Скачать 0.71 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный технический университет гражданской авиации ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ Пособие по изучению дисциплины планы семинарских занятий для студентов 2-го курса по специальности связь с общественностью 030602. Москва – 2007 1. Цель и задачи дисциплины 1.1. Цель преподавания дисциплины. Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Логика" и предназначена для обучения студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования по специальности «Связь с общественностью». Основной целью и задачей дисциплины "Логика" является выработка у обучаемых знания необходимых условий правильного мышления и умения пользоваться этим знанием в условиях практической деятельности сотрудников по связям с общественностью. Овладение с помощью логических задач и упражнений (на материале общественной теории и практики) элементарными основами логики как науки позволит студентам образовательных учреждений более осознанно и грамотно пользоваться общечеловеческими формами и законами мышления, формируя его точность, ясность, последовательность и непротиворечивость. Последнее образует важнейшую составляющую в профессиональной подготовке студентов, как с точки зрения формирования культуры мышления, так и для подготовки условий для последующего глубокого освоения общественных и специальных дисциплин. Убеждение — одна из главных проблем и задач интеллектуальной деятельности, вклад в решение которой принадлежит многим наукам: психологии, философии, логике, риторике и др. Задачи курса: – знакомство студентов с тематикой, проблематикой и методологией убедительной аргументации; – формирование умений донести свою точку зрения до собеседника; – выработка устойчивых навыков и умений логически правильного и аргументированного успешного изложения (письменного или устного) различных проблем и вопросов; – знакомство с приемами и способами доказательного и убедительного ведения диалога, его разновидностями: дискуссии, полемики, спора; – распознавание уловок и некорректных логических приемов, используемых при аргументации в манипулятивных целях. В результате изучения дисциплины выпускники должны получить необходимый комплекс знаний и умений: 1.2.1. Студент должен иметь представление: - об общей природе человеческого мышления и особенностях логической теории мышления, правилах и требованиях аргументации. 1.2.2. Студент должен знать:
1.2.3. Студент должен уметь:
1.2.4. Студент должен иметь навыки:
- применения таблиц истинности при анализе рекламных продуктов, политических стереотипов, манипулятивных форм воздействия. Необходимость курса логики для подготовки специалиста в области связей с общественностью доказана не только "логикой", но и практикой развития (ПР). Практические навыки специалиста по связям с общественностью определены спецификой процесса убеждения. Требуются неоспоримые доказательства выгоды того или иного товара, товарного знака, организации в целом для потребителей. В эпоху маркетинга, когда предложение опережает спрос, логика позволяет «удержать» основных стейкхолдеров компании или властной структуры. С другой стороны, изучение контрарности и контрадикторности понятий оказывается важным фактором в оценке конкурентоспособности организаций. Для повседневной работы ПР (составление ПР-сообщений, ньюс-релизов, взаимодействия на уровне переговоров) требуется применение индуктивных и дедуктивных методов логики, владение теоретическими основами аргументации, знание типичных логических ошибок, применение таблиц истинности к рекламным продуктам. Для оценки целевой аудитории удобны методы логики графов. В продвижении фирмы и товара на рынке важную роль играет техника владения вопросами. Логика вопроса и способы нахождения истины разработаны в логике высказываний. При помощи приведения суждений к нормальным формам (дизъюнктивной и конъюнктивной) специалист способен адекватно оценить эффективность деятельности организации (внутренней ПР). Формы контроля: - текущий контроль обеспечивается еженедельным тестированием во время лекции (10-минутный тест, состоящий из логических задач). Формами текущего контроля в процессе изучения курса являются: контрольные на знание логических терминов, проводимые на семинарских занятиях; проверка освоенного материала посредством специальных тестов; письменные работы реферативного характера, доклады. Контрольные работы и тестовые испытания служат для проверки текущей успеваемости студентов и фиксируются преподавателем в своем журнале. - промежуточный контроль осуществляется системой домашних заданий и тренингов; - итоговый контроль обеспечивается проведением зачета по всему материалу курса. Итоговая оценка является средней по сумме баллов, набранных студентом в течение семестра и с учетом посещаемости. По окончании курса проводится зачет по всему учебному материалу. Оценки за зачет имеют официальный характер и фиксируются в соответствующих документах (ведомостях, зачетных книжках). Виды занятий и методика обучения В преподавании курса используются следующие виды занятий: лекции, семинары, консультации (групповые и индивидуальные); письменные работы, тесты, зачеты. На лекциях излагаются ключевые темы курса, дается схема всего курса, обозначаются и устанавливаются вопросы и разделы для самостоятельной проработки. На семинарах в ходе обсуждений и дискуссий закрепляется материал по более сложным разделам курса. Отрабатываются и проверяются навыки самостоятельной работы с текстами логического характера. На консультациях студенты учатся правильно ставить и задавать вопросы, выясняют непонятные для себя проблемы. Преподаватель учит студентов рациональному построению ответов на экзаменационные вопросы, правильно строить план ответа, дает определения сложных терминов и т. п. Письменные работы (тесты) служат для выработки и формирования устойчивых навыков убедительно отстаивать и излагать свою точку зрения, умений распознавать свои и чужые логические ошибки. На тестах и зачетах проводится проверка знаний студентов (и слушателей) по единым экзаменационным вопросам, а также выявляются и корректируются имеющиеся навыки и приобретенные умения экзаменующихся вести беседу, диалог. При планировании и организации своей деятельности по изучению данного предмета студенты должны исходить из того обстоятельства, что самостоятельная работа по предмету требует не меньше времени, чем аудиторные занятия. Фактически (для хорошего освоения материала) — много больше. При самостоятельной работе над курсом нужно уделить особое внимание отработке понятийного аппарата, свободному владению терминологией. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Наименование разделов, объем в часах. Содержание лекций, ссылки на литературу. Тема 1. Искусство аргументации и культура мышления (2 часа) Литература: 1, 3, 5, 10, 11. Мышление как предмет изучения логики. Особенности человеческого мышления, место логики среди других наук о мышлении. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Требования и условия соблюдения логических принципов. Теоретическое и практическое значение логики. Логика в сфере связей с общественностью. Роль логики в формировании высокой культуры мышления специалистов по связям с общественностью. Литература
9. Дюбуа Ж. Общая риторика. — М., 1984. 10. Искусство разговаривать и получать информацию. — М., 1993. 11. Кохтев Н. Н. Риторика. — М., 1994.
13. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. — Ростов-на-Дону, 1997. 14. Логика и риторика. Избранные тексты. — Мн., 1996. 15. Логика. Логические основы общения: Хрестоматия. — М., 1994. 16. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры. — М., 1994.
22. Франс Х. ван Еемерен, Роб Гроотендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. — СПб., 1992. 23. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. — Ростов-на-Дону, 1994. Тема 2. История теории аргументации ее логических основ (2часа) Литература: 1, 2, 3, 15, 17, 19, 20. Основные этапы развития формальной логики. Аристотель - родоначальник первой логической системы. Особенности его логического дедуктивного учения. Проблемы логики в последующем развитии античной философии и в Средние века. Формирование и развитие индуктивной логики в философии Ф.Бэкона, Дж. Ст. Милля. Возникновение и развитие математической (символической) логики. Математическая логика как современный этап развития формальной логики как науки. Развитие логики в современных условиях. Классические источники
История логики и риторики
Тема 3. Понятие как основа культуры мышления и аргументированного рассуждения (2часа) Литература: 1, 3, 5, 10, 11. Логическая структура понятия. Понятие и слово. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Логическая характеристика понятия: виды понятий по объему и содержанию. Понятия общие (регистрирующие и не регистрирующие), единичные и с нулевым объемом. Конкретные и абстрактные понятия, положительные и отрицательные, понятия в собирательном и не собирательном смыслах. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости и несовместимости. Круговые схемы Эйлера и диаграммы Венна для выражения отношений между понятиями. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная). Значение классификации для юридической науки и практики. Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и ограничения понятий. Пределы ограничения и обобщения понятий. Определение понятий. Правила определения и ошибки, возможные в определении понятий. Виды определений. Номинальные и реальные определения, их виды. Определение через ближайший род и видовое отличие как самый распространенный способ определения понятий. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др. Значение определений в юридической науке и практике. Определение и юридическая норма. Логическая теория определений в практике юридического законотворчества. Значение логических операций над понятиями для осуществления квалификации социальных явлений. Литература
|
Программа курса. План семинарских занятий Методические рекомендации... Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» | Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... | ||
Планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения... Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности... | Планы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция... Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский... | ||
Планы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для... Планы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности «социология» рассмотрены и рекомендованы... | Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения | ||
Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | Планы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения Планы... «Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения | ||
Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования... К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником... | ||
Планы семинарских занятий по предмету «Теория скд» для студентов... Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» | Планы семинарских и практических занятий для направления подготовки (специальности) Криминалистика. Планы семинарских и практических занятий / А. С. Пудовиков, А. Л. Оболкина; Дальневосточныйюрид ин-т мвд РФ. Хабаровск:... | ||
Лукьяновская О. В., Мельниченко Р. Г Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности... | В россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских... Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ | ||
Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения | Планы семинарских занятий Омск 2004 Составитель: М. Ф. Лучанова,... Методические указания предназначены для студентов гуманитарного факультета специальности «Связи с общественностью» дневной и вечерней... |