Скачать 1.2 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство культуры РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Оглавление Организационно-методический раздел дисциплины «Теория социально-культурной деятельности» ………………………………………………..…….3 Тематический план курса «Теория СКД»………………………………………7 Рейтинговая оценка знаний студентов по курсу «Теория социально-культурной деятельности»……………….............................................………..13 Содержание курса «Теория СКД»……………………………...……………...17 Планы семинарских занятий по предмету «Теория СКД» для студентов I курса ОДО, ОЗО…………………………………………………………………48 Требования к выполнению контрольной работы…………………………..…62 Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Теория СКД» (ОДО, ОЗО)..64 Тестовые задания для подготовки к экзамену по «Теории СКД»……...……67 Основные понятия теории социально-культурной деятельности……………78 Рекомендуемая литература…………………………………………………....105 Организационно-методический раздел дисциплины «Теория социально-культурной деятельности» Цель и задачи курса Дисциплина «Теория СКД» ставит своей целью систематизированное и научно-обоснованное изложение сущности и закономерностей организации социально-культурной деятельности профессиональными и непрофессиональными субъектами в условиях свободного времени. Данная цель предполагает решение задач изучения особенностей социально-культурной деятельности правительственных и неправительственных организаций, учреждений, ассоциаций, объединений, фондов культуры, образования, социальной работы. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников Учебная дисциплина «Теория СКД» является составной частью цикла «Социально-культурная деятельность», включающего помимо неё курсы «История СКД» и «Технология СКД». «Теория СКД» выступает в качестве методологической и профилирующей базы по отношению ко всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов учебных курсов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства (ГОС) с присвоением квалификаций «Менеджер СКД», «Технолог СКД», «Постановщик культурно-досуговых программ». В соответствии с концепцией действующего ГОС она является фундаментальной основой для подготовки специалиста, владеющего научно-исследовательскими, учебно-педагогическими, производственно-практическими, научно-методическими, экспертно-консультационными видами и механизмами профессиональной деятельности. Требования к уровню освоения курса В процессе изучения курса «Теория СКД» студентами осваиваются общественные принципы, функции, сферы, субъекты, содержание, средства, методы и формы организации досуга. Они проектируются на различные социальные слои, группы и категории населения, личность с учетом многообразия социокультурных, региональных и национальных условий. В ходе изучения курса студенты должны: а) знать: - основные этапы становления и развития СКД как своеобразного вида государственной и общественной деятельности; - сущность и специфику социокультурной деятельности; - основные факты и закономерности развития культурных процессов; - принципы и функции изучения, сохранения, восстановления и использования культурного наследия; - законы возвышения духовных потребностей и интересов личности; - особенности стимулирования инновационных движений в социокультурной сфере; - ожидаемые и планируемые результаты и перспективы культурной деятельности различных групп населения. б) уметь: - выявлять и критически относиться к реально проявляемым тенденциям социального, культурного и духовного развития общества; - делать продуктивные прогнозы и принимать эффективные управленческие решения в социокультурной сфере; - осуществлять теоретическое моделирование социально-культурных процессов и явлений; - квалифицированно определять динамику культурных потребностей общества, духовных интересов и запросов населения; - свободно владеть профессиональной терминологией специалиста – менеджера социально-культурной деятельности. в) иметь представление о: - теоретических основах СКД как комплексной научной дисциплине; - взаимозависимости и координации теории, технологии и практики СКД; - сферах реализации социально-культурной деятельности; - ведущих структурных компонентах СКД как целостного культурного процесса. Общие требования государственного образовательного стандарта ОПД Ф.01. Социально-культурная деятельность (272 часа) Предмет, цели и задачи, понятийный аппарат и источники курса. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики. Философско-гуманистические основания социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как интегратор общественного взаимодействия и фактор творческого развития личности. Теоретические основы социально-культурной деятельности. Теория социально-культурной деятельности как фундаментальное научно-образовательное направление, синтезирующее научные достижения культурологии, социологии, психологии, педагогики и других отраслей научного знания. Становление и развитие социально-культурной деятельности как направления научных исследований. Основные научные парадигмы социально-культурной деятельности. Основные научные школы в теории социально-культурной деятельности. Сущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности. Сферы реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности: досуг и культурно-досуговая деятельность; народная художественная культура и творчество; рекреация и др. Субъекты социально-культурной деятельности: личность; семья; социальные организации и объединения; отраслевые учреждения и организации. Ресурсная база социально-культурной деятельности: нормативный ресурс; кадровый ресурс; финансовый ресурс; материально-техническая база; социально-демографический и морально-психологический ресурс. Профессиональные и непрофессиональные формы социально-культурной деятельности. Уровни социально-культурной деятельности: индивидуально-личностный; социально-групповой и общественный. Взаимообусловленность личностных изменений и изменений жизненной среды. Факторы дифференциации содержания и форм социально-культурной деятельности, вариативность моделей социально-культурной деятельности. Институциональные формы социально-культурной деятельности: типология, социальные функции, цели, задачи и технологии деятельности учреждений и институтов, выполняющих функции просвещения, эстетического и художественного воспитания, организации досуга, охраны и использования памятников истории и культуры; возможности и механизмы трансформации и внедрения исторически апробированных культурных практик в деятельность социокультурных институтов (культурно-просветительных, религиозных, образовательных, реабилитационных, художественно-творческих, физкультурно-оздоровительных учреждений и организаций). Неинституциональные формы социально-культурной деятельности: типология неинституциональных субъектов социально-культурной деятельности; условия и технологии оптимизации деятельности самодеятельных групп, общественных объединений, клубов, ассоциаций, движений и других субъектов социокультурной жизни. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности. Сущность социально-культурной политики, ее цели, направленность и взаимосвязь с современной практикой. Этнография социально-культурной деятельности; международный обмен и сотрудничество в социально-культурной сфере. Информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности. Современный социальный и культурный статус, профессиональная этика специалиста социально-культурной деятельности. Объем дисциплины для студентов отделения очного обучения ● общие часы – 144 часа ● аудиторные занятия – 72 часа ● лекции – 36 часов ● семинарские практические занятия – 36 часов ● самостоятельная работа – 72 часа ● формы итогового контроля – экзамен в 1 семестре. Объем дисциплины для студентов отделения заочного обучения (5 лет) ● общие часы – 144 часа ● аудиторные занятия – 12 часов ● лекции – 10 часов ● семинарские практические занятия – 2 часа ● самостоятельная работа – 132 часа ● формы итогового контроля: защита контрольной работы, экзамен в 1 семестре. Объем дисциплины для студентов отделения заочного обучения (3 года) ● общие часы – 144 часа ● аудиторные занятия – 8 часов ● лекции – 4 часа ● семинарские практические занятия – 4 часа ● самостоятельная работа – 136 часов ● формы итогового контроля: экзамен в 1 семестре. Тематический план курса «Теория СКД» Очная форма обучения – 5 лет
Форма отчетности: экзамен Заочная форма обучения – 5 лет
Форма отчетности - контрольная работа, экзамен Заочная форма обучения на базе среднего специального образования – 3 года
Форма отчетности – контрольная работа, экзамен РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Оценка степени усвоения учебного материала по данному курсу осуществляется на основе рейтинговой системы. Все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в ходе освоения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале. Для допуска к итоговой аттестации студенту необходимо набрать не менее 60 баллов. Общее количество баллов складывается из суммы баллов, полученных студентом по каждой теме за выполнение обязательных видов работ. Перечень обязательных видов работ включает в себя ответы на семинарах, участие в дискуссиях, подготовку докладов, рефератов, выполнение контрольных работ, тестовых заданий. За выполнение каждого вида работ начисляется установленное количество баллов. При оценке устных видов работ (ответы на семинаре, участие в дискуссиях, сообщение) учитывается степень владения темой, знание фактического материала, логичность суждений, умение грамотно аргументировать свою точку зрения. Тема сообщений формулируется студентом самостоятельно, с учетом содержания занятия. Письменные работы (рефераты, контрольные работы) оцениваются в зависимости от полноты раскрытия темы, степени проработанности литературы и источников, обоснованности выводов. Общий объем реферата должен составлять не менее 10 страниц текста и содержать в списке используемой литературы не менее 8 статей и монографий. В качестве промежуточного контроля предполагается в конце четного раздела выполнение тестовых заданий. В случае если студент не набрал необходимого для допуска к итоговой аттестации количества баллов, он получает дополнительные задания и отчитывается за их исполнение во время собеседования, назначаемого преподавателем. Оценка «хорошо» или «отлично» может быть выставлена студенту автоматически, в случае если сумма набранных им баллов составляет более 75. Шкала перевода баллов в оценки: - от 0 до 59 – «незачет», « не допуск к экзамену»; - от 60 до 75 баллов – «зачет», «допуск к экзамену»; - от76 до 85 баллов – «хорошо»; - от 86 до 100 баллов – «отлично».
Содержание курса «Теория СКД» Раздел 1. Общая характеристика социально-культурной деятельности |
Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... | Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами... | ||
Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения | Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Планы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения Планы... «Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения | Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования... К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с | ||
Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета... Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником... | Планы семинарских занятий новосибирск 2003г. Удк ббк у-01 ... | ||
Книга в истории русской культуры учебно-методический комплекс рабочая... Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов одо и озо, обучающихся по специальности 030901. 65 «Издательское... | Программа курса. План семинарских занятий Методические рекомендации... Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» | ||
Планы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция... Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский... | Планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения... Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности... | ||
Планы семинарских занятий по курсу экономическая теория микроэкономика,... Данное методическое пособие составлено в помощь студентам1-го курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М.... | В россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских... Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ | ||
Планы семинарских занятий по курсу политика доходов и заработной... Данное обстоятельство повышает его важность в процессе обучения, и в то же время предъявляет серьезные требования к уровню такого... | Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по курсу... В соответствии с учебным планом студенты – заочники выполняют одну контрольную работу по методике преподавания естествознания |