знаний от репродуктивного через конструктивный к творческому уровню.

Конкретизация содержания отражается в авторской программе и авторских учебных пособиях «Русский язык 1», «Русский язык 2», «Русский язык 3», [69; 70; 71;] которые построены с учетом принципов технологии УДЕ.

Организационно-управленческие характеристики включают организацию и последовательную деятельность субъектов процесса обучения. Организация учебного процесса обеспечивается фронтальной, групповой и индивидуальной работой в обстановке сотрудничества, взаимопомощи. Последовательная учебная деятельность субъектов процесса обучения осуществляется благодаря реализации принципа интегративности содержательных и процессуальных компонентов и интеграции общепедагогических, психолого-педагогических, лингводидактических, специфических (технологии УДЕ) и методических принципов.

Инструментально-технологические характеристики опреде-ляют педагогический инструментарий моделируемого процесса, включая педагогические средства, методы, формы, используемые с целью эффективности методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ.

В подсистеме формирования орфографического навыка, которая является составной частью общей методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ в начальной школе, был реализован I блок – орфоэпия+орфография+словообразование + +состав слова. Первоначальное обучение грамотному письму включает в себя два этапа: 1) изучение фонем и обучение написанию букв (лексика+фонетика+графика); 2) обучение письму на основе правил слоговой орфографии (фонетика+морфе-мика+морфология+синтаксис). То есть, обучение грамотному письму (орфография) базируется на укрупненных лингвистических блоках: лексика+фонетика+графика, фонетика+морфемика+мор-фология+синтаксис и является связующим звеном этих укрупненных лингвистических единиц. При формировании орфографического навыка в технологии УДЕ учитывается его психофизиологическая природа: общая структура орфографического действия (грамматический и графический компоненты), функциональная связь «слухоречедвигательный образ слова→зрительный образ буквы→рукодвигательный образ буквы→рукодвижение», преобразование зрительно-рукодви-гательного навыка и речерукодвигательный. Система формирования орфографического навыка по технологии УДЕ состоит из подсистем: (1) формирование орфографического действия, (2) освоение навыка фонемного письма, (3) освоение правил орфографии, (4) коррекция орфографического навыка. Коррекция орфографического навыка в технологии УДЕ происходит благодаря методам перемежающего сопоставления аналогичных или противоположных орфограмм, комментированию, орфографическому проговариванию, использованию моделиро-вания слов и выведении схемы словообразовательного типа (СТ), обучению быстрому письму, корректорскому чтению, систематической работой над ошибками.

При обучении грамматике по технологии УДЕ был реализован II блок – морфология + синтаксис. Обосновав этот блок с позиции лингвистики, мы пришли к выводу, что части речи в начальной школе по технологии УДЕ должны изучаться на синтаксической основе с применением морфологической модели предложения. Грамматические понятия вводятся с помощью определенных моделей, что позволяет на основе обобщений конкретизировать их, развивая творческий потенциал учащихся и их лингвистическое мышление. Для этого в технологии УДЕ использовалось специфическое действие «словоподстановки», также: модели-рование, коллективное составление предложений, проблемные методы, использование специфической наглядности, деформи-рованных упражнений, матриц, обратных действий с понятиями.

В процессе обучения русскому языку по технологии УДЕ в целях развития мышления и речи была разработана и реализована определенная система работы. Она условно делится на два этапа: 1 этап: (1-3 классы) подготовка к свободному владению письменной речью; 2 этап (3-4 классы) написание творческих работ на уроках развития речи и уроках «Фантазии». Взаимосвязь между различными сторонами работы по развитию речи в технологии УДЕ решается двумя путями. Первый путь – изучение языковых средств в их отношении к средствам другого, высшего уровня. Второй путь – рассмотрение языковых средств в их соотношении к связной речи, к тексту, к высказыванию.

В целях развития мышления и речи использовались комплексы упражнений. Комплексное воздействие на сознание обучаемого реализовалось через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий. Методы, приемы, средства: сравнение и противопоставление текстов; алгоритмитизация; использование изобразительного творчества младших школьников; витализация; осуществление взаимопомощи учащихся при написании творческих работ. Представим лингвометодическую модель обучения по технологии УДЕ (Рис. № 2).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconИнновационные технологии в системе обучения русскому языку школьников...
М. т баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М. т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку. //Программы...
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconПрограмма по французскому языку для 4 классов общеобразовательной...
Она нацелена на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного...
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных...
Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование...
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconУчебное пособие Краснодар, 2014 г. Удк 658. 8 Ббк
Муратова А. Р. Управление продажами: Учебное пособие. Краснодар, 2014 г. – 110 с
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconБиблиографический указатель Махачкала, 2008 ббк 78,5 л 52 удк 002...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconОбластное государственное бюджетное учреждение «региональный центр...
«Обучение русскому языку и культуре школьников-инофонов в контексте этнокультурного образования» учебного модуля «Развитие у школьников...
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconУрок в Образовательной системе «Школа 2100»
Использование технологии проблемно – диалогического обучения для формирования универсальных учебных действий младших школьников в...
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconПроектирование и проведение уроков иностранного языка в соответствии...
Рассмотрим возрастные особенности младших школьников при организации процесса обучения иностранным языкам
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconВиды языковых и коммуникативных игр для обучения английскому языку младших школьников
«Виды языковых и коммуникативных игр для обучения английскому языку младших школьников»
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconУдк 378: 303 тестирование как инновационная форма контроля
Целью работы является проектирование программного человеко-машинного интерфейса для социально-ориентированной системы поддержки очного...
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconZarlit современнаяпоэзия : русскаяизарубежная краснодар 2011 удк...
С современная поэзия: русская и зарубежная (сборник статей) / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: zarlit, 2011
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconРабочая программа по русскому языку
Учебный предмет «Русский язык»занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности...
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconПовышение качества подготовки выпускников к егэ по русскому языку...
Вступительное испытание по русскому языку в ргау-мсха имени К. А. Тимирязева и его филиале проводится в форме тестирования
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconРабочая программа по русскому языку 9 а класс Учитель: Язовских Татьяна...
Государственного стандарта, примерной программы по русскому языку,М., Дрофа,,2008,программы по русскому языку к учебникам для 5-9...
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconРабочая программа по русскому языку 11 класс, базовый уровень
Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Г. Ж. Микерова моделирование и проектирование методической системы экспериментального обучения русскому языку младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц краснодар 2008 удк ббк м 59 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное моделирование и проектирование»
Целью освоения дисциплины «Социальное моделирование и проектирование» является выработка знаний, умений и навыков у будущих бакалавров-социологов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск